Рабочая программа начальной школы «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагиной
рабочая программа по музыке

Содержание рабочей программы курса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soderzhanie_uchebnogo_kursa_2019.docx69.54 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Содержание учебного курса «Музыка» 1-4 класс

1 класс

Содержание программы первого года делится на два раздела: “Музыка вокруг нас” (посвящены музыке и ее роли в повседневной жизни человека) и второго полугодия “Музыка и ты” (знакомство с  музыкой  в  широком  культурологическом  контексте). Учащиеся должны почувствовать, осознать и постичь своеобразие выражения в музыкальных произведениях чувств и мыслей человека, отображения окружающего его мира.

При составлении тематического планирования учтен региональный компонент, который предусматривает знакомство с музыкальными традициями, песнями, композиторами и музыкальными инструментами Вологодского края и составляет 10% учебного времени:

Урок №1. И Муза вечная со мной! Р/К Разучивание песен вологодских композиторов.

Урок №3. Повсюду музыка слышна. Р/К Знакомство (слушание и исполнение) с народными  песенками-попевками вологодской области.

Урок №17. Край, в котором ты живешь. Р/К Сочинение мелодии на стихи вологодских  поэтов.

Раздел 1. «Музыка вокруг нас» (16 ч.)

Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музыкальные инструменты. Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музы водят хоровод. Мелодия – душа музыки. Образы осенней природы в музыке. Словарь эмоций. Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты: свирель, дудочка, рожок, гусли, флейта, арфа. Звучащие картины. Русский былинный сказ о гусляре Садко. Музыка в праздновании Рождества Христова. Музыкальный театр: балет. Первые опыты вокальных, ритмических и пластических импровизаций. Выразительное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочих тетрадях.

Раздел 2. «Музыка и ты» (17 ч.)

 Музыка в жизни ребенка. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты. Образы родного края. Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова - краски-звуки). Образы утренней и вечерней природы в музыке. Музыкальные портреты. Разыгрывание музыкальной сказки. Образы защитников Отечества в музыке. Мамин праздник и музыкальные произведения. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты: лютня, клавесин, фортепиано, гитара. Музыка в цирке. Музыкальный театр: опера. Музыка в кино, мультфильмах. Афиша музыкального спектакля, программа концерта для родителей. Музыкальный словарик.

2 класс

При составлении тематического планирования учтен региональный компонент, который предусматривает знакомство с музыкальными традициями, песнями, композиторами и музыкальными инструментами Вологодского края и составляет 10% учебного времени:

Урок №17. Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. Р/К Инструменты вологодского края.

 Урок №20. Обряды и праздники русского народа. Р/К Масленица в Вологодской области.

Тема раздела: «Россия – Родина моя» (3 ч.)

Мелодия. Здравствуй, Родина моя! Моя Россия. Гимн России. Раскрываются следующие содержательные линии. Музыкальный пейзаж. Образы родной природы в музыке русских композиторов. Песенность как отличительная черта русской музыки. Средства музыкальной выразительности. Государственные символы России (флаг, герб, гимн). Гимн — главная песня нашей Родины. Художественные символы России (Московский Кремль, храм Христа Спасителя, Большой театр).

Тема раздела: «О России петь – что стремиться в храм» (7 ч.)

Великий колокольный звон. Звучащие картины. Святые земли Русской. Александр Невский. Сергий Радонежский. Молитва. С Рождеством Христовым! Рождество Христово. Раскрываются следующие содержательные линии. Колокольные звоны России: набат, трезвон, благовест. Музыкальный пейзаж. Святые земли Русской: князь Александр Невский, преподобный Сергий Радонежский. Воплощение их образов в музыке различных жанров: народные песнопения, кантата. Жанр молитвы, хорала. Праздники Русской православной церкви. Рождество Христово. Рождественские песнопения и колядки. Музыка на новогоднем празднике.

Тема раздела: «День, полный событий» (6 ч.)

Музыкальные инструменты. Природа и музыка. Прогулка. Танцы, танцы, танцы... Эти разные марши. Звучащие картины. Расскажи сказку. Колыбельные. Мама. Раскрываются следующие содержательные линии. Мир ребенка в музыкальных интонациях, темах и образах детских пьес П.Чайковского и С. Прокофьева. Музыкальные инструменты: фортепиано - его выразительные возможности. Песенность, танцевальность, маршевость в передаче содержания и эмоционального строя музыкальных сочинений. Природа, детские игры и забавы, сказка в музыке. Колыбельные песни. Своеобразие музыкального языка композиторов, сходство и различие.

Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 ч.)

Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. Разыграй песню. Выходили красны девицы. Бояре, а мы к вам пришли. Музыка в народном стиле. Сочини песенку. Проводы зимы. Встреча весны. Раскрываются следующие содержательные линии. Фольклор — народная мудрость. Оркестр русских народных инструментов. Мотив, напев, наигрыш. Вариации в русской народной музыке. Ритмическая партитура. Традиции народного музицирования. Обряды и праздники русского народа: проводы зимы (Масленица), встреча весны. Песня-игра, песня-диалог, песня-хоровод. Народные песни, заклички, потешки.

Тема раздела: «В музыкальном театре» (6 ч.)

Сказка будет впереди. Детский музыкальный театр. Театр оперы и балета. Волшебная палочка. Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. Какое чудное мгновенье! Увертюра. Финал. Раскрываются следующие содержательные линии. Многообразие сюжетов и образов музыкального спектакля. Детский музыкальный театр: опера и балет. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Элементы оперного и балетного спектаклей. Увертюра. Сцены из оперы «Руслан и Людмила». Музыкальные темы - характеристики главных действующих лиц. Финал.

