статья
статья на тему

Хрюкина Марина Николаевна

готов ли ребенок к школе?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotovnost_detey_k_shkole.doc25 КБ

Предварительный просмотр:

М.Н.Хрюкина

«Готовность детей к школе»

МБОУ СОШ № 151

с углубленным изучением

отдельных предметов

Россия, г. Нижний Новгород

9082329278@mail.ru

                                                                                                 

     Первое сентября, наверное, для всех является самым светлым праздником. Для родителей этот праздник связан с будущим детей, для первоклассников это новая деятельность, а значит и новая неведомая жизнь, для детей старшего возраста встреча с друзьями и учителями.
  Требования современной школы таковы, что родители начинают готовить ребенка к школьному обучению задолго до этого, делая упор на интеллектуальные возможности ребенка и забывая про мотивационную сферу ребенка и впоследствии родители сталкиваются с проблемой того, что ребенок может учиться, но не хочет. Для школьного учителя основной проблемой является формирование у ребенка учебной деятельности, другими словами это умение учиться самому. А это формируется благодаря учебно-познавательным мотивам, принятию учебной задачи, контролю и оценке за выполнения данной задачи.

      Основная психологическая проблема начального периода вхождения ребенка в школу обусловлена тем, что не все дети 7-летнего, и особенно 6-летнего, возраста психологически готовы к школьному обучению (несмотря на умение читать и писать). Трудности начального периода обучения сосредоточены вокруг проблемы адаптации, приспособления ребенка к условиям школьной жизни. Социально-психологическая адаптация представляет собой процесс активного приспособления. В этом случае не только среда воздействует на человека, но и он сам меняет социально-психологическую ситуацию. Поэтому адаптироваться приходиться не только ребенку к классу и к учителю, но и самим педагогам к новым для них воспитанникам. Главными моментами, влияющими на социально-психологическую адаптацию в школе, являются следующие:

  • адаптация к новому режиму дня – продолжительность урока, перемены, число уроков, режим питания, домашняя самоподготовка;
  • адаптация к классному коллективу – проблемы приобретения социального статуса, признания сверстников;
  • адаптация к учителю, к системной и последовательной подаче учебного материала, к четкой структуре урока.
  • трудности адаптации, обусловленные изменениями ситуации в домашней обстановке – изменения отношения родителей к ребенку, повышение их требовательности к дисциплине, апелляция к чувству ответственности.

Адаптационные трудности занимают относительно непродолжительный промежуток времени в начале школьного обучения (примерно 2-2,5 мес.). Тяжелее входят в школьную жизнь дети, которые не привыкли к систематическим требованиям. В этом возрасте существенным достижением в развитии личности ребенка становится преобладание мотива «Я должен» над мотивом «Я хочу».

   Младшим школьникам свойственна высокая эмоциональная отзывчивость, и у них сильно развита потребность в движениях. При невозможности удовлетворить эту потребность у ребенка ухудшается внимание, быстрее наступает утомление. Особые трудности испытывают гиперактивные дети. Именно они требуют к себе внимательного отношения родителей, педагогов, психологов.                          
   При затяжном и необычном протекании адаптационного периода следует обратить внимание на состояние здоровья ребенка, так как за этим скрывается возможность обострения каких-либо хронических заболеваний, декомпенсации резидуальной (остаточной) органической мозговой недостаточности. В анамнезе таких детей часто прослеживаются трудные роды или осложнения беременности у матери, болезни ребенка в раннем послеродовом периоде.

   Настораживающими в плане дальнейших проблем в обучении являются следующие особенности поведения младших школьников:

   низкая познавательная активность ребенка: не задает уточняющих вопросов, не проявляет интереса в решении проблемной ситуации, не может сосредоточиться на учебной деятельности;

  • моторная расторможенность, сочетающиеся с эйфорическим фоном настроения и повышенной жаждой бездумных впечатлений;
  • агрессивность и жестокость, особенно по отношению к родным;
  • немотивированные колебания настроения, а также конфликтность, взрывчатость и драчливость по мелким поводам;
  • стремление обратить на себя внимание отрицательными формами поведения;
  • ребенок не слышит слов родителей, но бурно реагирует, когда его не слышат  взрослые.

   Со второго класса начинает складываться детский коллектив, и теперь дети начинают более болезненно реагировать на замечания взрослых, сделанные ими при товарищах, поскольку мнение сверстников приобретает для них весьма важное значение. Начинают выделяться «лидеры» и «отверженные», меняются взаимоотношения детей. И часто дети, не принятые сверстниками, но хорошо успевающие, не хотят идти в школу. Особенно ярко это можно заметить у детей, которые на первый план ставят взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Дети очень ранимые, для которых значимо мнение других, мало проявляющие собственную активность. Как правило, родители, воспитавших таких детей, авторитарны, нацелены на социальное статусное положение, не учитывающие потребности своего ребенка. Родители жалуются, что ребенок необщительный или наоборот неразборчив в установлении контакта и становится ведомым. Это приводит к одному следствию – не принят в школьной среде. И на этом этапе требуется психологическая помощь всей семье.              Все родители объединяются одним желанием – вырастить здорового, счастливого ребенка. И может быть для этого не так много нужно. Просто нужно научиться видеть и слышать своего ребенка, научиться с ним общаться, преодолевать с ним вместе трудности, показывая на своем примере, что все можно преодолеть, только нужно любить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как не стать моральным "уродом"- статья

Меня очень заинтересовала статья Т. Шишовой-журналистки, которая беседовала с кандидатом социологических наук Наталльей Ефимовной Марковой, которая занимается изучением воздействия на детей и подростк...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. Дети и творчество – понятия неразделимые! Малыши

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников.Статья предназначенадля воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста.

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город Казань, 2012 год.

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город ...

Статья в сборнике научных статей

Научные статьи по психологии....

статья "КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ"

Статья для родительского собрания учащихся 3 класса....

Научные статьи и статьи обобщающие педагогический опыт

Оформление педагогических разработок в виде отчётов, рефератов, выступлений...