Психологическая готовность дошкольника к школе
статья на тему

Трубина Надежда

Основные показатели готовности ребёнка к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psikhologicheskaya_gotovnost_k_shkole_doshkolnika.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическая готовность к школе дошкольника.

Не  так  давно  в   нашей  стране  осуществлен переход к обучению в школе с шести лет. Вслед за радостью родителей,  чьи дети стали школьниками,  пришли  и первые разочарования,  сомнения, трудности, вопросы... Все чаще мы стали задумываться о том, хорошо ли ребенку в школе, не страдает ли он там, хочет ли он ходить в первый класс. И многочисленные исследования психологов, педагогов, врачей подтверждают сомнения родителей — да, далеко не все дети воспринимают школу как радость. Да, не всем легко дается учение. Да, все чаще мы говорим о школьных стрессах  и дидактоневрозах. Да,  все  чаще слышатся реплики о плохой диагностике готовности ребенка к обучению. И, увы, все больше родителей задумываются — а правильно ли они поступили,   поспешив   отдать  ребенка  в   школу. Что такое «школьная зрелость»} Это  понятие  введено  гигиенистами  для  характеристики   готовности  организма  ребенка  к систематическому обучению. Сюда входит описание физических, физиологических параметров, анализ развития нервной системы ребенка. Врач, сопоставляя имеющиеся данные о сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной системах ребенка с существующими возрастными нормативами, делает вывод о том, посильны ли будут ребенку школьные нагрузки и школьный режим. По данным, имеющимся в литературе, от 4% до 30—40% детей только по этим параметрам не дотягивают до школьной зрелости. Это значит, что ребенку будет трудно высидеть весь урок без перерыва, что он будет легко утомляться, что ему сложно будет приноравливаться и монотонной деятельности, что ему будет трудно сосредоточиваться на работе, требующей длительного внимания, и многое-многое другое... Понятно, что «школьная незрелость» отразится и на освоении ребенком учебной деятельности. Учеба для таких детей становится тяжким временем — она утомляет, кажется трудной, с кучной, непосильной и быстро перестает удовлетворять ребенка. Когда пройдут первые радостные дни новой обстановки, новых знакомых, новых впечатлений, ребенок почувствует разочарование и может просить вернуть его' назад в детский сад. В последнее время все чаще физическую и психологическую неготовность к школе называют одной из причин школьных стрессов и неврозов.

Кроме того, есть разнообразные варианты индивидуальных различий, которые влияют на адаптацию   к   школе   и   успешность   в   учении.

Для определения школьной зрелости есть специальные критерии, используемые медиками. Но и родители могут по косвенным данным сделать выводы о ней.

Одним из таких признаков является работоспособность ребенка. Для шестилетки в норме она не очень велика и держится в пределах 20—30 минут в условиях одной и той же деятельности без  переключения.  Понаблюдайте за ребенком но не забывайте, что если речь идет об интересной и привлекательной деятельности, работоспособность ребенка резко увеличивается. Так, играть в новую игру он может и час, и два. Поэтому   выбирайте   для   наблюдения   деятельность с нейтральным  содержанием:  читать, писать   палочки  в   тетради,  копировать   орнамент. В  норме  шестилетка более  работоспособен с утра, поэтому все занятия и упражнения старайтесь   делать   с   утра,   а   не   вечером,   чтобы результаты    вашего    домашнего    эксперимента не искажались. Если и с утра ребенок не может сохранить работоспособность в пределах 20 минут, вам нужно задуматься.

Понаблюдайте за тем,  как сосредоточивается   ваш   ребенок,   всегда ли   он   доводит   дело до конца или бросает на середине,  всегда ли выслушивает   ваше  задание   или,   не  дослушав, бросается выполнять,  испытывает ли  угрызения совести, если не сделал порученное или не сдержал обещания. Посмотрите, как ребенок реагирует на вопросы: быстро или медленно, сколько времени  ему  требуется,   чтобы дать  ответ,   не забывает ли он во время ответа заданный вопрос. Проведите несколько простых опытов на точность движений: например, попросите ребенка, сидя напротив вас, быстро повторять ваши жесты и   движения.   Можете   предложить   ребенку   из двух одинаковых наборов кубиков или мозаики наперегонки с вами сложить орнамент по образцу и т. п. Понаблюдайте, как ребенок реагирует на монотонную деятельность (например, попросите его помочь вам смотать шерсть в клубок), может ли  усилием  воли задержать себя  на ее выполнении, даже если устал.