Тема раздела: «В концертном зале» (3 ч.)

Симфоническая сказка «Петя и Волк». Раскрываются следующие содержательные линии. Жанровое многообразие инструментальной и симфонической музыки. Симфоническая сказка «Петя и волк» С. Прокофьева: тембры инструментов и различных групп инструментов симфонического оркестра. Партитура. Картинки с выставки. Музыкальное впечатление. Звучит нестареющий Моцарт! Симфония № 40. Увертюра. Раскрываются следующие содержательные линии. Музыкальная живопись. «Картинки с выставки» М. Мусоргского. Жанры симфонической музыки: увертюра, симфония. Симфония № 40 соль минор В.-А. Моцарта. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». Взаимодействие тем-образов: повтор, контраст. Выразительность и изобразительность образов музыки В.-А. Моцарта, М. Мусоргского.

Тема раздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (5 ч.)

Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные инструменты. Музыкальные инструменты. И всё это — Бах! Всё в движении. Тройка. Попутная песня. Музыка учит людей понимать друг друга. Два лада. Легенда. Природа и музыка. Весна. Осень. Печаль моя светла. Первый. Мир композитора. Могут ли иссякнуть мелодии? Раскрываются следующие содержательные линии. Композитор — исполнитель — слушатель. Интонационная природа музыки. Музыкальная речь и музыкальный язык. Музыкальные инструменты (орган). Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Сочинения И.-С. Баха, М. Глинки, В.-А. Моцарта, Г. Свиридова, Д. Кабалевского. Музыкальные и живописные пейзажи (мелодия - рисунок, лад - цвет). Международный конкурс исполнителей им. П.И. Чайковского в Москве. Темы, сюжеты и образы музыки С. Прокофьева, П. Чайковского.

3 класс

При составлении тематического планирования учтен региональный компонент, который предусматривает знакомство третьеклассников с музыкальными традициями, песнями, композиторами и музыкальными инструментами Вологодского края и составляет 10% учебного времени:

Урок №11 Образ матери в музыке, поэзии, ИЗО. Р/К Образы матери в творчестве вологодских композиторов – В.А.Гаврилин.

Урок №12 Образ праздника в искусстве: Вербное воскресенье. Р/К Праздники Вологодского края.

Урок №32 Певцы родной природы. Р/К Образы природы в творчестве вологодских композиторов.

Тема раздела: «Россия – Родина моя» (5 ч.)

Мелодия - душа музыки. Природа и музыка. Звучащие картины. Виват, Россия! Наша слава – русская держава. Кантата «Александр Невский». Опера «Иван Сусанин». Родина моя! Русская земля... Да будет во веки веков сильна... Раскрываются следующие содержательные линии. Песенность музыки русских композиторов. Образы родной природы в романсах русских композиторов. Лирические образы вокальной музыки. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки: кант, народная песня, кантата, опера. Форма-композиция, приемы развития и особенности музыкального языка.

Тема раздела: «День, полный событий» (4 ч.)

Утро. Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. В детской. Игры и игрушки. На прогулке. Вечер. Раскрываются следующие содержательные линии. Жизненно-музыкальные впечатления ребенка «с утра до вечера». Образы природы, портрет в вокальной и Инструментальной музыке. Выразительность и изобразительность музыки разных жанров (инструментальная пьеса, песня, романс, вокальный цикл, фортепианная сюита, балет и др.) и стилей композиторов (П. Чайковский, С. Прокофьев, М. Мусоргский, Э.Григ).

Тема раздела: «О России петь – что стремиться в храм» (4 ч.)

Радуйся, Мария! Богородице Дево, радуйся. Древнейшая песнь материнства Тихая моя  нежная моя добрая моя, мама! Вербное воскресенье. Вербочки. Святые земли Русской. Раскрываются следующие содержательные линии. Образы Богородицы, Девы Марии, матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Икона Богоматери Владимирской — величайшая святыня Руси. Праздники Русской православной церкви: вход Господень в Иерусалим, Крещение Руси (988 г.). Святые земли Русской: равноапостольные княгиня Ольга и князь Владимир. Песнопения (тропарь, величание) и молитвы в церковном богослужении, песни и хоры современных композиторов, воспевающие красоту материнства, любовь, добро.

Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 ч.)

Настрою гусли на старинный лад... Певцы русской старины. Былина о Садко и Морском царе. Лель, мой Лель... Звучащие картины. Прощание с Масленицей. Раскрываются следующие содержательные линии. Жанр былины в русском музыкальном фольклоре. Особенности повествования (мелодика и ритмика былин). Образы былинных сказителей (Садко, Баян), певцов-музыкантов (Лель). Народные традиции и обряды в музыке русских композиторов. Мелодии в народном стиле. Имитация тембров русских народных инструментов в звучании симфонического оркестра.

Тема раздела: «В музыкальном театре» (6 ч.)

Опера «Руслан и Людмила»: Я славил лирою преданья. Фарлаф. Увертюра. Опера «Орфей и Эвридика». Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы. Полна чудес могучая природа... В заповедном лесу. Океан-море синее. Балет «Спящая Красавина». Две феи. Сцена на балу. В современных ритмах. Раскрываются следующие содержательные линии. Путешествие в музыкальный театр. (Обобщение и систематизация жизненно-музыкальных представлений учащихся об особенностях оперного и балетного спектаклей. Сравнительный анализ музыкальных тем-характеристик действующих лиц, сценических ситуаций, драматургии в операх и балетах.) Мюзикл — жанр легкой музыки (Р. Роджерс, А. Рыбников). Особенности музыкального языка, манеры исполнения.

