Статья "Урок-экскурсия. Наблюдения как условие развития познавательных способностей учащихся" (из опыта работы)
статья по теме

Наблюдение – один из наиболее доступных и эффективных для младших школьников практических методов получения знаний об окружающей природе. Значительный объём наблюдений учащиеся выполняют во время обязательных экскурсий. В статье подробно описаны наблюдения, проводимые на разных этапах урока-экскурсии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Ярцевская средняя общеобразовательная школа №1,

Смоленская область

Урок-экскурсия.

Наблюдения как условие развития познавательных способностей учащихся

(из опыта работы)

Учитель  Анискина Валентина Анатольевна

Квалификационная категория:  высшая

2012 г.

«Надо обязательно формировать у детей умение зорко наблюдать, правильно сводить наблюдения в одну мысль и верно выражать эту мысль словами»

                                                                                                К. Д. Ушинский.  

        Наблюдение как важнейший метод познания природы маленькими детьми находит своё признание с давних времён. Ёщё в XVII веке по достоинству оценил наблюдения великий чешский педагог Я. Коменский: «…источником знаний о природе являются наблюдения. Начало познания должно всегда начинаться не с осязания, потому что ничего не существует в познании, чего раньше не было в ощущениях, поэтому и ученье необходимо воспринимать несловесным объяснением вещей, а предметным наблюдением их».

К. П. Ягодский призывал с первых дней пребывания детей в школе вырабатывать у них правильные навыки познания природы. Одним из таких навыков он считал наблюдательность.  К. П. Ягодский убедительно показал, что лишение учащимися младших классов возможности непосредственно изучать природу отрицательно сказывается не только на формировании знаний по естествознанию, но и по другим учебным предметам. Так, одно лишь книжное усвоение языка наполняет речь школьников словами – «пустышками». Но что же такое наблюдение?

 Большая Советская Энциклопедия даёт такое определение наблюдению. «Наблюдение – относительно длительное и планомерное восприятие предметов и явлений окружающей действительности; метод познания действительности на основе непосредственного восприятия».

Действительно, наблюдение – один из наиболее доступных и эффективных для младших школьников практических методов получения знаний об окружающей природе, так как он прост сам по себе. Доступен и объект для наблюдений. В самом деле, полученные в ходе наблюдений знания для ученика конкретны, убедительны. Он добывает их сам. Только тогда, когда дети своими органами чувств воспринимают и запечатлевают образцы предметов и явлений природы, накапливается достоверный фактический материал, который в процессе  последующего его обобщения может дать прочные, осознанные знания. При этом образовательная эффективность наблюдений тем выше, чем больше число органов чувств участвует в восприятии.

В начальной школе дети должны получить определённую систему знаний о живой и неживой природе. Поскольку основным методом изучения природы, являются непосредственные наблюдения её различных компонентов, то, я считаю, во-первых, содержание этих наблюдений должно быть систематизировано. Во-вторых, все наблюдения должны  быть доступны учащимся. В-третьих, наблюдения от класса к классу должны усложняться, углубляться, не теряя вместе с тем характера целостности.  В-четвёртых, объекты для наблюдений отбираются учителем в зависимости от природных условий, особенностей изменений в природе в текущем году, степени физической доступности объекта природы.

Важнейшими формами организации обязательных наблюдений в природе, проводимых младшими школьниками, являются уроки-экскурсии и внеурочные наблюдения. В обоих случаях руководство наблюдениями осуществляет учитель. В каждой из этих форм наблюдения могут проводиться индивидуально, группами учащихся, всем классом одновременно.

Значительный объём наблюдений учащиеся выполняют во время обязательных экскурсий. Хотя в разных классах экскурсии по своему содержанию и различны, в них есть много общих моментов.

Экскурсии проводятся во всех случаях, когда предметы или явления природы должны быть рассмотрены в естественной обстановке. Они могут быть организованы в процессе работы по определённой теме: наблюдение за состоянием деревьев и кустарников  зимой и за жизнью животных (II кл.); изучение поверхности своего края (III кл.). На таких экскурсиях проверяются старые и приобретаются новые знания. В ряде случаев экскурсии могут завершать работу по теме. Например, экскурсия в природу с целью наблюдения за весенними изменениями в жизни растений, птиц, зверей (III кл.), весенняя экскурсия в лес, поле, на луг, в растительные сообщества характерные для расположения школы (III кл.). Эти экскурсии осуществляются весной, в конце учебного года. На них обобщается и повторяется пройденный материал.

