Рабочая программа "Ступеньки к школе"
рабочая программа на тему

Рабочая программа для подготовки будущих первоклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_stupenki_k_shkole.doc151 КБ

Предварительный просмотр:

Краснодарский край  Красноармейский район

Муниципальное  автономное  общеобразовательное   учреждение

 средняя общеобразовательная школа № 8

 

УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

от 29 августа 2014 года протокол № 1

Председатель __________     Н.П.Петрова

 

Рабочая программа

«Ступеньки к школе»

Срок реализации программы: 68 часов

Возраст обучающихся:  5,5-7 лет

Учитель начальных классов

МАОУ СОШ №8

Бондаренко Инна Леонидовна

2014год

  1. Пояснительная записка

Данная программа составлена на основе «Комплексной программы развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100» авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, Т.Р. Кисловой «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте, Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасовой «Математическое развитие дошкольников», 2011г.

В основе программы группы предшкольной подготовки лежит развивающее обучение. В структуре программы 2 раздела: «По дороге к  грамоте», «Первые шаги в математику».

Цели и задачи программы

Основная цель программы: обеспечение непрерывности и преемственности дошкольного и школьного образования.

       Содержание программы направлено на развитие тех качеств личности, тех особенностей психических процессов и тех видов деятельности, которые определяют становление устойчивого познавательного интереса детей и успешного обучения их в школе.

      Программа «Ступеньки к школе» призвана решать следующие задачи воспитания и развития:

- укрепление и обогащение здоровья, развитие двигательной и гигиенической культуры детей;

- воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям;

- развитие эстетических чувств детей, эмоционально-ценностных ориентаций, приобщение детей к художественной культуре;

- развитие познавательной активности, познавательных интересов, интеллектуальных способностей детей;

- развитие у детей стремления к школьному обучению, интереса к школе, новой социальной позиции школьника;

- развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребёнка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству.

    Работа с дошкольниками строится на основе следующей системы

дидактических принципов:

-        создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрес-сообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности);

-        новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное "открытие" его детьми (принцип деятельности);

-        обеспечивается возможность разноуровневого обучения детей, продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса);

-        при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире);

-        у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора (принцип ва-риативности);

-        процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества);

-        обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип непрерывности).

   Принципы организации педагогического процесса:

  • образовательный процесс строится на основе баланса свободной самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности взрослого с детьми;
  • основное внимание педагога направлено на приобретение ребёнком опыта коммуникативного поведения в среде сверстников и формирование желания учиться;
  • взрослый привлекает детей к занятиям без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и форме деятельности, занимая позицию заинтересованного партнёра-участника.

Образовательный процесс в группах предшкольной подготовки включает в себя виды деятельности для детей дошкольного возраста.  К ним относятся игровая деятельность, продуктивная деятельность (изобразительная, конструктивная), восприятие художественной литературы, восприятие музыки и движение под музыку, двигательная активность, познавательно-исследовательская деятельность, элементарная математика, а также практическая бытовая деятельность по самообслуживанию.

Образовательный процесс в ГПП строится на рациональном сочетании разнообразных видов организации деятельности, в том числе и учебной, которая будет осуществляться на специально проводимых занятиях со всей группой обучающихся и в самостоятельной деятельности детей.

Режим занятий: 1 день в неделю по 2 занятия в день. Длительность занятий не более 30 минут. Перерыв  между занятиями не менее 10 минут.

2.Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов,

блоков, тем

Всего часов

В том числе

занятия

Характеристика

деятельности

обучающихся

Аудитор

ные

Внеуади

торные

I

«По дороге к грамоте»

34

20

14

1

Развитие связной речи

5

4

1

Составлять предложения по картинке. Учиться высказывать своё  предположение  (версию).

Учиться работать по предложенному учителем плану

2

Лексическая работа:

5

2

3

Осознавать роль  языка и речи  в жизни людей;

– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

– высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

3

Развитие звуковой культуры речи

5

1

4

Определять роль  гласных букв, стоящих после  букв, обозначающих  согласные звуки,  парные по  мягкости  (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или  мягкость согласного звука

4

Развитие фонематического слуха

5

1

4

Не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение

5

Обучение звуко-слоговому анализу

5

4

1

Называть звуки, из которых состоит слово  (гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые,  мягкие, парные и непарные);

– обозначать мягкость согласных звуков на письме;

– определять количество букв  и звуков в слове;

6

Работа по развитию мелкой моторики руки

9

8

1

Писать буквы, используя правильные их начертания, соединения

II

«Первые шаги в математику»

34

16

18

1

Общие понятия

4

3

1

Различать предметты по цвету, форме, размеру, материал и др. Сравнение

предметов по цвету, форме, размеру, материалу. Установление равночисленности двух совокупностей (групп) предметов с помощью составления пар (равно - не равно, больше на ... ,меньше на ...).