Тема раздела: «В концертном зале» (5 ч.)

Музыкальное состязание. Музыкальные инструменты. Звучащие картины. Музыкальные инструменты. Сюита «Пер Понт». Странствия Пера Гюнта. Севера песня родная. «Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть симфонии. Финал симфонии. Мир Бетховена Раскрываются следующие содержательные лиши. Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей в воплощении диалога солиста и симфонического оркестра. «Вторая жизнь» народной песни в инструментальном концерте (П. Чайковский). Музыкальные инструменты: флейта, скрипка — их выразительные возможности (И.-С.Бах, К.-В. Глюк, Н. Паганини, П. Чайковский). Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Контрастные образы программной сюиты, симфоджаз. Особенности драматургии. Музыкальная форма (двухчастная, трехчастная, вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Л. Бетховена. Музыкальные инструменты: скрипка.

Тема раздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (6 ч.)

Чудо-музыка. Острый ритм - джаза звуки. Люблю я грусть твоих просторов. Мир С. Прокофьева. Певцы родной природы. Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовёт. Раскрываются следующие содержательные линии. Музыка  источник вдохновения, надежды и радости жизни. Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различия музыкальной речи разных композиторов. Образы природы в музыке Г. Свиридова. Музыкальные иллюстрации. Джаз – искусство XX века. Особенности мелодики, ритма, тембров инструментов, манеры исполнения джазовой музыки, импровизация как основа джаза. Дж. Гершвин и симфоджаз. Известные джазовые музыканты-исполнители. Мир музыки С- Прокофьева. Псицы родной природы: П. Чайковский и Э. Григ. Ода как жанр литературного  и  музыкального творчества.  Жанровая общность оды, канта, гимна. Мелодии прошлого, которые знает весь мир.

4 класс

При составлении тематического планирования учтен региональный компонент, который предусматривает знакомство третьеклассников с музыкальными традициями, песнями, композиторами и музыкальными инструментами Вологодского края и составляет 10% учебного времени:

Урок №3 Ты откуда, русская, зародилась, музыка? Р/К Жанры песен Вологодского края.

Урок №14 Оркестр русских народных инструментов. Р/К Творческие коллективы Вологодской области (Оркестр русских народных инструментов Г.Перевозниковой).

Урок №26 Кирилл и Мефодий. Р/К Народные праздники Вологодского края.

Тема раздела: «Россия – Родина моя» (4 ч.)

Мелодия. Ты запой мне ту песню... Что не выразишь словами, звуком на душу навей... Как сложили песню. Звучащие картины. Ты откуда, русская, зародилась, музыка? Я пойду по полю белому... На великий праздник собралася Русь! Раскрываются следующие содержательные линии: Красота родной земли, человека в народной музыке и сочинениях русских композиторов. Общность интонаций народного и композиторского музыкального творчества. Тайна рождения песни. Многообразие жанров народных песен: колыбельная, плясовая, солдатская, трудовая, лирическая, хороводная и др.; особенности интонаций, ритмов, композиционного строения, манеры исполнения. Лирические образы музыки С. Рахманинова (инструментальный концерт, вокализ), патриотическая тема в музыке М. Глинки (опера), С. Прокофьева (кантата).

«О России петь – что стремиться в храм» (4ч)

Святые земли Русской. Илья Муромец. Кирилл и Мефодий. Праздников праздник, торжество из торжеств. Ангел вопияше. Родной обычай старины. Светлый праздник. Раскрываются следующие содержательные линии. Нравственные подвиги святых земли Русской (равноапостольные княгиня Ольга, князь Владимир, Илья Муромский и др.), их почитание и восхваление. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий - создатели славянской письменности. Религиозные песнопения (стихира, тропарь, молитва, величание); особенности их мелодики, ритма, исполнения. Праздники Русской православной церкви (Пасха). Церковные и народные традиции праздника. Образ светлого Христова Воскресения в музыке русских композиторов.

Тема раздела: «День, полный событий» (5 ч.)

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья... Зимнее утро. Зимний вечер. Что за прелесть эти сказки! Три чуда. Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь. Приют, сияньем муз одетый... Раскрываются следующие содержательные линии. Один день с Александром Сергеевичем Пушкиным. Михайловское: музыкально-поэтические образы природы, сказок в творчестве русских композиторов (П. Чайковский, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков, Г. Свиридов и др.). Многообразие жанров народной музыки: колокольные звоны. Музыкально-литературные вечера в Тригорском: романсы, инструментальное музицирование (ансамбль, дуэт). Музыкальность поэзии А. Пушкина.  Зимнее утро. Зимний вечер. Приют, сияньем муз одетый.

Тема раздела: «В музыкальном театре» (5ч).

Опера «Иван Сусанин»: Бал в замке польского короля (II действие). За Русь мы все стеной стоим... (Ш действие). Сцена в лесу (IV действие). Исходила младешенька. Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы. Балет «Петрушка». Театр музыкальной комедии. Раскрываются следующие содержательные линии: События отечественной истории в творчестве М. Глинки, М. Мусоргского, С. Прокофьева. Опера. Музыкальная тема - характеристика действующих лиц. Ария, речитатив, песня, танец и др. Линии драматургического развития действия в опере. Основные приемы драматургии: контраст, сопоставление, повтор, вариантность. Балет. Особенности развития музыкальных образов в балетах А. Хачатуряна, И. Стравинского. Народные мотивы и своеобразие музыкального языка. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Орнаментальная мелодика. Жанры легкой музыки: оперетта, мюзикл. Особенности мелодики, ритмики, манеры исполнения.

Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (5ч.)

Композитор - имя ему народ. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. Музыкант-чародей. Народные праздники. (Троица). Раскрываются следующие содержательные линии. Народная песня - летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов разных стран и эпох. Сюжеты, образы, жанры народных песен. Музыка в народном стиле. Приемы развития: повтор, контраст, вариационность, импровизаиионность. Единство слова, напева, инструментального наигрыша, движений, среды бытования в образцах народного творчества. Устная и письменная традиция сохранения и передачи музыкального фольклора. Музыкальные инструменты России: балалайка, гармонь, баян и др. Оркестр русских народных инструментов. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Вариации в народной и композиторской музыке. Церковные и народные праздники на Руси (Троица) Икона «Троица А. Рублева.

Тема раздела: «В концертном зале» - 6ч.

Музыкальные инструменты. Вариации на тему рококо. Старый замок. Счастье в сирени живет... Не молкнет сердце чуткое Шопена... Танцы, танцы, танцы... Патетическая соната. Годы странствий. Царит гармония оркестра. Раскрываются следующие содержательные линии. Различные жанры и образные сферы вокальной (песня, вокализ, романс, баркарола), камерной инструментальной (квартет, вариации, сюита, соната) и симфонической (симфония, симфоническая увертюра) музыки. Особенности музыкальной драматургии (сочинения А. Бородина, П. Чайковского, С. Рахманинова, Л. Бетховена). Интонации народной музыки в творчестве Ф. Шопена (полонезы, мазурки, вальсы, прелюдии), М. Глинки (баркарола, хота). Музыкальные инструменты: виолончель, скрипка. Симфонический оркестр. Известные дирижеры и исполнительские коллективы.

Тема раздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» - 5ч.

Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд. Мастерство исполнителя. В интонации спрятан человек. Музыкальные инструменты. Музыкальный сказочник. Рассвет на Москве-реке. Раскрываются следующие содержательные линии. Произведения композиторов-классиков (С. Рахманинов, Н. Римский-Корсаков, Ф. Шопен) и мастерство известных исполнителей (С. Рихтер, С. Лемешев, И. Козловский, М. Ростропович и др.). Сходство и различия музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах (прелюдия, этюд, соната, симфоническая картина, сюита, песня и др.). Интонационная выразительность музыкальной речи: гитара. Классические и современные образы гитарной музыки (народная песня, романс, шедевры классики, джазовая импровизация, авторская песня). Обработка. Переложение. Импровизация. Образы былин и сказок в произведениях Н.Римского – Корсакова. Образы Родины в музыке М Мусоргского.

Тематическое планирование

Музыка 1 класс

п/п

Кол-во часов

Дата

Тема урока

(авторская программа)

Тема урока

(рабочая программа)

план

факт

16

Раздел 1. «Музыка вокруг нас»

1

1

«И Муза вечная со мной!»

Истоки возникновения музыки

2

2

Хоровод муз

Хороводы народов мира

3

3

Повсюду музыка слышна

Музыка и ее роль в жизни человека.

4

4

Душа музыки – мелодия

Песня, танец, марш – основные музыкальные жанры

5

5

Музыка осени

Природа в музыке

6

6

Сочини мелодию

Выразительность и изобразительность в музыке.

7

7

«Азбука, азбука каждому нужна…»

Элементы нотной грамоты

8

8

Музыкальная азбука

Музыкальная азбука

9

9

Обобщающий  урок 1 четверти.

Обобщающий  урок 1 четверти.

10

10

Музыкальные инструменты

Музыкальные инструменты русского народа

11

11

«Садко». Из русского былинного сказа.

Русский былинный сказ

12

12

Музыкальные инструменты

Народные и профессиональные музыкальные инструменты.

13

13

Звучащие картины.

Изобразительные возможности музыкальных инструментов

14

14

Разыграй песню.

Выразительность музыкальной речи

15

15

Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины.

Музыка Рождества

16

16

Добрый праздник среди зимы

Музыка Новогоднего праздника

17

Раздел 2. «Музыка и ты»

17

1

Край, в котором ты живешь.

Музыка родного края

18

2

Художник, поэт, композитор

Искусство и жизнь

19

3

Музыка утра

Музыка утра

20

4

Музыка вечера

Музыка вечера

21

5

Музы не молчали

Тема защиты Отечества в музыке

22

6

Музыкальные портреты

Выразительность и изобразительность в музыке.

23

7

Разыграй сказку

Сказочные образы русского фольклора

24

8

Праздник бабушек и мам

Колыбельные песни.

25

9

Мамин праздник

Мамин праздник. Урок-концерт.

26

10

У каждого свой музыкальный инструмент

Музыкальные  инструменты народов мира (духовые)

27

11

Музыкальные инструменты.

Музыкальные инструменты народов мира (струнные)

28

12

Звучащие картины

Старинные и современные музыкальные инструменты

29

13

 Музыка в цирке

Музыка в цирке

30

14

Дом, который звучит.

Музыкальный театр.  

31

15

Опера-сказка

Опера-сказка

32

16

«Ничего на свете  лучше нету…»

Музыка в мультфильмах

33

17

Обобщающий урок.

Урок-концерт

33ч.

Тематическое планирование

Музыка 2 класс

П/п

Наименование разделов, тем

Кол-во часов

Дата

план

факт

«Россия – Родина моя»

1

Мелодия

1

2

«Здравствуй, Родина моя! Моя Россия!»

