Рабочая программа "Математические ступеньки"
рабочая программа по теме

Кулешова Наталья Викторовна

Рабочая программа по математике «Математические ступеньки» для детей 6-7 лет «Школа будущего первоклассника»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_matematicheskie_stupenki.docx31.12 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по математике «Математические ступеньки» для детей 6-7 лет «Школа будущего первоклассника»

 I  . Пояснительная записка

Занятия      проводятся       на   материале       пособия     для   старших       дошкольников        «Моя     математика».  Ч.  1–3   (авторы     М.В.   Корепанова,

С.А. Козлова, О.В. Пронина  (ОС «Школа 2000»).

Цель курса математической подготовки - обеспечить предметную подготовку дошкольников, достаточную для продолжения математического образования в начальной школе, и создать дидактические условия для овладения учащимися универсальными учебными действиями (личностными, познавательными, регулятивными, коммуникативными) в процессе усвоения предметного содержания.

Для достижения этой цели необходимо организовать учебную деятельность дошкольников с учетом специфики предмета (математика), направленную:

на формирование познавательного интереса к учебному предмету «Математика», учитывая потребности детей в познании окружающего мира;

на развитие пространственного воображения, потребности и способности к интеллектуальной деятельности;

на овладение в процессе усвоения предметного содержания обобщенными видами деятельности: анализировать, сравнивать, классифицировать математические объекты.

II. Общая характеристика курса «Математические ступеньки!»

В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей математики.
Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям, чтобы подвести их к понятию числа, остается одной из важнейших задач.
Но столь же важной и значимой является и задача целенаправленного и систематического развития познавательных способностей, которая осуществляется через развитие у детей познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления и, конечно, внимания.

 В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии:  арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел натурального ряда и др.), геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.) и содержательно-логическая, построенная в основном на математическом материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти,         мышления         у         детей.

 В курсе реализуется основная методическая идея — развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей         этого         возраста.
 Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных предлагаются практические методы, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. п.

III. Описание места учебного предмета «курса «Здравствуй, мир!»» в учебном плане

1 раз в неделю. Всего 28 часов. Занятия проводятся по 30 минут.

V. Содержание  программы курса  «Здравствуй, мир!»

Сравнение предметов (фигур), групп предметов по форме (круглый, не круглый, треугольный, прямоугольный, квадратный и др.); по размеру (длинный, короткий; узкий, широкий; высокий, низкий; длиннее, короче, такой же и др.); по расположению на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.); по цвету, по материалу, из которого изготовлены предметы, по назначению и др.
Числа от 0 до 10. Счет предметов. Устная нумерация чисел: названия, последовательность и обозначение чисел от 0 до 10. Цифра и число. Чтение чисел. Сравнение чисел первого десятка. Основные характеристики последовательности чисел натурального ряда: наличие первого элемента, связь предыдущего и последующего элементов, возможность продолжить последовательность дальше, на каком бы месте мы ни остановились.
Простые геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник (квадрат), круг.
 Содержательно-логические         задания         на         развитие:
 внимания: простейшие лабиринты, игры «Веселый счет», «Сравни рисунки», «Найди общие элементы» и др.;
 воображения: деление фигур на части, составление фигур из частей, составление фигур из моделей отрезков по заданным свойствам, преобразование одной фигуры в другую и др.;
 памяти: зрительные и слуховые диктанты с использованием арифметического         и геометрического         материала;

 мышления: выделение существенных признаков, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания, проведение анализа, синтеза, сравнения, построение простых рассуждений и др.
Формы проведения занятий

Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер.
Особое значение при подготовке детей к обучению родному языку приобретают речевые игры, конструирование, работа по формированию тонкой моторики и развитию координации движений.

инсценировка;

ролевая игра;

конкурс;

предметная игра;

сочетание всех элементов на одном уроке.

IV. Планируемые результаты освоения программы «Математические ступеньки».

В результате обучения по программе подготовительного курса ребёнок должен уметь:

Называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10:

соотносить цифру с числом предметов;

пользоваться арифметическими знаками действий;

составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;

измерять длину предметов с помощью условной меры;

составлять из нескольких треугольников (четырёхугольников) фигуры большего размера;

делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части;

ориентироваться на листе клетчатой бумаги.

Распознавать знакомые растения и животных на рисунках и в природе:

перечислять в правильной последовательности времена года и суток;

называть основные признаки времён года.

В результате обучения по программе подготовительного курса ребёнок должен знать:

состав чисел первого десятка;

как получить каждое число первого десятка (прибавить или отнять 1);

цифры 0-9, знаки +, -. =;

название текущего месяца, последовательность дней недели.

Формой итогового контроля усвоения изученного материала является тестирование.

 V. Программно-методическое  обеспечение:

 

Автор  учебных пособий

Название

Издательство,год издания

 М.В.   Корепанова,

С.А. Козлова, О.В. Пронина

 

 

«Моя     математика».      

