Cистема работы учителя по восстановлению зрительных нарушений у учащихся в условиях пространства общеобразовательной школы
учебно-методический материал (4 класс) по теме

Канипова Галина Александровна

Данный материал раскрывает основные направления работы учителя в коррекционных классах IV вида по сохранению и укреплению зрения учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vosstanovlenie_zritelnykh_narusheniy.docx147.62 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «СОШ №110» г. Трехгорный Челябинской области

                               Инновационный проект

Система работы учителя по восстановлению

 зрительных нарушений у учащихся

в условиях пространства общеобразовательной школы

Канипова

Галина Александровна,

учитель 4 коррекционного класса IV вида,

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 110»

                                                      г. Трехгорный

СОДЕРЖАНИЕ

Часть 1.         Паспорт проекта.

1.1. Тема.

1.2. Адресация проекта.

1.3. Цель и задачи проекта.

1.4. Актуальность рассматриваемой проблемы.

1.5. Особенности контингента.

1.6. Ресурсное обеспечение.

1.7. Результативность – индикативные показатели.

Часть 2.        Проблемный анализ ситуации. Целеполагание.

Часть 3.         Ступени реализации коррекционного блока программы.

Ступень 1. Определение поля коррекционной деятельности учителя с учетом

условий МБОУ «СОШ № 110».

Ступень 2. Реализация учителем коррекционно-зрительной работы с детьми

в учебном процессе.

  2.1. Распределение коррекционно-зрительной работы в режиме

         учебного времени.

  2.2. Моделирование коррекционно-визуологической работы

         (содержательный аспект).

Ступень 3. Содержание и методические особенности реализации                                         коррекционных направлений работы. Педагогические находки.

 3.1. Валеологическая организация окружающей среды.

 3.2. Физическое развитие как средство восстановления зрения.

 3.3. Визуологические технологии по укреплению зрения.

 3.4. Развитие ориентировки в пространстве.

 3.5. Развитие зрительного восприятия.

           3.6. Организация и проведение специальных коррекционных занятий.

           3.7. Специфика урока в начальных классах IV вида.

Часть 4.         Результативность коррекционной работы.

4.1. Мониторинг состояния зрения учащихся.

4.2. Зависимость успеваемости от остроты зрения.

4.3. Динамика успеваемости и развития детей.

4.4. Уровень развития компетентности учащихся (социальной и

       коммуникативной).

Литература.

Часть 1.         ПАСПОРТ ПРОЕКТА.

Тема          Система работы учителя по восстановлению

                   зрительных нарушений у учащихся

                 в условиях пространства общеобразовательной школы

         

Адресация:    учителя начальной школы  коррекционных классов IV вида;

                        педагоги, осуществляющие коррекционную работу; родители;      

         учителя общеобразовательных классов, заинтересованные в

                        вопросах охраны зрения.

Цель проекта:  разработка новых направлений коррекционной работы  по

                             исправлению имеющихся у детей зрительных патологий.

Задачи:        1. Анализ полей коррекционной деятельности учителя с учетом

     условий, созданных в образовательном учреждении.

                2. Определение места вводимых инноваций  в  работе с детьми

    на основании рационального распределения в режиме

    учебного времени.

                3. Презентация педагогических находок по содержанию

    направлений коррекции.

4. Демонстрация результативности работы по апробированию

    разработанных инноваций в работе с детьми с нарушениями

    зрения в начальный период обучения.

Актуальность рассматриваемой проблемы.

Приведенные ниже статистические данные как нельзя лучше доказывают рост количества детей с проблемами зрения, особенно в период школьного обучения. Показатели приведены из следующих источников:

  • доклада «Образование и гармоничное развитие учащихся», раздел «Обеспечение профилактики нарушения зрения учащихся», подготовленный российской стороной для Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) – 2006г. / Сост. И.П.Борисова, член Высшего координационного Совета Всероссийского общественного движения «За здоровое развитие детей»,
  • исследований ведущих отечественных детских офтальмологов и тифлопедагогов Э.С.Аветисова, Ю.З.Роземблюма, В.В.Волковой, В.Ф.Базарного, Г.Г.Демирчогляна и др. (См. Список литературы),
  • данных Челябинского института повышения квалификации работников образования, изложенных в методических рекомендациях «Валеологические аспекты сохранения зрения»,
  • данных Института дополнительного профессионального образования педагогических работников (г. Челябинск), приведенных в сборнике научных работ «Психолого-педагогическая и социальная реабилитация детей с нарушением зрения в системе специального образования»,
  • материалов депутатских слушаний Собрания депутатов Трехгорного городского округа «Проблемы и тенденции развития семейно-демографической обстановки в г. Трехгорный», апрель 2008 - доклады заместителя главы города по социальным вопросам Пульченко Т.К. и ведущего специалиста-эксперта по социально-гигиеническому мониторингу МСЧ-72 ФМБА России Ярославцева Е.В.
  • программы развития МОУ «СОШ № 110» «Школа, содействующая здоровью».

1. Заболеваемость детей в возрасте до 18 лет – основные патологии

Данные за 2006 год по РФ в целом

2. Ведущие заболевания у подростков 15-17 лет г. Трехгорный

 

3. Снижение остроты зрения в период обучения в школе.

По данным офтальмологических осмотров по РФ 2005-2007 годов, процент младших школьников, имеющих неглубокие нарушения зрения, колеблется от 10% до 37% от общего числа учащихся.

Причем, имеет место тенденция к процентному увеличению числа детей, имеющих нарушения зрения от класса к классу. Так, например, если в первом классе их число составляет 10%, то в 4-м оно повышается более чем в два раза. К концу школьного обучения дела обстоят еще хуже. Анализ статистических данных свидетельствует о том, что примерно у 80% учащихся за период школьного обучения снижается острота зрения. Доля старшеклассников со зрительными расстройствами составляет 40-60%.

По Челябинской области в 2007 году зрительные нарушения при обследовании 200 тысяч детей выявлены у 10% детей в возрасте до 15 лет и у 23% подростков от 15 до 18 лет.

4. Динамика нарушений зрения по МОУ «СОШ № 110» г. Трехгорный

5. Диагностический анализ зрительных нарушений у детей

Российская Федерация, 2005.                                Челябинская область, 2006.

14% детей с нарушенным зрением имеют офтальмологический сложный диагноз

Ведущее место в этой патологии занимает близорукость, которая выступает одной из причин ограничения в выборе профессии и даже инвалидности. Но данное нарушение в большинстве является функциональным, которое поддается значительной коррекции при регулярном и длительном тренировочном лечении при создании оптимальной зрительной окружающей среды и правильной организации как учебного, так и бытовых процессов.

6. Прогноз возможного восстановления зрения в результате комплексной медико-педагогической реабилитации         (Центр микрохирургии, г. Уфа)

Отсюда вытекает вывод о правильности образовательной политики государства, позволяющей за счет открытия коррекционных классов IV вида в условиях общеобразовательной школы:

  • в значительной мере откорректировать зрение;
  • сформировать у ребенка компенсаторные навыки ориентировки в окружающей среде в условиях невозможности коррекции патологии;
  • воспитать у него потребность в самосохранении зрения;
  • получить ученику качественные знания, умения и навыки в объеме общеобразовательной школы;
  • адаптировать к полноценной жизни в социуме.

Особенности контингента . Коррекционные классы IV вида функционируют в структуре общеобразовательной школы № 110 с 1999 года и  в настоящий момент состоят из 6 классов (4 класса начального звена – с 1-го по 4-ый, 2 класса среднего звена). Наполняемость их в соответствии с нормативными требованиями составляет в среднем 12 человек. Списочный состав моего 4 класса на данный момент – 12 человек. Все дети зачислены в результате отбора на ПМПК, имеют сложные нарушения зрения. Например:

Учащийся

Диагноз

OD

OS

1

Б. А.

