Урок русского языка в 4 классе по учебнику Р.Н.Бунеева «Русский язык». Роль прилагательных-антонимов в речи.
план-конспект урока (4 класс) на тему

Щитинина Елена Николаевна

Закрепить знания учащихся об имени прилагательном. Выявить и обосновать роль прилагательных-антонимов в речи. Развивать орфографическую зоркость, навыки работы с текстом, мышление, память, умение работать в группах. Воспитывать интерес к родному языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russky_yazyk_4kl_antonimy.docx18.4 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе по учебнику  Р.Н.Бунеева «Русский язык».

Тема. Роль прилагательных-антонимов в речи.

Цели. Закрепить знания учащихся об имени прилагательном.

Выявить и обосновать роль прилагательных-антонимов в речи.

Развивать орфографическую зоркость, навыки работы с текстом, мышление, память, умение работать в группах.

Воспитывать интерес к родному языку.

Ход урока.

1.Организация класса.

- Откройте тетради и запишите число, классная работа.        

- Расшифруйте пословицу: Век живи, век учись.

- Как понимаете смысл пословицы?

- Запишите и затранскрибируйте пословицу. (ученик у доски)

- И мы на уроке не будем останавливаться на достигнутом, а изучим новое и повторим старое. В каком значении прямом или переносном я употребила прилагательное старое.  Старый – это какой материал?

- Чем по отношению друг к другу являются прилагательные новое и старое?

2.Тема урока.

- Прочитайте строчки из стихотворения С.Я.Маршака сначала про себя. Затем выразительно вслух.

Мы знаем:  время растяжимо.

Оно зависит от того,

Какого рода содержимым

Вы наполняете его.

Пусть равномерны промежутки,

Что разделяют наши сутки,

Но, положив их на весы,

Находим долгие минутки

И очень краткие часы.

- Как вы понимаете смысл стихотворения?

- Какие части речи выделены курсивом?

- Когда у человека минуты бывают очень  долгими?

- Когда часы становятся краткими?

- Какие это слова по значению?

 - Сформулируйте тему урока.

- Запишем тему урока в тетради: Роль прилагательных-антонимов в речи.

3.Работа с предложением.

- Откройте учебник с.33 упр.206. Прочитайте предложение.

- Проанализируем орфограммы.

- Что такое шоссе? (Слово шоссе пришло  к нам из французского, что означало «дорога мощенная известняком», теперь покрытия другие, а название осталось прежним.)

- Как по-другому называется узкая дорожка, по которой идут пешеходы?

- Что должен знать пешеход, чтобы безопасно перейти дорогу?

- Какие прилагательные-антонимы  встречаются в предложении?

- Какой прием используется в этом предложении?(Противопоставление)

- Значит, для чего  могут служить прилагательные-антонимы в предложении?

- Объясните причину постановки запятой. Подготовились к письму  по памяти. Самопроверка.

- Определите части речи, подчеркните грамматические основы. Составьте схему предложения.

4.Работа с текстом. Театрализация.

- Велика роль антонимов-прилагательных в художественной литературе. Давайте перенесемся в 3 класс и вспомним стихотворение Г.Сапгира «Людоед и принцесса, или Все наоборот». (Рассказывают дети).

- Какой прием использует поэт  для создания комического эффекта? Прием противопоставления образов, картин называется антитезой.

 - Какие слова ему в этом помогают?

- Значит, для создания чего могут использоваться прилагательные-антонимы?(для создания комического эффекта).

5.Работа в учебнике. Комментирование.

- Найдите упр.205. Прочитайте задание.

- Работаем с комментированием.

6.Работа в парах.

- А сейчас  поработаем в парах.

- Мы знаем, что богатый жизненный опыт народа очень часто отражается в пословицах и поговорках – в этих ярких произведениях народной мудрости. Антонимы, имея противоположное значение, позволяют оценивать  лица, предметы, события с диаметрально противоположных сторон, что придает высказыванию наглядность, выпуклость.

- Ваша задача восстановить пословицу, дополнив в местах-пропусках прилагательными-антонимами, и объяснить смысл.

1.Маленькое дело лучше большого безделья.

5.Новых друзей наживай, а старых не теряй.

3.Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

6.Доброе слово лечит, а злое калечит.

4.Глупый осудит, а умный рассудит.

2.Веревка хороша длинная, а речь короткая.

Проверяем у доски.

7.Творческая работа.

- Угадайте, чем займемся, если у вас на партах приготовлены орфографические словари.

- А почему они необходимы именно во время написания сочинения?

- Откройте учебник на стр.33 упр.207. Выполняем по заданию.