1

3

Гимн России

1

День, полный событий

4

Музыкальные инструменты (фортепиано)

1

5

Природа и музыка. Прогулка.

1

6

Танцы, танцы, танцы…

1

7

Эти разные марши. Звучащие картины

1

8

Расскажи сказку.

1

9

Колыбельные. Мама

1

«О России петь – что стремиться в храм»

10

Великий колокольный звон. Звучащие картины

1

11

Святые земли Русской. Александр Невский.

1

12

Святые земли Русской. Сергий Радонежский.

1

13

Молитва

1

14

С Рождеством Христовым! Музыка на новогоднем празднике

1

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

15

Русские народные инструменты Плясовые наигрыши. Разыграй песню

1

16

Музыка в народном стиле. Сочини песенку.

1

17

Русские народные праздники. Проводы зимы.

1

18

Русские народные праздники. Встреча весны.

1

В музыкальном театре

19

Детский музыкальный театр. Опера

1

20

Балет. Театр оперы и балета.

1

21

Сказка будет впереди. Волшебная палочка дирижера

1

22

Опера М.И.Глинки «Руслан и Людмила» Сцены из оперы. Какое чудное мгновенье! Увертюра. Финал.

1

23

Опера М.И.Глинки «Руслан и Людмила» Сцены из оперы. Какое чудное мгновенье! Увертюра. Финал.

1

«В концертном зале»

5 ч

24

Симфоническая сказка (С. Прокофьев «Петя и Волк».)

1

25

Симфоническая сказка (С. Прокофьев «Петя и Волк»)

1

26

Сюита М.П. Мусоргского «Картинки с выставки». Музыкальное впечатление.

1

27

«Звучит нестареющий Моцарт! Симфония №40.Увертюра

1

28

«Звучит нестареющий Моцарт! Симфония №40.Увертюра

1

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»

6 ч

29

Волшебный цветик - семицветик. Музыкальные инструменты (орган). «И всё это – И.С.Бах!»

1

30

Творческая работа в рамках проведения итоговой промежуточной аттестации

1

31

Всё в движении. Попутная песня.

1

32

Музыка учит людей понимать друг друга

1

33

Два лада. Легенда. Природа и музыка.

1

34

«Печаль моя светла…» Обобщающий урок.

1

Итого

34ч.

Тематическое планирование

Музыка 3 класс

П.п

Наименование разделов, тем

Кол-во часов

Дата

план

факт

Россия – Родина моя

1

Мелодия – душа музыки.

1

2

Природа и музыка. (Романс). Звучащие картины.

1

3

«Виват, Россия! «(кант). «Наша слава – русская держава»

1

4

Кантата С.С. Прокофьева «Александр Невский».

1

5

Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин».

1

«День, полный событий»

6

Утро. П.И.Чайковский. «Утренняя молитва»

1

7

Портрет в музыке. «В каждой интонации спрятан человек»

1

8

«В детской», Игры и игрушки.

1

9

Детская тема в произведениях М.П.Мусоргского.

1

10

«Вечер». Обобщение музыкальных впечатлений.

1

«О России петь – что стремиться в храм».

11

«Радуйся, Мария!..», «Богородице Дево, радуйся!» Древнейшая песнь материнства. «Тихая моя, нежная моя, добрая моя, мама!»

1

12

«Радуйся, Мария!..», «Богородице Дево, радуйся!» Древнейшая песнь материнства. «Тихая моя, нежная моя, добрая моя, мама!»

1

13

Вербное воскресенье. « Вербочки».

1

14

Святые земли русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир.

1

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

15

Настрою гусли на старинный лад…(былины). Былина о Садко и Морском царе.

1

16

Певцы русской старины (Баян, Садко)

1

17

«Лель, мой Лель…». Образы былинных сказителей.

1

18

Звучащие картины.  «Прощание с Масленицей». Русские народные праздники: проводы зимы, встреча весны.

1

« В музыкальном театре»

19

Опера М.И. Глинки «Руслан и Людмила»

1

20

Опера К.-В. Глюка » Орфей и Эвридика»

1

21

Опера Н.А.Римского – Корсакова «Снегурочка»

1

22

Опера Н.А.Римского – Корсакова  «Садко». Вступление к опере «Садко» «Океан - море синее»

1

23

Балет П.И.Чайковского «Спящая красавица»

1

24

В современных ритмах (мюзиклы).

1

« В концертном зале»

25

Музыкальное состязание (концерт)

1

26

Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины

1

27

Музыкальные инструменты (скрипка)

1

28

Сюита Э.Грига «Пер Гюнт».

1

29

Героическая (симфония). Мир Л.Бетховена.

1

30

Мир Л.Бетховена

1

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»

31

Чудо – музыка. Острый ритм - джаза звуки

1

32

«Люблю я грусть твоих просторов» Г.Свиридов

1

33

Творческая работа в рамках проведения промежуточной итоговой аттестации.

1

34

Певцы родной природы. (Э.Григ, П. Чайковский). Обобщающий урок.

1

Итого

34

 

Тематическое планирование

Музыка 4 класс

П.п

Наименование разделов, тем

Кол-во часов

Дата

план

факт

«Россия - Родина моя»

1

Мелодия. «Ты запой мне ту песню…».«Что не выразишь словами, звуком на душу навей…»

1

2

Как сложили песню. Звучащие картины »Ты откуда, русская, зародилась музыка?»

