Готовность к школьному обучению
консультация на тему

Тарасенко Татьяна Николаевна

Выступление по теме: "Готовность к школьному обучению"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotovnost_k_shkolnomu_obucheniyu.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Быть готовым к школе – не значит

 уметь читать, писать и считать.

 Быть готовым к школе – значит

 быть готовым всему этому научиться».

 (Венгер Л. А.)

   Дошкольный период непосредственно предшествует следующему, очень важному этапу в жизни ребёнка – поступлению в школу. Поэтому существенное место в работе с детьми шестого и седьмого года жизни занимает подготовка к школе. Здесь можно выделить два момента: продолжающееся целенаправленное развитие личности ребёнка и познавательных психических процессов, лежащих в основе успешного усвоения им в будущем собственно учебной программы; обучение начальным школьным умениям и навыкам (элементам письма, чтения, счёта)

 Готовность ребёнка к школьному обучению рассматривается сегодня, в первую очередь, как психологическая проблема: приоритет отдаётся уровню мотивационно-потребностной сферы, произвольности психических процессов, операциональных навыков, развитию тонкой моторики руки. Готовность к школе в современных условиях рассматривается как готовность к школьному обучению или учебной деятельности.

Ребенок, переступая порог школы, должен соответствовать определенному физическому, умственному, эмоциональному и социальному развитию.

   Готовность к школе - это, прежде всего психологическое, эмоциональное, нравственно-волевое развитие ребенка, сформированное желание учиться и элементы учебной деятельности.

   Психологическая готовность определяется системой требований, предъявляемых к ребенку школой: ответственное отношение к учебе, произвольное управление поведением, систематичное и планомерное овладение знаниями, установление произвольных форм общения с учителем, налаживание контактов с товарищами по учебе.

Основные компоненты готовности  ребенка к школе можно выделить следующие:

Мотивационный компонент;

Интеллектуальный компонент;

Волевой компонент;

Коммуникативный компонент;

Речевой компонент;

Физиологический компонент;

Сформулирую определение каждого из компонентов:

   Мотивационный компонент предполагает отношение к учебной деятельности как к общественно значимому делу и стремление к приобретению знаний. Предпосылка возникновения этих мотивов - общее желание детей поступить в школу и развитие любознательности.

Интеллектуальный компонент предполагает достижение достаточно высокого уровня развития познавательных процессов (дифференцированное восприятие, произвольное внимание, осмысленное запоминание, наглядно-образное мышление, первые шаги к овладению логическим мышлением).

Волевой компонент умение ребенка действовать в соответствии с образцом и осуществлять контроль путем сопоставления с ним как с эталоном (образец может быть дан в форме действий другого человека или в форме правила).

Коммуникативный компонент – наличие произвольно-контекстного общения со взрослыми и кооперативно-соревновательного со сверстниками.

Речевой компонент предполагает овладение грамматикой и лексикой языка, определенная степень осознанности речи, становление форм (внешняя - внутренняя, диалогическая - монологическая) и функций (общения, обобщения, планирования, оценивания и т.д.) речи.

Физиологический компонент – это навыки самообслуживания, состояние общей моторики, уровень физической подготовленности, состояние здоровья, правильное телосложение, осанка.

Понятие готовность к школе включает в себя все итоговые интегративные качества выпускника.

  Начнем с такого необходимого для школы условия, как социальная зрелость. За этими словами скрывается потребность детей в общении со сверстниками и взрослыми, умение подчиняться определенному режиму, понимание школьной ситуации. Для того чтобы учитель мог начать работу с ребенком, необходимо установить контакт: ребенок не должен тревожиться при встречи с детьми и взрослыми, испытывать отрицательные эмоции к самому процессу обучения. Нежелание учиться бывает в трех случаях:

1) когда ребенок в дошкольном возрасте не приучен ограничивать свои желания, преодолевать трудности и у него сформировалась своеобразная установка на «отказ от усилия»;

2) активное нежелание учиться встречается у тех детей, у которых дома заранее сформирован страх перед школой («Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!»);

3) у тех, которым, напротив, рисовали школьную жизнь  радужных тонах. Столкновение с реальностью в этих случаях может вызвать сильное разочарование, что у ребенка возникает резкое отрицательное отношение к школе.

Очень важно, чтобы к началу школьного обучения у ребенка была достаточно зрелой эмоционально-волевая сфера. Школьная жизнь требует у детей эмоциональной устойчивости. Немалую роль играет семейное воспитание, необходимо учить  детей подавлять агрессивные вспышки, импульсивные реакции.

