Главные вкладки

    Программа "Мои проекты"
    рабочая программа по теме

    Казакова Любовь Сергеевна

    Описывается работа над проектами с детьми предшкольной подготовки.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл progr.moi_proekty.docx29.78 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Уренгойская средняя общеобразовательная школа №2»

    Согласовано

    Зам. директора по ОП

    ___________И.В.Колесникова

     «____»___________2012 г.

    ПРОГРАММА

    «Мои проекты»

    Автор: учитель начальных классов

                                                                                   МБОУ «СОШ №2»

                                                                           Казакова Л.С.

    п. Уренгой, 2012 г.

    Полное название программы

    Срок реализации

    Цели и задачи

    Автор - составитель

    Ожидаемые конечные результаты реализации программы

    «Мои проекты»

    Один месяц (с 6 до 7 лет - коллективные проекты)

    1.Развитие и совершенствование интеллектуальных умений

    2.Развитие потенциальных возможностей и способностей каждого ребенка, формирование его индивидуальностей.

    3.Развитие эмоционально-ценностных ориентаций детей, побуждение стремления узнавать и познавать не только окружающий мир, но и самого себя.

    4.Активизировать познавательную деятельность

    Учитель начальных классов МБОУ «СОШ №2» Казакова Л.С.

    Дети научатся: 1) видеть проблемы;

    2) выдвигать гипотезы;

    3) задавать вопросы;

    4) давать определения, понятия;

    5) классифицировать;

    6) структурировать полученный в ходе исследования материал;

    7) делать выводы и умозаключения;

    8) доказывать и защищать свои идеи

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес будущих школьников к окружающему миру, желание познать и освоить все новое, интенсивное изменения окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы диктует педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

    Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности.

    В основе метода проектов лежит развитие критического мышления, познавательных навыков будущих  первоклассников, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Проектную технологию относят к технологии нового времени, нового века, т.к. она предусматривает умение человека адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям времени.

    Умение пользоваться методом проектов, групповым обучением – показатель высокой квалификации, его прогрессивной методики обучения и развития. А внедрение проектной технологии в систему деятельности школы, гимназии, лицея – показатель высокого уровня образовательного учреждения.

    Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

    Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», т.е. если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.

    Основные требования к использованию метода проектов:

             - Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы.                  Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, совместное оформление «Энциклопедии узоров»); самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

    - Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

             - Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», статистических методов, творческих отчетов, просмотров и пр.). Этапы работы над проектом:

    - постановка цели;

    - поиск формы реализации проекта;

    - разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;

    - организация развивающей, познавательной, предметной среды;

    - определение направлений поисковой и практической деятельности;

    - организация совместной (с педагогами, родителями, детьми) творческой и практической деятельности;

    - работа над частями проекта, коррекция;

    - коллективная реализация проекта, его демонстрация.

    - Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. Если речь идет о занятии, о процессе обучения, приобретения знаний, то темы проектов чаще всегда предлагает учитель.

    Технология проектной деятельности

    Этап проекта

    Деятельность педагога

    Деятельность детей

    Первый – постановка проблемы

    Формулирует  проблему (цель) (одновременно определяется  продукт проекта)

    Входят в проблему

    Второй - обсуждение проблемы, принятие задач

    Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию, уточняет проблемы и формулирует задачи

    Вживаются в игровую ситуацию.                                          Принимают задачи.

    Планируют деятельность.

    Объединяются в рабочие группы (если есть необходимость).

    Распределяют обязанности.

    Третий – работа над проектом

    Помогает в решении задачи. Помогает спланировать деятельность.                          Организует деятельность по решению задачи путем экспериментирования, моделирования.

    Организует работу над проектом (поэтапно: направляет на поиск решений, на экспериментирование, предметно-речевую деятельность, продуктивную, исследовательскую).

    Оказывает практическую помощь (по необходимости)

    Ищут решение задачи.

    Совместно составляют схему работы, по ходу работы совещаются, вносят изменения и дополнения (в случае необходимости).

    Выбирают необходимые материалы для экспериментирования и продуктивной деятельности.

    Четвертый - презентация

    Готовится к презентации, проводит ее.

    Продукт деятельности готовят к презентации.

    Представляют продукт деятельности.

    Пятый – постановка новой проблемы

    Создает ситуацию необходимости поиска новой информации.

    Принимают новую проблему и готовятся к поиску новой информации.

    ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

    № п/п

    Тема проекта

    Дата проведения

    Цели и задачи

    1

     «Мир узоров»

    04.02.2012

    Знакомство с разнообразием узоров; составление индивидуальных узоров

    2

    «Энциклопедия узоров»

    11.02.2012

    Украшение одежды узорами. Оформление «Энциклопедии узоров»

    3

     «Моя школа»

    18.02.2012

    Проведение конкурса рисунков «Моя школа». Изготовление составных частей макета школы (бумажные трубочки)

    4

     Макет «Моя школа»

    03.03.2012

    Изготовление из бумажных трубочек макета школы, его оформление  

    Литература

    1. Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников. // Начальная школа.- 1998 г. - №4.
    2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.-1981 г.
    3. Зак А.З. Методы развития способностей у детей. М.-1994 г.
    4. Люркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. М.-1996 г.
    5. Миронов Н.П. Способность и одаренность в младшем школьном возрасте.// Начальная школа.-2004 г.-№6.
    6. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль. – 2001 г.
    7. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М.-1999 г.
    8. Хуторский А.В. Развитие творческих способностей. М.: Владос,-2000 г.
    9. Шадриков В.Д. Развитие способностей.//  Начальная школа. – 2004 г.
    10. Н.В.Кашлева, Ж.В.Дмитриева. Школьная проектная лаборатория. Волгоград:  Учитель.-2009 г.
    11. А.И.Савенков. Маленький исследователь. Ярославль.-2002 г.
    12. О.В.Дыбина. Ребенок в мире поиска. М.-2005 г.
    13. Полат Е.С. Метод проектов. М.-2000 г.
    14. Крылова Н. Проектная деятельность школьника как принцип организации и реорганизации образования.// Народное образование.-2005 г.

    Приложение 1

    Проект: «Мир узоров»

    Цель: знакомство с разнообразием узоров; составление индивидуальных узоров; развивать эстетический вкус, любознательность, активность, самостоятельность, инициативность.

    Материалы: образцы рисунков различных узоров, альбомные листы бумаги, цветные карандаши.

    Ход работы над проектом

    1-й этап

            Учитель показывает образцы узоров и рассказывает о них.

            Узор основан на повторе и чередовании его элементов. Он может изображать конкретные формы – листочки, цветы, насекомых, птиц с довольно большим приближением к натуре и менее конкретные, обобщенные и даже абстрактные формы – прямоугольники, треугольники, круги, ромбы и прочие фигуры. Основным источником узора всегда была природа.

            Узор может компоноваться из одного или нескольких декоративных элементов или фигур.

            Декоративные элементы и звенья часто изображают предметы окружающей человека среды и художественно выражают отношение к ним самого человека.

    2-й этап

            Учитель предлагает детям распределиться по подгруппам и выбрать тот узор, которым бы они украсили ковер.

    3-й этап

            Каждая подгруппа выбирает при помощи учителя понравившийся узор.

    4-й этап

            Учитель предлагает каждой подгруппе выполнить узор и рассказать о нем.

    5-й этап

            Постановка новой проблемы.

            Обсуждаются разные варианты представленных материалов подгруппами детей (оформление альбома, энциклопедии, выставки рисунков узоров и др.).

    Приложение 2

    Проект: «Энциклопедия узоров».

    Цель:  украшение одежды узорами; оформление «Энциклопедии узоров; развивать творческое воображение, развивать изобразительные навыки, активность, инициативность.

    Материалы: украшенные узорами ковры детей, рисунки одежды с орнаментом, шаблоны одежды (для мальчиков – рубашки, для девочек – платья).

    Ход работы над проектом

    1-й этап

            На доске выставка ковров с узорами.

            Дети рассматривают, сравнивают свои ковры с другими. Учитель показывает детям образцы одежды с орнаментами. У людей разной национальности свои отличия в орнаменте.

            В русском орнаменте декоративные элементы выражают чувства, мысли, интересы земледельца. В узорах легко узнаются полевые и садовые растения – маки, ромашки, васильки, яблони и вишни, колоски ржи, плоды рябины, смородины и т.д.

            В узбекском орнаменте декоративными элементами служат цветки миндаля, коробочки хлопка, листья ивы, змейки и колосья пшеницы. Они рассказывают о стране солнца и садов, хлопковых полей, о трудолюбии узбекского народа.

            В казахском и киргизском орнаментах декоративные элементы и сочетание красных и синих цветов напоминают о при родных богатствах солнечного края и выражают мечту народа о счастье.

    2-й этап

            Учитель раздает детям шаблоны одежды и предлагает украсить их понравившимися орнаментами.

    3 этап

            Каждый ребенок индивидуально украшает шаблон одежды.

