Рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий во время проведения уроков.
методическая разработка по зож (1, 2, 3, 4 класс)

Лебедева Анна Юрьевна

Здоровьесберегающие образовательные технологии как составляющей внедрения ФГОС ООО - это комплекс концептуально взаимосвязанных между собой задач, содержания, форм, методов и приемов обучения, сориентированных на развитие ребенка с учетом сохранения его здоровья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_po_ispolzovaniyu.docx20.81 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации по использованию

здоровьесберегающих технологий

во время проведения уроков.

Цель здоровьесберегающих технологий – сбережение здоровья учащихся от неблагоприятных факторов образовательной среды, обеспечение школьнику возможность сохранения здоровья в период обучения в школе, способствование воспитанию у учащихся культуры здоровья. Формирование у школьников необходимых УУД по здоровому образу жизни и использование полученных знаний в повседневной жизни

 Нельзя забывать о гигиенических условиях проведения урока, которые

влияют на состояние здоровья учащихся и учителя. Они выделены в

рекомендациях по проведению урока:

  1. Обстановка и гигиенические условия в классе должны соответствовать

норме (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения

класса и доски, отсутствие монотонных, неприятных звуковых

раздражителей)

  1. Норма видов учебной деятельности на уровне 4-7 (опрос учащихся,

письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных

пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач)

  1.  Средняя продолжительность и частота чередования различных видов

учебной деятельности – 7-10 минут.

  1. Количество видов преподавания (словесный, наглядный,

самостоятельная работа) должно быть не менее трех.

  1. На уроке должна присутствовать смена поз учащихся, которые

соответствовали бы видам работы.

  1. Должны присутствовать оздоровительные моменты: физкультминутки,

минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз.

Норма: на 15-20 минут урока по одной минуте из 3-х легких

упражнений с 3-4 повторениями каждого.

  1.  Наличие мотивации учебной деятельности. Внешняя мотивация:

оценка, похвала, поддержка, соревновательный метод. Стимуляция

внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от

активности, интерес к изучаемому материалу.

Для закрепления мысли человеку необходимо движение. И.П. Павлов

считал, что любая мысль заканчивается движением. Многим людям легче

мыслить при повторяющихся физических действиях, например, при ходьбе,

покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и т.д. На

двигательной активности построены все нейропсихологические

коррекционно-развивающие программы. Вот почему следует помнить, что

неподвижный ребенок не обучается. В процессе работы я широко применяю

динамические игры и паузы, которые хорошо развивают психоэмоциональную устойчивость и физическое здоровье детей, повышают

функциональную деятельность мозга и тонизируют весь организм.

Упражнение №1:

Мы все вместе улыбнемся,

Подмигнем слегка друг другу,

Вправо, влево повернемся

И кивнем затем по кругу.

Все идеи победили,

Вверх взметнулись наши руки.

Груз забот с себя стряхнули

И продолжим путь науки.

Кинезиологические упражнения

Кинезиология – это методика сохранения здоровья путем воздействия

на мышцы тела, т.е. путем физической активности.

Кинезиологические методы позволяют активизировать различные

отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей

человека.

Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющий

активизировать межполушарное взаимодействие, когда полушария

обмениваются информацией, происходит синхронизация их работы. В ходе

систематического использования кинезиологических упражнений у ребенка

развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация

внимания, наблюдается значительный прогресс в управлении своими

эмоциями. В случае, когда детям предстоит интенсивная нагрузка, работу

можно начинать с кинезиологического комплекса, например, «Зеркальное

рисование»:

- Положите на стол чистый лист бумаги. Начните рисовать

одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки (квадраты,

треугольники, горизонтальные линии), буквы. При выполнении этого

упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда

деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличивается

эффективность работы всего мозга.

Упражнение №2:

Дружно с вами мы считали и про числа рассуждали,

А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли.

На счет раз – кулак сожмем, на счет два – в локтях согнем.

На счет три — прижмем к плечам, на 4 — к небесам

Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись

Про пятерку не забудем — добрыми всегда мы будем.

На счет шесть прошу всех сесть.

Числа, я, и вы, друзья, вместе дружная 7-я.

Упражнения для глаз

Основной объем информации дети получают через зрительный

анализатор. Установлено, что эффективность зрительного восприятия

повышается в условиях широкого пространственного обзора. Отличительной

особенностью методики обучения детей в режиме «зрительных горизонтов»

является то, что дидактический материал размещается на максимально

возможном от детей удалении.

Каждому упражнению можно придать игровой или творческий

характер. Например, на кончик указки прикрепляется изображение жёлтого

листочка и предлагается проследить глазами, как листочек кружится под

порывом ветра по заданной траектории. Систематические занятия по схеме

способствуют снижению психической утомляемости, избыточной нервной

возбудимости, агрессии

Упражнения для глаз хорошо сочетаются с общими физическими

упражнениями. Например, игра «Весёлые человечки». На карточках, которые

быстро показывает учитель, схематично изображены человечки,

выполняющие различные гимнастические упражнения. Размер изображения

1-2 см. Дети должны вначале рассмотреть человечка, а затем повторить его

движения.

«Письмо носом» (снижает напряжение в области глаз) – закройте глаза.

