А.С.Пушкин. Осень. Е.Волков. Октябрь. Сравнение произведений живописи и литературы (УМК"Перспектива" 4 класс, 2 часть)
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Герасимова Ирина Сергеевна

Цель: учить детей сравнивать произведения живописи и литературы, находить сходства и различия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 20.02_-_kopiya.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

«А.С.Пушкин. Осень. Е.Волков. Октябрь.

Сравнение произведений живописи и литературы»

Цель: учить детей сравнивать произведения живописи и литературы, находить сходства и различия.

Планируемы результаты:

-предметные:  определять в изучаемом лирическом тексте средства художественной выразительности (олицетворение, метафора, эпитет);

 - сравнивать произведение литературы и произведение живописи (тема, настроение).

-личностные:           

- создание условий для развития интереса к изучению данной темы;

- развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости;

-формирование умения слушать и слышать собеседника;

-формирование умения сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование: учебник «Перспектива» 2 часть, презентация.


№ п/п

Этап урока

Методы и приёмы

Время

Содержание урока и деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

1.

Организационный момент.

Метод - словесный

1 мин.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ирина Сергеевна. Встали все красиво возле своих рабочих мест. Посмотрите все ли готово у вас к уроку. А теперь садится тихо первый ряд, второй и третий. Молодцы!

Проверяют готовность к уроку.

Садятся.

Личностные: принятие образа хорошего ученика.

2.

Мотивационный этап:

- актуализация знаний учащихся

Метод – словесный;

Приём – словесный опрос

Метод – наглядный;

5

Итак, ребята, мы с вами закончили изучать сказку о мёртвой царевне и сейчас я хочу проверить кто из вас лучше всех усвоил её.

Вопросы по сказке:

3.В какой праздник царица родила дочь? Какое это время года? (В сочельник. Это ночь перед рождеством. Зима.)

4.Что в этот момент случилось с царицей? 
(Восхищенья не снесла
И к обедне умерла.)

5.Через какое время царь женился на другой? (Год)

Год прошёл, как сон пустой,
Царь женился на другой

6.Что за приданое было у молодой царицы? (волшебное зеркальце)

Ей в приданое дано
Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.

7.С чем сравнивает Пушкин царевну? (С цветком)

Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась — и расцвела…

8. Назовите имя её жениха? (Елисей)

И жених сыскался ей,
Королевич Елисей.

9. Какое приданое дал царь своей дочери? 
А приданое готово:
Семь торговых городов
Да сто сорок теремов.

10 Как звали сенную девушку царицы? (Чернавка)

11.Что приказала царица Чернавке?
Весть царевну в глушь лесную
И, связав её, живую
Под сосной оставить там
На съедение волкам.

11.Что сделала Чернавка с царевной?
Та, в душе её любя,
Не убила, не связала,
Отпустила и сказала:
“Не кручинься, бог с тобой”.
А сама пришла домой.

12.Что сделал королевич Елисей, узнав, что царевна пропала?

Королевич Елисей,
Помолясь усердно богу,
Отправляется в дорогу
За красавицей душой,
За невестой молодой.

13. Куда попала царевна, блуждаю в лесу?

Но невеста молодая,
До зари в лесу блуждая,
Между тем всё шла да шла
И на терем набрела.

14. Сколько богатырей жило в тереме и чем они занимались?
Семь богатырей,
Семь румяных усачей.
--------------------------------
Перед утренней зарёю
Братья дружною толпою
Выезжают погулять,
Серых уток пострелять

15. Кто принёс царевне ядовитое яблоко? 
Видит: нищая черница
Ходит по двору, клюкой
Отгоняя пса.

16. Что случилось с царицей, когда она надкусила ядовитое яблоко?
Пошатнулась не дыша,
Белы руки опустила,
Плод румяный уронила,
Закатилися глаза,
И она под образа
Головой на лавку пала
И тиха, недвижна стала…

17. Кто помогал Елисею искать царевну? (солнышко, месяц, ветер)

К красну солнцу наконец
Обратился молодец.
---------------------------------------
Только месяц показался,
Он за ним с мольбой погнался…
---------------------------------------------
Елисей, не унывая,
К ветру кинулся, взывая…

18. Расскажите, где и как ожила царевна?

Перед ним, во мгле печальной,
Гроб качается хрустальный,
И в хрустальном гробе том
Спит царевна вечным сном.
И о гроб невесты милой
Он ударился всей силой.
Гроб разбился. Дева вдруг
Ожила.