Чрезвычайно важна в школе и способность к волевым усилиям. Переход от занятий с игрушками к заменяющим их символам, необходимость выполнять порой нежелательную работу требует от детей волевого напряжения. Ребенок вместо «хочу это» должен заставить себя делать то, что «надо», причем в течение установленного учителем времени.

Необходимым условием школьного обучения является определенный уровень умственной зрелости ребенка. Это значит, что у дошкольника должны быть сформированы следующие психические познавательные процессы –

 - восприятие (цвета, величина, фигуры, пространства, звуки и.т.д);

- внимание (произвольное – когда есть цель и нужно приложить волевое усилие, непроизвольное – если интересно, ребенок внимателен);

- память ( учить  простым способам запоминания: с помощью создания образов, группировка материалов по смысловым частям, выделения главных и второстепенных деталей);

- мышление (ребенок должен уметь делать простые обобщения);

- запас собственно знаний (знания о жизни и из жизни).

    Важное место  работе с детьми занимает развитие речи. Необходимо научить детей осмысленно говорить, обогатить речь, править любовь к чтениям книг. Интерес регулирует поведение ребенка. Увлекательная беседа заставляет даже самых неразговорчивых принять участие в ней. Любознательность и наблюдательность лежат в основе развития интересов, поэтому необходимо учить детей смотреть и видеть, привлекать  их внимание к различным явлениям окружающей среды.

    Надо включать ребенка в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами смогли обнаружить все новые и новые свойства предметов, замечать их свойства и различие. При этом нельзя отмахиваться от детских вопросов, преподносить им сразу готовые знания. Надо давать возможность приобрести эти знания им самим.

Школьное обучение – это непрерывный процесс общения. Как же научить ребенка общаться? Нужно сформировать следующие навыки –

- уметь слышать и слушать своего товарища;

- говорить самому после того, как собеседник закончит свою мысль;

- пользоваться словами вежливого общения, избегать грубостей.

      Социально- психологическая готовность включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они смогли бы благополучно наладить отношения в новом классном коллективе с учителем. Ребенок приходит в класс, в котором дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми.

    Таким образом, готовность детей к школе в сфере общения включает:

- развитие потребности в общении с другими детьми и взрослыми;

- умение подчиняться традициям и правилам группы, не ущемляя своих интересов;

- развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.

      Общение - многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порожденный потребностью в совместной деятельности.

1. Умение налаживать контакты с другими способствуют облегчению процесса адаптации к школьной жизни, к новым социальным условиям.

2. Умение строить свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми является важным компонентом волевой готовности к школе. Важно, чтобы у ребенка были сформированы такие качества:

- доброжелательность;

- уважение  к товарищам;

- общительность;

- готовность проявить сочувствие.

      Наличие этих черт способствуют созданию эмоционально- положительного тона в общении.

3. Психологические предпосылки включения в классный коллектив, складывается у дошкольников в процессе их участия в совместной деятельности со сверстниками в группе:

- умение согласовывать действия с другими;

- способность осознавать собственные успехи и неудачи в отношении общей цели совместной деятельности.

.

       К 6 годам у ребенка происходит оформление основных элементов волевого поведения, что выражается в следующих умениях:

- поставить цель;

- принять решение;

- наметить план действий;

- исполнить намеченный план;

- проявить усилие в случае возникновения препятствий;

- оценить результат своего действия.

     Главный акцент в развитии эмоционально- волевой готовности к школе нужно делать на воспитании мотивов достижения целей:

- не бояться трудностей;

- стремление преодолевать их;

- не отказываться от намеченной цели.

     В нескольких словах, готовность – это умение слушать + умение слушаться.

     Основным показателем развития самостоятельности как проявления волевых усилий ребенка является ежедневное выполнение ребенком без напоминания, каких – либо поручений и обязанностей.

      Как развивать волевую готовность?

1. Повышать самостоятельность и ответственность ребенка:

- закрепить конкретное поручение за ребенком, поощрять его выполнение;

- учить стихи, пересказывать сказки и рассказы.

2. Развивать самоконтроль:

- использовать игры типа «Сделай так же», «Конструирование по образцу», «Найди пять отличий», «Да и нет говорите…».

3. Чаще использовать игровую мотивацию и оценку со стороны сверстников.

4. Развивать стремление действовать по моральным мотивам.

5. Соблюдать постепенность в высказывании требований, так как произвольность поведения только закладывается в этом возрасте.

6. Развивать уверенность в себе, в своих силах с помощью создания ситуаций успеха.