          Каждая экскурсия имеет три этапа: подготовка к экскурсии, её проведение, обработка материалов и использование их на последующих уроках.

Готовясь к экскурсии, я определяю её задачи, объём и содержание материала, который надо проработать на ней, место экскурсии в общей системе программных вопросов. Очень важно хорошо изучить место проведения экскурсии. Это надо делать даже в тех случаях, когда оно знакомо учителю. В процессе ознакомление с местностью, я намечаю маршрут, остановки, объекты для наблюдений, обращаю внимание и на такую деталь с какого места и на каком расстоянии лучше рассмотреть объект.

В структуре самой экскурсии выделяются следующие основные моменты: вводная беседа, самостоятельная работа детей по выполнению заданий, беседа по материалам самостоятельных работ, подведение итогов экскурсии.

           Вводную беседу к экскурсии я провожу в основном на месте     самой экскурсии или в зимний период -  в классе. В ходе её сообщаю цель экскурсии, выясняю готовность детей к восприятию содержания экскурсии, сообщаю задания для работы на экскурсии. Например:

Предполагаемые вопросы для вводной  беседы на осенней экскурсии:

- Какое сейчас время года?

- Какой месяц?

- Сколько месяцев длится осень?

- Чем отличается погода сегодня  от летней погоды?

- Почему?

- Какие признаки осени вы знаете?

- Как изменился внешний вид леса по сравнению с летом?

- Каких птиц ещё можно увидеть осенью?

- Какие птицы уже улетели на юг?

- Какие изменения произошли в жизни животных и в труде людей?

(далее идут вопросы в соответствии с целями и задачами данной экскурсии)

 Важнейшая часть каждой экскурсии – самостоятельная работа учащихся по изучению намеченных объектов. В младших классах это изучение ведётся в процессе наблюдений по вопросам-заданиям. При подготовке к экскурсиям я тщательно продумываю задания, которые должны направить внимание детей на нужный объект или явление, помочь детям провести сравнение изучаемых объектов, рассмотреть объект по частям, обнаружить и дать характеристику некоторым качествам предмета, явления и т. п..  При этом я включаю в задания только тот материал, который вполне конкретно можно изучить на экскурсии в данной местности т. е. содержание заданий строится на краеведческом принципе. Нужно установить и факт отсутствия  в природе в данный момент каких-то объектов и постараться, чтобы дети объяснили это. Например, на экскурсии поздней осенью и зимой я обращаю внимание детей на отсутствие в природе насекомых.

Сам процесс наблюдения начинается с того, что предмет рассматривается  сначала в целом, это для того, чтобы у ребёнка сложилось целостное представление о  предмете. Затем - по частям, сосредоточив внимание на отдельных деталях, моментах. Наблюдения за подвижными объектами будут более продолжительными. При первом появлении объекта надо постараться провести общий его обзор. Затем, я предлагаю детям заранее наметить для рассматривания часть тела, например, голову, потом хвост и т. д., чтобы при последующем появлении объекта ребёнок направил свое внимание именно на эту часть.

При таком подходе к наблюдениям ученик привыкнет к концентрации внимания, привыкнет смотреть только на то, что нужно ему видеть для решения поставленной перед ним задачи.