Все это поможет вам в  прогнозе школьной зрелости.

Что такое психологическая готовность ребенка к школе!

Под психологической готовностью к школе имеют в виду формирование целого комплекса новообразований, позволяющих ребенку безболезненно включаться в школьную жизнь. Условно в этой готовности выделяют несколько компонентов.

В первую очередь, это интеллектуальная готовность, включающая некоторый запас знаний о мире, о людях, определенный уровень развития мышления, степень правильности, четкости и обобщенности представлений ребенка, владение рядом приемов умственной деятельности и т. д.

Во-вторых, это так называемая мотивационная готовность к школе, связанная с формированием желания стать школьником.

В-третьих, это личностная и социальная готовность, помогающая ребенку утвердиться в коллективе, уметь действовать вместе, общаться со взрослыми и сверстниками, формировать уровень притязаний.

Кроме, того, в понятие психологической готовности входит достижение ребенком определенного уровня в развитии всех психических процессов — восприятия, памяти, внимания, а  также освоение некоторых простейших навыков — счета, чтения, решения элементарных задач.

И, наконец, это волевая готовность, связанная с формированием контроля над внешними и внутренними процессами и планированием собственных действий.

Все ли дети хотят идти в школу!

Как вы догадываетесь, сейчас речь пойдет о мотивационной готовности к школе (мотив — то, что побуждает ребенка к деятельности, то есть его интересы, потребности, желания).

По     данным     печати     и     по     результатам ' опросов, проводимых мною с  1982 года, желание пойти в школу формируется к шести годам примерно у 60% детей. Но качественный анализ ответов детей на вопрос «Почему тебе хочется (не хочется) пойти в школу?» показал огромное разнообразие детских мотивировок. Часть детей ссылается на интерес к учебе, новым знаниям. Некоторые дети желают ходить в школу по примеру старших братьев и сестер или потому, что «мама так сказала»,  «так хочется маме»,  «мне по возрасту уже пора». Ряд детей заявили о том, что им «надоело ходить в детский сад», поэтому «надо   переходить   в   школу».   Некоторые   дети говорили только о притягательности внешних атрибутов   школьной   жизни:   портфеле,    пенале, форме, переменах, отметках.

Почему же так по-разному обосновывают дети свое желание  стать  школьником? Дело  в   том, что к шести годам ребенок начинает осознавать свое  положение  дошкольника  как   не  соответствующее   его   возросшим   возможностям — он тянется   к   такой   деятельности,   которая   имела бы  статус серьезной,  общественно  полезной  и оцениваемой,   словом,   «взрослой».   Игра  перестает удовлетворять ребенка тем способом приобщения к деятельности взрослых, который она предлагает,   он   как   бы   психологически   перерастает  игру  и  в  условиях  общественного  воспитания   и   обучения   находит   ту  деятельность,

Которая кажется соответствующей его: взрослым потребностям и предполагаемым возможностям.

Как выглядит школа и учение в глазах таких детей? Так, как об этом рассказали взрослые. Очень важна, чтобы родители формировали положительное и правильное представление о школе. Не нужно внушать ребенку, что поступление в школу — это вечный; праздник без труда и забот, наоборот, лучше убеждать ребенка, что с поступлением в школу стоят труд, усилия,  старания ребенка, которые вознаграждаются симпатиями взрослых и одноклассников, успехами в учебе, новыми знаниями. Но, конечно, это не значит, что нельзя рассказывать ребенку о школьных радостях, шалостях, удовольствиях. Главное — не  сместить  акценты   и   знать   меру.

Интерес ребенка к внешним символам школьника в общей структуре мотивационной готовности играет свою положительную роль, но вы-то знаете, что в школе не это главное. Поэтому в беседах с ребенком больше внимания уделяйте содержательной стороне школьной жизни — урокам, новым знаниям, отношениям с одноклассниками и учителем.

Но мы совсем забыли о тех 40% детей, которые в школу идти совсем не хотят или «хотят, но не очень», «скорее не хотят, чем хотят», «немного хотят, а вообще-то нет». Как быть с ними?   Подробности   вы   узнаете   из   беседы   7.