1

3

«Я пойду по полю белому... « На великий праздник собралася Русь»

1

«О России петь – что стремиться в храм»

4

Святые земли Русской. Илья Муромец

1

5

Кирилл и Мефодий

1

6

«Праздников праздник, торжество из торжеств». «Ангел вопияше»

1

7

Родной обычай старины. Светлый праздник.

1

«День, полный событий»

8

«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья …»

1

9

Зимнее утро. Зимний вечер.

1

10

«Что за прелесть эти сказки!» Три чуда

1

11

Ярмарочное гулянье

1

12

Святогорский монастырь

1

13

Обобщение : »Приют, сияньем муз одетый… «

1

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло»

3 ч

14

Композитор – имя ему народ.

1

15

Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. Музыкант-чародей

1

16

Народные праздники. Троица

1

В концертном зале

17

Музыкальные инструменты. Вариации на тему рококо.

1

18

Старый замок. « Счастье в сирени живёт…»

1

19

«Не молкнет сердце чуткое Шопена…» Танцы, танцы, танцы

1

20

Патетическая соната. Годы странствий

1

21

Обобщение «Царит гармония оркестра»

1

В музыкальном театре

22

Опера М.И.Глинки « Иван Сусанин» Бал в замке польского короля

1

23

«За Русь мы все стеной стоим…»

1

24

« Исходила младёшенька…»М.П. Мусоргский

1

25

Русский восток. Восточные мотивы

1

26

Балет И. Стравинского Петрушка»

1

27

Театр музыкальной комедии

1

« Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»

28

«Служенье муз не терпит суеты» Прелюдия

1

29

Исповедь души. Революционный этюд.

1

30

Мастерство исполнителя.

1

31

В интонации спрятан человек

1

32

Творческая работа в рамках проведения итоговой промежуточной аттестации.

1

33

Музыкальные инструменты (гитара)

1

34

Музыкальный сказочник Обобщающий урок.

1

Итого

34

В рабочую программу внесены изменения, касающиеся распределения часов по темам программы. В авторской программе нет жесткой регламентации разделения музыкального материала на учебные темы и уроки, поэтому в календарно-тематическое планирование рабочей программы внесена корректировка и перераспределение часов на изучение разделов и тем, а именно:

2 класс.

Уменьшено количество часов на изучение разделов: “О России петь – что стремиться в храм” (5 ч. вместо 7) “Гори, гори ясно, чтобы не погасло!” –(4 ч. вместо 5)

За счет этого увеличено количество часов на следующие разделы: “В музыкальном театре”- (5 ч. вместо 4). “В концертном зале” (5 ч. вместо 3)

3 класс.

Уменьшено количество часов на изучение разделов: «День, полный событий» (5 ч. вместо 6) “О России петь – что стремиться в храм” (4 ч. вместо 7)

За счет этого увеличено количество часов на следующие разделы: «Россия – Родина моя» - (5 ч. вместо 3) “В музыкальном театре”- (6 ч. вместо 4)

4 класс.

Уменьшено количество часов на изучение разделов: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (7ч вместо 6ч). «О России петь, что стремиться в храм» - (4 вместо 7ч.) «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4ч вместо 5ч),

 За счет этого увеличено количество часов на следующие разделы: «В концертном зале» (5ч вместо 3ч).  «В музыкальном театре» (6 вместо 4 ч.)  

Изменение количества часов в темах обусловлено объемом музыкального материала в том или ином разделе. Общее количество учебных часов остается без изменений. При составлении календарно - тематического планирования проведена корректировка формулировок тем уроков.  

Планируемые результаты учебного предмета, курса «Музыка».

В результате освоения предметного содержания курса музыки у обучающихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных) позволяющих достигать предметных и метапредметных результатов. 

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений

русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;

– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

– формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;

– освоение начальных форм познавательной и личностной

рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;

– формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;

– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;

– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).

Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:

– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

– формирование общего представления о музыкальной картине мира;

– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

– умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;

– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.

В результате первого года изучения учебного предмета "Музыка"

Обучающийся научится:

  • узнавать по изображениям некоторые музыкальные инструменты, а также народные инструменты;
  • определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений, представленных в учебнике для 1 класса;
  • проявлять навыки вокально - хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, четко и ясно произносить слова при исполнении, понимать дирижерский жест).
  • воспринимать музыку различных жанров;
  • откликаться эстетически на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально творческой деятельности;
  • общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
  • воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
  • узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
  • исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, импровизация и др.).

          Обучающийся получит возможность научиться:

  • владеть некоторыми основами нотной грамоты: названия нот, темпов (быстро - медленно) динамики (громко - тихо);
  • определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
  • демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.

В результате второго года изучения учебного предмета "Музыка"

Музыка в жизни человека

           Обучающийся научится:

  • воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;
  • ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной
  • и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
  • воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.).

           Обучающийся получит возможность научиться:

  • реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
  • организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальных играх.

Основные закономерности музыкального искусства

           Обучающийся научится:

  • соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;
  • наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм
  • построения музыки;
  • общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.

          Обучающийся получит возможность научиться:

  • реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
  • использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
  • владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов.

Музыкальная картина мира

            Обучающийся научится:

  • исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
  • определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
  • оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.

            Обучающийся получит возможность научиться:

  • адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
  • оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека)

В результате третьего года изучения учебного предмета "Музыка"

Музыка в жизни человека

             Обучающийся научится:

  • воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;
  • ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной
  • и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
  • воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.).

           Обучающийся получит возможность научиться:

  • реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
  • организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальных играх.

