Доклад "Деятельностный метод в начальной школе."
статья по теме

Низамутдинова Гузалия Рифхатовна

Доклад содержит теоретический  материал и обобщение личного опыта по работе с деятельностным методом

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_deyatelnostnyy.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал МБОУ «Большекайбицкая средняя общеобразовательная школа Кайбицкого района РТ» МБОУ «Малокайбицкая начальная общеобразовательная школа Кайбицкого района РТ»

Доклад:

«Технология деятельностного метода

и её реализация  на уроках в начальной школе»

(В рамках реализации ФГОС)

Низамутдинова Гузалия Рифхатовна

 учитель начальных классов

2013-2014 уч.год

педсовет-2014

    По требованиям ФГОС  начальная  школа  даёт  сегодня  не  только  базовые  навыки,  такие  как  умение  читать,  слушать  и  говорить,  а  формирует  устойчивую  потребность  в  саморазвитии, самообразовании.
      Каждому  человеку,  вступающему  в  этот  сложный  и  противоречивый  мир,  необходимы  определённые  навыки  мышления  и  качества  личности.  Умение  анализировать,  сравнивать,  выделять  главное,  решать  проблему,  умение  давать  адекватную  самооценку,  быть  ответственным,  уметь  творить  и  сотрудничать – вот  с  чем  ребёнку  необходимо  войти  в  этот  мир.   И  задача  каждого  учителя  так  построить  процесс  обучения,  чтобы  помочь  раскрыться  духовным  силам  ребёнка.
Поэтому  мне  как  учителю  необходимо  не  только  доступно  всё  рассказать,  но  и  научить  ребёнка  мыслить,  привить  ему  навыки  практических  действий.
            В школу поступают дети с разным уровнем подготовки: одни и букв ещё не знают, а другие уже бегло читают, у значительной части ребят наблюдается недостаточное развитие мелкой моторики, графического навыка, встречаются дети, которые испытывают трудности в общении со сверстниками, всё чаще встречаются семьи, когда между родителями и ребенком устанавливается дистанция.  Одна из серьёзных проблем современного воспитания – увеличивающаяся доля детей, которые находятся в ситуации дезадаптации к школьной жизни. Научить  ребёнка  плавать  можно  только  в  воде,  а  научить  ребёнка  действовать  можно  только  в  процессе  деятельности.

    Деятельностный подход — это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Деятельностный подход к обучению предполагает:
• наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); 
• выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
• выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
• формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;
• включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач..

Системно-деятельностный подход перспективен в качестве средства реализации новой концепции Федеральных государственных образовательных стандартов, доступен для освоения в массовой практике всеми звеньями системы образования.

Учитель должен понимать, что включение ребенка в деятельность коренным образом отличается от традиционной передачи ему готового знания. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы наглядно и доступно все объяснить, рассказать и показать, а в том, чтобы организовать исследовательскую работу детей, чтобы дети сами «додумались» до решения ключевой проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Если очень кратко сформулировать основную идею всех этих практических приложений теории деятельности, то получится приблизительно следующее: успешность ребенка в учебе зависит от того, насколько он, ребенок, стал субъектом собственной учебной деятельности, научился эту деятельность самостоятельно планировать и реализовывать.

Процесс обучения есть всегда обучение деятельности - либо предметно-практическим действиям ,либо умственным действиям. Обучать деятельности - значит делать учение мотивированным,  учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути и средства ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Учитель не должен просто «натренировать» ребенка в выполнении каких-то операций, приемов. Эти операции должны быть учеником осмыслены и приняты, он должен уметь самостоятельно выбирать наиболее подходящие приемы решения учебных задач, а в идеале - находить свои собственные, не встречавшиеся в его практике способы действий. 

   Учителям, работающим в рамках ФГОС, хорошо известно требование реализации технологии деятельностного метода на уроках различной целевой направленности.

  •                 Этот метод осуществляется путём создания проблемных ситуаций и, как следствие – необходимости проблемного диалога. Проблемный урок обеспечивает тройной эффект: более качественное усвоение знаний
  • мощное развитие интеллекта, творческих способностей
  • воспитание активной личности.

       Первая ступень деятельностного обучения - 1 класс. Дети учатся самостоятельно формулировать тему урока, находить ответы на вопросы, учатся работать в группе (в парах). 

Приемы создания проблемной ситуации на моем уроке:

     1. Классу предлагается вопрос или практическое задание на новый материал. В результате возникают разные мнения.

     2. Я даю задание, не выполнимое вообще. Оно не выходит, вызывая у школьников затруднение.

      3. Или даю практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались, т. е. задание, не похожее на предыдущее. Не зная способа выполнения, ученики испытывают затруднение.

