Использование здоровьесберегающих технологий в практике моей работы в начальной школе.
статья по теме

Степанова Светлана Павловна

Я  убеждена, что сейчас, как никогда ранее, необходима  специальная работа учителя вместе с родителями по сохранению и укреплению  физического и психического здоровья детей. Образ жизни будущего человека формировать может  и призвана школа. Вспомним, еще Н.И. Пирогов говорил: все будущее жизни находится в руках школы…». Важной  целью  моей работы с детьми  стали принципы «Научи детей стремиться  быть здоровыми», «Не навреди

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих технологий в практике моей работы в начальной школе.

           В 21 веке забота о здоровье человека с детских лет в семье и школе стала особенно актуальной. Мы наблюдаем уже в дошкольном возрасте у значительной части детей нарушения функционального состояния, по общей статистике лишь один ребенок  из трех здоров. Имеют место хронические заболевания, и нарушения зрения, осанки. Нарушения нервного и психического здоровья.

          Цель современной школы – подготовить детей к полноценной жизни в сложном мире. Эту задачу в современном  образовании осуществляют здоровьесберегающие  технологии.Что означает использование приемов, форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, более того – сохранение здоровья за период обучения, обучение здоровому образу  жизни, использованию полученных знаний, умений и навыков в повседневной жизни. Поэтому  в учебной и внеклассной работе я стараюсь формировать у  моих питомцев знания и убеждения обеспечивающие духовное отношение к себе, к своему здоровью и здоровью близких, к окружающему миру. Для этого использую средства двигательной активности, оздоровительные силы природы, учет гигиенических факторов.

           На уроках  и во внеурочной работе применяю многие средства двигательной активности. Это физкультминутки и подвижные перемены, эмоциональные разрядки и «минутки покоя», элементы движения: ходьба, бег, прыжки, танцевальные упражнения, гимнастика (оздоровительная, пальчиковая, дыхательная). Активно использую упражнения для улучшения осанки: ходьба с правильной осанкой, ходьба с высоко поднятыми руками, ходьба на носках, разводя руки и сдвигая лопатки, легкий бег на носках.

          Через 10 -15 минут напряженного зрительного труда провожу физкультминутки для глаз. Использую карточки  с разными траекториями, по которым дети «бегают» глазами  (зигзаги, овалы, спирали  и т.д.) «Веселые человечки» - карточки с человечками-схемами, дети повторяют их движения. Различные пирамидки (найди одинаковые, сосчитай, сколько колец и т.д.)  «Коврик» - составь узор по своему замыслу. Сколько кругов? Сколько треугольников? Эти приемы развивают зрительно – моторную реакцию, чувство локализации в пространстве, различительно - цветовую функцию.

            Наблюдаю за чередованием поз  детей, корректирую их   в соответствии с видом  работы, слежу  за посадкой. Чем естественнее поза ребенка на уроке, менее напряжен он. А это его психологический комфорт, предупреждение утомляемости. Позитивное воздействие на здоровье детей оказывает психологический климат на уроке, где преобладают положительные эмоции, об этом стараюсь заботиться всегда. Этому же способствуют упражнения психологической саморегуляции. Это задания типа «Сотвори в себе солнце», «Путешествие на облаке». «У моря» и т.д.

           Сбережению здоровья детей служит и чередование методов и форм работы на уроках. Это  и фронтальная, групповая, практическая работа, познавательная игра, ситуационный метод,  игровой, метод индивидуальных заданий. При общении с детьми стараюсь вызвать ребенка на общение, личный контакт осуществляю вербально, визуально, тактильно. Важно Понять, Признать, и Принять ребенка таким, каким он есть, проявлять интерес к каждому, оказать при необходимости помощь, «возвышать» ученика, поддерживать в нем оптимизм. Считаю важным и правильное использование оценки и отметки - больше поощрений,  меньше наказаний.