Однако смотреть на предмет или его часть – не значит видеть его, запомнить его образ. А именно это, и является  важнейшем в обучении. Поэтому я принимаю некоторые приёмы, чтобы задержать внимание детей на том или ином явлении, предмете, полнее запечатлеть их образ.  Я предлагаю ученикам после однократного рассматривания предмета или его части закрыть глаза и представить себе его. Образ зачастую бывает нечётким, расплывчатым. Я предлагаю детям снова открыть глаза и уточнить то, что не удалось рассмотреть в первый раз. Этот приём рассматривания  можно повторить несколько раз, до тех пор, пока не будет отчётливого представления о предмете. Хороший прием закрепления образа предмета, явления – зарисовки. Выполнять рисунки можно по памяти или с натуры. При этом я требую, чтобы рисунок был как можно ближе к оригиналу. Это заставляет детей внимательно наблюдать предмет, всматриваться в его детали, подмечать подробности, проводить повторные наблюдения. Иногда я слышу возражения против использования зарисовок наблюдаемого. Одним из аргументов этих возражений выдвигается то, что дети плохо рисуют. Этого обстоятельства не следует бояться. Надо стремиться к тому, чтобы рисунок был верен, по возможности точно передавал особенности наблюдаемого объекта. Нецелесообразно отказываться от зарисовок и ещё по одной причине: рисование тренирует руку и благоприятно сказывается на формировании навыка письма. Ещё один приём – это имитация учеником движений, звуков предметов и явлений природы. Например, можно повторить движение крыльев птицы во время полёта, звук сильного ветра и т. п. Первая попытка таких имитаций заставляет ученика внимательно всматриваться, вслушиваться в явления, улавливать такие тонкости, которые при первом наблюдении прошли мимо внимания. Интересен и ещё один приём, заставляющий ребёнка внимательно смотреть на предмет: не надо подсказывать результаты наблюдений, ученик сам должен добиться этих результатов, исследовать объект, сделать для себя «открытие». Например, дети наблюдают весной за изменениями в жизни растений, в частности за распусканием листьев. Сам процесс наблюдений и вывод по нему можно построить по-разному. Можно так: дети видят набухшие почки, отмечают, что по сравнению с зимой они стали толще. Учитель замечает, что о таком состоянии почек говорят «почки набухли», что через некоторое время почечные чешуйки лопнут. Появятся сначала маленькие скрученные листочки, затем листья совсем распустятся. А можно это же самое наблюдение провести по-другому. Не нужно рассказывать детям, что же будет дальше, а предложить им самим увидеть дальнейшее изменение почки. Они станут наблюдать за почками каждый день и отметят, как они изменились, а затем сами расскажут об этих изменениях. В этом случае, когда ребёнок сам «открывает» что-то новое, он вынужден внимательно всматриваться в предмет.

Наблюдения за природой ранней весной – это целый мир новых чудесных впечатлений и открытий для ребёнка. Они видят распушившиеся «барашки» на вербе, подбирают слова для их описания, сравнивают их с цыплятами. Радуются первым зелёным травинкам, наблюдают за набухшими почками и появлением первых клейких листочков. Вдыхают запах весны.

Наблюдая на экскурсиях за сезонными изменениями в жизни живой и неживой природы, ребята выявляют и её причинно-следственные связи. Например, наблюдая за снегом, ученики установили, что в солнечную морозную погоду снег рыхлый, пушистый, а в оттепель он тяжёлый, влажный, плотный, липкий и из него можно лепить разные фигуры.

Вот так наблюдая, сравнивая, высказывая свои мысли, учащиеся всё глубже и глубже изучали природу.

Практика показала, что необходима не только  памятка-инструкция к наблюдениям, но и в ряде случаев – конкретный план-ориентир для наблюдения за объектами. Например:

План-ориентир изучения внешнего вида растений.

  1. Как называется растение или к какой группе относится?
  2. Внимательно рассмотри и определи органы растения: корень  (у травянистых растений),  стебель,  листья, цветок, плоды, семена,

      если есть.

  1. Опиши внешний вид органов растения: окраска, величина, форма, твёрдость стеблей, коры  (у деревьев, кустарников). Определи количество стеблей, цветков.
  2. Составь рассказ о внешних признаках растений.

План-ориентир изучения внешнего вида животных.

  1. Как называется животное или к какой группе относится?
  2. Рассмотри внимательно внешний вид по плану: окраска тела, величина, форма, чем покрыто тело, определи части тела и внимательно рассмотри их.
  3. Понаблюдай, чем питается, как передвигается, как добывает пищу.
  4. Составь рассказ о внешних признаках изучаемого животного.

 Если на начальных этапах познавательная деятельность школьников в процессе применения приёмов наблюдения носит репродуктивный характер, то в дальнейшем  может включать в себя элементы частично-поисковой и поисковой деятельности. А план-ориентир приобретёт всё более свёрнутый вид. Таким образом, предоставление всё большей степени самостоятельности при наблюдении, постепенное усложнение мыслительной деятельности при выполнении заданий приближает учащихся к познавательной творческой деятельности.

Чаще всего на экскурсии всем учащимся даются одинаковые задания, но иногда класс разбивается на группы, и каждая группа получает особое задание. Например:

Предполагаемые задания для самостоятельной работы учащихся

 по группам на осенней экскурсии.

1. Измерьте температуру воздуха на месте экскурсии, сравните с летними измерениями. Как повлияла температура воздуха на жизнь растений?

2. Соберите опавшие листья, и определите: с каких деревьев они опали?

1. Как изменился цвет неба по сравнению с летом? Почему?

2. . Какие изменения с деревьями произошли? Почему? Соберите листья  различной окраски, опавшие с деревьев.

1. Отметь, как светит солнце по сравнению с летом? Почему?

2. Проведите наблюдения за кустарниками. Какие на них (по окраске) листья, на каких кустарниках есть плоды? Соберите опавшие плоды, а также листья кустарников различной окраски.