Последствия внутриутробного хориоретинита. Сходящееся косоглазие пр. глаза, сложный миопический астигматизм. Амблиопия левого глаза. Отсутствует сетчатка правого глаза. Инвалид детства по зрению.

0

0,3

Ресурсное обеспечение. В школе созданы максимально возможные условия для организации эффективного образовательного и коррекционного процесса:

  • материальные - с учетом требований СанПиНа к организации классов данного вида. В настоящий момент рассматривается вопрос обеспечения учителя АРМ-техникой.
  • кадровые – педагоги, работающие в коррекционных классах, прошли  

     специальную курсовую подготовку.

Проблема: отсутствие тифлопедагога.

  • программно-методические – у педагогов имеется необходимый комплект коррекционных программ и пособий.

Желательно приобретение специальных компьютерных программ по коррекции нарушения зрения у школьников.

  • лечебные – организовано постоянное врачебное сопровождение специалистом-офтальмологом учащихся и тренировочное лечение на аппаратах медсестрой-ортоптисткой на базе д/с 14. Организован собственный кабинет восстановительного лечения на базе школы.

Результативность коррекционной работы выражается:

  • в улучшении зрения  учащихся;
  •  в усвоении ими программы общеобразовательной школы;
  • в повышении  компетентности учащихся, как социальной, так и коммуникативной.

Часть 2.        ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ СИТУАЦИИ.  ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.

Учитель начальных классов IV вида должен строить коррекционную работу с детьми, в первую очередь, опираясь на «Программу начальной школы специальных коррекционных образовательных учреждений IV вида».  В ней в качестве основной работы по восстановлению зрения указаны специальные коррекционные курсы (перечислены ниже).

В то время как поле деятельности учителя в данном направлении гораздо шире. Работая учителем коррекционного класса IV вида, я поняла, что  должна овладеть офтальмологической диагностикой,  иметь понятие о сущности специальных медицинских тренингов органов зрения и употреблении специальных приборов для зрения (в том числе очков, окклюдеров, монокуляров, биоптических и телескопических приспособлений и т.п.), быть вооруженной знанием основ тифлопедагогической коррекции, компетентно взаимодействовать с другими субъектами образовательного процесса по вопросам коррекции зрения, грамотно организовывать образовательное пространство с учетом валеологических требований охраны зрения, осуществлять мониторинговый контроль результативности коррекции.  

А самое главное – при работе с детьми:

- создать позитивный настрой у учеников на результативность

  зрительной коррекции;

- воспитать у них потребность самосохранения зрения;

- выработать свод правил, способствующих восстановления зрения,

  и приучить учеников им неукоснительно следовать;

- определить поля запрета и ограничений, ведущих к ухудшению видимости;

- вооружить специальными техниками, направленными на улучшение зрения;

- обучить эффективно и рационально использовать полученные навыки

  в учебном процессе и повседневной жизни.

Реализация обозначенных направлений выходит за рамки тех коррекционных курсов, которые обозначены Программой. Ведение данной работы является достаточно актуальным, а иногда и базовым (например, система мышечной тренировки глазных мышц). При этом учитель следует путями:

1) дополняет необходимым материалом коррекционные дисциплины. В итоге сужается программное содержание коррекционных занятий, что может привести к снижению качества его усвоения;

2) проводит коррекционные занятия в полном объеме, но в учебном процессе выделяет дополнительное время для усвоения новых направлений работы, что ведет или к превышению норм учебной нагрузки или к дефициту учебного времени.

Другой распространенной ошибкой является то, что учитель часто не может определить, к какому направлению работы отнести используемую технику или методику (или не задумывается над этим), в итоге наблюдается хаотичное использование интересного материала.

Исходя из личного опыта, могу констатировать прохождение и того, и другого пути. И отказ от них как неэффективных. Только в результате проб и ошибок пришла к выводу о необходимости приведения в определенный порядок всего объема коррекционной работы, подбора форм реализации и времени осуществления.

Следовательно, возникло противоречие  между необходимостью усвоения программы общеобразовательной школы в полном объеме и сложностями, которые возникают у учащихся с нарушением  зрения.

Отсюда, в качестве рабочей гипотезы данного проекта будет выступать следующее утверждение: если внедрить в учебный процесс здоровьесберегающие зрение инновационные технологии с учетом имеющихся условий, то результативность обучения значительно повысится, что приведет к повышению качества образования.

Значит, целью         данного проекта будет выступать разработка

новых направлений коррекционной работы по

исправлению имеющихся у детей зрительных патологий

Задачи проекта:

  1. Выработать алгоритм внедрения инноваций в коррекционную работу.
  2. Обосновать содержательный аспект нововведений.
  3. Показать результативность коррекционной работы.

Часть 3.                         СТУПЕНИ РЕАЛИЗАЦИИ

КОРРЕКЦИОННОГО БЛОКА ПРОГРАММЫ

СТУПЕНЬ 1. Определение поля коррекционной деятельности учителя.

1. По учебному плану школы, составленному на основании ОБУП, состояния заболевания учащихся, наличия кадров и условий, коррекционные занятия представлены следующими дисциплинами:

        - коррекция речевых нарушений                        - логопед,

        - психологическая коррекция                           - психолог

        - ритмика                                                        - учитель ритмики

        - ЛФК                                                        - специалист ЛФК

        - общефизическая подготовка                          - учитель физкультуры

        - развитие зрительного восприятия (по ОБУП –

  охрана зрения и зрительного восприятия)        - учитель коррекц.кл.

        - ориентировка в пространстве                        - учитель коррекц.кл.

        - социально-бытовая ориентировка                        - учитель-предметник

        - развитие осязания  и мелкой моторики                  - учитель-предметник

        - офтальмологическая коррекция                        - специалист-офтальмолог

Примечание 1: в связи с тем, что офтальмологическое лечение на аппаратах и

наблюдение детей  врачом-окулистом осуществляются на базе д/с № 14

как специализированного ОУ,  посещение учениками медицинских специалистов

обеспечивает учитель коррекционного класса.

2. В идеале:

        - тифлопедагогическая коррекция                        - тифлопедагог

Примечание: в связи с отсутствием в штате тифлопедагога одно из направлений его

деятельности, а именно специальные тренировочные упражнения

по восстановлению зрения, ведет учитель коррекционного класса как имеющий специальную курсовую подготовку.

4. Организация валеологической окружающей среды с приоритетом охраны

    зрения.

5. Взаимодействие с родителями (или лицами, их замещающими), педагогами

    и медицинскими специалистами-офтальмологами с целью создания

    единого коррекционного пространства улучшения зрения детей:

6. Насыщение учебной и внеучебной деятельности специальными приемами 

    и техниками, направленными на восстановление зрения.

СТУПЕНЬ 2.         Реализация учителем коррекционно-зрительной

работы с детьми в режиме учебного процесса.

Принципы организации:

  1. научный подход (использование лицензионных материалов и сертифицированных программ, научных разработок и методик);
  2. исключение дублирующего материала;
  3. максимальное использование резерва времени (перемены; времени, затрачиваемого на дорогу в лечебный кабинет; подгрупповая форма организации лечения и коррекционных занятий);
  4. использование игровой или иной занимательной формы для опосредованной коррекции, а также правил, выведенных совместно с детьми;
  5. строгое соблюдение норм допустимой временной нагрузки, оптимальное сочетание различных видов деятельности, использование динамических и специальных приемов для снятия физического напряжения.

Распределение коррекционно-зрительной работы в учебном процессе

Время

Наименование

Раздел/курс

Примечание

Ежедневно, перед началом 1 урока

Вводная гимнастика

Общеразвивающие упражнения, значимые для зрения

Смена комплекса через 2 недели.

