Главные вкладки

    Вежливые слова.
    классный час (2 класс) по теме

    Разработка классного часа для учащихся 1-4 классов по теме "Вежливые слова".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon razrabotka_klassogo_chasa_vezhlivye_slova.doc58.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка    классного  часа

    "Вежливые слова".

    Автор: Крайнова Ольга Сергеевна.

    Цель: познакомить обучающихся с основами вежливого общения, как друг с другом, так и со взрослыми людьми;

    побудить  задуматься над причинами необходимости вежливого общения и последствиями несоблюдения норм общения.

    Методы и формы работы: беседа, работа в группах.

    Необходимое оборудование: плакаты по теме, листы с текстами для групповой работы. 

    Класс: 3

    Время: 45 минут

    Ход занятия.

    1. Вводная часть.

    Учитель(У).Здравствуйте, дети! Я с вами поздоровалась.

    Как вы думаете, что обозначает слово “здравствуйте”? (Пожелание здоровья и счастья)

     А что для вас означает слово здоровье? Счастье? (Дети отвечают).

    2. Вступление.

    (У). Дядя Стёпа огорчён.

    Рассказал он вот о чём:

    Настя – славная девчонка.

    Настя ходит в первый класс.

    Но давно уже от Насти

    Я не слышу слова… («Здрасте»).

    А слово-то,  какое – очень дорогое!

    Встретил Витю я соседа.

    Встреча грустною была:

    Налетел он как торпеда,

    Налетел из-за угла.

    Но представьте!

    Зря от Вити ждал я слова… (Извините).

    А слово-то, какое – очень дорогое!

    Он про внучку говорил:

    -Экая досада! Я портфель ей подарил,

    Вижу – очень рада!

    Но нельзя ж молчать как рыба.

    Ну, сказала бы… (Спасибо).

    Слово-то, какое – очень дорогое!

                                         (Шкатова Л.А.)

    (У). Ребята, я вижу что вы смеётесь, действительно, стихи кажутся очень весёлыми, а давайте-ка с вами подумаем, а так ли это на самом деле?

    (На доске два рисунка. Сюжеты: подросток бежит на выход из театра, отталкивая на ходу прохожих; в класс зашел взрослый человек, ребята встали).

    (У). - Посмотрите на рисунки. Какое отношение вызывает этот рисунок? А этот? (Дети объясняют)

    - А почему этот рисунок вызвал у вас одно отношение, а этот другое (Дети объясняют)
    - Как вы думаете, а как нужно было поступить в первом случае? Для чего  важно соблюдать нормы поведения и общения? (Ответы детей)
    - Молодцы!

    3. Беседа по теме.

     (У). Мы все разные, но нам приходится находить общий язык, уметь слушать других людей, уважать мнение других людей, быть терпимым к другим. Я прошу вас об этом помнить, когда вы будете работать в группах.

    Кто хочет стать взрослым; успешным человеком?

    Видно, что вы все хотите вырасти, стать образованными, успешными людьми.

    Думаю, что наш мальчик с первого рисунка тоже этого хочет (внимание - на рисунок).

    Что необходимо этому мальчику сделать, чтобы он тоже, когда вырастет, стал успешным взрослым человеком?

    Дети: Предполагаемые ответы:

    Научиться общаться с другими людьми правильно, научиться себя вести, соблюдать правила поведения и общения.

    (У). А как вы думаете, ребята, какие волшебные вежливые слова помогут этому мальчику добиться уважения окружающих и стать успешным человеком?

    ( на доске закрепляются  слова рядом с первым рисунком)

    1. Здравствуйте
    2. До свидания
    3. Разрешите пройти
    4. Будьте добры
    5. Извините, простите
    6. и т.п.

    (У). Ребята, а знаете ли вы, как появились в русском языке вежливые слова?

    Слова с рожденья ждёт жестокий выбор -
    Не всякий возглас в речи выжить мог.
    Но вот звучит во все века спасибо-
    Спаси, мол, брат, тебя за это бог!
    Касаются веков сквозные грани,
    И снова в нас преемственность жива,
    И из старинных лучших пожеланий
    Кроятся наши русские слова.
                             (С.Веселовская).