Используя нос как длинный карандаш, пишите или рисуйте что-нибудь в

воздухе. Глаза при этом мягко прикрыты.

Упражнение №3:

Носиком дышу, дышу глубоко,

Глубоко и тихо, как угодно.

Выполню задание, задержу дыхание…

Раз, два, три, четыре –

Снова дышим: глубже, шире.

Упражнение №4:

Чтобы сильным стать и ловким,

Приступаем к тренировке.

Носом вдох, а выдох ртом.

Дышим глубже, а потом

Шаг на месте, не спеша.

Как погода хороша!

Не боимся мы пороши,

Ловим снег – хлопок в ладоши.

Руки в стороны, по швам.

Хватит снега нам и вам.

Размахнись рукой – бросок!

Прямо в цель летит снежок.

Упражнение №5:

Рисуй глазами треугольник

Рисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни

Вершиной вниз.

И вновь глазами

ты по периметру веди.

Рисуй восьмерку вертикально.

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линиям води.

И на бочок ее клади.

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза открываем мы, наконец.

Зарядка окончилась.

Ты – молодец!

Мимические упражнения.

На карточках нарисованы лица (так называемые смайлики) с

различными выражениями: улыбающиеся, грустные, испуганные. Дети их

копируют. А также можно предложить карточки с изображением эмоций.

Дети их повторяют.

Релаксация

Релаксация – комплекс расслабляющих упражнений, снимающих

напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата. Все упражнения на релаксацию проводятся под спокойную расслабляющую музыку

Упражнение «Путешествие на облаке»

- Сядьте удобно и закройте глаза. Два раза глубоко вдохните и

выдохните. Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на

белое пушистое облако, похожее на гору из пухлых подушек. Облако

медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши

лица? Здесь в небе все тихо и спокойно. Пусть облако перенесет вас в такое

место, где вы будете счастливы. Здесь может произойти что-нибудь чудесное

и волшебное. А теперь облако везет вас назад. Спуститесь с облака и

поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Потянитесь,

выпрямитесь, снова будьте бодрыми, свежими и внимательными (также

можно предложить упражнение «Сон» («Зүүдэн») - закрыть глаза,

расслабиться, будто собираетесь спать. Подумать о чем-нибудь очень

приятном.

Дыхательно-голосовые игры и упражнения

Дыхательные упражнения используются на уроках с материалом

устного характера. Эти регулярные упражнения способствуют профилактике

заболеваний дыхательных путей, поскольку учат правильно дышать.

 Используемые на уроках скороговорки, упражнения дыхательного

характера, позволяют преодолеть моторно-закрепощенную и статическую

позу у учащихся. Они обеспечивают, наряду с физкультминутками, высокую

работоспособность в течение всех занятий, позволяют развивать слуховую

память, а также снимают утомления и дают возможность избежать

переутомления.

Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале слогов, слов,

предложений и фраз.

 «Имитации» (упражнение на развитие дыхания с участием голоса) –

произнося звуки тише или громче в зависимости от удаления объекта.

Необходимо заметить, что развитие правильного дыхания способствует

общему оздоровлению и является одной из составляющих произвольной

саморегуляции.

Работа с текстом

1. Словарная работа.

Дети списывают с доски слова: спасибо, пожалуйста, спокойной ночи,

здравствуйте. Учитель просит подумать, что общего между этими словами, и

продолжить список. Затем говорит: «Дети, слова, которые вы написали,

называют волшебными. Они добрые, ласковые. Такими становятся и люди,

которые их говорят и которые их слышат. Говорите чаще их друг другу.

2. Контрольное списывание текстов о здоровье.

Следует отметить необходимость того, чтобы и сами школьники

ощущали ответственность за состояние своего зрения, осанки, нервной

системы, понимали, что только совместными усилиями можно получить

необходимые результаты (постоянно как учитель слежу за осанкой детей во

время урока).

Эффективность использования здоровьесберегающих технологий в рамках

реализации ФГОС прослеживается в возросшем уровне компетентности

учащихся в вопросах здоровьесбережения, в развитии их физических

навыков, двигательной активности и, в целом, на общем состоянии здоровья

детей, что выразилось в снижении простудных заболеваний, положительных

изменениях в состоянии здоровья учеников.

Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить

перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать

важность сохранения здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время

В данной работе выделены основные причины снижения здоровья детей и  указывается, какие педагогические приемы для здоровьесбережения используются в учебно-воспитательном процессе....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время

Здоровье — основополагающая составляющая всей жизни и деятельности человека. Имея с рождения крепкий организм, совершенствуя свой физический, творческий и нравственный потенциал, можно добиться ...

Учебно-методическое пособие “Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе”

В данном материале представлены упражнения по сохранению и укреплению здоровья учеников младших классов на уроках....

Использование здоровьесберегающих технологий и методик на уроках в начальной школе

В статье представлены виды здоровьесберегающих технологий, применяемых в учебно-воспитательном процессе.  На примере своей работы я показываю разнообразные формы проведения гимнастики для г...

Использование здоровьесберегающих технологий и методов на уроках в начальной школе

Материал содержит рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе...

Педагогический опыт на тему «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Представление педагогического опытаТема опыта: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья»Автор ...