На каждом уроке,

ежедневно

Физминутки (визуологические паузы)

По направлениям:

  1. глазодвигательная гимнастика,
  2. самомассаж глаз, лица и сопутствующих зрению органов,
  3. упражнения на аккомодацию, конвергенцию,
  4. упражнения на снятие напряжения глазных мышц.

Всего в течение любого урока проводится 3 физминутки, в том числе:

1-по теме урока,

2-зрительные.

Ежедневно, на перемене после 3 урока

Динамическая пауза

(игровой час)

Подвижные и малоподвижные игры, способствующие восстановлению зрения.

По желанию детей могут использоваться на других переменах.

Понедельник-пятница

Сопровождение детей на зрительные тренировки на спец.аппаратах в офтальмологический кабинет д/с 14.

Раздел «Развитие зрительного воображения»

курса «Развитие зрительного восприятия»

в сочетании с наблюдениями за природными явлениями и общественной жизнью

по дороге в д/с 14.

Результаты наблюдений заносятся в Календарь погоды.

Понедельник-пятница

Коррекционные

занятия

Курсы:

  1. развитие зрительного восприятия (с исключением раздела «Развитие зрительного воображения»),
  2. ориентировка в пространстве

По подгруппам:

одна группа детей проходит лечение,

с другой учитель проводит коррекционное занятие.

1 в четверть

Тематические мероприятия по привитию навыков самосохранения зрения.

По плану воспитательной работы учителя

Постоянно

Контроль за правильной посадкой, расстоянием до рассматриваемого предмета, ношением очков и окклюдеров

- Правила сохранения зрения.

- Правила и условные знаки сохранения осанки.

- Рекомендации врача-окулиста.

Выработаны совместно с детьми.

1 в месяц,       1 в четверть,

1 в год,

за весь период обучения в начальной школе

Мониторинг результативности зрительно-коррекционной работы

По мониторинговым показателям, применимым в медицинской практике (индивидуальные и общие по классу, оформленные таблицами и сравнительными графиками)

Мониторинг

результатов за

4-летний учебный цикл представлен в папке

«Результативность коррекции зрения»

Итог: - разложение всей коррекционно-педагогической работы с детьми

    в режиме учебного процесса позволило четко разложить ее

    на составляющие,

 - определить цели каждого направления коррекционной деятельности

   и объем, исходя из которого осуществлен подбор содержания и его

   тематическое планирование, обеспеченное определенными

   методиками и технологиями.

Алгоритм деятельности учителя

по внедрению новых направлений коррекционной работы

        

   

В результате введения новых форм всю осуществляемую мной коррекционно-визуологическую работу можно представить в виде следующей модели:

СТУПЕНЬ 3. Содержание и методические особенности реализации

коррекционных направлений работы.

Педагогические находки.

Содержание коррекционной работы отобрано на основании Программы начальной школы специальных коррекционных образовательных учреждениях  IV вида.

Данный раздел не содержит полного описания содержания коррекционной работы по восстановлению зрения, а также тематического планирования изучаемых курсов из-за ограничения объемных рамок данного педагогического проекта.

Акцент сделан на педагогических находках, которыми дополнено содержание за последние годы работы. Сюда можно отнести и отдельные методические приемы, оказавшиеся наиболее удачными; и целые педагогические техники (например, коррекционно-педагогические тренинги по восстановлению зрения) и методики (кубики Дьенеша). Одни из них были почерпнуты мною из новой педагогической, психологической и медицинской литературы, другие подсказали коллеги или окружающая действительность, третьи разработаны совместно с детьми, четвертые придуманы в процессе работы. Главное в том, что они оказались продуктивными и результативными, а также соответствующими программным требованиям и особенностям контингента детей, вызывали интерес у учеников и способствовали реализации программных задач. В связи с чем возникло желание поделиться наработанным опытом с коллегами.

        Так как все используемые новинки имеют прописку в определенном разделе работы, они в нем и изложены. То есть в соответствии с описанным выше алгоритмом деятельности, ниже будет приведена система реализуемой коррекционно-зрительной работы по разделам с методическими пояснениями и внесенными в содержание дополнениями.

1. Валеологическая организация окружающей среды.

Помимо основных требований к созданию здоровьесберегающей обстановки, изложенных в СанПИНах, при организации учебно-воспитательного процесса с детьми, имеющими офтальмологические нарушения, предъявляется блок дополнительных требований, направленных на охрану зрения, которые изложены в специальной тифлопедагогической литературе. Кроме того, они дополнены требованиями медицинских специалистов по зрению.

В результате их контаминации у меня сложился следующий перечень специальных установок организации окружающего пространства в коррекционном классе IV вида.

  • Приоритетными в оформлении класса являются светлые тона (голубой, зеленый, бежевый),  как благотворно влияющие на сетчатку глаза и способствующие созданию спокойной обстановки, предупреждающей зрительное напряжение. Поэтому в классной комнате стены имеют светло-голубую окраску, доска окрашена в зеленый цвет, используемые специальные метки и маркеры преимущественно зеленые, рекомендовано приобретение тетрадей с зеленой разлиновкой. Как раздражающие исключены ярко-красные цвета. Если есть необходимость их использования, в оформлении применяются более приглушенные их оттенки (бледно-розовый, темно-вишневый, красно-серый, кирпичный).
  • Исключение бликующих материалов. Поэтому при оформлении пособий не используется скотч, клейкая или прозрачная пленки, файлы. Сменяемые материалы в уголках могут быть помещены только под органическое стекло, но не под простое или всевозможную пленку.
  • Четкость и контрастность изображения, часто с опусканием второстепенных деталей и отсутствием второго плана. Приоритет отдается черному изображению на белом фоне или наоборот.
  • Параметры буквенно-цифровой информации (по В.П.Жохову):

- прямой рубленый шрифт, нормальный по плотности, жирности и

  насыщенности, с одинаковой толщиной основного и

  соединительных штрихов;

- пропорциональность отношения ширины буквы (цифры) к ее

  высоте должна составлять 4:5.

  • Угол видимости доски: учебные места детей, страдающих астигматизмом и потому имеющих в диагнозе патологию градусного восприятия, должны быть расположены в середине класса, в то время как для других допустим угол видимости доски в 45 градусов.
  • Рабочая поза учащегося:

- на плоскости парты специальными метками обозначено поле правильного расположения тетради при письме;

- совместно с детьми выработаны условные знаки, которыми пользуется учитель для коррекции осанки, не отвлекая при этом ученика от выполнения письменного задания, но акцентируя его внимание на исправление неправильной посадки.

