Программа "Мои проекты"
рабочая программа по теме

Казакова Любовь Сергеевна

Описывается работа над проектами с детьми предшкольной подготовки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progr.moi_proekty.docx29.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Уренгойская средняя общеобразовательная школа №2»

Согласовано

Зам. директора по ОП

___________И.В.Колесникова

 «____»___________2012 г.

ПРОГРАММА

«Мои проекты»

Автор: учитель начальных классов

                                                                               МБОУ «СОШ №2»

                                                                       Казакова Л.С.

п. Уренгой, 2012 г.

Полное название программы

Срок реализации

Цели и задачи

Автор - составитель

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

«Мои проекты»

Один месяц (с 6 до 7 лет - коллективные проекты)

1.Развитие и совершенствование интеллектуальных умений

2.Развитие потенциальных возможностей и способностей каждого ребенка, формирование его индивидуальностей.

3.Развитие эмоционально-ценностных ориентаций детей, побуждение стремления узнавать и познавать не только окружающий мир, но и самого себя.

4.Активизировать познавательную деятельность

Учитель начальных классов МБОУ «СОШ №2» Казакова Л.С.

Дети научатся: 1) видеть проблемы;

2) выдвигать гипотезы;

3) задавать вопросы;

4) давать определения, понятия;

5) классифицировать;

6) структурировать полученный в ходе исследования материал;

7) делать выводы и умозаключения;

8) доказывать и защищать свои идеи

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес будущих школьников к окружающему миру, желание познать и освоить все новое, интенсивное изменения окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы диктует педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности.

В основе метода проектов лежит развитие критического мышления, познавательных навыков будущих  первоклассников, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Проектную технологию относят к технологии нового времени, нового века, т.к. она предусматривает умение человека адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям времени.

Умение пользоваться методом проектов, групповым обучением – показатель высокой квалификации, его прогрессивной методики обучения и развития. А внедрение проектной технологии в систему деятельности школы, гимназии, лицея – показатель высокого уровня образовательного учреждения.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», т.е. если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.

Основные требования к использованию метода проектов:

         - Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы.                  Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, совместное оформление «Энциклопедии узоров»); самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

- Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

         - Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», статистических методов, творческих отчетов, просмотров и пр.). Этапы работы над проектом:

- постановка цели;

- поиск формы реализации проекта;

- разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;

- организация развивающей, познавательной, предметной среды;

- определение направлений поисковой и практической деятельности;

- организация совместной (с педагогами, родителями, детьми) творческой и практической деятельности;

- работа над частями проекта, коррекция;

- коллективная реализация проекта, его демонстрация.

- Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. Если речь идет о занятии, о процессе обучения, приобретения знаний, то темы проектов чаще всегда предлагает учитель.

Технология проектной деятельности

Этап проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

Первый – постановка проблемы

Формулирует  проблему (цель) (одновременно определяется  продукт проекта)

Входят в проблему

Второй - обсуждение проблемы, принятие задач

Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию, уточняет проблемы и формулирует задачи

Вживаются в игровую ситуацию.                                          Принимают задачи.

Планируют деятельность.

Объединяются в рабочие группы (если есть необходимость).

Распределяют обязанности.

Третий – работа над проектом

Помогает в решении задачи. Помогает спланировать деятельность.                          Организует деятельность по решению задачи путем экспериментирования, моделирования.

Организует работу над проектом (поэтапно: направляет на поиск решений, на экспериментирование, предметно-речевую деятельность, продуктивную, исследовательскую).

Оказывает практическую помощь (по необходимости)

Ищут решение задачи.

Совместно составляют схему работы, по ходу работы совещаются, вносят изменения и дополнения (в случае необходимости).

Выбирают необходимые материалы для экспериментирования и продуктивной деятельности.

Четвертый - презентация

Готовится к презентации, проводит ее.

Продукт деятельности готовят к презентации.

Представляют продукт деятельности.

Пятый – постановка новой проблемы

Создает ситуацию необходимости поиска новой информации.