1. Понаблюдайте, какой дует ветер в день экскурсии  (холодный, тёплый; слабый, сильный).

2. Каких птиц вы встретили на экскурсии? Чем они заняты? Почему?

1. Посмотрите, что стало с почвой с приходом осени? Почему?  

2. Как изменилось поведение насекомых с приходом осени? Почему? Много их или мало? Где они чаще встречаются – на солнце или в тени?  

1. Проведите наблюдения за облаками. Какие они? Чем отличаются от летних облаков?

2. На каких травянистых растениях созрели семена? Рассмотрите их внешний вид, соберите в пакеты для подкормки птиц зимой.

1. Понаблюдайте, какие растения остались зелёными, на каких много жёлтых, красных листьев. Почему?

2. Соберите листья травянистых растений различной окраски и формы. Положите их в папку и сделайте гербарий.

В ходе наблюдений по этим заданиям дети приходят к каким-то своим выводам. Безусловно, в процессе работы появляются различные точки зрения, возникают противоречия. Эти коллизии помогают лучше понять материал, разрешить спорные вопросы. Школьникам не даются готовые знания, они их добывают сами, доказывают, отстаивают свою точку зрения, спорят. А в споре, как известно, рождается истина. Ребята не боятся ошибиться, знают, что ошибиться может каждый. Но общими усилиями в процессе дискуссии они найдут правильное решение вопроса. Иногда бывают и такие случаи, когда эти выводы оказываются ошибочными. В таких случаях я даю дополнительные задания для наблюдения, которые помогают получить достоверные знания. Например, на одной из экскурсий учащиеся знакомились с отличительными признаками деревьев, кустарников и трав. Ребята отметили лишь такие отличительные признаки этих групп растений: деревья высокие, кустарники поменьше, а трава совсем маленькая. Тогда я показала на молодое маленькое деревце. Дети знают, что это дерево, но оно оказалось ниже кустарника. Среди травянистых растений я нашла деревце первого года жизни, оно было ниже даже некоторых трав. Так путём дополнительных заданий и сравнений самими  ребятами были опровергнуты неверные предположения и сделаны правильные выводы. Добытые таким образом знания отличаются большей прочностью, доказательностью, чем полученные при простом рассказе учителя об отличиях этих групп растений.

Рассказы-задачи также  помогают воспитывать у детей  активную жизненную позицию, целостно-ориентировочное отношение к окружающему природному миру. Они позволяют дать детям правильные понятия «почему и как всё происходит в природе», как животные и растения «удовлетворяют свои потребности», решают те жизненные задачи, которые стоят у них на пути. Например:

«Как муравей гусеницу нашёл»

Сидит кузнечик, смотрит вниз – тени мелькают, а это не тени, а большие рыжие муравьи в муравейнике «копошатся». Видит невдалеке от муравейника гусеница лежит, и около неё муравей бегает. Потом он отправился к муравейнику и всех муравьёв, которые встречались на его пути, он усиками ощупывал.

Понаблюдайте за муравьями, объясните эту ситуацию.

- Почему муравьи ощупывают друг друга усиками?

- Почему, найдя гусеницу, он побежал к муравейнику?

- Зачем муравью сообщать собратьям, где лежит гусеница?

- Как узнать собратьям, откуда муравей-разведчик бежит?

(Муравей на бегу выделяет пахучую жидкость и таким образом метит свой путь. И все, кого он усиками ощупал, и кому про гусеницу рассказал, по его пахучим следам бегут и  находят гусеницу).

 Давая задания для самостоятельных наблюдений, не следует упускать их экологическую направленность. Детям необходимо напомнить об отношении к наблюдаемым объектам, при необходимости оказать им посильную помощь, следует указать объекты, занесённые в Красную книгу и особо охраняемые на территории нашей местности.

Сбор природного материала должен быть строго ограничен – ровно столько, сколько нужно для последующей работы в классе. Корме того, должны быть строго определены объекты для сборов. Дети знают, что без ущерба для природы можно собирать опавшие плоды растений и листья, шишки,  растения-сорняки, ветки деревьев и кустарников после обрезки и расчистки посадок, кусочки коры засохших деревьев, насекомых-вредителей (которые не опасны для жизни).

Необходимо напомнить и о правилах безопасного поведения во время наблюдений и о культуре поведения в природе. Мы с ребятами даже составили памятку «Правила поведения в природе»:

Памятка «Правила поведения в природе»

 -  Никогда не наноси вред природе.