Например:

  1. Учитель постучал указкой по плакату «Сиди правильно». Значит, многие забыли про осанку, нужно срочно исправить позу.
  2. Проходя по рядам, учитель положил руку на спину ученика: срочно выпрямись, не горбись.
  3. Этот же знак, если ученик скривился в сторону – выпрями позвоночник.
  4. Рука учителя на голове ребенка – низко наклонился.
  5. Рука легла на край тетради – выровняй положение тетради по меткам на столе.
  6. Учитель постучал ногой – поставьте ноги под партой правильно.
  • Создание классной визуологической службы «Хорошее зрение» позволяет привить детям навыки взаимоконтроля за сохранением зрения. Разработан Устав  службы, в который входят такие параметры восстановления зрения, как постоянное ношение очков и окклюдеров, проведение визуологических пауз, замена  оптимистичного зрительного девиза на неделю (Я знаю, что мое зрение улучшится. Не хмурь брови, напрягая мышцы, чаще улыбайся. Я хочу видеть больше.  Я уже лучше вижу.)  и т.п. Отвечает за реализацию устава  в конкретный временной отрезок дежурный по зрению.
  • Специальные внеклассные мероприятия по теме охраны зрения. Их не так много, практически в четверть имеет место одно из них. Наиболее удачными оказались:

- организационное заседание визуологической службы «Хорошее

  зрение», на котором детьми были выработаны Правила охраны

  зрения и Устав службы, а также принципы ее работы;

- интеллектуально-игровое шоу «Занимательное зрение»,

  проведенное в 1 классе на основании подбора занимательных

  картинок для рассматривания, когда перевернув картинку вверх

  ногами, увидишь другое изображение; когда необходимо найти

  изображения в маскирующем рисунке (например, птиц в

  переплетении ветвей деревьев); когда в одном изображении

  видишь несколько предметов и т.п.;

- мастер-класс для родителей «Технология выполнения

  тренировочных упражнений для глаз», на котором дети

  демонстрировали родителям не просто набор возможных заданий,

  но и правильное их исполнение;

- коллективные поисковые разработки «История возникновения

  очков» (защита состоялась на классной учебно-научной

  конференции для родителей), «Продукты, полезные для зрения»,

  «Строение глаза и структура дефекта».

2. Физическое развитие как средство восстановления зрения.  

В данный раздел не вошли такие специальные дисциплины, как ЛФК и ОФП, так как работу по ним ведут специалисты, а не учитель коррекционного класса. В поле деятельности последнего включены:

  • вводная гимнастика, проводимая ежедневно перед первым уроком и включающая общеразвивающие упражнения, способствующие укреплению зрения;
  • динамическая пауза (игровой час), организуемая на  перемене  после третьего урока и состоящая из подвижной игры, опосредованно воздействующей на глазные мышцы, в которую дети после изучения правил играют самостоятельно.

Для того чтобы грамотно организовать данную деятельность и не навредить ребенку, учитель должен знать параметры ограничений физических возможностей учащихся с нарушением зрения. Они изложены в специальной медицинской таблице по диагнозам и являются базовыми при составлении комплексов ОРУ и подборе подвижных игр.                                        Приложение 3

Остается добавить, что комплексы вводной гимнастики подобраны из  специальной литературы, согласно которой комплекс рассчитан на 3-минутный временной отрезок, состоит из 6-8 упражнений и используется в течение 2-х недель, затем заменяется на следующий, разработанный с частичным повтором наиболее трудных упражнений из предыдущего, с нарастанием сложности по мере усвоения. Разучивание комплекса идет под непосредственным руководством учителя и при показе им новых упражнений. Далее ведущим вводную гимнастику может быть назначен один из учеников, успешно его усвоивший. В нашем случае, это дежурный по зрению. Важно подчеркнуть, что это именно ОРУ, а не специальные тренировочные, используемые при проведении визуологических пауз.

        Банк подвижных игр подбирался достаточно долго, до сих пор он постоянно пополняется и совершенствуется. Здесь необходимо подчеркнуть особую роль родителей, которые не только внесли свои предложения и оказали помощь в подборе и изготовлении атрибутов для игр. В принципе, мы используем игры всем известные, в том числе и спортивные. Задача состояла в том, чтобы подобрать их достаточное количество и правильно распланировать, учитывая возрастные особенности детей и частоту использования. Практика показала, что оптимальным сроком использования игры является недельная продолжительность, затем интерес к игре затухает. Но если через какой-то временной промежуток предложить ее снова, она вновь вызывает интерес. Поэтому установилась традиция: каждый понедельник вносится новая игра, объясняются ее правила и в течение недели учащиеся ее используют. Если игра увлекла их, заинтересовала, они могут продолжить на других переменах.

        По целеполаганию игры можно разделить на подгруппы для облегчения планирования:

- на концентрацию зрения на объекте,

- на способность удержать движущийся объект в поле зрения,

- на переключение зрения в зависимости от расстояния до предмета,

- на развитие равновесия,

- на формирование правильной осанки,

- на координацию движений различных органов тела,

- на выработку осязательной чувствительности.

В младших классах это более простые игры: метание предметов в круг, отбивание мяча от пола, стены, забивание его в корзину, перекатывание друг другу, закатывание в ворота и т.д. Мяч вообще выступает как уникальный снаряд. Можно подбросить его, выполнить заданное движение (хлопнуть в ладоши, подпрыгнуть, повернуться вокруг своей оси и т.п.) и затем поймать. Можно сочетать движения со счетом, вышибать игрока мячом, перехватывать мяч у двух играющих в момент перебрасывания его друг другу, передавать мяч друг другу и т.д. В практике работы весь второй класс дети играли с мячом.

На удержание равновесия используется игра «Через ручеек», когда дети «переходят» на другой берег по скакалке, по следам, по кубикам, по дощечкам, по бревну (можно по условным). С то же целью используются игры на создание всевозможных фигур («Море волнуется», «Скульптор», «Фигура по заданию»).

Различные игры на перенесение предметов разными способами концентрируют зрительное внимание. К этой же категории можно отнести игры на наматывание.

На развитие осязания берутся игры с закрытыми глазами: «Узнай предмет на ощупь», «Кто больше соберет», «Сосчитай на ощупь», «Собери определенные предметы» (необходимо собрать только резиновые предметы или только пластмассовые,  или только мягкие), «Угадай, кто это», «Пойди и найди (по указанию)». Очень интересна игра «Собака-поводырь», когда один ребенок – собака, он ведет другого – слепого. Она несет скорее психологическую нагрузку, так как слепой доверяется поводырю, а тот ответственен за безопасность слепого игрока.

Особое место отводится играм на координацию движений головы, ног, рук. Это многоступенчатые инструкции, дети сами придумывают их и задают водящему, при этом стараются задать достаточно сложную инструкцию, например: дойти до стола, высоко поднимая колени и делая хлопок в ладоши над головой на каждый шаг с левой ноги. Или вот такая инструкция: одной рукой массировать себе живот по часовой стрелке, при этом другой гладить себя по голове.

В старших начальных классах приоритет отдается спортивным играм, причем, в данном случае период увлеченности игрой увеличивается до 2-х недель, так как первая неделя отводится на освоение игровых правил, а на второй организуются состязания. Если к тому же использовать игру 2 раза в год, то количество необходимых игр значительно сокращается, дефицита игр не испытываешь.

Это теннис, бадминтон, дартц, бильярд, баскетбол с акцентом на забивание мяча в корзину, хоккей с целью перемещения шайбы с помощью клюшки.

Из настольных спортивных игр используем шахматы и шашки, причем, играем не только в русские шашки, но и в щелчки. Разновидность щелчков – умение попасть шашкой в нарисованную лунку с указанием количества очков.

В этом году появился у нас боулинг, самодельный, в котором в качестве дорожки выступают проходы между рядами парт, пластиковые бутылки мы утяжелили водой и используем как кегли, а мяч – обыкновенный, но накачанный песком с помощью шприца. Прижилась у нас народная игра в чеку, но играем мы не на деньги, а на фишки.

Совсем недавно родилась идея освоить городки, к весне родители обещали выточить биты и чушки. Есть мысль установить в помещении если не шведскую стенку, то хотя бы турник в дверном проеме, так как всевозможные висы хорошо растягивают позвоночник, а многие дети с нарушенным зрением имеют сколиозы или искривления его.

3. Визуологические технологии по укреплению зрения.

        Как уже отмечалось выше, данная деятельность реализуется в следующих направлениях:

        1/  глазодвигательная гимнастика,

2/  самомассаж глаз, лица и сопутствующих зрению органов,

3/  упражнения на аккомодацию, конвергенцию,

4/ упражнения на снятие напряжения глазных мышц.

