Использование здоровьесберегающих технологий и методик на уроках в начальной школе
статья на тему

Осичкина Наталья Ивановна

 

В статье представлены виды здоровьесберегающих технологий, применяемых в учебно-воспитательном процессе.  На примере своей работы я показываю разнообразные формы проведения гимнастики для глаз, пальчиковой гимнастики, способы организации и проведения игровых пауз и динамических перемен. Показано влияние психологического климата в классе на здоровье детей. Представлен вариант организации урока с точки зрения здоровья сбережения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей «Политэк» г. Волгодонска

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ  ТЕХНОЛОГИЙ  И МЕТОДИК  НА  УРОКАХ  В  НАЧАЛЬНОЙ  ШКОЛЕ

                                                              автор: Осичкина Наталья Ивановна,

                                               учитель начальных классов

Здравствуйте! Это слово обычно люди говорят при встрече, желая друг другу здоровья. Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и состояние полного физического, духовного и социального благополучия.

Здоровье складывается из нескольких видов: физическое, психическое, нравственное, эмоциональное, социальное, духовное.

Сегодня нет необходимости доказывать, что педагог и правильно построенный в условиях здоровьесбережения учебно-воспитательный процесс, способны сохранить и укрепить здоровье учащихся. Умелое сочетание умственной и физической нагрузки, предупреждение утомления и переутомления – важные моменты работы учителя начальных классов.

        Готовясь к урокам, я в первую очередь стремлюсь сделать все возможное для того, чтобы обучение детей было успешным, чтобы каждый ребёнок достиг более высоких результатов и сохранил здоровье. Поэтому в своей работе применяю здоровьесберегающие технологии. Следует отметить, что все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:

1) технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;

2) технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;

3)  разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.

Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса, прежде всего, предполагают соблюдение требований СанПиНов. В классе соблюдается воздушно-тепловой режим, режим проветривания кабинета, проводим профилактику вирусных заболеваний. На уроке технологии изготовили «чесночницу» Здоровый образ жизни включает в себя рациональное питание, личную гигиену. Перед столовой учащиеся моего класса обязательно моют руки.

Чтобы сохранить и укрепить физическое здоровье, каждое утро моих учащихся начинается с зарядки.

Ведь утренняя зарядка делает человека более собранным, энергичным, организованным, заряжает его бодростью на целый день, а так же является важнейшей составляющей в развитии двигательной деятельности и в формировании основ здорового образа жизни у детей.

Большое значение имеет организация урока. Поэтому я строю свой урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ, во избежание усталости учащихся. Обязательно провожу гимнастику для глаз  

(комплекс упражнений гимнастики для глаз был разработан в МБОУ «Лицей «Политэк»), пальчиковую гимнастику, физкультминутки (с музыкальным сопровождением, в стихах), минутки релаксации, игровые паузы.

Физкультминутки дают детям огромную радость, возможность отдохнуть, переключить внимание с одного вида деятельности на другой. Дети после физкультминутки становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний.

Несомненно, стиль общения учителя с учащимися влияет на состояние здоровья школьников. Немаловажным для учащихся начальной школы является наличие внешней мотивации: похвала, поддержка. Всё это создает благоприятный психологический климат на уроке, который также служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем, определяет позитивное воздействие школы на здоровье. Кроме того, внешняя мотивация стимулирует внутреннюю мотивацию: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.

Использование игровых технологий, особенно в начальной школе, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач позволяют снять эмоциональное напряжение, способствует сплочению коллектива.  Этот прием позволяет мне решить на уроке одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности.

В своей работе использую технологии личностно-ориентированного обучения, технологии проблемного обучения, что снижает тревожность и психологическое напряжение учащихся. Это, в свою очередь, улучшает адаптацию и повышает сопротивляемость организма к воздействию внешних и внутренних негативных факторов.

Учитывая требования урока с точки зрения здоровьесбережения, я пришла к такой схеме выстраивания урока.

1 этап урока:

Чтобы у детей в начале урока установился положительный эмоциональный настрой на успешное обучение, я использую различные психологические установки, в виде стихотворений, т. е. я готовлю детей эмоционально и физически.  С этой целью в начале урока использую методы эмоциональной раскачки: Упражнение «Комплименты».

(дети по очереди говорят друг другу добрые слова, стараясь акцентировать достоинства своих одноклассников.)