М.:БАЛАСС; Изд. Школьный дом, 2013. 

 

 

 

           

       

VI Тематическое планирование занятий «Математические ступеньки»

 

№ п/п

Тема занятия              

Кол-во часов

Дата

1

Тестирование детей                      

1

-продолжать формировать временные представления, повторять счет предметов в пределах десяти, упражнять в названии групп предметов;

-определить готовность ребенка к дальнейшей работе

2

Названия предметов.                    

1

-упражнять в объединении предметов в группы по общему названию, в способе пересчета предметов;

-развивать пространственные представления;

-оценивать результат работы, исправлять ошибки (получилось- не получилось)

3

Цвет предметов.                        

1

-упражнять: в разбиении множеств на классы по заданным признакам, соотнесении названия множества с натуральным количественным числом, записывании числа на числовых карточках, ориентации на плоскости относительно себя;

-развивать организационные умения;

-оценивать результат работы, исправлять ошибки; развивать коммуникативные умения: помогать друг другу при выполнении заданий, выражать свои действия в речи

4

Форма фигур.                            

1

- упражнять: в разбиении множеств на классы по цвету, геометрической форме, записывании числа в соответствии с названным множеством; узнавании и назывании геометрических фигур, ориентации на плоскости относительно себя;

-развивать организационные умения;

-оценивать результат работы, исправлять ошибки; развивать коммуникативные умения: помогать друг другу при выполнении заданий, выражать свои действия в речи

5

Размер предметов.                      

1

-упражнять в сравнении числа элементов в конечных предметных множествах путем установления: пар между элементами этих множеств; соответствия между множеством и количественным числом, записывании названных чисел в виде числовых карточек; пересчитывании предметов в ряду, нахождении  и назывании заданных закономерностей;

-развивать организационные умения;

-оценивать результат работы, исправлять ошибки; развивать коммуникативные умения: помогать друг другу при выполнении заданий, выражать свои действия в речи

6

Материал и назначение предметов.        

1

формировать представление о связи действия сложения чисел и операции объединения предметных множеств;

-учить работать с моделью множеств и моделью задачи на сложение (в виде числовых карточек)

7

Сравнение чисел.                        

1

закрепляем умение записывать названные числа в виде числовых карточек;

-пересчитывать предметы в ряду

-развивать орг.умения: называть тему занятия, понимать цель задания, работать по плану, оценивать результат работы, исправлять допущенные ошибки

-развивать коммуникативных умения: помогать друг другу, выражать свои действия в речи

8, 9

Целое и части.                          

2

-познакомить с понятиями "целое" и "часть";

-учить объединять два подмножества в множество;

-учить производить классификацию на основе уже известных признаков: цвета, формы, размера, материала, назначения;

-формировать на основе операции объединения множеств представление об арифметической операции сложения чисел;

-устанавливать соответствие между множеством и количественным числом;

-учим находить и называть заданные закономерности

10

Числа один и два, цифры 1 и 2.          

1

познакомить с цифрами 1 и 2;

-продолжать знакомить с понятиями "целое" и "часть";

-учить соотносить предметное множество с натуральным количественным числом и называть его;

-продолжать учить составлять математические рассказы с опорой на рисунок

11

Число три, цифра 3.                    

1

-познакомить с цифрой 3;

-продолжать знакомить с понятиями "целое" и "часть";

-учить объединять, вычленять подмножество из множества на основе этих понятий;

учить соотносить предметное множество с натуральным количественным числом и называть его;

-продолжать учить составлять математические рассказы с опорой на рисунок

12

Число четыре, цифра 4.                  

1

познакомить с цифрой 4;

-продолжать знакомить с понятиями "целое" и "часть";

-учить объединять, вычленять подмножество из множества на основе этих понятий;

учить соотносить предметное множество с натуральным количественным числом и называть его;

-продолжать учить составлять математические рассказы с опорой на рисунок

13

Число пять, цифра 5.                    

1

-познакомить с цифрой 5;

-продолжать знакомить с понятиями "целое" и "часть";

-учить объединять, вычленять подмножество из множества на основе этих понятий;

учить соотносить предметное множество с натуральным количественным числом и называть его;

-продолжать учить составлять математические рассказы с опорой на рисунок

14

Число шесть, цифра 6.                  

1

-познакомить с цифрой 6;

-продолжать знакомить с понятиями "целое" и "часть";

-учить объединять, вычленять подмножество из множества на основе этих понятий;

учить соотносить предметное множество с натуральным количественным числом и называть его;

-продолжать учить производить классификацию на основе известных признаков: цвета, формы, размера, материала, назначения;

-продолжать учить составлять математические рассказы с опорой на рисунок;

-учить записывать названные числа числовых карточек;

-закреплять умение пересчитывать предметы в ряду;

-учить находить и называть заданные закономерности

15

Длина,   ширина,   высота,  толщина      

        предметов.

1

-учить измерять длину с помощью заданных мерок

-установить взаимосвязь выбранной мерки и полученной меры

16

Счёт двойками и тройками.              

