Тема 1: «My favourite season» Тема 2: «А.С.Пушкин «Осень»
план-конспект урока (3 класс) по теме

Хакимуллина Раиля Фаиковна

Интегрированный урок
Литературное чтение-английский язык в 3 классе 

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Особенности обучения в современной школе во многом определяются всё нарастающим объёмом информации, интенсификацией прохождения материала, постоянной модернизацией и усложнением учебных программ. Очевидно, что подобные условия обучения требуют соответствующей организации этого процесса. При этом важно иметь в виду также здоровьесберегающий аспект обучения, так как современный ученик часто испытывает колоссальные психоэмоциональные и физические перегрузки в процессе обучения, приводящие к подрыву здоровья. Поэтому важно стремиться к такой научно обоснованной организации учебного процесса, при которой не наносился бы ущерб здоровью учащихся, не угасал интерес к знаниям, не утрачивалась вера в себя и свои силы и при этом в достаточно полном объёме решались задачи обучения.

Интеграция в начальном обучении позволяет перейти от локального, изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их взаимосвязанному, комплексному изучению.

Основой разработки интегрированных уроков, на наш взгляд, является интегративно-тематический подход, обоснованный Г.Ф.Федорцом. При таком подходе к обучению знания приобретают качества системности, умения становятся обобщёнными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся.

Интегративно – тематический подход позволяет установить, что изучаемая тема может быть связана с другими темами учебного предмета и курса, а также с различными темами других дисциплин учебного плана начальной школы, т.е. в изученной теме могут действовать внутрипредметные, внутрикурсовые и межпредметные связи одновременно.

Дидактическая проблема, над которой работают учителя нашей школы, - совершенствование урока на основе внедрения таких форм обучения, которые, с одной стороны, способствуют осознанному и прочному усвоению программного материала, а с другой – развивают творческую активность учащихся, их сообразительность, любознательность и формируют определённое мировидение. На наш взгляд, более адекватно этой цели отвечают интегрированные уроки.

В своей педагогической практике этим урокам мы уделяем особое внимание. Они стали предметом наших инновационных изысканий. Нам хотелось бы поделиться своими соображениями о построении и содержании таких уроков.

Основные преимущества интегрированного урока:

1. Формируют целостную картину мира

2.Являются источником нахождения новых связей между фактами в различных предметах.

3.Дают возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя.

4.Побуждают к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей.

5.Побуждают к активному познанию окружающей действительности.

6.Способствуют интенсификации учебно-воспитательного процесса.

7.Способствуют воспитанию широко эрудированного школьника.

8.Развивают потенциал учащихся, образное мышление.

9.Снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счёт переключения на разные виды деятельности.

10.Формируют познавательный интерес учащихся.

11.Способствуют формированию умений учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы.

12.Использование различных видов работ поддерживает внимание учащихся на высоком уровне.

13.Предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся.

14.Служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти учащихся.

15.Углубляют представление о предмете, расширяют кругозор учащихся.

16.Способствуют повышению мотивации учения.

17.Урок решает не множество задач, а их совокупность.

Структура интегрированных уроков отличается: чёткостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной ёмкостью материала.

В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов. Каждый из этих уроков ведут два или более учителей-предметников. Материал таких уроков показывает единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяет учащимся видеть взаимозависимость различных наук.

Закономерности интегрированного урока:

1) Весь урок подчинён авторскому замыслу;

2) Урок объединяется основной мыслью (стержень урока);

3) Урок составляет единое целое, этапы урока – это фрагменты целого;

4) Этапы и компоненты урока находятся в логикоструктурной зависимости;

5) Отобранный для урока дидактический материал соответствует замыслу;

6) Цепочка сведений организована как “данное” и “новое” и отражает не только структурную но и смысловую связанность;

7) Связанность структуры достигается последовательно, но не исключает параллельную связь (в первом случае соблюдается очерёдность действий, во втором выполняются сопутствующие задания, отвечающие другой логически выстраиваемой мысли).

Соблюдение указанных закономерностей позволяет рассматривать урок как научно-деловое построение, в котором, с точки зрения содержания важны:

  • Комплекс знаний и умений и свободное оперирование ими;
  • Соотношение изученного и изучаемого;
  • Соединение отдельных компонентов в одно общее;
  • Предупреждение недочётов.

В школе целесообразно проводить работу над созданием системы интегрированных наук.

Первым этапом данной работы является согласование учебных программ по предметам, обсуждение и формулирование общих понятий, согласование времени их изучения, взаимные консультации учителей.