 - Не убивай зверей и птиц, сохраняй жизнь всем, кто                               попадается в природе.

 - Не трогай домиков животных, их детёнышей.

 - Не трогай птичьи яйца.

 - Не губи деревья, не ломай, не делай надписей.

 -Не разжигай костров в лесу, не делай новых кострищ. Береги почву.

 - Оказывай помощь животным и растениям, попавшим в беду.

 - Подкармливай зверей и птиц зимой.

 - Не разоряй муравейники.

 - Не мусори на местах своего отдыха.

 - В меру бери дары природы.

 - Учись наблюдать в природе.

 - Учись слушать голоса природы.

 - Не засоряй родников и речек.

 - Не шуми на прогулках, не пугай животных.

По материалам проведённых наблюдений обязательно организуется беседа. Она может проводиться одновременно с наблюдениями: я даю задание, а ребята выполняют его и сразу говорят о результатах своих наблюдений. Иногда я даю сразу несколько заданий, учащиеся сначала выполняют их, а затем через определённое время по моему сигналу собираются в указанном месте, где и проводится беседа. В ходе, которой,  обобщаются результаты выполненной учащимися самостоятельной работы, раскрываются причинно-следственные связи в неживой и живой природе, и  выделяются те основные сведения, которые дети узнали на экскурсии.

Свои впечатления об экскурсии дети передают в рисунках, поделках, сделанных из природных материалов, небольших сочинениях, творческих работах. Эта работа обобщается на КВН, утренниках, праздниках.

Список используемых материалов:

  1. Белянкова Н, М., Сулейманова Ф. А., Стрижова Е. В. Лесные загадки Зимушки-зимы: Из опыта работы // Начальная школа.- 2004.- № З.-с. 48-53.
  2. Бобылёва Л. Д., Бобылёва О. В. Беседа о культуре поведения в природе //Начальная школа.- 2001.- №7. -с. 66-71.
  3. Егорова Г. В., Хотулёва О. В. Материалы к проведению экскурсий на пришкольный участок // Начальная школа.- 2001.-№ 3. -с. 33-38.
  4. Захарова. Л. В. Учимся любить природу //Начальная школа.-1997.-№ 4 -с. 64-67.
  5. Зверева М. В., Индик Н. К. Содружество учёного и учителя: Книга для  учителя.- М.: Просвещение, 1991.
  6. Постникова Е. А. Приёмы логического мышления при проведении

      наблюдений на уроках природоведения// Начальная школа.-1991 -№1. -

     с.33-34.

  1. Прохорова Е. Б., Никишина Е. П. Развитие у учащихся умения

наблюдать на экскурсиях а природу: Из опыта работы //  Начальная

школа.-1990.- №8.- с. 41-45.

  1. Титова В.  В. Пути развития наблюдательности учащихся при изучении

     окружающего мира // Начальная школа.- 2005. - № 1 .-с. 65-68.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание педагогического опыта по теме"Взаимодействие с ИКТ в режиме интерактивного обучения как одно из условий развития творческих способностей учащихся 1 ступени"

Цель: развитие творческих способностей младших школьников в процессе взаимодействия с ИКТ в режиме интерактивного    обучения  Задачи:  выявить теоретические подходы в...

Развитие познавательных способностей учащихся на уроках математики

Развитие  познавательных способностей  учащихся  на  уроках  математики.на  уроках  математики на  уроках  математики...

план работы ГМО учителей, работающих в специальных (коррекционных) классах VII вида общеобразовательных учреждени на 2013/2014уч.год. Тема: "Формирование и развитие познавательных способностей учащихся через уроки и коррекционные занятия"

Тема: "Формирование и развитие познавательных способностей учащихся через уроки и коррекционные занятия.Цель: Создание коррекционной системы урочной и внеурочной деятельности учителей и учащихся.Задач...

Задачи повышенной сложности как один из видов работы над развитием познавательных способностей учащихся начальной школы

Чтобы ребенок учился в полную силу своих способностей, нужно стараться вызвать у него желание к учебе, к знаниям, помочь поверить в себя, в свои способности. Каждая задача содерждит проблему, разрешит...

Программа развития познавательных способностей учащихся 1 класса (120 уроков психологического развития младших школьников Локалова Н.П)

Программа данного курса представляет систему индивидуальных коррекционно-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на 1 год обучения - 1 час в неделю (33 часа), продолжительность...

Внеклассная работа по математике, как условие развития творческих способностей учащихся.

В настоящее время существует острая социальная потребность в развитии творческой активности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности. Развитие у школьников творческого мышления одна из важнейши...