Учебная проблема поставлена и начинается 2-ой этап урока – поиск решения. Я помогаю ученикам открыть новое знание. «Какие есть идеи?» «Вы согласны?» Как эту мысль проверить?» «Какие есть догадки? Какие еще будут идеи? Кто думает иначе?» С такими вопросами я довожу детей до решения проблемы.

 

Мы говорим, что ученик знает, когда он понимает материал и может его воспроизвести. Этап воспроизведения знаний не является обязательным, тем не менее, желателен, т. к.

  1. за счет проговаривания углубляется понимание;
  2. развивается речь.

     

    Воспроизведение знаний должно носить творческий характер. Мы активно работаем с интерактивной доской ,которая помогает нам найти ответы в виде таблицы,схемы,опорных слов,презентаций. Работа с интерактивной доской очень нравится детям и они с удовольствием стремятся решать задачи.  При этом можно организовать как индивидуальную, так и групповую работу. Далее организуется оценивание творческого продукта. Оценивание проводится через сравнение с результатами класса «Вы согласны? Есть дополнения?»  или с опорой на готовый образец «Сравните с учебником». В результате должен появиться тот опорный сигнал, который будет использоваться в практической части урока. Программа «Перспективная начальная школа»,с которой мы работаем,открывает много возможностей для деятельностного метода. Это и работа со словарями. Их несколько в учебнике «Русского языка» Чураковой ,работа в «Музейном доме» по «Литературному чтению» автор Агаркова . Мы, учителя, которые ещё не можем легко забыть традиционную школу,в которой работали многие годы, не привыкли работать с таким материалом, но со временем все больше понимаем, что это меняет восприятие, мышление детей.Мои дети очень любят спорить,выдвигать свои гипотезы и они готовы отстоять свою правоту при решении  проблемы на уроке. Моя цель, направить их в правильное русло.,чтобы все пришли к единому мнению.

       В 2 классе - групповая работа. Групповая работа – одна из форм деятельностного метода обучения. Данная форма работы требует определённой подготовки учителя к уроку, но результат работы оправдывает себя. При правильном педагогическом руководстве и управлении реализовываются основные условия коллективности: ученики привлекаются к коллективной творческой деятельности, осмысленному общению и взаимодействию, распределению труда между членами группы;  осуществляется взаимообучение и взаимоконтроль. Таким образом, дети приобщаются к важным навыкам жизни: действенному общению, умению слушать, умению соглашаться с точкой зрения другого, умению разрешать конфликты, умению работать сообща для достижения общей цели. Умение управлять как собственной, так и совместной деятельностью в группе дает возможность учащимся быть активными участниками учебной деятельности. На сегодняшний день,Сингапурский метод обучения, который  активно вводится в школы Татарстана, является ярким примером групповой работы.

Приоритет деятельностных целей требует:

 новых подходов к организации процесса обучения,

 новых типов урока,

        новой системы взаимодействия между учителем и учеником.

Исходя из общей структуры учебной деятельности, образовательный процесс необходимо строить таким образом, чтобы каждый ученик имел возможность системно выполнять весь комплекс универсальных учебных действий, определенных ФГОС, сохраняя и укрепляя и при этом свое здоровье и достигая личностные, метапредметные и предметные результаты, достаточные для успешного продолжения образования в основной школе.

С этой целью методы объяснения заменяются деятельностным методом обучения, основанным на методе рефлексивной самоорганизации, а традиционная технология объяснительно-иллюстративного метода обучения − технологией деятельностного метода (ТДМ).

Таким образом, реализация деятельностного метода обучения позволяет учителю не только повысить мотивацию учащихся на предмет получения новых знаний, но и учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, опираясь на имеющийся жизненный опыт, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельностный метод в начальной школе трудности, достоинства, результаты

Обобщение опыта работы начальной ступени МБОУ СОШ № 38 по внедрению деятельностного подхода в практику образовательного учреждения....

Исследовательский и проектный метод в начальной школе как условие реализации системно - деятельностного подхода

В условиях современного рынка труда сегодня возрастает значимость знания, и поэтому в школе возникает необходимость поиска новых методов обучения и воспитания, направленных на пропаганду интеллектуаль...

Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе

Опыт работы показывает, что целесообразным его применение уже в начальном звене школьного обучения. В статье раскрываются особенности и показаны варианты организации метода проектов с детьми младшего ...

Технология деятельностного метода в начальной школе

Технология деятельностностного метода обучения в начальной школе...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-МЕТОДА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Статья об использовании на уроках начальной школе.Кейс-метод направлен не столько на освоение конкретных знаний или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала у...

Кейс методы в начальной школе

Как используются кейс методы в начальной школе....