В каждом направлении работы предусматривается развитие бинокулярности, поэтому в течение всего четырехлетнего начального обучения в классе коррекции зрения выдерживается установка на осознанное и сосредоточенное выполнение упражнений. Эффективность работы значительно снижается, если она выполняется чисто механически.

Кроме вышеперечисленных можно выделить несколько небольших по объему, но важных направлений работы, как то:

5/  закаливающие процедуры для глаз, например, соляризация

6/  исследование размытой зоны

7/  спектральная визуализация.

3.1.  Упражнения на снятие напряжения глазных мышц. 

Любой тренировочный комплекс для глаз начинается со снятия мышечного напряжения.

Часто эти упражнения кажутся на первый взгляд очень простыми, но

научиться их правильно выполнять довольно сложно.

Приведу наиболее распространенные упражнения в этом направлении по непосредственному расслаблению органов зрения, хотя в работе в комплексе используются упражнения, способствующие снятию напряжения  с других органов тела, например, с пальцев рук, с нижней части туловища и др.:

Вращение

головой

для расслабления мышц шеи, головы, лица и избавления от напряжения в плечах

Ладони

на глазах

для расслабления усталых или напряженных глаз или успокоения мыслей

Циферблат

для релаксации и снятие тонуса мышц, находящихся вокруг глаз, и для снижения внутриглазного давления

Жмурки

для расслабления системы зрения и избавления от вредной привычки щуриться с целью рассмотрения предмета и связанного с этим напряжения

Порхающее

моргание

расслабление и   увлажнение мышц глаз

Мигание

с тактильным

контролем

положив  кончики пальцев на виски для контроля отсутствия движения мышц, если вы усиленно моргаете, работать должны только мышцы век, а не лицо

Аутотренинг

по визуализации

использование силы мышления для снятия напряжения тела, глазных и ресничных мышц

3.2.  Самомассаж глаз, лица и сопутствующих зрению органов.

Постукивание подушечек

пальцев

для стимуляции зрительных центров головного мозга и улучшения фокусировки зрения

Массаж кистей рук и пальцев (в том числе с помощью вспомогательных предметов, например, карандаша или грецкого ореха, развивающих тактильную чувствительность)

для стимуляции БАТ, отвечающих за зрение,  расположенных в зоне кистей рук

Массаж ушей

для стимуляции БАТ, отвечающих за зрение,  расположенных в зоне ушей

Массаж лица (поглаживающий, постукивающий, растирающий, глубокий)

для стимуляции работы мышц лица, участвующих в процессе зрения

Массаж глаз 3 или 5 пальцами (разные упражнения по технике выполнения)

для стимуляции мышц, управляющих механизмом фокусировки и движениями хрусталика

Массаж энергетических точек головы

для направления энергии тела к голове, шее и глазам

Массаж затылочных БАТ (используется как самостоятельное упражнение)-

для притока крови именно к затылочным долям головного мозга, в которых расположены главные зрительные центры его

Прижимание теплыми ладонями

закрытых глаз на 1-2 секунды

для выравнивания тока крови, поступающего к глазному яблоку (прекращение прерывистого, пульсирующего кровотока, вызывающего нистагм при повышенном глазном давлении)

Прижимание только закрытого верхнего века подушечками трех пальцев на 1-2 секунды  

для снятия тремора и выравнивания притока тока к ресничному телу

Массаж височного и окологлазного пространства на закрытых глазах

для стимуляции работы окологлазных мышц

Массаж надбровных дуг и нижней части глазниц

восстанавливает гибкость глазных, ресничных мышц и ресничного тела

Пальпирование

легкие, быстрые, переменные касания подушечками пальцев закрытых верхних век без нажима на глазное яблоко

Обмахивания распахнутого, но прикрытого сверху глаза

один глаз накрывается ладонью, но не закрывается под ней. Плоскостью тыльной стороны второй ладони, ритмично приближая и отдаляя ее, обмахивается второй, не прикрытый глаз

Пальминг (в сочетании с аутотренингом)

глаза прикрываются ладонями, расположенными крест накрест. Проводится аутотренинг

3.3.  Развитие конвергенции и аккомодации, то есть способности сосредотачивать взгляд на одной точке и перемещать зрительный фокус с одного предмета на другой.

Начинаем, конечно, с наиболее простых игр и упражнений.

  • Сюда следует отнести «спрятанные» изображения:

- негативное,

- контурное,

- трафаретное,

- ретушированное,

- зачеркнутое,

- изображение на фоне других предметов,

- перевернутые,

- двухсмысловые.

  • Нахождение отличий в двух изображениях, картинках.
  • Изменение фигуры за счет минимальных перемещений (перекладывание счетных палочек, проведение дополнительных линий).

Следует сразу развести понятия игр и упражнений, так как игры требуют более длительного временного отрезка. На уроках в условиях физминутки их использовать не будешь. Поэтому новые игры выносятся на коррекционные занятия. Также и все новые упражнения, они требуют детальных объяснений и точного исполнения, поэтому разучивание новых упражнений также выносится на занятие. А вот когда они усвоены, упражнения берутся на физкультурной паузе на уроках, а игры используются в самостоятельной игровой деятельности, например, во время отдыха на перемене.

Отдельным подразделом в данном направлении работы стоит развитие

периферического зрения и фузионной способности (совмещение и раздвоение изображения). Слабовидящие люди часто слишком сильно сосредотачивают свое зрение на одном предмете, блокируя тем самым периферическое (боковое) зрение. Необходимо же научиться получать информацию и со стороны периферического сознания – сбоку, спереди и сзади по отношению к тому, куда смотришь.

К данной работе приступаем, уже повзрослев и накопив определенный опыт в выполнении зрительных упражнений. Среди них следует отметить следующие.

  • Веревка с узелками – достаточно сложное для выполнения упражнение из Программы улучшения зрения Мартина Суссмана (М., 2007).
  • Перемещение взгляда с ближней точки на отдаленную, когда на стене на уровне глаз крепится карта с крестом на расстоянии 30 см, а на расстоянии вытянутой руки располагается карандаш. Сосредоточив взгляд на карандаше, ребенок видит на заднем плане 2 карты, а сфокусировав взгляд на карте – 2 карандаша.
  • Работа с оптометрической таблицей – раздваивание зрения при фокусировке, что приучает мозг использовать при рассматривании оба глаза.
  • Упражнение «Карандаши» - также с эффектом раздваивания и слияния изображений.
  • Таблица для развития периферического зрения, рассматриваемая через специальный вырез.
  • Использование стереоскопических очков – дает возможность ребенку узнать о зрительных возможностях организма. Это книги для рассматривания со стереоочками. По согласованию с родителями приобретено несколько разных альбомов, чтобы можно было обмениваться, но, к сожалению, разнообразие недостаточное, пока издательством выпущено только 6 таких альбомов. При копировании или переводе в цифровой формат стереоэффект пропадает. И очки достаточно непрочные, на бумажной основе, требуют очень бережного к себе отношения при недостаточном их количестве (к альбому прилагаются только одни очки).
  • Рассматривание трехмерных изображений. На этом разделе стоит остановиться особо. Используется методика Стива Пери «Новое измерение», изданная на русском языке в 1997 году. Примечательно то, что в ней впервые дается не единственный способ увидеть объемный объект, а целых  4. Возможен индивидуальный подбор способа для детей с разной патологией. К концу курса  отдельным ученикам удается овладеть тремя. К слову сказать, люди с нарушенным зрением быстрее овладевают методикой, чем с сохранным. Надо отметить также объем иллюстрационного материала – 87 рисунков. Родители приобрели несколько альбомов для класса, а также используют их дома.  Объемные картины буквально поражают воображение, вызывают глубокий эмоциональный отклик у ребят,  что способствует коллективному обучению тех, кто не может на первых порах рассмотреть изображение.

