Разработка урока по русскому языку "Роль прилагательных - антонимов в речи" (4 класс). МБОУ г.Иркутска СОШ №23
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Предлагаю вашему вниманию разработку урока для 4 класса "Роль прилагательных - антонимов в речи" ("Школа 2100"), который содержит конспект урока и презентацию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_svistun_e.b.rar2.82 МБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по русскому языку

Разработала Свистун Е.Б.

Тема: роль  прилагательных – антонимов в речи.

Планируемые результаты

предметные: обобщить, углубить, закрепить представление об антонимах.Содействовать развитию умения у учащихся применять антонимы; использовать их в устной и письменной речи; находить антонимы в тексте; сравнивать антонимы и синонимы.

Личностные: ориентируются на понимание причин успеха в учебе, проявляют интерес к новому учебному материалу ,

Метапредметные универсальные учебные действия:

познавательные: анализируют изучаемые факты языка, выделяют их отличительные признаки осуществляют поиск  нужной информации в учебнике, понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме,

коммуникативные: используют в общении правила вежливости, формулируют свое мнение и позицию, строят понятное для партнера высказывание, принимают участие в работе парами, допускают существование различных точек зрения.

регулятивные: адекватно воспринимают оценки учителя, товарищей, вносят необходимые коррективы в действия на основе результатов обсуждения с учителем, одноклассниками, выполняют учебные действия в устной и письменной речи, принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения.

Ход урока

  1. Оргмомент
  2. Минутка чистописания.

Маленькая ложь рождает большую неправду.

Прочитайте запись. Что вы прочитали? Как вы понимаете эту пословицу?

Спишите, обозначьте орфограммы.

  1. Актуализация знаний.

Какой частью речи выражены выделенные слова? Что мы уже знаем об имени прилагательном?

Поставьте эти слова в начальную форму.

Что общего у этой пары слов? (Имена прилагательные, в н.ф., вопрос). Чем они отличаются? (Они противоположны по значению).

Как называются слова с противоположным значением?

О чем же пойдет речь на сегодняшнем уроке? Как бы вы сформулировали тему урока?

 Исходя из темы урока, поставьте перед собой цели нашего урока:

Узнать, для чего нужны…

Учиться находить, подбирать … и употреблять…

Сегодня мы с вами будем говорить о роли антонимов-прилагательных в речи, учиться находить их в тексте, подбирать антонимы к словам, правильно их употреблять.

  1. Открытие нового знания.
  1. Создание проблемной ситуации.

Итак, антонимы – это…(слова с противоположным значением). Приведите свои примеры.

На доске записаны пары слов. Я считаю, что это антонимы. Вы согласны? Докажите.

день – ночной     добрый – зло    худеть – толстяк

Вывод. Давайте вместе дополним определение антонимов: антонимы – разные по звучанию слова, противоположные по значению, которые отвечают на один и тот же вопрос и являются одной частью речи).

А какими частями речи могут быть антонимы?

Запишите эти пары так, чтобы антонимы были выражены прилагательными.

  1. Мы уже несколько раз произнесли слово «антоним». а кто-нибудь знает, как это слово образовалось? Попробуем догадаться вместе (сравнение слов «синоним» и «антоним»: у них одинаковая вторая часть(онима – по-гречески означает имя,слово),анти – против, противоположный: антициклон, антибиотик, антисанитарный, антиопределитель.
  1. Закрепление нового материала.
  1. Потренируемся в подборе антонимов.
  2. Работа в парах (карточки). Проверка: какие прилагательные - антонимы позволяют сравнить предметы по

Вывод. Антонимы очень часто используются в жизни, когда нужно что-то противопоставить, сравнить, а также это средство выразительности, придающее высказыванию точность, меткость.

Помогите теперь мне подобрать антонимы к словам горячий, мягкая, старое, оранжевый.

Вывод.Не все слова имеют антонимы.

Подбор антонимов к разным значениям многозначного слова.

А может ли одно слово иметь несколько антонимов?

Наблюдение через работу в парах.

  1. Примеры использования антонимов в речи.

Закончите предложения, назовите антонимы:

  1. В сказках добро побеждает …
  2. Тяжело в учении, …в бою.
  3. …сказка сказывается, да ……дело делается.
  4. … пойдешь – коня потеряешь, … пойдешь – смерть найдешь.
  5. …зайчик прыгает по… полю.

Вывод: антонимы есть в загадках, пословицах, поговорках, рассказах и стихотворениях, в народных сказках. Они помогают ярче, образнее представить картину, создают контраст, противопоставление, делают речь выразительной, занимательной. Антонимы являются сильным художественным средством. Они оживляют речь , делают её выразительнее, нагляднее. Чёрное очень остро воспринимается на фоне белого, добро – на фоне зла, ум – в сравнении с глупостью. Антонимы лежат в основе контраста – это АНТИТЕЗА – противопоставление.

Физминутка «Игра в антонимы»

  1. Использование антонимов в пословицах (работа в парах).

V.  Рефлексия

VI. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку "Повторение изученных орфограмм" (2 класс)

Урок составлен по программе "Гармония".  В разработке использован интересный подбор загадок о весне, задания для самостоятельной и групповой работы  с таблицами....

разработка урока по русскому языку по системе Занкова 2 класс

На данном уроке идёт ознакомление с частью речи "Прилагательное"...

Методическая разработка урока по русскому языку на тему: «Письменная речь: оформление адреса на конверте или открытке. Правила переноса слов»

Методическая разработка урока по русскому языку на тему: «Письменная речь: оформление адреса на конверте или открытке. Правила переноса слов»...

Разработки уроков по русскому языку УМК "Школа России" 4 класс . Тема "Склонение имен существительных"

Поурочные разработки русский язык УМК " Школа России" 4 класса. тема " Склонение имён существительных"...

разработка урока по русскому языку "Непроверяемые безударные гласные" 2 класс

отработать умение правильного написания слов с непроверяемыми безударными гласными; повторить словарные слова, познакомить с новым словарными  словами...

Разработка урока по русскому языку "Местоимение как часть речи"

Разработка по русскому языку  в 4 классе  "Местоимение как часть речи"(учебник: В.П. Канакина  и  В. Г. Горецкий). Урок разработан в соответствии ФГОС НОО. Данный материал мож...

Разработка урока по русскому языку "Склонение имен существительных" 3 класс УМК"Школа России"

Разработка урока по русскому языку "Склонение имен существительных" 3 класс УМК"Школа России"...