В готовности ребенка к школе можно условно выделить субъективную и объективную готовность. Говоря о мотивации, мы в большей степени имеем в виду субъективные переживания и мнения ребенка о школе и школьниках. Но есть и объективные показатели — развитие мышления,  памяти,  воли   и  т.  д.   Нежелание  идти в Школу может быть следствием либо, во-первых объективной неготовности ребенка, для которого  игра  еще  не  исчерпала всех  резервов  развития," либо, во-вторых, недостаточой или плохой информированности ребенка о школе (чего стоят, например, опасения некоторых детей, что в школе «делают уколы тем, кто плохо учится», «плохо кормят», «ставят двойки», «большие бьют маленьких и учат курить»), либо же, в-третьих, индивидуальными особенностями характера ребенка   (например,   он   робок,   застенчив,   необщителен).

Во втором   и  третьем  случаях  у родителей, если  объективно ребенок  к  школе  готов,   еще есть шансы переубедить ребенка и заинтересовать его школой, хотя и здесь потребуется много усилий, внимания, заботы, потому что у ребенка могут  быть   сложности  с  адаптацией   к   школе. Первые же случаи — самые трудные. И я бы взяла   на   себя   смелость   посоветовать   родителям не  спешить   отдавать  сына   или  дочь   в   школу, даже если все соседские дети станут школьниками.  Наверное, лучше всегда ориентироваться на интересы и возможности ребенка.

Что входит в умственную готовность ребенка к школе, и могут ли родители определить ее сами?

Мы уже знаем,  что в шесть лет происходит постепенный переход от наглядно-образного мышления   к   появлению   элементов   мышления   в понятиях,   поэтому   вопрос   состоит   в   следующем — по   какому   из   них   надежнее   провести диагностику готовности к школе.

Многочисленные   психологические   исследования   убеждают,   что   прогностически   важным здесь оказывается наглядно-образное мышление. Экспериментальные данные показывают, что дети шести лет с высоким уровнем развития наглядно-образного мышления успешно обучаются в школе и учение способствует прогрессу в их психическом развитии. Дети с низким уровнем наглядно-образного мышления учатся хуже, с трудом осваивают знания и способы действия, для них характерно и более позднее развитие логического мышления. Дети с очень низким уровнем развития логических элементов в мышлении в дальнейшем учатся плохо, а существенных различий в успеваемости ребенка со средним и высоким уровнем развития словесно-логического мышления обнаружено не было.

Поэтому в диагностике интеллектуальной готовности к школе психологи ориентируются на уровень развития наглядно-образного мышления, поскольку высокий уровень логического мышления не обеспечивает впоследствии желаемых преимуществ. Поэтому родителям, пытающимся поразить учителя логическими знаниями и умениями ребенка, следует это иметь в виду.

Диагностикой интеллектуального развития занимаются специалисты-психологи и педагоги, пользующиеся специальными методиками. Но, к сожалению, у нас еще так мало психологических консультаций, где, подвергнув ребенка тестированию, родители могли бы получить достоверные, объективно обоснованные данные о его интеллекте на текущий момент. Однако это не значит, что родители не могут сами сделать неко- ' торые наблюдения за ребенком.

В нашей стране проблемам диагностики занималась группа психологов под руководством Л.  А. Венгера. Ими были сконструированы диагностической функции сознания. Весь социальный опыт человечества фиксирован в знаках и передается с помощью знаковых систем. Знаково-символическая функция связана с различением обозначаемого и обозначающего и с освоением действия замещения реальных предметов знаками (например, предмета — его названием). Лучше всего она формируется в игре, поэтому необходимо наблюдать за игрой ребенка. А как наблюдать — вы можете прочитать в беседе 8.

К 6—7 годам знаково-символическая функция как бы разветвляется: одна ее ветвь позволяет ребенку в дальнейшем развивать воображение, фантазию, творчество и даст возможность овладевать рисованием, лепкой, конструированием, сочинительством. Другая ветвь ложится в основание мышления в понятиях, на которое опирается весь процесс обучения. Поэтому формирование знаково-символической функции — одно из важнейших направлений в диагностике готовности ребенка к школе.