Основные закономерности музыкального искусства

          Обучающийся научится:

  • соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;
  • наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм
  • построения музыки;
  • общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.

          Обучающийся получит возможность научиться:

  • реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
  • использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
  • владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов.

Музыкальная картина мира

           Обучающийся научится:

  • исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
  • определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
  • оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.

         Обучающийся получит возможность научиться:

  • адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
  • оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека)

В результате четвертого года изучения учебного предмета "Музыка"

Музыка в жизни человека

           Обучающийся научится:

  • воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;
  • ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной
  • и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
  • воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.).

         Обучающийся получит возможность научиться:

  • реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
  • организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальных играх.

Основные закономерности музыкального искусства

          Обучающийся научится:

  • соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;
  • наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм
  • построения музыки;
  • общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.

          Обучающийся получит возможность научиться:

  • реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
  • использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
  • владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов.

Музыкальная картина мира

           Обучающийся научится:

  • исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
  • определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
  • оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.

           Обучающийся получит возможность научиться:

  • адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
  • оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека)

В результате изучения курса музыки на ступени начального общего образования обучающийся научится:

  • воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;
  • ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
  • воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
  • организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальных играх.

Основные закономерности музыкального искусства

Обучающийся научится:

  • соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;
  • наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм
  • построения музыки;
  • общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.

           Обучающийся получит возможность научиться:

  • реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
  • использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
  • владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов.

Музыкальная картина мира

Обучающийся научится:

  • исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
  • определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
  • оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.

           Обучающийся получит возможность научиться:

  • адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
  • оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).

Система оценки достижения планируемых результатов

освоения предмета. Критерии оценивания.

В процессе обучения по предметам искусства оценивание построено на следующих основаниях:

  • оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику;
  • оценивание может быть только критериальным, и основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям;
  • критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся и могут вырабатываться ими совместно;
  • система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся самостоятельно включались в контрольно-оценочную деятельность.

        В работе на уроках музыки используется качественная оценка и традиционная количественная.

        Качественной оценкой оценивается эмоционально - ценностное отношение учащихся к явлениям искусства и действительности. Такой оценке подвергаются: размышления о музыке, выражение собственной позиции относительно прослушанной музыки, свободное музицирование в классе, на школьных праздниках, определение собственного отношения к музыкальным явлениям действительности. Для оценочного суждения большое значение имеет музыкальное самообразование учащихся:

  • знакомство с дополнительной литературой о музыке;
  • слушание музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.);
  • выражение своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных уроках, в рецензиях;

Таким образом, можно выделить следующие критерии качественной оценки:

  • готовность ученика к сотрудничеству в процессе музыкальной деятельности;
  • углубление эмоционально-нравственной и содержательной сферы, созданной в процессе музыкального урока;
  • творческое усилие учащихся на уроке в процессе музыкальной деятельности.

Количественная оценка - традиционно сложившаяся пятибальная система, с её помощью измеряется процесс формирования эстетических знаний и практических умений. Количественной оценке подвергаются элементы обязательного содержания образования по искусству, которые вошли в государственный образовательный стандарт.

При оценивании успеваемости ориентирами являются конкретные требования к обучающимся, представленные в рабочей программе каждого класса и примерные нормы оценки знаний и умений.

При определении качества знаний учащихся по музыке объектами контроля и оценивания являются 4 вида учебной музыкальной деятельности:

  1.  Слушание музыки.
  2. Освоение и систематизация знаний.
  3. Вокально-хоровая работа.
  4. Творческая деятельность.

1. Слушание музыки. На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения и давать словесную характеристику музыкальному образу, содержанию и средствам музыкальной выразительности, уметь сравнивать, обобщать, что является метапредметными навыками, знать музыкальную литературу.

2. Освоение и систематизация знаний. В данном виде деятельности проверяется и оценивается знание основных понятий, определений, умение пользоваться ими в процессе слушания и исполнение музыкальных произведений.

 3. Вокально-хоровая работа. При выставлении оценки за вокально-хоровую работу учитываются не только объективно определяемые параметры, такие как: чистота интонирования, владение вокально-хоровыми навыками, выразительность исполнения, но и индивидуальный процесс развития и успехи каждого отдельного ученика.

4. Творческая деятельность. Оцениваются самостоятельность и основательность подхода, глубина погружения в тему, предложенную учителем или выбранную самостоятельно, изложение материала.

Критерии оценки текущего и итогового контроля по предмету «Музыка»

1.Слушание музыки.

Параметры

Критерии

«3»

«4»

«5»

Музыкальная эмоциональность, активность, участие  в диалоге

При слушании ребенок рассеян, невнимателен. Не проявляет интереса к музыке.

К слушанию музыки проявляет не всегда устойчивый интерес

Любит, понимает музыку. Внимателен и активен при обсуждении музыкальных произведений.

Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм

Суждения о музыке односложны.

Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм, выполнены с помощью учителя

Восприятие музыкального образа на уровне переживания. Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм

выполнены самостоятельно, но с 1-2 наводящими вопросами

Восприятие музыкального образа на уровне переживания.  Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм

Высказанное суждение обосновано.

 

Узнавание музыкального произведения,

(музыкальная викторина – устная или письменная)

Не более 50% ответов на музыкальной викторине. Ответы обрывочные, неполные, показывают незнание  автора или названия  произведения, музыкального жанра произведения

80-60% правильных ответов на музыкальной. Ошибки при определении автора  музыкального произведения, музыкального жанра

100-90% правильных ответов на музыкальной викторине.