Принимают новую проблему и готовятся к поиску новой информации.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема проекта

Дата проведения

Цели и задачи

1

 «Мир узоров»

04.02.2012

Знакомство с разнообразием узоров; составление индивидуальных узоров

2

«Энциклопедия узоров»

11.02.2012

Украшение одежды узорами. Оформление «Энциклопедии узоров»

3

 «Моя школа»

18.02.2012

Проведение конкурса рисунков «Моя школа». Изготовление составных частей макета школы (бумажные трубочки)

4

 Макет «Моя школа»

03.03.2012

Изготовление из бумажных трубочек макета школы, его оформление  

Литература

  1. Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников. // Начальная школа.- 1998 г. - №4.
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.-1981 г.
  3. Зак А.З. Методы развития способностей у детей. М.-1994 г.
  4. Люркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. М.-1996 г.
  5. Миронов Н.П. Способность и одаренность в младшем школьном возрасте.// Начальная школа.-2004 г.-№6.
  6. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль. – 2001 г.
  7. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М.-1999 г.
  8. Хуторский А.В. Развитие творческих способностей. М.: Владос,-2000 г.
  9. Шадриков В.Д. Развитие способностей.//  Начальная школа. – 2004 г.
  10. Н.В.Кашлева, Ж.В.Дмитриева. Школьная проектная лаборатория. Волгоград:  Учитель.-2009 г.
  11. А.И.Савенков. Маленький исследователь. Ярославль.-2002 г.
  12. О.В.Дыбина. Ребенок в мире поиска. М.-2005 г.
  13. Полат Е.С. Метод проектов. М.-2000 г.
  14. Крылова Н. Проектная деятельность школьника как принцип организации и реорганизации образования.// Народное образование.-2005 г.

Приложение 1

Проект: «Мир узоров»

Цель: знакомство с разнообразием узоров; составление индивидуальных узоров; развивать эстетический вкус, любознательность, активность, самостоятельность, инициативность.

Материалы: образцы рисунков различных узоров, альбомные листы бумаги, цветные карандаши.

Ход работы над проектом

1-й этап

        Учитель показывает образцы узоров и рассказывает о них.

        Узор основан на повторе и чередовании его элементов. Он может изображать конкретные формы – листочки, цветы, насекомых, птиц с довольно большим приближением к натуре и менее конкретные, обобщенные и даже абстрактные формы – прямоугольники, треугольники, круги, ромбы и прочие фигуры. Основным источником узора всегда была природа.

        Узор может компоноваться из одного или нескольких декоративных элементов или фигур.

        Декоративные элементы и звенья часто изображают предметы окружающей человека среды и художественно выражают отношение к ним самого человека.

2-й этап

        Учитель предлагает детям распределиться по подгруппам и выбрать тот узор, которым бы они украсили ковер.

3-й этап

        Каждая подгруппа выбирает при помощи учителя понравившийся узор.

4-й этап

        Учитель предлагает каждой подгруппе выполнить узор и рассказать о нем.

5-й этап

        Постановка новой проблемы.

        Обсуждаются разные варианты представленных материалов подгруппами детей (оформление альбома, энциклопедии, выставки рисунков узоров и др.).

Приложение 2

Проект: «Энциклопедия узоров».

Цель:  украшение одежды узорами; оформление «Энциклопедии узоров; развивать творческое воображение, развивать изобразительные навыки, активность, инициативность.

Материалы: украшенные узорами ковры детей, рисунки одежды с орнаментом, шаблоны одежды (для мальчиков – рубашки, для девочек – платья).

Ход работы над проектом

1-й этап

        На доске выставка ковров с узорами.

        Дети рассматривают, сравнивают свои ковры с другими. Учитель показывает детям образцы одежды с орнаментами. У людей разной национальности свои отличия в орнаменте.

        В русском орнаменте декоративные элементы выражают чувства, мысли, интересы земледельца. В узорах легко узнаются полевые и садовые растения – маки, ромашки, васильки, яблони и вишни, колоски ржи, плоды рябины, смородины и т.д.

        В узбекском орнаменте декоративными элементами служат цветки миндаля, коробочки хлопка, листья ивы, змейки и колосья пшеницы. Они рассказывают о стране солнца и садов, хлопковых полей, о трудолюбии узбекского народа.

        В казахском и киргизском орнаментах декоративные элементы и сочетание красных и синих цветов напоминают о при родных богатствах солнечного края и выражают мечту народа о счастье.

2-й этап

        Учитель раздает детям шаблоны одежды и предлагает украсить их понравившимися орнаментами.

3 этап

        Каждый ребенок индивидуально украшает шаблон одежды.

4-й этап

        Каждый ребенок рассказывает, чем он украсил свой шаблон.