На втором этапе необходимо рассмотреть, как подходит к изучению одних и тех же процессов явлений, теорий в различных курсах учебных дисциплин.

Третий этап – планирование тематики и конспектов интегрированных уроков. 

Интегрированный урок требует от учителя тщательной подготовки, профессионального мастерства и одухотворённости личностного общения, когда дети положительно воспринимают учителя (уважают, любят, доверяют), а учитель расположен к детям (вежлив, ласков, внимателен). Педагог больше даёт детям, если откроется им как личность многогранная и увлечённая.

Педагогические и методические технологии интегрированных уроков могут быть различными, однако в любом случае необходимо их моделирование, самостоятельный поиск новых оптимальных (по И. Бабанскому) схем-моделей, проявление творческой активности учителя.

При интегрировании уроков английского и русского языка у учителей могут возникнуть определенные трудности: недостаток общих тем и трудности в установлении связей между интегрируемыми компонентами, совершенно разные методы и принципы обучения этим дисциплинам, разная структура урока, разный уровень владения детей русским и английским языком.

Вместе с тем, на мой взгляд, существует необходимость создания системы интегрированных уроков русского и английского языка. На начальном этапе изучения иностранного языка велика связь с родным языком, зачастую дети не видят различий в языковых явлениях родного и иностранного языков (например предложения с глаголом-связкой), в их сознании эти явления накладываются друг на друга и возникает языковая интерференция. Интегрированные уроки русского и английского языка дают детям комплексное представление о лексико-грамматических явлениях в разных языках, позволяют глубже усваивать материал, снимают напряжение, вызывают интерес, развивают творческие способности, логическое мышление, память, внимание.

Мною была предпринята попытка интегрирования уроков русского и английского языка и создания целой системы интегрированных уроков для начальной школы. В качестве основных методов интегрированного обучения я использовала игровые приемы, грамматические сказки, загадки, ребусы, проблемные вопросы и ситуации, драматизацию. В интегрированном обучении английскому и русскому языку большую роль играет наглядность (репродукции, фотографии, аутентичные материалы) и технические средства обучения (магнитофон, видео, DVD).

Особенностью интегрированных уроков русского и английского языка является их принадлежность к одной образовательной области “Филология”. Поэтому такие уроки могут проводиться как одним, так и двумя учителями. Однако сценарии этих уроков обязательно должны составляться совместно. Я рекомендую проводить интегрированные уроки русского и английского языка разными учителями, так как методика преподавания этих предметов существенно отличается, преподавая “свой” предмет, учитель чувствует себя комфортнее. С другой стороны, детям было бы намного интереснее видеть на уроке двух учителей, а не одного

Примерные темы интегрированных уроков русского и английского языка в начальной школе

Тема урока

Название урока

 

2 класс

1.

Английские и русские звуки.

“Теремок.”

2.

Слова, выражающие чувства, но не называющие их.

“Что за странные слова?”

3.

Большая буква в именах собственных.

“Буква большая – совсем не пустяк.”

4.

Предложение.

“Многоликое предложение.”

5.

Буквы английского и русского алфавита.

“Такие похожие, но такие разные.”

 

3 класс

6.

Местоимение.

“Вместо имени…”

7.

Имя существительное.

“Приключения Незнайки.”

8.

Имя прилагательное.

“В гостях у доброй сказки.”

9.

Глагол.

“Глагол – всему голова.”

 

4 класс

10.

Предложение.

“Коварное предложение.”

11.

Имя существительное.

“Его величество Существительное.”

12.

Имя прилагательное.

“Очень привлекательное имя прилагательное.”

13.

Глагол.

“Глагол в свете времени.”

14.

Лексическое значение, многозначность.

“Волшебные слова.”

Интегрированный урок
Литературное чтение-английский язык в 3 классе

 

Тема 1: «My favourite season»
Тема 2: «А.С.Пушкин «Осень»

Задачи урока:


1. Познакомить с произведением А.С.Пушкина «Осень»
2. Закрепить понятие «эпитет», учить анализу поэтического произведения
3. Закрепить лексический материал по теме «My favourite season»
4. Закрепить умения употреблять глаголы в Present Simple (простое настоящее время)


Ход урока

  


I. Good morning, dear friends! I am glad to see you. At the lesson we will say about seasons. What seasons do you know? Well. Listen to me.