1

-учить отсчитывать числа по два и по три;

- продолжать учить составлять математические рассказы с опорой на рисунок

17

Число семь, цифра 7.                    

1

познакомить с цифрой 7;

-продолжать знакомить с понятиями "целое" и "часть";

-учить объединять, вычленять подмножество из множества на основе этих понятий;

учить соотносить предметное множество с натуральным количественным числом и называть его;

-продолжать учить производить классификацию на основе известных признаков: цвета, формы, размера, материала, назначения;

-продолжать учить составлять математические рассказы с опорой на рисунок;

-учить записывать названные числа числовых карточек;

-закреплять умение пересчитывать предметы в ряду;

-учить находить и называть заданные закономерности

18

Повторение изученного.                  

1

-вспомнить геометрические фигуры;

-провести классификацию объектов по известным признакам;

- составить математические рассказы по рисункам и схеме;

-нахождение предыдущего и следующего числа;

-вспомнить способы получения чисел 1-7 с помощью двух чисел

19

Число восемь, цифра 8.            

1

познакомить с цифрой 8;

-продолжать знакомить с понятиями "целое" и "часть";

-учить объединять, вычленять подмножество из множества на основе этих понятий;

учить соотносить предметное множество с натуральным количественным числом и называть его;

-продолжать учить производить классификацию на основе известных признаков: цвета, формы, размера, материала, назначения;

-продолжать учить составлять математические рассказы с опорой на рисунок;

-учить записывать названные числа числовых карточек;

-закреплять умение пересчитывать предметы в ряду;

-учить находить и называть заданные закономерности

20

Повторение изученного

1

-продолжать учить составлять математические рассказы с опорой на рисунок;

-продолжать учить разбивать множества по известным признакам

21

Число девять, цифра 9.            

1

-познакомить с цифрой 9;

-продолжать знакомить с понятиями "целое" и "часть";

-учить объединять, вычленять подмножество из множества на основе этих понятий;

учить соотносить предметное множество с натуральным количественным числом и называть его;

-продолжать учить производить классификацию на основе известных признаков: цвета, формы, размера, материала, назначения;

-продолжать учить составлять математические рассказы с опорой на рисунок;

-учить записывать названные числа числовых карточек;

-закреплять умение пересчитывать предметы в ряду;

-учить находить и называть заданные закономерности

22, 23

Повторение изученного.            

2

-продолжать учить работать по линейке;

-учить разбивать на группы 9 животных;

- продолжать учить составлять математические рассказы с опорой на рисунок;

-учить ориентировать в таблице, называя "адреса" объектов

-развивать умение считать на основе знания состава чисел из двух меньших;

продолжать учить составлять и решать  простые арифметические рассказы с опорой на рисунок

24

Число   десять,  запись  числа    десять.

1

познакомить с цифрой 10;

-продолжать знакомить с понятиями "целое" и "часть";

-учить объединять, вычленять подмножество из множества на основе этих понятий;

учить соотносить предметное множество с натуральным количественным числом и называть его;

-продолжать учить производить классификацию на основе известных признаков: цвета, формы, размера, материала, назначения;

-продолжать учить составлять математические рассказы с опорой на рисунок;

-учить записывать названные числа числовых карточек;

-закреплять умение пересчитывать предметы в ряду;

-учить находить и называть заданные закономерности

25- 27

Повторение изученного.            

3

-развивать пространственное мышление;

-развивать умение отражать пространственные отношения между объектами в речи, пользуясь словами внутри, снаружи, за, перед

-определение объектов пересчета на основе рассмотрения рисунков рядом с числовыми карточками;

-запись чисел с помощью точек

28

Тестирование детей.              

1

определить уровень усвоения программного материала и подготовки базы для обучения в школе

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сложение - занятие на основе тетради "Раз ступенька, два ступенька"

Данное занятие составлено на основе тетради "Раз ступенька, два ступенька" Петерсон, и предназначено для подготовки детей дошкольного возраста к школе....

Рабочая программа по курсу "Раз ступенька, два ступенька" (дополнительная образовательная программа "Игралочка")

Программа включает в себя пояснительную записку, содержание и календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа. Математика. "Раз - ступенька, два - ступенька."

Рабочая программа по дошкольной подготовке для детей 6 - 7 лет. Имеет пояснительную записку, тематическое планирование, планируемые результаты знаний, умений и навыков....

Рабочая программа "Ступеньки к школе"

Рабочая программа для подготовки будущих первоклассников....

Рабочая программа студии дополнительного образования "Школа Будущего: Раз - ступенька, два - ступенька"

Рабочая программа студии дополнительного образования "Школа Будущего: Раз - ступенька, два - ступенька"...

Рабочая программа "Раз ступенька, два ступенька"

quot;Раз ступеньки, два ступеньки"...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Раз ступенька, два ступенька" для 1 класса

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Раз ступенька, два ступенька" для 1 класса для  адаптации первоклассников...