  1. Развитие глазодвигательных мышц.

Чаще всего упражнения на аккомодацию и конвергенцию предполагают параллельное развитие глазодвигательных мышц.

  • Плотное закрывание и открывание глаз с интервалом в 30 сек.
  • Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.

      Усложненный вариант – исполнение с закрытыми глазами.

  • Вращение глаза вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону.  

     Усложненный вариант – исполнение с закрытыми глазами.

  • Отслеживание движения кончика пальца руки, расположенного на расстоянии 25-30 см на уровне глаз. Не только обоими глазами, но и закрытым глазом.
  • Слежение глазами за медленно поднимаемым или опускаемым пальцем, предметом. Как вариант: слежение за падающим листом, снежинкой из бумаги, за полетом бабочки, птички, самолетика, за перемещением капли воды по стеклу.
  • Сосредоточение на пальце – смотреть прямо перед собой 2-3 сек, затем перевести взгляд на 3-5 секунд на кончик пальца, расположенного в 25-30 см от глаз.- Для облегчения зрительной работы на близком расстоянии.
  • Взгляд на кончик носа, перемещаемый через 2-3 секунды на заданную точку на втором плане.
  • Часы – рассматривание заданной цифры сначала на будильнике, удаленном на максимально рассматриваемое расстояние, затем той же цифры на наручных часах.
  • Точка на стекле – известное упражнение Аветисова, развивающая возможность переключения фокуса с дальнего предмета на ближний.
  • Перемещение зрения в соответствии с поворотом головы – упражнение, предваряющее «Точку на стекле», так как у людей со зрительными нарушениями «Точка…» не всегда сразу получается. Здесь же по указанию учителя ребенок поворачивает голову и вместе с этим перемещает зрение с одного предмета на другой в пространстве комнаты, доски, шкафа (вертикальное перемещение) и т.п.
  • Визуальное нахождение предмета в комнате, не вставая с места – усложненный вариант предыдущего упражнения.
  • Визуологические таблицы, предполагающие перемещение зрения с одной точки на другую в соответствии с указывающими стрелками, когда движутся только глаза.
  • Контуры – обвести контуры заданного объекта воображаемым карандашом. Движутся только глаза. На первых порах взгляд следует за указкой учителя, обводящего контур предмета.
  • Точечная таблица способствует расширению пределов аккомодации. Аналогично действие таблицы «Я могу видеть».
  • Таблица «Люблю видеть ясно» восстанавливает гибкость глазных, ресничных мышц и ресничного тела.

3.5.  Соляризация – закаливающие процедуры для глаз. Например, «Солнечный цикл» фактически представляет собой методику проведения солнечных закаливающих ванн. Он состоит из 4 упражнений и помогает насытить светом зрительную систему, поупражнять мышцы глаз и снизить чувствительность к солнечному свету.  

3.6.  Исследование размытой зоны чрезвычайно полезно, так как видишь ее недостаточно четко. Дети с нарушением зрения не склонны заглядывать в нее без очков, чтобы не причинять себе лишний дискомфорт, либо у них не хватает времени и терпения, чтобы осмотреться там. В результате создается нисходящая спираль: Чем меньше вы смотрите, тем меньше видите. Такие установки негативно отражаются на взаимодействии между мозгом и глазами.

Рассматривать размытую зону важно не торопясь и не напрягаясь, даже если четкость изображения невелика. Для рассматривания используются техники: контуры, из угла в угол, переключение зрения с дальнего объекта на ближний, мигание и др. Чем дольше всматриваешься, тем больше деталей замечаешь, и это позволяет зрительным центрам головного мозга включиться в процесс зрения.

Упражнения по рассматриванию размытой зоны можно включать в занятия как альтернативу использования таблиц на развитие периферического зрения.

3.7.  Следует отдельно остановиться  на спектральной визуализации как на комплексном способе заряжения энергией и расслабления зрительной системы с одновременным развитием зрительного воображения. Это достаточно сложный вид аутотренинга, но максимально результативный. Сначала детям даются установки на ощущение глазодвигательных мышц и зрительного нерва, вплоть до мысленного протяжения его в затылочные доли головного мозга. Затем идет наполнение глазного яблока красным цветом, поток которого постепенно наливает и зрительные центры. Соответственно идет кроветворное обеспечение. Далее следует оранжевый цвет, как уносящий напряжение. И остальные цвета в следующей последовательности: желтый, зеленый, синий, фиолетовый и белый – каждый цвет несет свою нагрузку. Визуализация спектра помогает осознать и почувствовать систему зрения во всем ее объеме: глаз, глазные мышцы, нервные пути и мозг. А также провести весь комплекс, от релаксации до активизации органов зрения.

4. Развитие ориентировки в пространстве. 

Данный раздел работы реализуется на коррекционных занятиях и структурно состоит из следующих параметров:

- ориентировка в собственном теле и расположении предметов

  относительно себя;

- ориентировка в расположении предметов относительно друг друга и

  частей предмета;

- ориентирование в окружающей местности, в здании и конкретном

  помещении;

- ориентировка на ограниченной плоскости (стола, доски);

- ориентировка в тетради;

- предупреждение оптической дисграфии.

Все направления, кроме последнего, проходят по вертикали через четырехлетний курс начальной школы с усложнением содержания. К примеру,  в первом классе мы запоминаем и описываем дорогу до школы, до дома, до коррекционного детского сада, до социально-значимых объектов. Во втором классе составляем план перемещений, намечаем маршруты. В третьем – ориентировка по упрощенным планам, картам, маршрутам до заданного конечного пункта. В четвертом - ориентировка по типовым картам местности,  составление макетов, использование общественного транспорта.

Остановлюсь подробно на последнем направлении – оптико-пространственной дисграфии, как наиболее характерном для детей с нарушением зрения. Информация о допустимых шрифтах, цветах и размерах была уже предложена в начале проекта. Если говорить о конкретных проблемах детей в части оптической дисграфии, то они следующие:

- неумение держать строку – для таких детей важно в начале обучения

  обозначать ее жирной линией, чтобы ребенок ее видел,

- невыдерживание размера букв (увеличение в высоту или постепенное

  уменьшение) – приходится обозначать коридор, в котором

  прописывается строчка,

- слияние слов в предложении или неоправданный разрыв слова –

  здесь поможет только анализ предложения и постоянный упор на то,

  что в слове все буквы держатся друг за друга,

         - зеркальное письмо и восприятие букв, близких по начертанию, в том

  числе вертикальное (ш/т, п/и),

- опускание элемента или добавление лишнего (ж/х, ш/и, т/п, м/л),

- отсутствие элемента буквы (к, э).

Работа по профилактике дисграфии ведется на уроках русского языка в течение всего периода начального обучения. Но подобные нарушения имеются практически у всех первоклассников с нарушением зрения, и работать здесь важно фронтально. У большинства детей дефект исправляется. Если оказывается стойким, подключается логопед.

5. Развитие зрительного восприятия с целью повышения способности к обнаружению, восприятию основных информативных признаков (формы, размера, цвета, яркости и контрастности) и опознанию изображений, их количественным и пространственным  взаимоотношениям.

Составляющей частью данного раздела является «Развитие зрительного воображения», которое осуществляется на базе формирования зрительных образов и представлений об окружающем мире. Как уже отмечалось выше, данная работа вынесена вне занятия и осуществляется в процессе наблюдений за явлениями природы и общественной жизни.

Кроме того,  развитие зрительной памяти и воображения осуществляется на основе программы И.Матюгина «Резервы нашей памяти» (М., 1991). Данная программа состоит из нескольких подпрограмм, мы используем ту, которая носит название «Зрительная память» из серии книг по развитию образной памяти у детей. Программа популярна, широко используется многими педагогами. Например, учителя иностранного языка  используют ту часть ее, которая называется «Запоминание иностранных слов», специалисты по развитию мелкой моторики хвалят книгу «Тактильная память». Даже существует подпрограмма «Как научиться забывать». В общем,  программа интересная, доступная, результативная, и мы ею также активно пользуемся.