- Работаем дифференцировано. Пишем мини-сочинение.

- Что значит мини-сочинение?

Первая группа детей, изменяя прилагательные данного текста на противоположные, пишет на тему «Пасмурный день».

Вторая группа составляет свой мини-текст «Пасмурный день в городе».

Третья группа пишет по представленному плану на листе.

Пасмурный день.

Осенний пасмурный день. Небо темное, с низкими облаками. Холодный ветер чуть колышет ветви деревьев.

Зачитываем 2-3 сочинения вслух.

8.Подведение итогов.

- Что такое антонимы?

- Для чего используются в речи?

- Оцените свою работу.  

  У меня радостное настроение потому, что я успешно справился со всеми вопросами и заданиями.

У меня плохое настроение потому, что я не разобрался с темой.

9.Домашнее задание.

Стр.48 упр.2.

Дополнительный материал.

Подбери к словам антонимы. Первые буквы пропущенных слов, если их прочитать по вертикали, составят еще одно хорошее слово.

широкий -  … (узкий)

твёрдый - … (мягкий)

старый -  … (новый)

скучный  -… (интересный)

бесполезный  -… (ценный)

неряшливый  -… (аккуратный)         умница

широкий - … (узкий)

твёрдый - … (мягкий)

старый - …(новый)

скучный - … (интересный)

длинный - … (короткий)          умник

Фамилия________________________________________________________________

Подбери к словам антонимы. Первые буквы пропущенных слов, если их прочитать по вертикали, составят ещё одно слово.

широкий -  ___________________________

твёрдый - ____________________________

старый - ______________________________

скучный - _____________________________

бесполезный - _________________________

неряшливый - __________________________

Фамилия______________________________________________________________________

Подбери к словам антонимы. Первые буквы пропущенных слов, если их прочитать по вертикали, составят ещё одно слово.

широкий - ___________________________________

твёрдый - ____________________________________

старый - _____________________________________

скучный - ____________________________________

длинный - ____________________________________

С.Я.Маршак « Мы знаем: время растяжимо»

Мы знаем: время растяжимо.

Оно зависит от того,

Какого рода содержимым

Вы наполняете его.

Пусть равномерны промежутки,

Что разделяют наши сутки.

Но, положив их на весы,

Находим долгие минутки

И очень краткие часы.

_____________________________________________________________________________________

С.Я.Маршак « Мы знаем: время растяжимо»

Мы знаем: время растяжимо.

Оно зависит от того,

Какого рода содержимым

Вы наполняете его.

Пусть равномерны промежутки,

Что разделяют наши сутки.

Но, положив их на весы,

Находим долгие минутки

И очень краткие часы.

Слова-помощники

_____________________________________________________________________________________

1.маленькое, большого

____________________________________________________________________________________

2.длинная, короткая

_____________________________________________________________________________________

3.горькая, сладкая

_____________________________________________________________________________________

4.глупый, умный

____________________________________________________________________________________

5.новых, старых

____________________________________________________________________________________

6.доброе, злое

_____________________________________________________________________________________

антитеза


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку "Роль прилагательных - антонимов в речи" (4 класс). МБОУ г.Иркутска СОШ №23

Предлагаю вашему вниманию разработку урока для 4 класса "Роль прилагательных - антонимов в речи" ("Школа 2100"), который содержит конспект урока и презентацию....

Урок по русскому языку в 4 классе «Роль прилагательных – антонимов в речи».

Создать условия   для формирования познавательных учебных действий   обучающихся по выявлению роли прилагательных – антонимов в речи....

Урок в 4 классе по теме: Роль прилагательных – антонимов в речи

УМК: Образовательная система «Школа 2100»Предмет: Русский языкАвторы учебника: Р. Н Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. ПронинаКласс: 4Тип урока: Урок совершенствования знаний, умений и навыковТема: Роль прила...

Разработка урока во 2-м классе по теме: «MY TOYS» (английский язык, 2 класс по учебнику «Английский в фокусе» Н.Быковой, Дж.Дули, М.Поспеловой, В.Эванс)

Цель данного урока- вспомнить лексику по теме «Игрушки»;  введение и активизация лексических единиц по теме «Внешность» и грамматической структуры “I have got&h...

Урок русского языка "Роль прилагательных-антонимов в речи"

В данном уроке русского языка  представлена модель 1 ученик: 1 компьютер+ интерактивные технологии...

Урок русского языка 4 класс по теме "Роль прилагательных- антонимов в речи"

Это урок- исследование по теме " Роль прилагательных - антонимов в речи". Данный урок соответствует требованиям ФГОС....