Как она развита у ребенка, вы сможете узнать, давая ему несложные задания: например, попросите его запомнить ряд из 7—10 слов, делая небольшие рисунки «для памяти». Дети с недостаточно развитой знаково-символической функцией легко отвлекаются на выполнение самостоятельных детальных рисунков и часто позже не могут воспроизвести словесный ряд по собственным рисункам. Дети с неразвитой знаково-символической функцией плохо различают форму и значение универсальных знаков — слов. Предложите ребенку сравнить по длине слова «карандаш и карандашик», «дом — домик», «комар — комарик» и т. п. Вы увидите, что некоторые шестилетки скажут, что «карандашик кокарандаш)

В советской психологии Л. С. Выготским разработано   понятие   зоны   ближайшего  развития: развитие ребенка должно оцениваться не столько по тому,  что он делает сам  и как справляется с заданием в одиночку, сколько по тому, что он может  с  помощью  и  подсказкой  (иногда  ему бывает достаточно только натолкнуть ребенка не мысль, как он решает задачу, над которой получился  в  одиночку).  Это  вытекает  из  принятого в отечественной психологии принципа, которым рекомендуется   руководствоваться   всем   родителям: обучение ведет за собой развитие, «/ то, чего  ребенок  не  может  сам,   он  может  с  помощью взрослого  (то есть  знание находится  у него в скрытой форме и не всегда реализуется в стрессовой ситуации тестового задания). Поэтому не возлагайте больших надежд на одноразовое, пусть даже самое точное и «перед самой школой»  тестирование, тем более заочное, как предлагают   некоторые   кооперативы  за  солидную плату. Ребенок всегда знает и может больше, чем   покажет   вам    Ю!   Поэтому   лучше   посвятите свободное время занятиям с ним.

Есть ли тесты, специально нацеленные на диагностику психологической готовности шестилетки к школе!

Да, такие тесты есть, и они широко используются при наборе детей в школу. Это задания из батареи тестов способностей и тестов достижений. Первые представляют собой диагностику того,   что   есть   в   интеллекте   ребенка  до   специального обучения, вторые проверяют результаты    обученности    каким-либо    знаниям,    умениям, навыкам.

 Готовность, которая измеряется тестированием, в сущности, сводится к овладению знаниями, умениями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального освоения школьной программы характеристиками. Американские психологи называют их «вводными навыками», советские — «предпосылками к обучению в школе», что, в целом, шире чем просто навыки.

Специальных методик довольно много, и практически любой детский психолог знает их: это задания из области языкового знания (определение звуко-буквенных соответствий, владение синонимами и антонимами, знание основных и производных грамматических структур, количественных понятий и т. д.), математических знаний, владения элементарными понятиями (когда ребенок объясняет смысл некоторых слов) и т. д.

Широко используются шкалы Ж. Пиаже, которыми проверяется, ориентируется ли ребенок в некоторых причинно-следственных отношениях, может ли узнать предмет на ощупь и опознать его затем при зрительном предъявлении (вспомните игру, в которую в детском саду играют поколения детей: «Угадай, что под платочком»), владеет ли принципом сохранения(покажите ребенку два одинаковых пластилиновых шарика, а потом у него на глазах раскатайте один в колбаску или расплющите в лепешку и поинтересуйтесь, где пластилина больше, и вы еще раз убедитесь в эгоцентрическом характере мышления ребенка, если он не сможет разрешить зрительного противоречия).

Из  американских  диагностических  процедур к   нам   пришла  серия   тестов   «Цирк»   и   др.   Но проще   всего   использовать   элементарный   тест А. Керна. Предложите ребенку три задания: нарисовать   человечка,   скопировать   на   клетчатой   у бумаге узор из точек или группу точек, скопировать небольшую фразу, написанную письменными буквами. По качеству рисунка и копий вы можете судить о возможностях своего ребенка. Что включает в себя личностная и социальная готовность ребенка к школе?

Школа заставляет ребенка включаться в новую для него систему отношений. Если основные требования к дошкольнику имеют дисциплинарный характер    («хорошо    себя    вести»,    «слушаться взрослых» и т. п.), то теперь главное место занимает требование «хорошо учиться» — то есть следовать тем  правилам  поведения и  усвоения знаний,   которые   предлагает   учитель.   Поэтому уже в дошкольном  возрасте ребенка  надо  начинать   ориентировать   на   жесткие   социальные нормы. Личностная готовность связана с формированием нового отношения к себе как к школьнику,  выполняющему  важную,   полезную  и  социально оцениваемую деятельность. Через учебу ребенок приближается к деятельности взрослых, поэтому в глазах ребенка школа — это ступенька к   взрослости.   Социальная   готовность   подразумевает приобретение навыков общения и действия в  коллективе,  что обеспечивает  адаптацию к школьной жизни.