5-й этап

        Учитель показывает папку  и предлагает детям оформить ее как «Энциклопедию узоров» (дети вместе с учителем размещают в папке украшенные ковры и созданные ими модели одежды).

        После оформления папки «Энциклопедия узоров» она демонстрируется родителям.

Приложение 3

Проект: «Моя школа»

Цель: проведение конкурса рисунков «Моя школа», изготовление составных частей макета школы; умение анализировать форму, цвет и пространственное расположение предметов окружающей среды; развивать творческое воображение; прививать любовь к школе.

Материалы: рисунки с изображением школы, школьных принадлежностей, альбомные листы белой и цветной бумаги разного размера, клей.

Ход работы над проектом

1-й этап

        Учитель демонстрирует на доске рисунки с изображением школы, школьных принадлежностей.

        Проводится беседа о школе, о ее роли в жизни человека.

2-й этап

        Учитель предлагает детям нарисовать такую школу, в которой они хотели бы учиться.

3-й этап

        Каждый ребенок индивидуально рисует школу.

4-й этап

        Дети делятся своими впечатлениями о том, что они изобразили.

5-й этап

        Постановка новой проблемы. Учитель предлагает изготовить составные части для будущего макета школы (трубочки).

        Практическая работа: дети скручивают трубочки из цветной бумаги и при помощи учителя  склеивают их.

Приложение 4

Проект: макет «Моя школа».

Цель: изготовление из бумажных трубочек макета школы, его оформление; развивать творческое воображение, пространственное мышление и умение образно передать задуманную композицию; совершенствовать умение и навыки работы с цветной бумагой и клеем.

Материалы: трубочки из цветной бумаги, рисунки детей с изображением школы, ватман, клей.

Ход работы над проектом

1-й этап

        Учитель вывешивает на доску рисунки с изображением школы, которые дети сделали на предыдущем занятии. Выбирается лучший рисунок.

2-й этап

        Учитель предлагает детям распределиться по подгруппам и решить, какую работу они будут выполнять (склеивать трубочки, делать крышу, стены, деревья на территории школы и др.).

3-й этап

        Практическая работа детей. Учитель помогает каждой подгруппе и каждому ребенку индивидуально.

4-й этап

        Каждый ребенок рассказывает о том, что он сделал, что у него получалось лучше всего, что вызывало затруднения.

5-й этап

        Дети рассматривают изготовленный макет школы и сравнивают его с рисунком. После завершения работы макет школы демонстрируется родителям.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Я - горожанин!" - лауреат муниципального грантового конкурса социальных проектов "Сыктывкар - город новых идей"

ЗАЯВКАна участие в грантовом конкурсе социальных проектов«Сыктывкар – город новых идей» Направление конкурса  Молодежная политика и работа с детьмиНазвание проекта  Я – горожанин!О...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Реализация творческих проектов в начальной школе при изучении окружающего мира».

Использование проектного метода при изучении курса окружающий мир позволяет значительно повысить познавательный интерес к данному предмету, способствует повышению их интеллектуального и творческ...

Групповой творческий проект учащихся 1 класса "Я-мультипликатор", продукт проекта - "Мультфильм "Зубастый друг"

Данный творческий проект 1-классников в 2011 году на городском конкурсе проектов среди учащихся 1-9 классов стал Лауреатом 1 степени.  http://www.youtube.com/watch?v=nCyxy2ScFOo...

Социальный проект "Эх,путь -дорога..." в рамках Всероссийского социально-образовательного проекта "Гражданин"

Это социальный проект, выполненный учащимися 10 класса. Руководитель проекта - Чекунина О.Ф....

Педагогический проект учителя начальных классов Сорокиной Э.К. "Применение метода учебных проектов на уроках математики в начальной школе"

Педагогоический проект с применением инновационных технологий написан и реализован в рамках внедрения ФГОС в начальной школе. Проект отображает образовательные, методологические, организационные аспек...

Урок-проект «Мы-пассажиры». Урок-проект «Мы-пассажиры». Урок-проект "Мы- пассажиры"

Тема урока:                           «Мы – пассажиры»Цель: Позн...

Мастер – класс по теме: Проект. Проект? Проект!

Цель моего мастер – класса: показать, как на простом и доступном материале познакомить  1 – классников с алгоритмом выполнения проекта. Данный шаблон подойдёт для любого проекта....