2

Числа и операции над ними

20

10

10

Прямой и обратный счет в пределах 10. Порядковый и ритмический счет.

Образование следующего числа путем прибавления единицы. Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами, точками на отрезке прямой. Состав чисел первого десятка.

3

Пространственно-временные представления

5

2

3

Установление отношений: на - над - под, слева - справа - посередине, спереди - сзади, сверху - снизу, выше - ниже, шире - уже, длиннее -короче, толще - тоньше, раньше - позже, позавчера - вчера - сегодня - завтра - послезавтра, вдоль, через и др. Установление последовательности событий. Последовательность дней в неделе. Последовательность месяцев в году

4

Геометрические фигуры и величины

5

1

4

Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, четырехугольник, круг, шар, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед (коробка), куб

 

ИТОГО:

68

36

32

3.Содержание программы

    Программа определяет те знания и умения, которыми должен овладеть каждый ребенок для успешного интеллектуального и социального развития, адаптации к школьному обучению.

В ней выделяются 2 раздела: «По дороге к грамоте», «Первые шаги в математику»

    Раздел 1  «По дороге к грамоте» направлен на формирование фонематического восприятия и слуха, обеспечивает обогащение активного словаря ребенка, связной речи, формирование умений составлять повествовательный рассказ, рассказ-рассуждение. Особое внимание уделено подготовке к изучению русского языка в школе, обучению чтению и подготовке руки ребенка к письму. Большое внимание уделяется развитию словесного творчества ребенка. В данном разделе представлены знания и умения, обеспечивающие специальную подготовку к учебным предметам «Русский язык», «Литературное чтение».

Цель  – комплексное развитие познавательно-речевой деятельности.

Задачи:

1) развитие умений говорения и слушания, чтения (слогов);

2) развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих;

3) обогащение активного, пассивного, потенциального словаря; развитие грамматического строя речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка;

4) развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей;

5) обучение звуко-слоговому анализу слов;

6) развитие мелкой моторики руки.

  1. Развитие связной речи:

– обучение ответам на вопросы, диалогической речи;

– обучение подробному пересказу текста по зрительной опоре;

– обучение составлению рассказа-описания, рассказа по сюжет_

ной картинке, по серии картинок;

– «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.

  1. Лексическая работа:

– обогащение словарного запаса детей;

– обучение употреблению новых слов в собственной речи

(конструирование словосочетаний и предложений).

  1. Развитие звуковой культуры речи:

– знакомство с органами артикуляции, способами произнесения

звука, его условным обозначением;

– знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные.

  1. Развитие фонематического слуха:

– выделение звука в начале, конце и середине слова, определение

положения звука в слове;

– выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых,

мягких, звонких, глухих согласных.

  1. Обучение звуко-слоговому анализу:

– звуковой анализ состава слогов и слов;

– дифференциация понятий «звук» и «буква»;

– соотнесение букв и звуков.

  1. Работа по развитию мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру).

В течение обучения проводится целенаправленная работа по развитию мышления, внимания, памяти. На занятиях используются специальные задания на:выявление признаков сходства и различия между двумя и более предметами;выделение одинаковых предметов из группы предметов;выделение лишнего предмета;объединение различных предметов в группы;выявление логических несоответствий в рисунке или рассказе и т.д.

    Раздел 2 «Первые шаги в математику» включает знания и умения, являющиеся средством развития мышления и воображения. Особое внимание уделяется осознанию детьми причинных, временных, последовательных связей между предметами, развитию логического мышления. В данном разделе представлены знания и умения, обеспечивающие специальную подготовку к учебному предмету «Математика».

Задачами математического развития дошкольников являются:

  1. Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
  2. Увеличение объема внимания и памяти.

3)        Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза,
сравнения, обобщения, классификации, аналогии).

