Использование здоровьесберегающих технологий и методик на уроках в начальной школе
статья на тему
В статье представлены виды здоровьесберегающих технологий, применяемых в учебно-воспитательном процессе. На примере своей работы я показываю разнообразные формы проведения гимнастики для глаз, пальчиковой гимнастики, способы организации и проведения игровых пауз и динамических перемен. Показано влияние психологического климата в классе на здоровье детей. Представлен вариант организации урока с точки зрения здоровья сбережения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей «Политэк» г. Волгодонска
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ И МЕТОДИК НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
автор: Осичкина Наталья Ивановна,
учитель начальных классов
Здравствуйте! Это слово обычно люди говорят при встрече, желая друг другу здоровья. Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и состояние полного физического, духовного и социального благополучия.
Здоровье складывается из нескольких видов: физическое, психическое, нравственное, эмоциональное, социальное, духовное.
Сегодня нет необходимости доказывать, что педагог и правильно построенный в условиях здоровьесбережения учебно-воспитательный процесс, способны сохранить и укрепить здоровье учащихся. Умелое сочетание умственной и физической нагрузки, предупреждение утомления и переутомления – важные моменты работы учителя начальных классов.
Готовясь к урокам, я в первую очередь стремлюсь сделать все возможное для того, чтобы обучение детей было успешным, чтобы каждый ребёнок достиг более высоких результатов и сохранил здоровье. Поэтому в своей работе применяю здоровьесберегающие технологии. Следует отметить, что все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:
1) технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
2) технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;
3) разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.
Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса, прежде всего, предполагают соблюдение требований СанПиНов. В классе соблюдается воздушно-тепловой режим, режим проветривания кабинета, проводим профилактику вирусных заболеваний. На уроке технологии изготовили «чесночницу» Здоровый образ жизни включает в себя рациональное питание, личную гигиену. Перед столовой учащиеся моего класса обязательно моют руки.
Чтобы сохранить и укрепить физическое здоровье, каждое утро моих учащихся начинается с зарядки.
Ведь утренняя зарядка делает человека более собранным, энергичным, организованным, заряжает его бодростью на целый день, а так же является важнейшей составляющей в развитии двигательной деятельности и в формировании основ здорового образа жизни у детей.
Большое значение имеет организация урока. Поэтому я строю свой урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ, во избежание усталости учащихся. Обязательно провожу гимнастику для глаз
(комплекс упражнений гимнастики для глаз был разработан в МБОУ «Лицей «Политэк»), пальчиковую гимнастику, физкультминутки (с музыкальным сопровождением, в стихах), минутки релаксации, игровые паузы.
Физкультминутки дают детям огромную радость, возможность отдохнуть, переключить внимание с одного вида деятельности на другой. Дети после физкультминутки становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний.
Несомненно, стиль общения учителя с учащимися влияет на состояние здоровья школьников. Немаловажным для учащихся начальной школы является наличие внешней мотивации: похвала, поддержка. Всё это создает благоприятный психологический климат на уроке, который также служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем, определяет позитивное воздействие школы на здоровье. Кроме того, внешняя мотивация стимулирует внутреннюю мотивацию: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.
Использование игровых технологий, особенно в начальной школе, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач позволяют снять эмоциональное напряжение, способствует сплочению коллектива. Этот прием позволяет мне решить на уроке одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности.
В своей работе использую технологии личностно-ориентированного обучения, технологии проблемного обучения, что снижает тревожность и психологическое напряжение учащихся. Это, в свою очередь, улучшает адаптацию и повышает сопротивляемость организма к воздействию внешних и внутренних негативных факторов.
Учитывая требования урока с точки зрения здоровьесбережения, я пришла к такой схеме выстраивания урока.
1 этап урока:
Чтобы у детей в начале урока установился положительный эмоциональный настрой на успешное обучение, я использую различные психологические установки, в виде стихотворений, т. е. я готовлю детей эмоционально и физически. С этой целью в начале урока использую методы эмоциональной раскачки: Упражнение «Комплименты».
(дети по очереди говорят друг другу добрые слова, стараясь акцентировать достоинства своих одноклассников.)