Игра «Вам - сообщение» (по кругу передается сообщение, например «Я рад тебя, видеть». «Ты сегодня хорошо выглядишь» и т.д. )

Игра «Подарок». (предлагается подарить своему однокласснику что-то нематериальное. «Я дарю тебе счастье (солнце, дружбу)».

На этом этапе урока я провожу пальчиковый или точечный массаж (на уроках русского языка), для подготовки пальцев рук к письму.

 2 этап урока: Актуализация темы.

А на уроках математики для устного счета, я предлагаю детям решить задачи физкультурно – познавательного характера, а также узнают о пользе подвижных игр на свежем воздухе.

 

   3 этап урока: Основной

На учебную перегрузку и утомляемость влияют не столько количество времени, которое учащиеся проводят за учебными занятиями, сколько другие факторы.

На своих уроках я провожу игры-тренинги «Океан дружбы», «Волшебный зонтик», «Паровозик», «Аплодисменты», «Коврик мира», «Объятия» и  другие.

Все эти игры помогают в решении проблемных ситуаций, во время работы детей в парах, группах. С помощью игр дети учатся умению слушать членов групп и «приходить» к одному мнению, находят общее решение.

Часто использую интерактивные формы обучения, во время которых проявляется 3 вида активности: познавательная, социальная и физическая.

Интерактивные игры: «Молчанка», «Биатлон» и др.

Работа в парах постоянного и сменного состава, групповая работа, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе. Организуется такая работа по-разному: места  размещаются так, чтобы ученики могли видеть лица друг друга, или, ученики работают стоя. Такая работа в какой-то мере помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой, обеспечивает психологический комфорт. Возможности  мультимедийного проектора и интерактивной доски  поднимают процесс обучения на качественно новый уровень.

4 этап урока: Итог.

Работая над благоприятной эмоциональной сферой в классе, ребята отражают своё настроение на уроках с помощью лестницы “Как я ощущаю себя на уроке.

Стараюсь соблюдать двигательный режим своих школьников на уроках и перемене. А специально организованная двигательная активность, оказывает положительное влияние на умственную работоспособность, на развитие зрительного восприятия, внимания и в конечном итоге на успеваемость в школе.

Для учащихся игры – это способсамореализации, самовыражения, самооценки.

Здоровьесберегающие технологии не могут быть вырваны из общей системы образования, они способствуют грамотному и рациональному использованию других приемов и средств обучения, развития и воспитания. Основой современной педагогики является не только стремление к максимальному развитию творческих и познавательных способностей каждого ребёнка, но и забота о воспитании физически и нравственно здорового поколения граждан.

Поэтому работа по формированию здорового образа жизни даёт хорошие  результаты: проводимые занятия по обучению детей бережному отношению к собственному здоровью, приносят детям чувство удовлетворения, радость. После занятий учащиеся наиболее ответственно относятся к своему здоровью и здоровью окружающих, становятся  более требовательными и заботливыми друг к другу.

Ещё Гиппократ сказал: «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии и пути их реализации в начальной школе

И хотя традиционно считается, что основная задача школы дать необходимое образование, не менее важная задача - сохранить в процессе обучения здоровье детей....

Использование здоровьесберегающих технологий в практике моей работы в начальной школе.

Я  убеждена, что сейчас, как никогда ранее, необходима  специальная работа учителя вместе с родителями по сохранению и укреплению  физического и психического здоровья детей. Образ жизни...

Обобщение опыта работы по теме "Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе в начальной школе"

В данной работе представлен педагогический проект по теме "Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе в начальной школе"...

Использование технологии проблемного диалога на уроках в начальной школе

В статье говорится о том, что применение технологии проблемного обучения дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы....

Использование здоровьесберегающих технологий в практике преподавания музыки в коррекционной школе

Здоровьесберегающие технологии – обязательная составляющая современного образовательного процесса, но более важное значение им придается в процессе работы с детьми, имеющими ограниченные возможн...

Использование здоровьесберегающих технологий и методов на уроках в начальной школе

Материал содержит рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе...

Рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий во время проведения уроков.

Здоровьесберегающие образовательные технологии как составляющей внедрения ФГОС ООО - это комплекс концептуально взаимосвязанных между собой задач, содержания, форм, методов и приемов обучения, сориент...