Говоря о социальной и личностной готовности ребенка к школе, мы должны обратиться к двум психологическим новообразованиям, которые появляются в период кризиса 6—7 лет, о чем вы узнаете из беседы 7. Их впервые описал Л. С. Выготский. Специфику перехода к школьному возрасту он видел в «утрате непосредственности» и в «обобщении переживания».

Что это такое? Под утратой непосредственности имеется в виду формирование произвольности поведения, умения контролировать его в разных ситуациях, способность подчинять свои непосредственные реакции, желания требованиям режима, указаниям взрослых и собственным внутренним целям. Например, когда учитель задает вопрос на уроке, первым непосредственным побуждением ребенка будет скорее ответить. Но школьные правила требуют всего лишь поднять руку и молчать, пока не спросят. А если — увы! — не спросили, нужно не подсказывать, не выкрикивать ответ, если кто-то отвечает неправильно. К сожалению, далеко не все шестилетки «владеют собой», и со мной согласится любой учитель, видевший лес рук, когда каждый тянет свою повыше, встает, трясет ею, умоляюще шепча «Спросите меня! Я знаю!».

Формирование осмысленной ориентировки в собственных переживаниях, разделение внешней и внутренней жизни, ощущение, ценности собственного «Я» среди других, формирование самооценки, самолюбия — все это соотносится с «обобщением переживания». Ребенок осознает, что его переживания, мысли, чувства принадлежат только ему, что его мысли никому не слышны, что в глазах других он выглядит несколько иначе, чем в своих собственных... Все это значит, что ребенок переходит в развитии на качественно новый этап.

Что такое волевая готовность к школе и можно ли ее сформировать!

В первую очередь волевая готовность связана с формированием произвольности поведения, которая является одним из главных приобретений этого возраста и ведущей предпосылкой перехода от  игры к  учению.  К  шести  годам  ребенок может сознательно ставить цели и настойчиво   их  добиваться;   может  взять  на  себя   ответственность за принятие какого-либо решения (конечно, еще на детском  уровне);  умеет планировать свои действия и поступать, следуя намеченному плану;  способен  проявить  упорство и  терпение даже тогда, когда что-то не получается; может в достаточной степени объективно оценить   результат   своих   усилий   (по   качеству, а не по затраченному времени!).  Конечно, все это еще не очень прочно: цели не всегда устойчивы и до конца осознанны; трудность задания впаяет на упорство в его выполнении; отсроченное достижение результата и объемные задания быстро охлаждают пыл ребенка.

Но все же ребенок становится самостоятельнее и упорнее в своих устремлениях. Он меньше зависит от контроля со стороны и старается действовать   самостоятельно,   избегая   руководящего влияния  взрослых.   Ребенок  в  это  время  часто конфликтует  с  родителями,  во  всем   помогающими  ему  и  ограничивающими  его  свободу  в действиях по собственному замыслу.

Формировать компоненты волевой готовности родители, конечно, могут. Старайтесь поощрять в ребенке самостоятельность и ответственность, следите, чтобы любое начатое дело доводилось им до конца. Чаще давайте ему серьезные    поручения    с    самоконтролем,    сделайте какие-то элементарные действия домашней обязанностью   ребенка   (поливать   цветок   в   своей комнате, кормить рыбок, помогать накрывать на стол и т. д.). И главное, обсуждайте с ребенком результаты его действий так, чтобы он мог сам оценить выполненное. Можете ставить вместе  с ним «оценку за день» (шестилетки обожают оценки и, кстати, очень расстраиваются, когда узнают, что в первом классе оценок не ставят). Все это поможет ему готовиться к школе.

Все ли дети бывают психологически готовы к школе и какие последствия ждут неготовых к школе первоклассников!

Это очень серьезный вопрос. По экспериментальным данным, примерно 30—40% детей шести лет поступают в школу психологически неготовыми. К сожалению, у нас еще не настолько развита психологическая служба, чтобы защитить ребенка от произвола взрослых в вопросе о школе и нет единой системы диагностики готовности к ней. Вдумайтесь: 30—40%— это значит каждый третий ребенок будет осложнять работу учителя и сам переживать серьезные трудности в учении.

Лучше всего было бы не отправлять психологически неготовых к школе детей в первый

класс, но это влечет за собой массу проблем как социального, так и материального плана. Ни для кого не секрет, что расходы на образование в бюджете страны не так уж велики, поэтому рассчитывать в ближайшие годы на серьезные изменения не приходится.        