  1. Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.
  2. Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключении

6) Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взросши, видеть себя глазами окружающих.

7) Формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий и т.д.

Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с количеством и счетом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками.

1.Общие понятия

Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Сравнение

предметов по цвету, форме, размеру, материалу.

Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающих общим признаком. Составление совокупности по заданному признаку. Выделение части совокупности.

Сравнение двух совокупностей (групп) предметов. Обозначение отменяй равенства и неравенства.

Установление равночисленности двух совокупностей (групп) предметов с помощью составления пар (равно - не равно, больше на ... ,меньше на ...).

Формирование общих представлений о сложении как объединении предметов в одно целое. Формирование общих представлений о вычитании как удалении части предметов из целого. Взаимосвязь между целым и частью.

Начальные представления о величинах: длина, масса предметов, объем жидких и сыпучих веществ. Измерение величин с помощью условных мер (отрезок, клеточка, стакан и т.п.).

Натуральное число как результат счета и измерения. Числовой от-резок.

Составление закономерностей. Поиск нарушения закономерности.

Работа с таблицами. Знакомство с символами.

2.Числа и операции над ними

Прямой и обратный счет в пределах 10. Порядковый и ритмический счет.

Образование следующего числа путем прибавления единицы. Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами, точками на отрезке прямой. Состав чисел первого десятка.

Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел (больше на..., меньше на ...) на наглядной основе.

Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10 (с использованием наглядной опоры). Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел.

Число 0 и его свойства.

Решение простых (в одно действие) задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала. 

3.Пространственно-временные представления

Примеры отношений: на - над - под, слева - справа - посередине, спереди - сзади, сверху - снизу, выше - ниже, шире - уже, длиннее -короче, толще - тоньше, раньше - позже, позавчера - вчера - сегодня - завтра - послезавтра, вдоль, через и др. Установление последовательности событий. Последовательность дней в неделе. Последовательность месяцев в году.

Ориентировка на листе бумаги в клетку. Ориентировка в пространстве с помощью плана.

4.Геометрические фигуры и величины

Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, четырехугольник, круг, шар, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед (коробка), куб.

Составление фигур из частей и деление фигур на части. Конструирование фигур из палочек.

Формирование представлений о точке, прямой, луче, отрезке, ломаной линии, многоугольнике, углах, о равных фигурах, замкнутых и незамкнутых линиях.

Сравнение предметов по длине, массе, объему (непосредственное и опосредованное с помощью различных мерок). Установление необходимости выбора единой мерки при сравнении величин. Знакомство с некоторыми общепринятыми единицами измерения различных величин.

4. Предполагаемые результаты реализации программы

Личностными результатами является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Средством достижения этих результатов служит организация  парно-групповой работы.

Метапредметными результатами являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя  свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной  речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах

Предметными результатами изучения являются формирование следующих умений.

Учащиеся должны уметь использовать при выполнении заданий:

  • отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
  • составлять устный рассказ по картинке;
  • называть звуки, из которых состоит слово  (гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые,  мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;
  • определять роль  гласных букв, стоящих после  букв, обозначающих  согласные звуки,  парные по  мягкости  (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или  мягкость согласного звука);
  • обозначать мягкость согласных звуков на письме;
  • определять количество букв  и звуков в слове;
  • знание названий и последовательности чисел от 1 до 10; разрядный состав чисел от 1 до 10;
  • знание названий и обозначений операций сложения и вычитания;
  • использовать знание таблицы сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания в пределах 10 (на уровне навыка);
  • сравнивать группы предметов с помощью составления пар;
  • читать, записывать и сравнивать числа в пределах 10;
  • находить значения выражений, содержащих одно действие (сложение или вычитание);
  • распознавать геометрические фигуры: точку, прямую, луч, кривую незамкнутую, кривую замкнутую, круг, овал, отрезок, ломаную, угол, многоугольник, прямоугольник, квадрат.

5. Формы  и виды контроля

  • психолого-педагогическая диагностика учащихся на начальном и завершающем этапах обучения;
  • индивидуальная карта отслеживания успешности обучаемого;
  • папка достижений ребенка

  1. Методические рекомендации

Для успешной реализации программы  возможно использование различных педагогических технологий:

  • игровые, т.к. ведущей деятельностью для детей дошкольного возраста является игровая;
  • информационно-коммуникационные – обеспечивают наглядность, доступность, устойчивый интерес к познанию нового, предоставляют новые возможности добычи информации;
  • технологии деятельностного метода, исследовательско-познавательные, проектные – в основе – развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, развитие критического и творческого мышления, обеспечивает самостоятельный поиск новых знаний на основе имеющихся знаний и опыта ребёнка. Ориентация на самостоятельную деятельность ребёнка органично сочетается с групповыми методами работы;

и др.        

