Главные вкладки

    Технология деятельностного метода в начальной школе
    статья на тему

    МАРТЕЛЬ ГАЛИНА ИВАНОВНА

    Технология деятельностностного метода обучения в начальной школе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tekhnologiya_deyatelnostnogo_metoda_v_nachalnoy_shkole.doc59.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технология деятельностного метода обучения  в начальной школе

             Любой педагог хорошо знает – только то, что пропущено через себя, через деятельность ребёнка, его практический опыт, его эмоциональное переживание, запомнится им на всю жизнь, станет его способностью. Даже народная мудрость гласит: «Я слышу – и забываю, вижу – и понимаю, делаю и умею».

             Федеральный Государственный Образовательный стандарт выдвинул новые требования к результатам освоения основных образовательных программ. Начальная школа должна сформировать у ученика не только предметные, но и универсальные способы действий, обеспечивающие возможность продолжения образования в основной школе; развить способность к самоорганизации с целью решения учебных задач; обеспечить индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития.

            Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не "впрок", а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации.

           Предмет нашей гордости в прошлом – большой объём фактических знаний – в изменившемся мире потерял свою ценность, поскольку любая информация быстро устаревает. Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое, и третье – результаты деятельности, а деятельность – это решение задач. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат – знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат – умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся. Поэтому и появилась потребность введения деятельностного метода обучения.

            Деятельностный метод обучения  – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

             Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

    Реализация технологии деятельностного метода в практике преподавания обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

    • Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
    • Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
    • Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
    • Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
    • Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
    • Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
    • Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

       Использование деятельностного метода в  начальных классах  позволяет мне грамотно выстроить урок, включить каждого обучающегося в процесс «открытия»  нового знания.  

    Структура уроков введения нового знания:

     

    I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) -

    1-2 минуты

    Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

     

     Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

    • актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);
    • создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);
    • устанавливаются тематические рамки (“могу”).

    Приёмы  работы:

    • учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям,  предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони);
    • учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы, дети высказываются;
    • девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех» и др.)

     

     

    II.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии -

    4-5 минут

    Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.

    • Возникновение проблемной ситуации
    • Методы постановки учебной проблемы:
    • побуждающий, подводящий  диалоги;
    • мотивирующий  приём  «яркое пятно» - сказки, легенды, фрагменты из художественной  литературы,  случаи из истории, науки, культуры, повседневной жизни, шутки и др.)

    III. Постановка учебной задачи - 4-5 минут 

    Цель: обсуждение затруднения («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»)

     

    На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:

    • восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место - шаг, операцию, где возникло затруднение;
    • соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостаточно для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

     

    IV. Открытие нового знания (построение  проекта выхода из затруднения) -

    7-8 минут

    На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства - алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

     

    V. Первичное закрепление - 4-5 минут

    Цель: проговаривание нового знания,  (запись в виде опорного сигнала)

    • фронтальная работа, работа в парах;
    • комментирование, обозначение знаковыми символами;

    VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону) -

    4-5 минут.

    Каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже имеет.

    • Письменно выполняется небольшая по объёму самостоятельная   работа (2-3 типовые задания).
    • Самоконтроль, самопроверка.

    VII.   Включение нового знания в систему знаний и повторение -

    7-8 минут.

    • Сначала детям предлагаются задания, которые содержат

    новый алгоритм, новое понятие.

    • Затем предлагаются задания, в которых новое знание используется  вместе с изученными ранее.

    VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) - 2-3 минуты.

    Цель: осознании обучающимися  своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

     

    Вопросы:

    Какую задачу ставили на уроке?

    Удалось решить поставленную задачу?

    Каким способом?

    Какие получили результаты?

    Что нужно сделать ещё?

    Где можно применить новые знания?

    Что на уроке у вас хорошо получилось?

    Над чем ещё надо поработать?

    и другие.

     

    Особенность метода - самостоятельное «открытие» детьми нового знания в процессе исследовательской деятельности. Это способствует тому, что знания  и учебные умения приобретают для обучающихся личную значимость.

    Деятельностный метод является универсальным средством, предоставляющим учителю инструментарий подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями образования.

    Деятельностный подход в обучении позволяет учителю использовать в своей практике различные способы организации учебного процесса. Эффективным является  использование  метода проектов  в  начальной школе.

    Большие возможности для организации эффективной учебной деятельности даёт также и групповая форма работы.

    Давно доказано психологами, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. И ведь именно эти возможности предоставляет учащимся используемая на уроке учителем групповая работа.