Важная часть здоровьесбережения детей – построение урока. Использую не более 4-7 видов учебной деятельности с длительностью не более 10 минут При применении ИКТ руководствуюсь  гигиеническими нормами. Обязательное условие – проведение 2-3 эмоциональных разрядок и                        2 физкультминуток. Эти моменты помогают сбросить усталость  и негативную энергию (раздражение, тревожность) и способствуют формированию  уверенности в себе.

             Вместе с родителями стараемся создавать благоприятные условия в классном помещении – использование цветов теплого оттенка пола, столов, учитывая психологическое  воздействие цвета  на ребенка:

 белый - ухудшает  настроение, черный - в небольшой дозе сосредотачивает внимание, в большой – вызывает мрачные мысли, красный – возбуждает, раздражает,  голубой - ухудшает настроение, зеленый- улучшает настроение, успокаивает, желтый – создает хорошее настроение, коричневый – в сочетании с яркими цветами создает уют, без них усиливает дискомфорт, вызывает сон, депрессию.

        Наша классная комната - своеобразный фитоуголок, в котором размещено много полезных для здоровья растений. Уделяю внимание  на такие гигиенические факторы, как соблюдение общего режима дня, обучение элементарным приемам здорового образа жизни, а также соблюдение гигиенических условий в помещении: чистота, температура и свежесть воздуха (проветривание), освещение классной доски.

       Договариваюсь с родителями и стараюсь по возможности использовать и оздоровительные  силы природы: солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, фитотерапию, ароматерапию, ингаляцию и витаминизацию. Об их важности информирую регулярно родителей на родительских собраниях и индивидуально.

          Моя работа в этом направлении во внеурочное время разнообразна:  «Дни здоровья», «Уроки здоровья», КВН, игры, походы. Цель - научить детей  быть здоровыми душой и телом, стремиться самим творить свое здоровье, применяя знания  и умения в согласии с законами природы и законами нашего бытия.

           Я  убеждена, что сейчас, как никогда ранее, необходима  специальная работа учителя вместе с родителями по сохранению и укреплению  физического и психического здоровья детей. Образ жизни будущего человека формировать может  и призвана школа. Вспомним, еще Н.И. Пирогов говорил: все будущее жизни находится в руках школы…». Важной  целью  моей работы с детьми  стали принципы «Научи детей стремиться  быть здоровыми», «Не навреди!».

Литература

  1. Ковалько В.И.  Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1-4 классы  М.: Вако. 2004.
  2. Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровье-    сберегающих технологий.  «Начальная школа», 2005. - № 11.  
  3. Бутова СВ. Оздоровительные упражнения на уроках  «Начальная школа», 2006, № 8.  
  4. Лецких А.А. «Подвижный» способ обучения и его влияние на развитие учащихся.  Завуч начальной школы. 2004. №1.
  5.  Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра.  «Начальная школа», 2006, № 6.  
  6. Смирнов Н.К.  Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М.: АПК ПРО. 2002.
  7.  Тверская Н.В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика. Образование в современной школе.-2005.-№2.
  8. «Энциклопедический словарь русской цивилизации», М., 2000.



 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-значимый проект на тему: «Использование игровой технологии на уроках иностранного языка в начальной школе».

Цель: показать необходимость использования игровой  технологии на уроках иностранного языка (на примере английского языка) в начальной школе....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка в начальной школе в условиях внедрения ФГОС.

Опыт работы учителя начальных классов  МАОУ «Средняя школа №8» г. Когалым  Довбня Светланы Владимировны...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка в начальной школе

Успешной и востребованной будет та школа, которая обеспечит здоровье детей, используя здоровьесберегающие педагогические технологии....

Использование здоровьесберегающих технологий и методик на уроках в начальной школе

В статье представлены виды здоровьесберегающих технологий, применяемых в учебно-воспитательном процессе.  На примере своей работы я показываю разнообразные формы проведения гимнастики для г...

Использование здоровьесберегающих технологий в практике преподавания музыки в коррекционной школе

Здоровьесберегающие технологии – обязательная составляющая современного образовательного процесса, но более важное значение им придается в процессе работы с детьми, имеющими ограниченные возможн...

Использование здоровьесберегающих технологий и методов на уроках в начальной школе

Материал содержит рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе...