Главные вкладки

    Использование здоровьесберегающих технологий и методик на уроках в начальной школе
    статья на тему

    Осичкина Наталья Ивановна

     

    В статье представлены виды здоровьесберегающих технологий, применяемых в учебно-воспитательном процессе.  На примере своей работы я показываю разнообразные формы проведения гимнастики для глаз, пальчиковой гимнастики, способы организации и проведения игровых пауз и динамических перемен. Показано влияние психологического климата в классе на здоровье детей. Представлен вариант организации урока с точки зрения здоровья сбережения.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Лицей «Политэк» г. Волгодонска

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ  ТЕХНОЛОГИЙ  И МЕТОДИК  НА  УРОКАХ  В  НАЧАЛЬНОЙ  ШКОЛЕ

                                                                  автор: Осичкина Наталья Ивановна,

                                                   учитель начальных классов

    Здравствуйте! Это слово обычно люди говорят при встрече, желая друг другу здоровья. Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и состояние полного физического, духовного и социального благополучия.

    Здоровье складывается из нескольких видов: физическое, психическое, нравственное, эмоциональное, социальное, духовное.

    Сегодня нет необходимости доказывать, что педагог и правильно построенный в условиях здоровьесбережения учебно-воспитательный процесс, способны сохранить и укрепить здоровье учащихся. Умелое сочетание умственной и физической нагрузки, предупреждение утомления и переутомления – важные моменты работы учителя начальных классов.

            Готовясь к урокам, я в первую очередь стремлюсь сделать все возможное для того, чтобы обучение детей было успешным, чтобы каждый ребёнок достиг более высоких результатов и сохранил здоровье. Поэтому в своей работе применяю здоровьесберегающие технологии. Следует отметить, что все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:

    1) технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;

    2) технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;

    3)  разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.

    Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса, прежде всего, предполагают соблюдение требований СанПиНов. В классе соблюдается воздушно-тепловой режим, режим проветривания кабинета, проводим профилактику вирусных заболеваний. На уроке технологии изготовили «чесночницу» Здоровый образ жизни включает в себя рациональное питание, личную гигиену. Перед столовой учащиеся моего класса обязательно моют руки.

    Чтобы сохранить и укрепить физическое здоровье, каждое утро моих учащихся начинается с зарядки.

    Ведь утренняя зарядка делает человека более собранным, энергичным, организованным, заряжает его бодростью на целый день, а так же является важнейшей составляющей в развитии двигательной деятельности и в формировании основ здорового образа жизни у детей.

    Большое значение имеет организация урока. Поэтому я строю свой урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ, во избежание усталости учащихся. Обязательно провожу гимнастику для глаз  

    (комплекс упражнений гимнастики для глаз был разработан в МБОУ «Лицей «Политэк»), пальчиковую гимнастику, физкультминутки (с музыкальным сопровождением, в стихах), минутки релаксации, игровые паузы.

    Физкультминутки дают детям огромную радость, возможность отдохнуть, переключить внимание с одного вида деятельности на другой. Дети после физкультминутки становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний.

    Несомненно, стиль общения учителя с учащимися влияет на состояние здоровья школьников. Немаловажным для учащихся начальной школы является наличие внешней мотивации: похвала, поддержка. Всё это создает благоприятный психологический климат на уроке, который также служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем, определяет позитивное воздействие школы на здоровье. Кроме того, внешняя мотивация стимулирует внутреннюю мотивацию: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.

    Использование игровых технологий, особенно в начальной школе, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач позволяют снять эмоциональное напряжение, способствует сплочению коллектива.  Этот прием позволяет мне решить на уроке одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности.

    В своей работе использую технологии личностно-ориентированного обучения, технологии проблемного обучения, что снижает тревожность и психологическое напряжение учащихся. Это, в свою очередь, улучшает адаптацию и повышает сопротивляемость организма к воздействию внешних и внутренних негативных факторов.

    Учитывая требования урока с точки зрения здоровьесбережения, я пришла к такой схеме выстраивания урока.

    1 этап урока:

    Чтобы у детей в начале урока установился положительный эмоциональный настрой на успешное обучение, я использую различные психологические установки, в виде стихотворений, т. е. я готовлю детей эмоционально и физически.  С этой целью в начале урока использую методы эмоциональной раскачки: Упражнение «Комплименты».

    (дети по очереди говорят друг другу добрые слова, стараясь акцентировать достоинства своих одноклассников.)