    Вот такие интересные стихи мы с вами сейчас прочитали. А кто из вас услышал в этом стихотворении вежливое слово? Что это за слово?

    Ответы детей (спасибо).

    (У). Очень хорошо. А кто из вас знает, что означает это слово? Вот послушайте, что написала одна девочка в своем сочинении: «Оказывается, вот из такого старинного русского пожелания «спаси бог» и родилось слово «спасибо»- одно из самых распространённых в русском языке вежливых слов. Когда же мы его употребляем? Конечно, когда хотим поблагодарить.
    В словаре С.И.Ожегова слово благодарность означает чувство признательности к кому-нибудь за оказанное добро, внимание, а выразить это чувство нам помогают специальные вежливые слова, которые есть в русском языке: большое спасибо, благодарю вас, до свидания, пожалуйста. Самые простые, на первый взгляд, слова, а, сколько в них кроется смысла для каждого человека. Ведь ни один из нас не может обойтись без вежливого слова. Наверное, всем людям хочется быть вежливыми, но это не всегда получается, так как они забывают ещё об одном способе проявления вежливости- приветствии. В русском языке существуют десятки способов приветствия: «Здравствуйте», «Доброго здоровья», «Моё почтение», «Добро пожаловать», «Рад вас видеть».
    Мы открываем утром глаза и слышим мамин голос: «Доброе утро!» В течение всего дня мы говорим: «Добрый день», «Здравствуйте». Здороваемся с мамой, папой, бабушкой, дедушкой, братом, сестренкой. Можно поздороваться с котёнком, пощекотав его за ухом, соседям и учителям сказать: «Добрый день»! Итак, целый день, пока, наконец, не наступит вечер, и мы не пойдём спать, сказав всем: «Спокойной ночи»!

    Мне кажется, так приятно жить в мире вежливых слов: все улыбаются, любезны и добры, а какие слова, какая речь, словно на королевском балу. Ведь именно эти слова оказывают на человека положительное влияние: утешают, поднимают настроение, делают его отзывчивым, мягким, добродушным. Вежливые слова приятно слышать и говорить. Мне бы хотелось, чтобы вокруг меня слышалась только вежливая речь, поэтому я и сам стараюсь разговаривать вежливо…

    Очень рад я видеть Вас,

    «Здравствуйте»,- скажу сейчас.

    А когда я ухожу,

    «До свидания»,- всем скажу.

    Много разных слов на свете,

    Очень разные слова.

    Но «спасибо» говорите

    Всем за добрые дела».

    (У). Понравилось вам это сочинение? А какие вежливые слова и выражения вы в нем услышали? (ответы детей)

    4. Физминутка. Упражнение “Вверх по радуге”.

    Встаньте, дети. Закройте  глаза, сделайте  глубокий вдох и представьте, что вместе с этим вдохом вы взбираетесь  вверх по радуге, а, выдыхая, съезжаете вниз, как с горки. Проделаем  это несколько раз. Настроение и чувства улучшатся.

    5. Групповая работа.

    (У). О чём  мы узнали с вами на сегодняшнем занятии?

    Дети: О вежливых словах. 

    (У). Я предлагаю немного поиграть и ответить вот на такие вопросы-загадки. Только помните, что вести себя нужно вежливо никого не перебивать и не выкрикивать ответы с места:

     «Вежливое слова»

    -Расстаётся даже ледяная глыба от слова тёплого… (спасибо).

    -Зазеленеет старый пень, когда услышит…(добрый день).

    -Если больше есть не в силах, скажем маме мы… (спасибо).

    -Когда нас бранят за шалости, говорим…(прости, пожалуйста).

    -И во Франции и в Дании на прощание говорят…(до свидания).

    (У). А теперь мы с вами попробуем разобрать ситуации и решить, как надо было правильно в них поступить.

    Класс делится на группы по 5-6 человек.

    Каждой группе даётся задание: прочитать текст, обсудить ситуацию, слушая и уважая мнение каждого в группе и определить, какое правило вежливого поведения нарушается в данном случае.  Определитесь, кто будет спикером у каждой команды, кто сможет грамотно выразить мнение группы

    (раздаются листы с ситуациями)                                                                          Ситуации.