Критерии и индикаторы эффективности реализации учебной программы

  • сформированная мотивационная готовность к учебной деятельности;
  • развитая функция произвольного поведения;
  • овладение детьми основными компонентами учебной деятельности (умение принимать и ставить учебную задачу, планировать свою деятельность, контролировать её ход, правильно оценивать её результаты);
  • сформированность индивидуальных учебно-познавательных умений (умений наблюдать, «слушать» и «слышать», смотреть и видеть, воспринимать и понимать речь взрослого, сверстников, воспринимать и понимать язык художественной литературы, умений следовать инструкции, умений  умственной деятельности: обобщать, сравнивать, анализировать, классифицировать и др.);
  • сформированность умений взаимодействия со сверстниками в процессе фронтальных форм организации деятельности (умение относить к себе учебную задачу, работать в общем темпе и ритме, способность слышать и понимать речь сверстников);
  • развитость разнообразных практических умений (двигательных, игровых, трудовых, музыкально-ритмических, графических, социально-нравственных и др.)

Компетенции дошкольника

В группах предшкольной подготовки начинается  формирование тех компетенций, которые необходимы для успешной самореализации ребёнка в начальной школе, таким образом, обеспечивая преемственность между предшкольной и начальной ступенями образования.

Компетенции, формирующиеся на предшкольной ступени образования:

  • учебно-познавательные - умения наблюдать, «слушать» и «слышать», смотреть и видеть, воспринимать и понимать речь взрослого, сверстников, воспринимать и понимать язык художественной литературы, умений следовать инструкции, умений  умственной деятельности: обобщать, сравнивать, анализировать, классифицировать, умение принимать и ставить учебную задачу, планировать свою деятельность, контролировать её ход, правильно оценивать её результаты;
  • информационные – простейшие навыки приёма, переработки, выдачи информации, работы с носителями информации;
  • социально-трудовые – первичные навыки самообслуживания, умения получать радость от общения, оценивание своей деятельности и поведения
  • общекультурные - знания и опыт сохранения здоровья и безопасности жизнедеятельности человека, навыки конструктивного общения, умения взаимодействовать со сверстниками.

  1. Описание материально-технического обеспечения

                             образовательного процесса

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1. Печатные пособия

1

Амонашвили Ш.А. «Здравствуйте, дети!» М.: Просвещение, 1983 -  190с.

1 шт

2

Бурс Р.С. Готовим детей к школе – М: Просвещение, 1997

1 шт

3

Васильева – Гангнус Л.П. Азбука вежливости – М.:Педагогика, 1989 -  89с.

1 шт

2. Технические средства обучения

1

интерактивная доска,  

1 шт

2

компьютер

1 шт

3

мультимедийный проектор

1 шт

4

принтер

1 шт

5

документ – камера

1 шт

6

магнитофон

1 шт

7

фотоаппарат

1 шт

8

гербарии

3 шт.

9

коллекции

7шт.

10

набор муляжей

4шт.

11

лента букв

1шт.

12

часовой циферблат

1шт.

13

азбука магнитная

3шт.

14

календарь

3шт

15

касса букв и цифр

2шт

16

раздаточный материал

1шт.

17

Набор таблиц

1 шт

18

Набор портретов великих людей

1шт.

19

магнитные плакаты-

2шт

20

комплект лабораторного оборудования

3шт

3. Цифровые и электронные образовательные ресурсы

1

Видеоуроки. Обучение чтению по методике Зайцева [2005, DVDRip]

1 шт

2

Скоро в школу. Сборник обучающих программ

1 шт

3

Учимся говорить правильно. Домашний логопед

1 шт

4

DWD «Уроки тетушки Совы»

1 шт

5

DWD «Маша и Медведь. Подготовка ребенка к школе»

1 шт

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического объединения

учителей начальных классов

МАОУ СОШ № 8

от 27 августа 2014 года № 1

__________________Маликова М.Ю.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УР

_____________Мишучкова И.Н..

28 августа 2014 года