    4-й этап

            Каждый ребенок рассказывает, чем он украсил свой шаблон.

    5-й этап

            Учитель показывает папку  и предлагает детям оформить ее как «Энциклопедию узоров» (дети вместе с учителем размещают в папке украшенные ковры и созданные ими модели одежды).

            После оформления папки «Энциклопедия узоров» она демонстрируется родителям.

    Приложение 3

    Проект: «Моя школа»

    Цель: проведение конкурса рисунков «Моя школа», изготовление составных частей макета школы; умение анализировать форму, цвет и пространственное расположение предметов окружающей среды; развивать творческое воображение; прививать любовь к школе.

    Материалы: рисунки с изображением школы, школьных принадлежностей, альбомные листы белой и цветной бумаги разного размера, клей.

    Ход работы над проектом

    1-й этап

            Учитель демонстрирует на доске рисунки с изображением школы, школьных принадлежностей.

            Проводится беседа о школе, о ее роли в жизни человека.

    2-й этап

            Учитель предлагает детям нарисовать такую школу, в которой они хотели бы учиться.

    3-й этап

            Каждый ребенок индивидуально рисует школу.

    4-й этап

            Дети делятся своими впечатлениями о том, что они изобразили.

    5-й этап

            Постановка новой проблемы. Учитель предлагает изготовить составные части для будущего макета школы (трубочки).

            Практическая работа: дети скручивают трубочки из цветной бумаги и при помощи учителя  склеивают их.

    Приложение 4

    Проект: макет «Моя школа».

    Цель: изготовление из бумажных трубочек макета школы, его оформление; развивать творческое воображение, пространственное мышление и умение образно передать задуманную композицию; совершенствовать умение и навыки работы с цветной бумагой и клеем.

    Материалы: трубочки из цветной бумаги, рисунки детей с изображением школы, ватман, клей.

    Ход работы над проектом

    1-й этап

            Учитель вывешивает на доску рисунки с изображением школы, которые дети сделали на предыдущем занятии. Выбирается лучший рисунок.

    2-й этап

            Учитель предлагает детям распределиться по подгруппам и решить, какую работу они будут выполнять (склеивать трубочки, делать крышу, стены, деревья на территории школы и др.).

    3-й этап

            Практическая работа детей. Учитель помогает каждой подгруппе и каждому ребенку индивидуально.

    4-й этап

            Каждый ребенок рассказывает о том, что он сделал, что у него получалось лучше всего, что вызывало затруднения.

    5-й этап

            Дети рассматривают изготовленный макет школы и сравнивают его с рисунком. После завершения работы макет школы демонстрируется родителям.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект "Я - горожанин!" - лауреат муниципального грантового конкурса социальных проектов "Сыктывкар - город новых идей"

    ЗАЯВКАна участие в грантовом конкурсе социальных проектов«Сыктывкар – город новых идей» Направление конкурса  Молодежная политика и работа с детьмиНазвание проекта  Я – горожанин!О...

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Реализация творческих проектов в начальной школе при изучении окружающего мира».

    Использование проектного метода при изучении курса окружающий мир позволяет значительно повысить познавательный интерес к данному предмету, способствует повышению их интеллектуального и творческ...

    Групповой творческий проект учащихся 1 класса "Я-мультипликатор", продукт проекта - "Мультфильм "Зубастый друг"

    Данный творческий проект 1-классников в 2011 году на городском конкурсе проектов среди учащихся 1-9 классов стал Лауреатом 1 степени.  http://www.youtube.com/watch?v=nCyxy2ScFOo...

    Социальный проект "Эх,путь -дорога..." в рамках Всероссийского социально-образовательного проекта "Гражданин"

    Это социальный проект, выполненный учащимися 10 класса. Руководитель проекта - Чекунина О.Ф....

    Педагогический проект учителя начальных классов Сорокиной Э.К. "Применение метода учебных проектов на уроках математики в начальной школе"

    Педагогоический проект с применением инновационных технологий написан и реализован в рамках внедрения ФГОС в начальной школе. Проект отображает образовательные, методологические, организационные аспек...

    Урок-проект «Мы-пассажиры». Урок-проект «Мы-пассажиры». Урок-проект "Мы- пассажиры"

    Тема урока:                           «Мы – пассажиры»Цель: Позн...

    Мастер – класс по теме: Проект. Проект? Проект!

    Цель моего мастер – класса: показать, как на простом и доступном материале познакомить  1 – классников с алгоритмом выполнения проекта. Данный шаблон подойдёт для любого проекта....