    1. У Маши Васильевой День рождения. Она пригласила к себе на праздник несколько друзей. Всем было очень весело. Но скоро пришла пора ребятам идти по домам.  Витя схватил первым свои пальто и ботинки, быстро оделся и выскочил за дверь, громко хлопнув дверью.

    Вопрос для обсуждения в группе: Все ли в поведении Вити было правильно, если на празднике были ещё и другие ребята (мальчики и девочки), а так же родители Маши? А как надо было поступить вежливо?

    2. Петя Иванов возвращался из школы домой. Перед этим прошел дождь и на дорогах были лужи. Мальчик шёл в резиновых сапогах и сильно топал по лужам. Мимо шла девочка в красивом пальто. Петя не сразу её заметил и когда в очередной раз топнул по луже ногой, обрызгал девочке пальто. Девочка остановилась и заплакала, а Петя пошёл дальше.

    Вопрос для обсуждения в группе: Как нужно было поступить Пете?

    3. Света Пуговкина спускалась по лестнице вниз, когда ей навстречу с тяжелой сумкой шла наверх соседка-пенсионерка. Девочка быстро пробежала мимо пожилой женщины и вышла на улицу.

    Вопрос для обсуждения в группе: Что забыла сделать Света? А что ещё вы сделали бы на её месте?

    4. Толя Петров быстро бежал из школы домой. Он торопился на любимый фильм и поэтому бежал, почти не разбирая дороги. Мальчик налетел на пешехода и сбил его с ног, при этом сам упал и рассыпал книги из портфеля. Пешеход встал, помог Толе подняться, собрать упавшие на дорогу книжки. Толя схватил свой портфель и побежал домой.

     Вопрос для обсуждения в группе: Как бы вы поступили на месте Толи?

    5. У Кости Емельянова День рождения. На праздник он пригласил друзей. Пришел и его одноклассник Юра. Юра принес подарок, завернутый в красивую бумагу. Костя схватил подарок, быстро сорвал упаковку и увидел что там заводная машинка. «Ну-у-у…» - протянул Костя разочарованно, - «У меня уже такая есть», и кинул подарок в коробку с игрушками. Затем он отвернулся от Юры и протянул руки за подарком, который ему принёс одноклассник Женя.

    Вопрос для обсуждения в группе: А как надо было поступить в такой ситуации Косте?

    6. Подведение итогов занятия.

    (У). Молодцы! Я вижу что все ребята поняли зачем нужны волшебные вежливые слова и как их надо использовать правильно в различных ситуациях. Я также надеюсь что вы их не забудете и будете чаще ими пользоваться.

    Спасибо за урок!

    Список источников:

    1. Классному руководителю о классном часе.  Под ред. Е.Н. Степанова,

    М.А. Александровой. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

    1. http://liter.assistancerussia.org/liter.php?proizvid=10447blogi.vitebsk.biz/tuttsie/1305/
    2. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/plan-konspekt-vneurochnogo-zanyatiya-vezhlivye-slova
    3. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/metodicheskaya-razrabotka-klassnogo-chasa-tvoi-prava
    4. http://images.yandex.ru


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проектная работа учащихся 1-А класса "Азбука вежливых слов"

    Одним из наиболее популярных методов обучения в современной школе является проектирование. С одной стороны проектная деятельность многогранна, сложно организована, требует множества временных и энерге...

    В стране вежливых слов

    Разработка занятия по программе нравственного воспитания школьников...

    Проект "Букет вежливых слов"

    žАпробация метода проектов в современных условиях показывает , что с его использованием эффективность процесса воспитания возрастает. Он позволяет реализовать ряд важнейших теоретических положен...

    1 класс урок русского языка Тематические группы слов. Слова-названия предметов, отвечающие на вопросы кто? и что? Вежливые слова.

    Первые уроки русского языка должны включать в себя игровые моменты. Представлен конспект + презентация....

    Методическая разработка "Вежливость.Вежливые слова"

    Методическая разработка "Вежливость. Вежливые слова" по модулю "Светская этика". Можно использовать на уроках ОРКСЭ в 4 классе....

    Внеклассное мероприятие на тему: "Урок вежливости. Вежливые слова"

    Внеклассное мероприятие на тему: "Вежливые слова"...