В идеале видится гибкая система набора детей в первый класс, многоуровневые классы, чтобы быстрее продвигать детей интеллектуально развитых, может быть, даже «с перешагиванием» через какие-то ступени, и «дотягивать» до необходимого уровня тех, кто по каким-либо причинам к школе не готов. Сейчас много говорят о «классах выравнивания»,  но в существующем виде  они  мало  способны   поправить  ситуацию. Неготового  к   школе  ребенка  ждет  больше проблем,  если  он  все-таки  идет в  школу,  чем если он остается в саду или дома.  Представим себе положение такого ребенка: учеба с первых же дней становится непосильным бременем. Ребенок не выносит учебных  нагрузок,  не справляется со школьной программой в установленные сроки, получает замечания по дисциплине и успеваемости. Родители, которым очень неприятно слышать нелучшие отзывы о ребенке, прилагают усилия по повышению успеваемости: наказывают ребенка,   делают   внушения,   проводят   дополнительные занятия.  Ребенок тоже старается по мере сил не отставать от других и заслужить одобрение взрослых,  но...  у него просто не получается, он  не может. Ведь  и  усилия  учителя  и труды родителей ложатся на то, чего у ребенка еще нет. Мы требуем усидчивости, но не сформирована волевая готовность. Мы требуем заучивания стихов и усвоения правил, но к школе не готов интеллект ребенка. Мы требуем, чтобы он-не нарушал дисциплину и не дрался с соседом по парте,  но  в  ребенке господствует  непроизвольность, не сформировалась социальная готовность.   Мы   кричим:   «Как   тебе   не  стыдно,   посмотри на себя, сравни себя с другими!», но нет личностной  готовности,   отсутствует  рефлексия. Сам ребенок переживает мучительное противоречие: с одной стороны, любя родителей, стараясь заслужить похвалу, он стремится удовлетворять  всем  школьным   требованиям,  понимая, что только так можно стать одобряемым. Но, с другой стороны, он объективно еще не может осваивать успешно учебную деятельность. И ребенок находит выход, если осознает это противоречие. Чтобы избежать конфликта, он прибегает к формальному усвоению, например, заучивает материал без понимания (на родительский вопрос «Все понял?» ребенок всегда с готовностью согласно кивает головой). А дальше одно непонятое наслаивается на другое и непонимание учебного материала растет как снежный ком, потому что в учебной программе одно вытекает из другого. Стоит ли удивляться, что год от года ребенок все меньше радует родителей своей успеваемостью? Исследования психологов показывают, что неуспевающих детей можно предсказать уже в первом классе и без коррекционной работы они так и остаются неуспевающими до окончания школы.

Но если серьезно взяться за коррекцию, отставание ребенка можно наверстать. Часто же бывает так, что ребенок может вообще отказываться ходить в школу.

Подумайте, стоит ли сокращать дошкольное детство на год, если с приходом в школу ребенок автоматически не становится школьником?

Вы знаете поговорку: всему свое время. Так вот, есть время играть, есть время учиться.

БЕСЕДА СЕДЬМАЯ.

Попробуйте представить себе то количество внешних  и  внутренних  факторов,  которые  воздействуют  на ребенка  и  изменяют его мысли, чувства, поступки. Далеко не всегда ребенок умеет совладать с возникающими перед ним проблемами, что приводит к появлению неуверенности в   себе,   капризам,   конфликтам   со   взрослыми, отказам ходить в школу и т. д. Все это делает ребенка подчас очень трудным для родителей...

Можно ли считать шестилетний возраст «трудным»!

Любой возраст преподносит воспитателям  и родителям   свои   сюрпризы   и   ни   один   период в развитии ребенка не может считаться легким. Но есть этапы, которые требуют максимального внимания, чуткости, терпения от всех, кто имеет дело с ребенком. Такие этапы в психологии традиционно   именуются   возрастными   кризисами. На дошкольное детство их приходится четыре — кризис  новорожденности,  кризис  первого  года жизни,  кризис  трех лет  и  кризис 6—7-летнего возраста. Эти этапы в практике воспитания часто считаются «трудными возрастами».

Эти «трудные» или критические возрасты противопоставляются   так   называемым   стабильным возрастам — младенчеству, раннему детству, дошкольному возрасту, когда развитие ребенка совершается за счет медленных, постепенных, незаметных изменений в личности ребенка, не доставляющих особых хлопот родителям и воспитателям.