    Возьмем самый простой вид групповой работы – работу в парах. На этапе закрепления новой темы, например, предложите ученикам придумать для соседа по парте задание по закрепляемой теме. Укажите на необходимость прослушать не только полученный ответ, но и объяснение, как этот ответ получен. Разрешите учащимся в случае разногласий задать вопрос Вам или учащимся с соседней парты. Выделите на выполнение этого задания конкретное время, вполне достаточно 5 минут.

    В течение этого времени каждый ученик класса получит возможность либо продемонстрировать свои знания, либо уточнить применение  правила, в случае необходимости еще раз получить разъяснение. Каждый при этом еще и выступит в роли эксперта.

    Это небольшое упражнение очень действенно. А проводить его можно, как и сразу после объяснения учителя и рассмотрения нескольких примеров из учебника, так и на следующий день, после выполнения учащимися домашнего задания. Очевидно, что такое упражнение можно проводить при изучении самых разных тем.

     В это время осуществляется включённый контроль, т.е. учитель слушает ответы то одного, то другого ученика в различных парных группах и соответственно оценивает их, помогает ученику, выполняющему в данный момент функцию учителя, корректировать ошибки в момент их возникновения, оценивает не только отвечающего, но и качественную работу «учителя». Положительным моментом такой работы является несомненно то, что половина учащихся класса одновременно учатся говорить, учатся видеть, слышать, исправлять ошибки других, тем самым обогащая, закрепляя и свои знания.

       Активность ученика на уроке заметно возрастает, когда он становится носителем функции учителя. Естественно, ученик не подменяет учителя на уроке, организующее и мобилизующее начало на уроке остаётся за учителем.

       Никакой предмет нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед. В традиционной форме обучения большинство учащихся большую часть урока так и остаются наблюдателями. А вот работая в парах или группах, общаясь с соседом, проговаривая ему выученные формулировки, имея возможность научить кого-то тому, что знаешь сам, и получить, в случае необходимости, консультацию или разъяснение, ученики формируют и позитивное отношение к предмету, и навыки выполнения различных заданий. Качество знаний учащихся повышается, процесс обучения становится более успешным.

       Таким образом, использование приёмов проблемного обучения, проектных методик и групповых форм работы даёт учителю возможность реализовать деятельностный подход в обучении младших школьников.

    Заключение

    Реализация деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников.  Анализ  успеваемости  и качества знаний  по предметам, диагностика учебной мотивации, проведённые  среди моих учеников, наглядно демонстрируют  это утверждение.

    У обучающихся  формируются  основные учебные умения, позволяющие им  успешно адаптироваться  в основной школе  и продолжить предметное обучение по любому учебно-методическому комплекту, а также раскрываются  возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них. Обучающиеся осваивают принципиально новые роли - не просто «зритель», «слушатель», «репродуктор», а «исследователь». Такая позиция определяет заинтересованность   младших школьников процессом познания.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Реализация технологии деятельностного метода и система дидактических принципов на уроках в начальной школе.

    Технология деятельностного метода, типология уроков деятельностной направленности, типы проблемных ситуаций и методы постановки учебной проблемы....

    Деятельностный метод в начальной школе трудности, достоинства, результаты

    Обобщение опыта работы начальной ступени МБОУ СОШ № 38 по внедрению деятельностного подхода в практику образовательного учреждения....

    Использование технологии деятельностного обучения в начальной школе.

    Использование технологии деятельностного обучения в начальной школе«Сведений науки, не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладев...

    Деятельностный метод в школе. Технология деятельностного метода обучения.

    Деятельностный метод в школе. Технология деятельностного метода обучения....

    Доклад "Деятельностный метод в начальной школе."

    Доклад содержит теоретический  материал и обобщение личного опыта по работе с деятельностным методом...

    План профессионального самообразования учителя начальных классов по теме: "Технология деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе".

    План прфессионального самообразования учителя начальных классов по теме: "Технология деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе"....


     

    Комментарии

    Уже недостаточно обеспечить овладение школьниками знаний, важнее научить хотеть учиться, уметь самим добывать знания. Важно что именно Технология деятельностного метода обучения новая технология, новый способ организации обучения не разрушают традиционную систему обучения, а преобразовываёт её, сохраняя всё необходимое для реализации новых образовательных целей.Такое обучение не только делает уроки интересными, а усвоение знаний успешным, но и помогает детям приобрести опыт деятельности и общения. То что ты сделал сам, не забудется никогда.