     Развитие эмоциональной готовности к школе необходимо потому, что при возникновении различных ситуаций и в режиме школьной жизни ребенок должен регулировать свои аффекты, уметь проявлять эмоциональную устойчивость. Необходимым условием успешного обучения к школе является умение ребенка откликаться на прекрасное, проявлять эмпатию. В этой сфере педагог дошкольного звена работает на перспективу, так как эмоциональная сфера личности дошкольника обладает:

- интенсивностью проявления эмоций,

- непосредственностью в проявлении эмоций,

- быстрой переключаемостью, сменой настроений,

- поверхностью эмоций.

      Педагог должен стремиться к развитию следующих качеств и характеристик личностной сферы в области эмоций:

- устойчивости чувств;

- глубины чувств и эмоций;

- осознания причин появления тех или иных эмоций;

- проявления высших чувств: эстетических, нравственных, познавательных;

- эмоционального предвосхищения.

     Развитие волевой и эмоциональной готовности может помочь использование примеров из сказок, рассказов (чтение художественной литературы, постановка сказок детского театра, рассматривание картин, слушание музыки).

Формирование мотивов, побуждающих к учению, - одна из линий подготовки детей к обучению в школе. Имеется в виду воспитание действительной и глубокой мотивации, которая должна стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний. Это и отношения к обучению как к необходимому и важному делу, и интерес к учебным занятиям.

      Мотив – побудитель к деятельности, складывающейся под влиянием условий жизни человека и определяющей направленность его активности.

       В роли побудителей могут выступать:

- потребности;

- интересы;

- влечения;

- эмоции;

- установки;

- идеалы.

       Наиболее адекватными для учебной деятельности являются учебно – познавательные мотивы, которые формируются в ходе осуществления самой учебной деятельности и специально организованных мероприятий.

      Несформированность внутренней позиции школьника является одной из причин школьной дезадаптации на этапе младшего школьного возраста.

      Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из:

- положительных представлений о школе;

- желания учиться в школе, чтобы узнать и уметь много нового;

- сформированной позиции школьника.

     Для формирования мотивационной готовности к школе необходимо:

1. Поддерживать интерес ребенка ко всему новому, отвечать на его вопросы, давать новые сведения о знакомых предметах.

2. Организовывать экскурсии в школы, знакомить с основными атрибутами школьной жизни.

3. Практиковать приходы детей – школьников в дошкольное звено.

4. Использовать загадки на школьную тему.

5. Подбирать развивающие игры типа «Собери себе портфель в школу», «Разложи по порядку», «Что лишнее?»

     

В области развития речи и готовности к овладению грамотой будущему первокласснику необходимо:

   • уметь чётко произносить все звуки речи;

   • уметь интонационно выделять звук в словах;

   • уметь выделять заданный звук в потоке речи;

   • уметь определять место звука в слове ( в начале, в середине, в конце);

   • уметь произносить слова по слогам;

   • уметь составлять предложения из 3-5 слов;

   • уметь называть в предложении только 2-е слово, только 3-е слово, только 4-е слово и т.д.

   • уметь использовать обобщающие понятия (медведь, лиса, волк – это животные);

   • уметь составлять рассказ по картинке (например, «В зоопарке», «На детской площадке», «За грибами», «Отдых на море» и т. д.)

   • уметь составлять несколько предложений о предмете;

   • различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);

   • уметь наизусть читать любимые стихотворения;

   • уметь последовательно передавать содержание сказки.

К началу обучения в школе у ребёнка должны быть развиты элементы математического представления:

   • знать цифры от 0 до 9;

   • уметь считать до 10 и обратно, от 6 до 10, от 7 до 2 и т. д;

   • уметь называть предыдущее и последующее число относительно любого числа в пределах первого десятка;

   • знать знаки +, - , =, <, >;

   • уметь сравнивать числа первого десятка (например, 7<8, 5>4, 6=6)

   • уметь соотносить цифру и число предметов;

   • уметь сравнивать две группы предметов;

   • уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;

   • уметь сравнивать предметы по цвету. Форме, размеру;

   • знать названия фигур: треугольник, квадрат, круг;

   • уметь оперировать понятиями: «налево», «направо», «вверх», «вниз», «раньше», «позже», «перед», «за», «между» и т. д.;

   • уметь группировать по определённому признаку предложенные предметы.

В области представлений об окружающем мире будущему первокласснику необходимо:

   • уметь различать по внешнему виду растения, распространённые в нашей местности (например, ель, сосна, берёза, дуб, подсолнух, ромашка) и называть их отличительные признаки;

   • уметь различать диких и домашних животных ( медведь, белка, корова, заяц, коза);

   • уметь различать по внешнему виду птиц (например, дятел, воробей, сорока);

   • иметь представление о сезонных признаках природы (например, осень – жёлтые и красные листья на деревьях, увядающая трава, сбор урожая…);

   • знать названия 1-3 комнатных растений;

   • знать названия 12 месяцев года;

   • знать названия всех дней недели.