Проблема  Однако, при реализации 2-х последних направлений (развития ориентировки в пространстве и зрительного восприятия) выявилась существенная проблема, заключающаяся в подборе игрового материала. Тот, который предлагает типовая программа, ориентирован по содержанию на учащихся 1-2 классов. Можно придумать усложненный вариант игр и предложить третьеклассникам, но как быть в выпускном классе начальной школы? Поиск необходимого материала вывел на логические блоки Золтана Дьенеша, венгерского математика, ученого и педагога. Ориентирована методика на детей дошкольного возраста.  Комплексная дошкольная программа «Детство» (В.И.Логинова и др.) предлагает обучение элементарным математическим представлениям по блокам Дьенеша как альтернативный вариант традиционной математике Метлиной. Но для дошкольников это оказалось сложным, потому что предполагает достаточно развитый, подготовленный уровень логического мышления. И в детских садах игра существует как геометрическая мозаика. По содержанию на базе этих логических блоков отрабатывается и цвет, и форма, и размер, и пространственные, и количественные отношения, то есть как раз тот материал, которого не хватало. Причем, если пробовать выборочно только отдельные задания, игра не пойдет. В блоки Дьенеша нужно вжиться, понять их и планомерно двигаться по всему предлагаемому курсу. По уровню сложности, они сродни логическим играм Никитиных, в которые нужно играть регулярно и которые обладают большим дидактическим смыслом, чем занимательным. Возможно, поэтому они и не получили широкого распространения. Но когда в них вникнешь и поймешь суть, играть в них хочется. Так что в этом учебном году в выпускном 4 классе идет эксперимент – мы впервые используем плоскостной самодельный вариант логических блоков Дьенеша, отрабатывая на этом материале ориентировку в пространстве и зрительное восприятие. Практика показывает, что это достаточно сложно, но интересно и результативно. Кроме усвоения сенсорных эталонов, идет интенсивное развитие логического мышления и творческих способностей.

Итог. 

Таким образом, в проекте рассмотрены все основные направления

работы учителя коррекционного класса для детей с нарушением

зрения. Остается остановиться на структуре самого коррекционного

занятия  и специфике уроков, особенностях их проведения в условиях

существующего режима функционирования образовательного

учреждения.

Организация и проведение специальных коррекционных занятий

  • понедельник-пятница
  • 5 часов в неделю
  • подгрупповая форма проведения

Как уже отмечалось, особенность заключается в том, что в условиях отсутствия собственной тренировочной офтальмологической базы, медсестра-ортоптистка проводит работу с детьми на аппаратах, установленных в д/с 14. Поэтому ежедневно в течение 5 дней в неделю учитель сопровождает детей на тренировки.

        Следующая особенность исходит из количества имеющихся в наличии аппаратов. Максимальная загрузка всех аппаратов позволяет обслужить одновременно 6 человек, в то время как нормативная наполняемость класса – 12 человек. Исходя из этого, оптимальным является подгрупповая организация коррекционных занятий. То есть в то время, когда одна подгруппа детей занимается на аппаратах, с другой учитель проводит коррекционное занятие. Затем подгруппы меняются местами.

То есть учитель проводит 2 подгрупповых занятия. Но если тематика и структура обоих занятий идентична, они различны по уровню содержания материала, так как у учителя появляется возможность использовать разноуровневый подход к обучению детей. Таким образом, одна группа является более сильной и ей предлагаются усложненные варианты заданий; другая же, более слабая по уровню усвоения знаний группа, не превышает стандартный уровень, что способствует:

- повышению интереса детей к занятиям,

- убежденности их в посильности занятий,

- выполнению образовательного стандарта,

- развитию способностей одаренных детей.

Продолжительность занятия зависит от времени, отведенного на аппаратную тренировку, и составляет в среднем от 20 до 25 минут.

В основном, данная работа организуется в игровой форме, как и рекомендовано Программой. Материал подбирается в соответствии с программными требованиями и возрастом детей по утвержденному тематическому плану. Особенность заключается в том, что на каждом занятии приоритет отдается новому материалу, как игровому, так и тренинговому. То есть на таких занятиях идет в первую очередь, разучивание новых  упражнений, игр, комплексов с тем, чтобы в дальнейшем использовать их в других видах деятельности. К примеру, дидактические игры – в самостоятельной игровой деятельности; коррекционные физкультурные комплексы – при проведении вводных гимнастик и динамических часов; тренинги, массажи и визуологические упражнения – в качестве физминуток и релаксационных пауз на уроках.

В итоге, в течение 7-летней практики работы с детьми, имеющими нарушения зрения, сложилась следующая 3-блочная структура занятий с определенными содержательными направлениями внутри каждого блока. Понятно, что предлагаемая схема является максимально насыщенной и представляет полную картину коррекционного занятия. На практике на каждом занятии обязательно реализуются все 3 блока работы, но из каждого берется 2, максимум 3 направления.

        

        

        

        

        Такое подробное рассмотрение темы коррекционного занятия объясняется тем, что на практике это является наиболее сложным разделом в работе учителя начальных классов IV вида.

        Во-первых, из-за специфики материала, требующей особых знаний от педагога.

        Во-вторых, из-за недостаточной методической разработанности раздела и дефицита учебного материала.

        Но самое главное в том, что коррекционное занятие является обеспечивающей платформой для всех других видов деятельности, в том числе учебной.

        Насыщая любой общеобразовательный урок визуологическим содержанием, учитель базируется на том материале, который разучивается на коррекционном занятии.

        В итоге общеобразовательный урок также приобретает коррекционную специфику.

Специфика общеобразовательного урока в начальных классах IV вида

  1. Соблюдение особенностей охраносберегающей зрение организации окружающего пространства, в том числе требований к освещенности, цветовому наполнению, четкости и яркости его, подбору рабочего места в соответствии с офтальмологическим диагнозом.
  2. Использование дополнительных средств, облегчающих ребенку с нарушением зрения учебный процесс (специальные метки, знаки, разлиновки, условные обозначения, в том числе слуховые).
  3. Включение в работу необходимых для восстановления зрения других физиологических систем организма в виде рационального подбора общеразвивающих упражнений, специальных динамических пауз, контроля за посадкой ребенка и т.п.
  4. Насыщение урока специальными визуологическими техниками, используемыми в качестве физических перерывов и пауз. В целом работа ведется по 4 ранее перечисленным основным направлениям. В зависимости от усвоения содержание заменяется на более сложное.
  5. Индивидуализация учебного процесса в зависимости от диагноза, что выражается не только в правильной организации учебного места, но также в персональной шрифтовой распечатке дидактических материалов, различных визуальных нагрузках (существуют противопоказания к отдельным видам работ детям с определенной диагностикой).
  6. Дифференциация заданий в зависимости от диагноза и подгрупповая организация их выполнения детьми с аналогичными нарушениями.

Часть 4.                         РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

                КОРРЕКЦИОННО-ВИЗУОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

определяется в зависимости от заложенного целеполагания.

        

Мониторинг состояния зрения учащихся

(по таблице  определения остроты зрения)

п/п

Фамилия, имя

ученика

Мониторинговые показатели

Входящ.