Критические же периоды характеризуются стремительным, бурным ходом развития, когда многочисленные изменения в личности протекают в течение всего лишь нескольких месяцев. Все эти периоды сопровождаются рядом негативных проявлений: это и упрямство, и грубость, и негативизм, это — отсутствие желания подчиняться требованиям взрослых, капризы, конфликты, агрессивность, это — повышенная раздражительность, обидчивость, плаксивость.

У родителей и воспитывающих ребенка взрослых создается впечатление, что ребенок, только вчера бывший послушным, тихим, ласковым, будто «с цепи сорвался»: так внезапно в худшую сторону меняется его поведение. Шестилетнего ребенка может характеризовать манерничанье, нарочитое, вычурное поведение, кривляние, передразнивание, вертлявость, паясничание. Кажется, что он специально издевается над взрослыми, строя из себя шута, говоря не своим голосом, совершая немотивированные действия. Ребенок как бы уходит из-под нашего контроля, держа нас в напряжении и ожидании жалоб на него со стороны воспитателя, родителей других детей и т.- д.

И даже несмотря на то, что у разных детей кризис 6—7 лет протекает по-разному, что весь набор перечисленных признаков встречается сравнительно редко, что жесткими методами воспитания мы можем особенно неприятные симптомы устранить, согласитесь,— все это и в самом деле характеристики «трудного» ребёнка и «трудного» возраста. Поэтому в это время требуется особый такт, особое умение владеть собой.

Чем вызвано негативное поведение ребенка и можно ли повлиять на него!

Педагоги и психологи, давно (еще в 20—30-х годах}  заметив   ухудшение  поведения,  эмоционального самочувствия и общения детей в критические   периоды,  „стали   искать   их   причины. Первый и самый простой ответ лежал на поверхности  понимания  проблемы   и  был  таким:   эта поведение нужно считать отклонением  от нормально Протекающего развития  и применять  к нему жесткие дисциплинарные меры.

Но выяснилось, что в большей или меньшей степени эти негативные проявления встречаются у всех детей  в  определенные  периоды жизни. Дисциплинарные   меры   типа   наказаний,   угроз, ограничения общения с ребенком способны лишь «загнать»  кризис внутрь,  сделав  ребенка нервным,   раздражительным,   неуверенным   в   себе, эмоционально реагирующим   на обиды,   унижения,   неудачи.   Последствия  ужесточения  воспитательных воздействий могут оказаться непредсказуемыми    для    психического    здоровья    ребенка.   С  другой  стороны,   наказания  и   угрозы могут   играть   роль   подкрепления   и   усиливать негативные    проявления    в    поведении    детей. Родители  должны   иметь   в   виду,   что  такие «трудные»  возрасты  типичны для любого  нормального  развития  ребенка   и  дисциплинарные меры в очень слабой мере улучшают ситуацию. Второй ответ, который выдвинули психологи, был таким: очевидно, причина кризиса семи лег лежит не вне деятельности ребенка, а внутри нее; и   именно   в   игре,   как   ведущей   деятельности дошкольного возраста, надо искать его истоки. Ученые, в частности советский психолог Л. И. Божович, обнаружили, что в рамках игровой деятельности ребенка к семилетнему возрасту формируются   предпосылки,   готовящие   ребенка   к учебе в школе. Эти психологические новообразования (см. беседу третью), названные в совокупности   «новой   внутренней   позицией   школьника», разрушают игровую деятельность изнутри, снижая  интерес   и  потребность  ребенка  в  ней. Ему нужно срочно перейти к той деятельности, которая  поведет  за  собой   развитие  дальше,— учебе,   но  по  времени   начало   школьного  обучения отстает от формирования психологической готовности  к  нему.  Поэтому-то,  сделали  вывод психологи,   и   возникает  кризис.  Стоит  сдвинуть начало обучения на более ранние сроки, и проблема будет решена.

Эта идея была предложена тогда, когда обучение в нашей стране начиналось с восьми лет. С тех пор много детей пошло в школу с семи лет и уже с шести... а трудные, кризисные дети по-прежнему встречаются среди детей этого возраста.