Кроме того, ребёнок, поступающий в первый класс, должен знать:

   • в какой стране он живёт, в каком городе, на какой улице, в каком доме;

   • полные имена членов своей семьи, иметь общие понятия о различных видах их деятельности;

   • знать правила поведения в общественных местах и на улице.

• различать живое и неживое; женский и мужской род; единственное и множественное число; утро, день, вечер и ночь; одежду, обувь и головные уборы; птиц, рыб, зверей, насекомых; овощи, фрукты, грибы, ягоды; наземный, водный и воздушный транспорт; посуду, мебель и т.д.;

• различать геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал;

• свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, иметь представление о понятиях "право" - "лево", "верх" - "низ" и т.д.;

• рассказать наизусть небольшое стихотворение;

• полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ;

• запомнить и назвать по памяти 6-10 предметов, картинок, слов;

• разделять слова на слоги с помощью хлопков или притопов;

• различать гласные и согласные звуки;

• определять количество и последовательность звуков в словах типа "мак", "дом", "суп", "дубы", "сани", "зубы", "осы";

• правильно держать карандаш, ручку, кисточку;

• без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии; рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы; аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов;

• хорошо владеть ножницами (разрезать лист бумаги на полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы; вырезать различные фигуры по контуру);

• делать аппликации из цветной бумаги;

• лепить из пластилина;

• внимательно, не отвлекаясь, слушать в течение 30-35 минут;

• играть в спортивные игры, выполнять различные физические упражнения

      Таким образом, основная задача взрослого – показать ребенку, что  много неизвестного и интересного он может узнать в школе.

Готовность к школе - это совокупность определенных свойств и способов поведения (компетентностей) ребенка, необходимых ему для восприятия, переработки и усвоения учебных стимулов в начале и при дальнейшем продолжении школьного обучения. Готовность к школе следует рассматривать как разветвленную сеть связанного целого: она всегда зависит от условий в конкретной школе, от качеств ребенка и от профессиональной квалификации работающих в школе учителей.

Для того чтобы ребенок успешно смог справиться с новыми требованиями школьной жизни, он должен обладать набором качеств, которые тесно переплетены между собой.
Нельзя рассматривать эти качества изолированно от «жизненного мира» ребенка, от среды конкретной школы, от уклада жизни в семье. Поэтому современное определение понятия «готовность к школе» учитывает все эти факторы и определяет «готовность к школе» как набор «компетентностей».

К сожалению, понятие «компетентность», его смысл, зачастую ясно не раскрывается. Однако это понятие имеет ключевое значение в современном образовании и, в частности, в определении готовности к школе.

Готовность к школе - это не «программа», которой можно просто обучить (натренировать). Скорее, это интегральное свойство личности ребенка, которое развивается при общих благоприятных условиях в многообразных ситуациях жизненного опыта и общения, в которые включен ребенок в семье и других социальных группах. Она развивается не путем специальных занятий, а непрямым образом - через «участие в жизни».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание для будущих родителей первоклассников. Тема: «Скоро в школу. Психологическая готовность к школьному обучению. Как помочь ребёнку подготовиться к началу школьного обучения»

Задачи данного родительского собрания: Обсудить с родителями проблему психологической готовности к школьному обучению.Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс п...

Готовность к школьному обучению, как необходимый компонент успешной адаптации ребенка к школе.

Статья, описывающая: фазы адаптации, критерии подготовки к школе, причины школьной дезадаптации....

Тест для родителей по определению готовности к школьному обучению

Тест для родителей.        Отметьте каждый утвердительный ответ одним баллом.1....

Памятка для родителей будущих первоклассников "Что нужно знать родителям о речевой готовности к школьному обучению"

Данный материал поможет родителям ответить на вопросы, какими знаниями, умениями и навыками должен обладать будущий первоклассник, какие требования предъявляет школа к речевой готовности....

Психологическая готовность к школьному обучению.

Психологическая готовность к школе у каждого ребёнка проходит по разному, иногда это тяжёлый и долгий процесс, требующий максимального терпения, как от родителей, так и от педагогов....

Психологическая готовность к школьному обучению

Работа посвящена изучению и анализу проблемы готовности детей к школе. В работе рассмотрены такие аспекты как личностная , интеллектуальная, волевая и нравственная готовность к школьному обучению....

Родителям будущих первоклассников "О готовности к школьному обучению"

1. Компоненты "готовности к школе", физическая и психологичекая составляющая.2. О интеллектуальной, волевой, мотивационной и коммуникативной готовности к школе. 3. Рекомендации родителям "Как выз...