19. Какими словами заканчивается сказка?

Я там был, мёд, пиво пил,
Да усы лишь обмочил

Отвечают на вопросы учителя

Отвечают на вопросы учителя.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций в сотрудничестве, владеть диалогической формой речи.

Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата.

3.

Постановка учебной задачи

Метод – словесный;

Метод – словесный;

Приём – проблемный диалог.

3 мин

Ребята, послушайте отрывок из стихотворения:

Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса.

 Кто автор этого стихотворения? А как оно называется?

 А теперь послушайте ещё один отрывок:

Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечет. Сказать вам откровенно,
Из годовых времен я рад лишь ей одной,
В ней много доброго; любовник не тщеславный,
Я нечто в ней нашел мечтою своенравной.

Кто нибудь узнал это стихотворение?

Кто его автор? Как называется?

На самом деле, ребята, это одно и то же стихотворение, которое написал А.С. Пушкин, только превый отрывок, который я вам прочитала вам более знаком чем второй. Откройте учебники на стр. 95. Прочитайте название стихотворения и посмотрите на картину  Ефима Волкова «Октябрь».

К каким видам искусства относятся произведения? (Ответ: литература и живопись.)

Что объединяет эти произведения искусства? (Ответ: тема «Осень».)

Может ли репродукция картины Е. Волкова быть иллюстрацией к стихотворению А. С. Пушкина «Дни поздней осени бранят обыкновенно»? И сегодня этот вопросы будет у нас самый главный на уроке.

Слушают отрывок стихотворения.

Отвечают на вопросы.

Слушают стихотворение.

Называют отличия двух стихотворений.

Знакомятся с темой урока.

Отвечают на вопросы учителя.

Познавательные: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

4.

Решение учебной задачи

Метод – словесный;

Прием – диалог.

15

 История создания

Как и многие наиболее знаменитые творения поэта и писателя Александра Сергеевича Пушкина, стихотворение «Осень» было написано с осенние месяцы пребывания художника в Болдино. Осень была любимым временем года Пушкина, когда творческое вдохновение позволяло ему беспрестанно трудиться над будущими шедеврами. Именно период, именуемый болдинской осенью, был наиболее творчески плодотворен в жизни Александра Сергеевича. Тогда же появились знаменитейшие «Повести Белкина», ряд стихотворений, завоевавших наибольшую любовь читателей впоследствии. Написано стихотворение было в 1833 году

Учитель читает стихотворение А. С. Пушкина «Осень».

Согласны ли вы с тем, что Пушкину нравится осень?

Перечитайте стихотворение и найдите слова, которые подтверждают эту мысль. (Ответ: мне она мила, к себе меня влечёт, я рад лишь ей одной.)

Объясните, почему Пушкин любит осень.

Какие слова помогают представить осень (краса тихая, блистающая смиренно, в ней много доброго)?

Объясните, что значит краса тихая. Можно ли словосочетание краса тихая заменить на другое — краса незаметная, краса торжественная, краса унылая?

Каким средством выразительности является это словосочетание? Какой вы представили осень? Выберите из своего списка те слова, которые близки словосочетанию краса тихая. Есть ли такие словосочетания? Кто об осени сказал более точно: мы или А. С. Пушкин?

Объясните выражение «Так нелюбимое дитя в семье родной к себе меня влечёт». Как сказать по-другому?

Найдите строки, в которых А. С. Пушкин использует метафору. Почему Пушкин называет осень нелюбимым дитём? Какие метафоры использовали вы? Совпали ли ваши чувства, настроения?

Сравним стихотворение А. С. Пушкина с репродукцией картины Е. Волкова. Можно ли словами стихотворения описать пейзаж Е. Волкова? Совпадают ли чувства, настроение поэта и художника? Какими словами описали бы картину вы?

Сделайте вывод. (Ориентировочный ответ: тема произведений искусства общая, а выражена тема по-разному.)

А какое это стихотворение лирическое, эпическое или драматическое? (лирическое) Почему? (автор выражает своё настроение, своё отношение к осени, свои переживания)

Дополнительно: Стихотворные произведения делятся на эпические, лирические и драматические. Для эпических стихотворений характерно наличие сюжета, т.е. системы событий в их развитии. В центре эпических стихотворений – образы- персонажи. Всё это роднит эпическое стихотворение с рассказом, повестью и обусловливает общность методических положений, определяющих анализ эпического стихотворения и прозаического рассказа.