 

1) This is the season When fruit is sweet, This is the season When school-friends meet. (Autumn)

 2) This is the season When children ski And Grandfather Frost Brings the New Year Tree (Winter)

 3) This is the season When snowdrops bloom. When nobody likes To stay in the room. This is the season When birds make their nests, This is the season We all like best. (Spring)

4) This is the season When nights are short And children have plenty Of fun and sport. Boating, swimming All the day, With a merry song On a sunny day. (Summer)

 

1. What winter months do you know?

What is the weather like in winter? (It’s white and frosty)

What can you do in winter?

 

2. What spring months do you know?

What is the weather like in spring?

 What can you do in spring?

 

3. What autumn months do you know?

What is the weather like in autumn?

What can you do in autumn?

 

4. What summer months do you know?

What is the weather like in summer?

What can you do in summer?

 

5. What colour are the seasons?

Spring is green.

Summer is bright.

Autumn is yellow.

Winter is white.

 

6. What another poem about seasons do you know?

 In winter it’s snowy, slippery, foggy,

In summer it’s sunny and fine,

In autumn it’s cloudy, windy and rainy,

In spring you may jump up to the sky.

 

7. What is your favourite season? Why? (I like winter because I can ski and skate in winter.)

 

8. Как вы думаете, а какое любимое время года было у А.С. Пушкина?

 

9. Слушание стихотворения «Осень».

 

10. Какое же любимое время года было у поэта? Докажите словами из текста.

11. Выборочное чтение.

 

1) Почему поэт не любил весну? Найдите ответ в тексте.

2) Какие зимние забавы нравились А.С.Пушкину? Найдите ответ в тексте.

3) «..Обув железом острым ноги…». О чём идёт речь?

4) Почему же не зима любимое время поэта? Подтвердить словами из текста.

5) Почему поэт не любит лето? Найти ответ в тексте.

6) О каком празднике идёт речь: «И, проводив её блинами и вином, Поминки ей творим мороженым и льдом.»

7) За что же поэт так любит осень, чем она его привлекает? Найти ответ в тексте.

 

 12. Дифференцированная работа.

«Легкий»: с. 36. Прочитать первую строфу. Какие признаки осени описывает поэт? «Сложный»: Т. с.45.№ 1.Прочитайте отрывок. Подчеркните эпитеты волнистой линией.

 

13. Проверка.

 

14. Словарная работа в группах.

В стихотворение встречаются устаревшие слова и устаревшие формы слов. Найди их в тексте и объясните.

Отряхает –

Нагих –

 Хлад –

Отъезжие -

Озими –

Армиды –

Младые –

Страждем –

Тщеславный –

 

15. Творческая работа. Написать четверостишие о своём любимом времени года и нарисовать рисунок (под музыку Вивальди «Осень»).

 

16. Проверка.

17. Домашнее задание: подготовить выразительное чтение понравившегося отрывка из стихотворения, задание № 2 в тетради.

 

18. Итог урока. Что нового узнали на уроке? Что повторили?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

А.С.Пушкин "Осень" 4 класс Презентация

Презентация к проведению урока литературного чтения в 4 классе...

Урок А. С. Пушкин " Осень", М. Ю.Лермонтов " Осень"А. Н. Толстой " Осень"

Урок чтения 3 класс УМК « Гармония» Тема:    А. С. Пушкин « Осень» (отрывок), М. Ю. Лермонтов « Осень», А. К. Толстой «Осень! Обсыпается весь наш бедный сад. »  Н. А.Нек...

Урок А. С. Пушкин " Осень", М. Ю.Лермонтов " Осень"А. Н. Толстой " Осень"

Урок чтения 3 класс УМК « Гармония» Тема:    А. С. Пушкин « Осень» (отрывок), М. Ю. Лермонтов « Осень», А. К. Толстой «Осень! Обсыпается весь наш бедный сад. »  Н. А.Нек...

Урок литературного чтения. А.С. Пушкина "Осень". 4 -й класс

Урок литературного чтения. А.С. Пушкина "Осень". 4 -й класс ...

А.С.Пушкин. Осень. Е.Волков. Октябрь. Сравнение произведений живописи и литературы (УМК"Перспектива" 4 класс, 2 часть)

Цель: учить детей сравнивать произведения живописи и литературы, находить сходства и различия....

А.С. Пушкин «Осень»

Вашему вниманию предоставляю конспект урока по математике на тему: А.С. Пушкин «Осень». Данный конспект предназначен для учащихся 4 класса УМК "Перспектива"....

Учебно - методическая разработка по теме урока «My favourite Toys»

Данная разработка и презентация по соответствующей теме поможет сделать урок продуктивным, полезным и интеренсым....