ОРГАНИЗАЦИЯ НАБЛЮДЕНИЙ НА ПРОГУЛКЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
статья

Гордеева Людмила Владимировна

Наши наблюдения за деревьями на прогулке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx14.07 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ НАБЛЮДЕНИЙ НА ПРОГУЛКЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Гордеева Людмила Владимировна; МДОУ №15 «ЗЕМЛЯНИЧКА», воспитатель

МДОУ №15 «Земляничка», г. Дмитров, Московская область

     Прогулкам отводится достаточно большое место в воспитательно-образовательном процессе. Прогулки направлены на формирование и развитие у детей позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру и природе, а также служат средством отдыха, восстановления работоспособности и физического развития воспитанников. Ни для кого не секрет, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий  ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Постоянно проявляемая исследовательская активность – нормальное, естественное состояние ребенка. Он настроен на познание мира и хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследовательское поведение и создает условия для исследовательского обучения. В современном динамичном мире принципиально важно, чтобы психическое развитие ребенка уже на самых первых этапах разворачивалось как процесс саморазвития. Начиная с самого рождения, дети, гуляя с мамой и,  в последствии,  в детском саду, дает ребенку возможность развиваться в этом направлении как исследователю (обращая внимание на чудаковато изогнутые ветки, необычной формы листья и семена). В данной статье я хочу поделиться опытом организации наблюдений на прогулке.

В этом учебном году мы с ребятами с середины сентября до середины октября проводили исследовательское наблюдение за липой и кленом, чтобы узнать, у какого дерева листья быстрее изменят цвет и облетят. Для этого мы поделились на две группы: 1 группа проводила наблюдения за липой, 2 группа за кленом. Каждый раз, выходя на прогулку, дети составляли рассказы (какие по форме листья, как изменились деревья, у какого дерева листья пожелтели быстрей, как деревья ведут себя в разную погоду (дождь, ветер, солнце), с какого дерева листья облетели быстрее). На первой и второй неделях  наблюдения дети заметили, что у липы по сравнению с кленом листья стали более желтыми и начали облетать быстрее. На протяжении всего времени наблюдений нами проводились выставки рисунков на данную тему, коллажей из опавших листьев; дети составляли осенние букеты, заносили записи в заранее приготовленную таблицу, играли в подвижные дидактические игры, например: «С какого дерева лист?». Проводились физкультминутки на данную тему, например: «Ветер дует нам в лицо». К концу исследовательских наблюдений дети обратили внимание на то, что у липы листьев осталось намного меньше чем у клена. У липы на ветках от трех до семи листьев, а у клена гораздо больше,  не смотря на погодные условия. Дети очень заинтересовались наблюдением.

Подводя итог исследования, ребята сделали вывод, что осенью липа сбрасывает листву быстрее клена. Учащиеся сами предложили понаблюдать за этими деревьями весной и узнать, а на каком дереве, липе или клене, раньше появляются листья.

Список использованной литературы:

 «Наблюдения и опыты». Г.Н. Аквилева, З.А. Клепина. – М.: Просвящение, 1988.-96с.

«Методика исследовательского обучения младших дошкольников». А.И. Савенков.– Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2010. – 192с.

 «Организация проектной деятельности младших дошкольников». М.В. Дубова – М.: Баласс,  2011. - 80с. (Образовательная система «Школа 2100»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Урок-экскурсия. Наблюдения как условие развития познавательных способностей учащихся" (из опыта работы)

Наблюдение – один из наиболее доступных и эффективных для младших школьников практических методов получения знаний об окружающей природе. Значительный объём наблюдений учащиеся выполняют во время обяз...

Трудности в организации групповой проектной деятельности (из опыта работы)

Статья написана на основе личного опыта работы учителя по исследовательской и проектной деятельности. В ней упоминается важность этого вида деятельности для достижения положительных результатов в форм...

Организация деятельности школьного театра (из опыта работы)

Данная публикация рассказывает о деятельности театрального кружка в условиях общеобразовательной школы....

Статья. «Метод учебного проекта в образовательном процессе: традиции и новации в организации проектной деятельности обучающихся (из опыта работы учителя начальных классов)»

Личностные качества закладываются в начальной школе. И не только базовые навыки, такие, как умение читать, писать, решать, слушать и говорить, нужны ребенку в жизни. Каждому человеку, вступающему в эт...

Технологии организации обучения в группе (из опыта работы учителя начальных классов)

Даже в Священной книге царя Соломона есть слова, объясняющие преимущества сотрудничества: "Двоим лучше, чем одному, ибо их тяжкий труд достойно вознаграждается. Если один упадет, второй поможет е...

Метод учебного проекта в образовательном процессе: традиции и новации в организации проектной деятельности обучающихся (из опыта работы учителя начальных классов)

Задачи, стоящие перед любым педагогом, адекватно осознающим реалии времени, научить каждого ребенка мыслить, самостоятельно добывать новые знания, формировать у него потребность в саморазвитии....

Технологии организации обучения в группе (из опыта работы учителя начальных классов)

Широкое распространение в начальной школе получают личностно- ориентированные педагогические технологии. Уходит в прошлое практика, когда учитель работает фронтально с целым классом. Чаще организуются...