Игра «Вам - сообщение» (по кругу передается сообщение, например «Я рад тебя, видеть». «Ты сегодня хорошо выглядишь» и т.д. )
Игра «Подарок». (предлагается подарить своему однокласснику что-то нематериальное. «Я дарю тебе счастье (солнце, дружбу)».
На этом этапе урока я провожу пальчиковый или точечный массаж (на уроках русского языка), для подготовки пальцев рук к письму.
2 этап урока: Актуализация темы.
А на уроках математики для устного счета, я предлагаю детям решить задачи физкультурно – познавательного характера, а также узнают о пользе подвижных игр на свежем воздухе.
3 этап урока: Основной
На учебную перегрузку и утомляемость влияют не столько количество времени, которое учащиеся проводят за учебными занятиями, сколько другие факторы.
На своих уроках я провожу игры-тренинги «Океан дружбы», «Волшебный зонтик», «Паровозик», «Аплодисменты», «Коврик мира», «Объятия» и другие.
Все эти игры помогают в решении проблемных ситуаций, во время работы детей в парах, группах. С помощью игр дети учатся умению слушать членов групп и «приходить» к одному мнению, находят общее решение.
Часто использую интерактивные формы обучения, во время которых проявляется 3 вида активности: познавательная, социальная и физическая.
Интерактивные игры: «Молчанка», «Биатлон» и др.
Работа в парах постоянного и сменного состава, групповая работа, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе. Организуется такая работа по-разному: места размещаются так, чтобы ученики могли видеть лица друг друга, или, ученики работают стоя. Такая работа в какой-то мере помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой, обеспечивает психологический комфорт. Возможности мультимедийного проектора и интерактивной доски поднимают процесс обучения на качественно новый уровень.
4 этап урока: Итог.
Работая над благоприятной эмоциональной сферой в классе, ребята отражают своё настроение на уроках с помощью лестницы “Как я ощущаю себя на уроке.
Стараюсь соблюдать двигательный режим своих школьников на уроках и перемене. А специально организованная двигательная активность, оказывает положительное влияние на умственную работоспособность, на развитие зрительного восприятия, внимания и в конечном итоге на успеваемость в школе.
Для учащихся игры – это способсамореализации, самовыражения, самооценки.
Здоровьесберегающие технологии не могут быть вырваны из общей системы образования, они способствуют грамотному и рациональному использованию других приемов и средств обучения, развития и воспитания. Основой современной педагогики является не только стремление к максимальному развитию творческих и познавательных способностей каждого ребёнка, но и забота о воспитании физически и нравственно здорового поколения граждан.
Поэтому работа по формированию здорового образа жизни даёт хорошие результаты: проводимые занятия по обучению детей бережному отношению к собственному здоровью, приносят детям чувство удовлетворения, радость. После занятий учащиеся наиболее ответственно относятся к своему здоровью и здоровью окружающих, становятся более требовательными и заботливыми друг к другу.
Ещё Гиппократ сказал: «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии и пути их реализации в начальной школе
И хотя традиционно считается, что основная задача школы дать необходимое образование, не менее важная задача - сохранить в процессе обучения здоровье детей....
Использование здоровьесберегающих технологий в практике моей работы в начальной школе.
Я убеждена, что сейчас, как никогда ранее, необходима специальная работа учителя вместе с родителями по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей. Образ жизни...
Обобщение опыта работы по теме "Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе в начальной школе"
В данной работе представлен педагогический проект по теме "Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе в начальной школе"...
Использование технологии проблемного диалога на уроках в начальной школе
В статье говорится о том, что применение технологии проблемного обучения дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы....
Использование здоровьесберегающих технологий в практике преподавания музыки в коррекционной школе
Здоровьесберегающие технологии – обязательная составляющая современного образовательного процесса, но более важное значение им придается в процессе работы с детьми, имеющими ограниченные возможн...
Использование здоровьесберегающих технологий и методов на уроках в начальной школе
Материал содержит рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе...
Рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий во время проведения уроков.
Здоровьесберегающие образовательные технологии как составляющей внедрения ФГОС ООО - это комплекс концептуально взаимосвязанных между собой задач, содержания, форм, методов и приемов обучения, сориент...