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1

Б.                     ОД

А.                    OS

отсутствует

0,3

отсутствует 0,4

отсутствует 0,4

отсутствует 0,4

отсутствует 0,5

2

В.                    ОД

А.                    OS

0

0,4

0

0,6

0

0,8

0

0,9

0

0,9

3

З.                     ОД

А.                    OS

0,6

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

4

К.                     ОД

Л.                     OS

0,9

0,8

1,0

0,9

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

5

Л.                    ОД

С.                     OS

0,7

0,8

0,9

0,8

1,0

0,8

1,0

0,9

1,0

1,0

6

М.                    ОД

В.                     OS

1,0

0,2

1,0

0,2

1,0

0,3

1,0

0,5

1,0

0,5

7

М.                    ОД

Т.                     OS

0,9

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

8

П.                     ОД

М.                    OS

0,6

0,8

0,6

0,9

0,8

0,9

0,8

0,9

0,8

0,9

9

Н.                    ОД

А.                    OS

0,4

0,5

0,7

0,7

0,7

0,8

10

С.                    ОД

В.                    OS

1,0

0,8

1,0

0,8

1,0

0,9

1,0

1,0

11

С.                    ОД

М.                    OS

1,0

0,9

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

12

Ш.                   ОД

Д.                    OS

0,9

0,7

0,9

0,9

1,0

1,0

13

Ш.                   ОД

К.                    OS

0,9

0,6

1,0

0,7

1,0

0,8

1,0

0,8

1,0

0,8

График зависимости состояния качественной успеваемости

от остроты зрения

Вывод: в результате всестороннего комплексного медико-педагогического

   воздействия на детей, которое включает в себя:

- специальное лечение и длительные регулярные тренировки

  на аппаратах,

- систему коррекционно-педагогической работы, представленной

  в проекте,

- валеологическую организацию окружающей среды, -

   налицо улучшение зрения  у всех учащихся моего класса с 2005 года.

 

Мониторинг отличной успеваемости по предметам (на 5)

(экспериментальная диагностика автора проекта)

        

Такое воздействие способствует усвоению программы общеобразовательной школы в полном объеме. В тоже время диаграмма позволяет определить проблемное поле для определения приоритетного направления в перспективе.  

Перспектива.         Как следует из графика, наиболее сложным для усвоения

учащимися является русский язык, что напрямую связано

с нарушением зрения, так как анализ ошибок показал,

что они носят преимущественно оптический характер и

являются проявлением оптико-пространственной

дисграфии. Значит, именно на это направление работы

с учащимися следует обратить особое внимание мне,

как преподавателю курса русского языка в данном классе, и учителю-логопеду в коррекционно-речевой работе.

Доказательством успешного усвоения учащимися общеобразовательного курса начальной школы могут служить следующие показатели:

- За период обучения в классе не было неуспевающих учеников,

   следовательно, ни один из учащихся не был оставлен на второй год.

- Успеваемость в классе на достаточном уровне и прогрессирует:

  • 2009-10 учебный год                                45%
  • 2010-11 учебный год                                46%
  • 2011-12 учебный год                                46%
  • 1 полугодие 2012-13учебного года                50%

- Дети  активно участвуют в проведении общешкольных предметных

  олимпиад. Так, в этом году Миронов Тимофей занял призовое место в

  олимпиаде по окружающему миру и русскому языку.

Участие детей в познавательных конкурсах

«Русский медвежонок-         «Кенгуру» - международный        «Инфо-

языкознание для всех»         математический конкурс-игра        знайка»

                7 чел.                          5 чел.                                          -

                   8 чел.                                    7 чел.                                        -

                   8 чел.                                  -                                8 чел.

В 2012 учебном году ребята принимали участие в дистанционных конкурсах Центра Творческих Инициатив «Snail»:

        - «Мои любимые сказки» - литература                2 чел.

        - «Занимательное природоведение»                2 чел.

        - «Информатика»                                                2 чел.

        - «Животные рядом с нами»                                1 чел.

        - «Мои любимые мультфильмы»                        2 чел.

        - Олимпиада по русскому языку                        1 чел.

Кроме основного, ученики получают дополнительное образование вне стен школы, занимаются в:

  • детской школе искусств – 2чел.,  16 %
  • спортивных секциях – 4 чел.,  33 %
  • кружках и клубах по интересам – 4 чел., 16 %  
  • школе английского языка при ЮУрГУ – 2 чел. 16%

С детьми моего класса можно вести интересную внеклассную работу: разрабатывать проекты и творческие дела; участвовать в смотрах, конкурсах, выставках; выпускать плакаты и стенные газеты; организовывать коллективные походы, экскурсии, поездки, праздники и семейные вечера.

         В современной школе все чаще в качестве одного из основных результатов учебной деятельности называют уровень сформированности компетентностей учащихся. Компетентностный подход способствует успешной адаптации школьников в социуме, что является очень важным для детей с нарушением зрения.


1. Социальная компетентность.

1.1. Принятие общественных норм                

1.2. Социальный статус

2. Коммуникативная компетентность

2.1.Уровень личной самооценки

2.2. Навыки позитивного общения

  Литература

  1. Программы специальных  (коррекционных ) образовательных учреждений  IV вида.  Под редакцией Л.И. Плаксиной. – М;  «Просвещение» 1997 год.  

  1.  Б.К.  Тупоногов  «Содержание и методы обучения детей с нарушением зрения». М;  АПКиППРО; 2005 год.

  1. В.П. Ермаков , Г.А. Якунин «Развитие, обучение и воспитание детей с            

          нарушением зрения». – М; « Просвещение» 1999 год.

  1. З.П. Малева «Валеологические аспекты охраны зрения у детей»  - Ч;  2000 год.

  1. З.П. Малева « Психолого – педагогическая и социальная      реабилитация детей с    нарушением зрения в системе специального                   образования».  - Ч; 2000 год.

  1. Г.Г. Демирчоглян, А.Г. Демирчоглян «Специальная физическая   культура для  слабовидящих школьников». – М;  2000 год.

  1. Т.И. Нагаева «Нарушение зрения у дошкольников» - Ростов – на – Дону; 2008 год.

  1. М. Суссман «Программа улучшения зрения»  - М; 2007 год

  1. Т.П. Комарова «Логопедические игры и упражнения для детей с нарушением  зрения».  – М;   2008 год.

  1.  Г.В. Никулина, А.В. Потемкина, Л.В. Фомичева « Готовим к школе   ребенка с нарушениями зрения». - С. –  П.; 2004 год

  1.  И. Ю. Матюгин «Тактильная память». – М; 1991 год.

     12. Л.И. Кононенко, Н.В. Геверц «Организация психолого-педагогической            деятельности в начальной школе». – Волгоград; 2007 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая работа по коррекции нарушений письменной речи у учащихся 4-го класса общеобразовательной школы

Учитель – логопед Шейнцвит Е. А.ГБОУ СОШ № 538    Дисграфия представляет собой специфическое нарушение письма, проявляющееся в наличии в письменных работах учащихся большого количества ...

О методах работы с одарёнными детьми в условиях обычной общеобразовательной школы

Из опыта работы с одарёнными детьми, сопровождение ребёнка в развитии его способностей...

Совместная работа учителя-логопеда и педагога психолога с учащимися младших классов общеобразовательных школ, имеющих речевые нарушения

В последнее время в общеобразовательной школе возрастает количество учеников, имеющих проблемы в становлении процессов письма и чтения. Трудности освоения грамоты, а затем чтения и письма могут быть о...

Рабочая программа логопедических занятий «Профилактика и коррекция нарушений письменной речи в условиях логопункта общеобразовательной школы» для учащихся 1-4 классов.

Данная программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» ФГОС НОО. Программа направлена на обеспечение системно - деятельностного подхода, по...

Презентация «Коррекционная работа учителя-логопеда по устранению нарушений темпо-ритмической организации речи (заикание) в условиях школьного логопедического пункта»

Заикание — это нарушение речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков, слогов, слов, частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающей её ритмическое ...