Анализ эпического стихотворения направлен на выяснение сюжета (развитие действия), раскрытие особенностей действующих лиц, идеи произведения, его художественного своеобразия. Допускается деление его на относительно законченные части составление плана, чтение в лицах.

В лирических стихотворениях предметом изображения становятся переживания, чувства человека, что может быть обусловлено картинами природы, общественными и социальными явлениями, философскими рассуждениями о жизни, любви, красоте .

Слушают чтение учителя.

Отвечают на вопросы, с опорой на стихотворение.

Объясняют, доказывают свою точку зрения.

Находят нужные слова и выражения из стихотворения.

Объясняют, подбирают свои примеры.

Сравнивают стихотворение с репродукцией картины.

Делают вывод.

Находят метафору.

Сравниваю свои чувства и чувства автора.

Делают вывод.

Познавательные: осмысленно слушать, извлечение из текста необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания.

Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

5.

Физминутка

2 мин

Показывает движения.

Повторяют движения.

6.

Решение частных учебных задач.

Метод – словесный;

Метод – практический;

15 мин

А сейчас мы с вами потренируемся в выразительном чтении.

Сначала каждый шёпотом читает стихотворение, но выразительно.

Теперь соседу. Теперь объединитесь в 4. В группы. От группы выберите одного чтеца, который прочитал стихотворение выразительнее всех.

Выходят лучшие чтецы к доске и читают.

                                                                               

Работают над выразительностью стихотворения.

В группах, парах.

Коммуникативные: контролировать действия партнёра.

7.

Рефлексия и итог урока

Метод – словесный;

Приём – объяснение.

3 мин

 -Над какой темой мы сегодня работали? Что учились делать на уроке?

В заключении нашего урока прошу продолжить эти фразы.

Сегодня на уроке:

  • Учился …
  • Было интересно …
  • Было трудно …
  • Мои ощущения …
  • Где я могу  применить полученные знания?

Отвечают на вопросы.

Подводят итог урока.

Личностные: способствовать формированию положительной адекватной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения 4 кл Стихотворение Клычкова А.С."Весна в лесу". Картина Крымова Н.П. "К весне". Сравнение произведений литературы и живописи

МАТЕРИАЛ ПРЕДСТАВЛЕН С ВИДЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ УРОКА, СОПРОВОЖАЕТСЯ ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ. УЧИТЕЛЬ МОЖЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ, ПРЕДСТАВЛЕННЫЙ В ОДНОИМЁННОЙ ПАПКЕ. ТИП УРОКА: УРОК-ИССЛЕДОВАНИ...

План-конспект урока по теме: Осень в произведениях живописи В.Поленова, А.Куинджи

План-конспект урока по теме: Осень в произведениях живописи В.Поленова, А.КуинджиКласс: 2...

Урок литературного чтения. 2 класс. Осень в произведениях живописи В. Поленова, А. Куинджи

Урок литературного чтения во 2  классе с применением ИКТ разработан по программе УМК "Перспектива". Современный урок построен на основе технологии деятельностного метода обучения. На вс...

Изо.искусство. 6 класс. УМК "Школа России". Цвет в произведениях живописи. Осенний букет

Цели: познакомить с понятиями «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония», с цветовыми отношениями, взаимодействием цветовых пятен, цветовой ком...

Разработка урока литературного чтения по теме: «Стихотворение С.А. Клычкова «Весна в лесу». Картина Н. Крымова «К весне». Сравнение произведений литературы и живописи» 4 класс

Подробная разработка технологической карты урокалитературного чтения по теме: «Стихотворение С.А. Клычкова  «Весна в лесу». Картина Н. Крымова «К весне». Сравнение п...

Конспект урока по литературному чтению: Ф.И. Тютчев «Ещё земли печален вид…» А. Куинджи: «Ранняя весна». Сравнение произведений живописи и литературы.

Конспект урока содержит цели, задачи- планируемые результаты, на уроке использованы приёмы: "палитра настроений", "облако слов"......

Методическая разработка урока литературного чтения по теме "А. С. Пушкин. Опрятней модного паркета... П. Брейгель. Зимний пейзаж. Сравнение произведений литературы и живописи".

Литературное чтение 3 класс, «Перспектива» Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В. Г. Горецкий. Технологическая карта, конспект урока, раздаточный материал....