    Игра «Вам - сообщение» (по кругу передается сообщение, например «Я рад тебя, видеть». «Ты сегодня хорошо выглядишь» и т.д. )

    Игра «Подарок». (предлагается подарить своему однокласснику что-то нематериальное. «Я дарю тебе счастье (солнце, дружбу)».

    На этом этапе урока я провожу пальчиковый или точечный массаж (на уроках русского языка), для подготовки пальцев рук к письму.

     2 этап урока: Актуализация темы.

    А на уроках математики для устного счета, я предлагаю детям решить задачи физкультурно – познавательного характера, а также узнают о пользе подвижных игр на свежем воздухе.

     

       3 этап урока: Основной

    На учебную перегрузку и утомляемость влияют не столько количество времени, которое учащиеся проводят за учебными занятиями, сколько другие факторы.

    На своих уроках я провожу игры-тренинги «Океан дружбы», «Волшебный зонтик», «Паровозик», «Аплодисменты», «Коврик мира», «Объятия» и  другие.

    Все эти игры помогают в решении проблемных ситуаций, во время работы детей в парах, группах. С помощью игр дети учатся умению слушать членов групп и «приходить» к одному мнению, находят общее решение.

    Часто использую интерактивные формы обучения, во время которых проявляется 3 вида активности: познавательная, социальная и физическая.

    Интерактивные игры: «Молчанка», «Биатлон» и др.

    Работа в парах постоянного и сменного состава, групповая работа, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе. Организуется такая работа по-разному: места  размещаются так, чтобы ученики могли видеть лица друг друга, или, ученики работают стоя. Такая работа в какой-то мере помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой, обеспечивает психологический комфорт. Возможности  мультимедийного проектора и интерактивной доски  поднимают процесс обучения на качественно новый уровень.

    4 этап урока: Итог.

    Работая над благоприятной эмоциональной сферой в классе, ребята отражают своё настроение на уроках с помощью лестницы “Как я ощущаю себя на уроке.

    Стараюсь соблюдать двигательный режим своих школьников на уроках и перемене. А специально организованная двигательная активность, оказывает положительное влияние на умственную работоспособность, на развитие зрительного восприятия, внимания и в конечном итоге на успеваемость в школе.

    Для учащихся игры – это способсамореализации, самовыражения, самооценки.

    Здоровьесберегающие технологии не могут быть вырваны из общей системы образования, они способствуют грамотному и рациональному использованию других приемов и средств обучения, развития и воспитания. Основой современной педагогики является не только стремление к максимальному развитию творческих и познавательных способностей каждого ребёнка, но и забота о воспитании физически и нравственно здорового поколения граждан.

    Поэтому работа по формированию здорового образа жизни даёт хорошие  результаты: проводимые занятия по обучению детей бережному отношению к собственному здоровью, приносят детям чувство удовлетворения, радость. После занятий учащиеся наиболее ответственно относятся к своему здоровью и здоровью окружающих, становятся  более требовательными и заботливыми друг к другу.

    Ещё Гиппократ сказал: «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование здоровьесберегающих технологий в практике моей работы в начальной школе.

    Я  убеждена, что сейчас, как никогда ранее, необходима  специальная работа учителя вместе с родителями по сохранению и укреплению  физического и психического здоровья детей. Образ жизни...

    Использование технологии проблемного диалога на уроках в начальной школе

    В статье говорится о том, что применение технологии проблемного обучения дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы....

    Педагогический проект «Использование современных мультимедийных технологий для повышения эффективности уроков в начальной школе»

    Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи. Бурное ра...

    Использование здоровьесберегающих технологий при обучении иностранному языку в начальной школе

    Основной причиной нарушения здоровья учеников является специфика урока. Урок иностранного языка отличается большой эмоциональной, умственной и психологической напряженностью. Вовлечение учащихся в ...

    Использование здоровьесберегающих технологий в практике преподавания музыки в коррекционной школе

    Здоровьесберегающие технологии – обязательная составляющая современного образовательного процесса, но более важное значение им придается в процессе работы с детьми, имеющими ограниченные возможн...

    Использование здоровьесберегающих технологий и методов на уроках в начальной школе

    Материал содержит рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе...

    Рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий во время проведения уроков.

    Здоровьесберегающие образовательные технологии как составляющей внедрения ФГОС ООО - это комплекс концептуально взаимосвязанных между собой задач, содержания, форм, методов и приемов обучения, сориент...