План - конспект внеурочного занятия по программе "Занимательная математика"3 класс 21 век
методическая разработка по математике (3 класс) на тему

Старинные русские единицы измерения длины и массы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

                              План- конспект  внеурочного занятия по математике в 3 классе

                     Тема: «Старинные русские меры длины и массы пядь, аршин, вершок, верста, пуд, фунт и др. Решение старинных задач.»

Цель: познакомить  детей со старинными русскими мерами (единицами измерения) длины и массы, с историей их происхождения, научить ими пользоваться, т.е. переводить старинные русские меры длины и массы в современные, расширить знания по математике.

 Оборудование: мультимедийное оборудование (презентация),листы с заданиями, ленты для измерения.

Формирование универсальных учебных действий

Личностные УУД:

Формировать познавательный интерес к учебному материалу

Регулятивные УУД:

Уметь определять и формулировать цель урока, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по плану, оценивать правильность выполнения действия в соответствии с поставленной задачей, вносить коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, высказывать свои предположения.

Коммуникативные УУД:

Уметь выражать свои мысли полно и точно, управлять действиями партнёра (оценивать, корректировать), решать конфликты.

Познавательные УУД:

Выделять познавательную цель, осуществлять сбор информации, классифицировать её, выбирать наиболее эффективный способ решения, прогнозировать результаты вычислений, уметь осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

1.Самоопределение к деятельности(Организационный момент)

Посмотрите, все ли готовы к уроку.

Сегодня у нас много гостей. Поприветствуйте их, подарите им свои улыбки. Улыбка- это радуга души.

Проверяют, готовы ли к уроку.

 Приветствуют гостей.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Объясните смысл поговорок (запись на доске)

От слова до дела- целая верста.

Мал золотник да дорог.

Значение всех слов понятно?

  • Какие слова вам непонятны?
  • Может кто знает значение этих слов?
  • Хотите узнать?
  • Давайте послушаем  небольшое сообщение и определим тему нашего занятия.

Выполняют задание.

О человеке, который много говорит, а мало делает.

Так говорят о чём-нибудь незначительном на вид, но очень ценном.

верста, золотник

Сообщение 1 ученика.

Нельзя представить себе жизнь человека, который не производил бы какие-нибудь, хотя бы самые простые, измерения. Даже для первобытного человека, строившего себе жилище, изготовлявшего простейшие орудия и посуду, применение мер длины и массы было необходимостью. Первым счетным прибором человека были пальцы рук и ног: на сколько он протянет руку, сколько сможет поднять на плечи.

 Те же пальцы, руки, ноги и другие части тела послужили образцами для первых мер длины и массы.

 3. Постановка учебной задачи.

  • Догадайтесь, о чём пойдёт речь на нашем уроке? (О старинных русских мерах длины и массы)
  • - Какие цели мы с вами поставим?

Узнать старинные меры измерения длины и массы, их значение.

4.Изучение нового материала.

Какие же ещё меры длины и массы создал русский народ?

Презентация о старинных мерах длины и массы.

На доске строится таблица учителем.

- Что в результате этой работы мы получили?

- Вернёмся к нашим поговоркам.

- Выясним, их значения.

Сообщение 2 ученика.

Самым древним способом измерения длины на Руси был шаг. Но как мера длины он используется и сейчас. Существует специальный прибор шагомер, похожий на карманные часы, которые автоматически отсчитывают число пройденных человеком шагов.

По ходу презентации каждый ученик заполняет таблицы – длины и массы.)

Таблицу старинных русских мер длины и массы.

Во время презентации

заполняют таблицу:

Меры длины

Меры массы

1.вершок- 4,45 см

1.пуд -16 кг

2.пядь -18 см

2.фунт- 453 г

3.локоть- 45 см

3.лот-12 г

4.аршин-71 см

4.золотник-4 г

5.сажень-2м 10 см

6.верста – 1 км 60 м

5.Первичное закрепление.

Попробуем применить наши знания на практике. Выполним практическую работу.

- Но прежде чем работать в группах, давайте вспомним правила .

-Перед вами у каждой группы на столах лежат ленты.

Измерьте её длину с помощью мерок, находящихся у вас на столах.

Проверка.

Физминутка.

Решение задач.

1г. Определите рост человека, о котором говорят от горшка два вершка, а уже указчик.(высоту горшка считать 25 см).

2г. Купили 10 аршинов ткани. Сколько это метров ткани?

3г. Отрывок из стих.К.Чуковского «Телефон»

-« Что вам надо?- шоколада.

- Для кого?- для сына моего.

- А много ли прислать?