И вот совсем недавно был предложен третий ответ. Оказывается, новообразования, готовящие ребенка к переходу в учебную деятельность, формируются у всех детей не в одинаковые сроки. Поэтому к 6—7 годам часть детей по всем психологическим показателям готова к школе, и если интервал между этой готовностью и началом школьного обучения велик, появляется кризис и «трудное» поведение. Если же интервал небольшой, то родители замечают лишь  отдельные симптомы  кризиса  и справедливо полагают, что их дети — не трудные. Другая же часть детей по психологическим показателям не может считаться готовой к школе. Это — еще типичные дошкольники, и игровая деятельность их  находится  в  целости  и  сохранности,  потому что  она  своих   резервов   для  психологического развития  ребенка  еще   не   исчерпала   и   может вести за собой это развитие. Но проходит срок, звенит школьный звонок, и вот они уже за партами, они — ученики. И здесь-то показывает себя кризис:  освоение учебной деятельности  идет с трудом; школа, утратив свежесть и новизну первых впечатлений, становится тяжким бременем, не   удовлетворяет   интересам   и   потребностям ребенка. В то же время, попадая в регламентированную ситуацию, где нужно стремиться к хорошей учебе, ребенок переживает глубокие внутренние противоречия. И он продолжает играть, потому что школа ему не в радость   и учебная деятельность, которую приходится осваивать, не отвечает его потребностям и возможностям, то есть   не   является  действительно   ведущей  деятельностью.

Поэтому единственно правильной линией воспитания будет не ужесточение требований, угрозы, наказания, а внимательное наблюдение за ребенком. Не нужно торопиться отдать его в школу, даже если соседские дети пошли туда с шести лет. Не забывайте, что кризис — лакмусовая бумажка готовности ребенка к школе.

Что,  кроме кризиса  6—7 лет,  может стать причиной «трудного» поведения ребенка!

Причин, которые приводят к возникновению «трудного», или, как говорят врачи и психологи, девиантного (отклоняющегося) поведения, очень много, и они весьма разнообразны. Мы называем «трудными» и детей с неврологическими нарушениями, и детей с эмоциональными расстройствами, и детей замкнутых, робких, и драчунов, и неуспевающих в учебе, и детей из неполных и конфликтных семей. Список этот можно продолжать и продолжать.

Причиной  капризов  и  неуправляемого поведения  может  стать  стремление  ребенка  обратить  не себя  внимание  взрослых,  «взять  верх» над ними, раздражая их своим негативным поведением, упрямством, своеволием. Если это так, то   все   негативные   реакции   ребенок   демонстрирует  обычно  только в  присутствии  взрослых зрителей,   а   при   отсутствии   таковых   довольно быстро накал страстей стихает. Поэтому нужно обратить внимание на два момента:  во-первых, стараться  устранить  дефицит  в  общении  с  ребенком,   восстановить   эмоциональную   связь   с ним, обращая внимание на то хорошее, что в ребенке,   несомненно,   есть.   Попытайтесь   помочь ему освоить контроль над своими действиями и восприятием, покажите, что есть другие пути к самоутверждению. Для этого больше беседуйте с ребенком о том, какое поведение одобряемо, а   какое   осуждаемо   и   почему,   какие   качества в людях ему нравятся, каким примерам ему хотелось бы следовать и т. д. Хорошо, если вам удастся избежать нравоучительного тона, морализирований,   нотаций.   Акцент   в   ваших   разговорах  с  ребенком  делайте  на  положительных,  а не на отрицательных моментах, чаще используйте     сослагательное     наклонение     («хорошо бы...»,  «если  бы  ты  мог...»,  «хотелось  бы...»  и т.   п.).  

Resource id #4138

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое психологическая готовность ребёнка к школе?

Доклад к собранию для родителей будущих первоклассников...

Психологическая готовность ребенка к школе.

Предоставляю подбор  сюжетных картинок важных для подготовки ребенка к школе, будет полезен как педагогам так и родителям....

Родительское собрание "Психологическая готовность ребёнка к школе"

В данной разработке уделяется внимание тем аспектам, на которые родители первоклассников должны обратить внимание....

Психологическая готовность ребенка к школе.

Поступление ребенка в школу является важным событием в жизни семьи. Данная работа раскрывает особенности подготовки дошкольника к началу учебного процесса и будет полезна не только родителям, но и пре...

Программа психологических развивающих занятий "Психологическая готовность детей к школе"

Программа предназначена для групповой психологической работы с детьми 6-7 лет. Программа содержит учебно-тематический план занятий на учебный год. Занятия могут проводиться как с учащимися первого кла...

Презентация "Психологическая готовность ребёнка к школе". (Рекомендации для родителей дошкольников).

Презентация предназначена для родителей дошкольников и содержит информацию о том, как лучше подготовить ребёнка к школе....