-Да пудов этак 5 или 6:

-Больше ему не съесть.

Он у меня маленький!»

Сколько кг шоколада нужно прислать?

4г. «На исполинском вороном коне самый могучий богатырь Илья Муромец. С удивительной лёгкостью держит «палицу булатную сорока пудов». Чему равна масса палицы в кг?

Игра « Сообрази»

1.Найди лишнее слово:

А) сажень

Б)вершок

В)локоть

Г)сантиметр

Д)аршин

2. Какая мера длины наименьшая?

А) аршин

Б)метр

В) локоть

Г)пядь

3. Раздели на группы: верста,пядь,лот,аршин,золотник,сажень, пуд,локоть.

4.Какая данная мера массы наибольшая?

А)фунт

Б)золотник

В)пуд

Г)лот.

Работа в группах.

Прочитайте задания на карточках. Переведите старинные меры длины в современные единицы измерения.

1 группа

Отрывок из произведения Н.А.Некрасова «Дед Мазай и зайцы».

Вижу один островок небольшой-

Зайцы на нем собралися гурьбой.

С каждой минутой вода подбиралась

К бедным зверькам;

Уж под ними осталось

Меньше аршина земли в ширину

Меньше сажени в длину.

2 группа

Отрывок из произведения А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…».

Царь Салтан с женой простяся,

На добра коня садяся,

Ей наказывал себя

Поберечь, его любя.

Между тем, как он далеко

Бьется долго и жестоко,

Наступает срок родин;

Сына Бог им дал в аршин.

Какой рост новорожденного сына царя Салтана?

3 группа

 Представьте, как выглядели жители подземного города из произведения Антония Погорельского «Черная курица или подземные жители»

« Множество маленьких людей, ростом не более как с пол-аршина»

4 группа

Русская народная сказка.

«Отдал царевич приказание и вскоре явились во дворец 12 добрых молодцев, его верных слуг, все на одно лицо, голос в голос, волос в волос и ростом с сажень.»

Какого роста были добры молодцы?( 2м 10 см)

- Зачем нам знать старинные меры?

- Почему эти меры длины исчезли?

  1. вести себя спокойно
  2. не выкрикивать
  3. быть терпеливым
  4. не говорить всем сразу
  5. каждому активно участвовать в работе группы
  6. уметь договариваться
  7. нужно слушать и понимать друг друга.

1 группа- измерить в вершках-

2 группа-измерить в локтях-

3 группа-измерить в аршинах-

4 группа-измерить в пядях-

25+9 =34 см Когда говорят «От горшка два вершка, а уже указчик»?

10* 71= 710 см= 7м 10 см

16*5= 80 кг

16*6= 96 кг

16*40= 640 кг

Сантиметр

Пядь

На слайде

пуд

меньше 71 см

меньше 2 метров

меньше 71 см

(35-36 см)

2м 10 см

Чтобы лучше понимать и представлять образы, описанные в русской литературе прошлых столетий, в исторической литературе, в сказках, в пословицах и поговорках; тренироваться в счёте

Применение самых разнообразных мер длины затрудняло развитие науки, тормозило развитие производства, мешало установлению торговых связей между странами. Поэтому назрела необходимость введения единой системы мер. 

6.Рефлексия.

-Было интересно…

-Было трудно…

- Я научилась..

- Теперь я могу…

- Меня удивило…

-Мне захотелось…

- Кого заинтересовала тема нашего занятия, можете найти  названия старинных русских мер массы и длины  в различных источниках и подготовить сообщение или поработать над проектом «Старинные русские меры длины и массы»

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План- конспект внеурочного занятия в 1 классе. Тема: "Знаки и символы"

Тема урока: Знаки и символы     Тип урока: Урок - игра     Формы: смотр знаний, игра, работа в группах.     Цель: закрепить представления де...

План-конспект внеурочного занятия по развитию речи в 1 классе Тема "Текст".

План -конспект внеурочного занятия по развитию речи в 1 классе по теме: "Текст".Цель: формирование общего представления о тексте и его признаках( смысловом единстве предложений, их связи друг с другом...

План-конспект внеурочного занятия «Веселый английский» 1 класс Тема: Моя семья

Цель: создание условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в рабочий процесс...

План – конспект внеурочного занятия кружка "Наш край" 1 класс

Занятие посвящено знакомству с символом города Киржача - совой....

План-конспект внеурочного занятия по математике

План-конспект внеурочного занятия по математике( производственная практика)....

План-конспект внеурочного занятия "Занимательная математика"

План-конспект внеурочного занятия "Занимательная математика"...