Правильное и полное определение названия, автора  музыкального произведения, музыкального жанра

2.Освоение и систематизация знаний о музыке.

Параметры

Критерии

«3»

«4»

«5»

Знание музыкальной литературы

Учащийся слабо знает основной материал.  На поставленные вопросы отвечает односложно, только при помощи учителя

Учащийся знает основной материал и отвечает  с 1-2  наводящими вопросами  

Учащийся твердо знает основной материал, ознакомился с дополнительной литературой по проблеме, твердо последовательно и исчерпывающе отвечает на поставленные вопросы

Знание терминологии, элементов музыкальной грамоты

Задание выполнено   менее чем на 50%, допущены ошибки, влияющие на качество работы

Задание выполнено   на 60-70%, допущены незначительные ошибки

Задание выполнено   на 90-100% без ошибок, влияющих  на качество

3.Выполнение домашнего задания.

Критерии

«3»

«4»

«5»

В работе допущены ошибки, влияющие на качество выполненной работы.

В работе допущены незначительные ошибки, дополнительная литература не использовалась

При выполнении работы использовалась дополни-тельная литература, проблема освещена последовательно и исчерпывающе.

 

4. Исполнение вокального репертуара

Параметры

Критерии  

«3»

«4»

«5»

Исполнение

Нечистое, фальшивое интонирование по всему диапазону.

Точное интонационно-ритмическое исполнение и четкая дикция с небольшими помарками.

Художественное исполнение вокального номера.

Участие во внеклассных мероприятиях и концертах

Художественное исполнение вокального номера на концерте.

На уроках используются различные формы контроля: наблюдение (за развитие музыкальной фактуры, музыкальной формы, средств музыкальной выразительности и т.д.), музыкальные викторины, тесты, работа по карточкам с разноуровневыми заданиями, учебные проекты, ведение тетради.

Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса ПРЕДМЕТА «Музыка» в целом. Контрольно-оценочная деятельность является логическим завершением каждого этапа обучения. Любой его вид, текущий или итоговый, проверяет качество усвоения учащимися учебного материала, и отражает достижение либо конечной, либо промежуточной цели обучения. Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/ письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиям. При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:

Процент выполнения задания

                                          Отметка

90% и более

Отлично

66-89%

Хорошо

50-65%

Удовлетворительно

 Менее 50%

Неудовлетворительно

При выполнении практической работы и контрольной работы:

Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

  • Грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения
  • Погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта
  • Недочет - неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания

Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания. Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляется

  Отметка «5»

-верное выполнение всех заданий трех уровней (материал программного уровня, требующий от учеников творческого подхода к решению заданий)

 Отметка «4»

-верное решение всех заданий первого и второго уровней при невыполнении заданий третьего уровня или выполнение      заданий третьего уровня с ошибкой (материал программного уровня образования (частично-поисковый подход к решению))

Отметка «3»

-верное решение всех заданий только первого уровня (материал базового уровня образования (репродуктивный уровень))

Отметка «2»

- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере (незнание основного программного материала)

Оценка устных ответов учащихся:

Отметка «5»

- полно раскрыто содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником

- Изложен материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя музыкальную терминологию и символику;

- Показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического   задания;

- Продемонстрировано усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

-  Самостоятельный ответ ученика без наводящих вопросов учителя.

   Отметка «4»

-   в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие содержания ответа;

- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

- допущена ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов либо в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя

Отметка «3»

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;

- имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании музыкальной терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;

- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков

Отметка «2»

- не раскрыто основное содержание учебного материала;

- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

- допущены ошибки в определении понятий, при использовании музыкальной терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Сформированность творческой деятельности, самостоятельность учащихся, поиск и выбор вариантов достижения цели сводится к оцениванию предметных, метапредметных, личностных результатов на уроках музыки.

Критерии оценивания предметных результатов, тесно связаны с критериями музыкального развития учащихся, которые определены задачами изучения предмета в образовательном учреждении: развития разных сторон музыкального восприятия, объёма историко-музыкальных (от фольклора до современной музыки XXI века) и музыкально-теоретических (жанр, музыкальные формы, композиторское воплощение   и т. д.) знаний, способностью применять их в анализе музыкального текста.

Критерии оценки метапредметных результатов связаны с учением самостоятельно организовывать собственную деятельность, работать с информацией разного типа и включать её в деятельность, оценивать правильность выполнения учебной задачи, выявлять собственные возможности её решения, организовывать совместную учебную деятельность, работать в команде, находить общее решение, включать в свою деятельность ИКТ.

         Критерии оценки личностных результатов связаны с осознанием ценности музыкального языка, со стремлением к музыкальному и речевому самосовершенствованию (достаточный объём музыкального и словарного запаса, для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения), со способностью к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью.

           Система оценивания на уроках музыки имеет всесторонний характер, что позволяет учащимся проявлять себя в разных сферах музыкально-эстетической деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по музыке 3 класс/Авторы: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина/

Рабочая программа по музыке составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. ...

Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

   Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...

Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...

Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...

Методическая разработка урока музыки «Здравствуй, Родина моя" по программе «Музыка» 2 класс авторов Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной.

Методическая разработка урока музыки во 2 классе по теме «Здравствуй, Родина моя» представляет материалы к уроку с использованием готовых электронных образовательных ресурсов. Разработка в...

Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы на примере УМК «Музыка» авторов: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Тема урока: «Родовые истоки музыкального искусства. Фольклор в музыке русских композиторов»

Класс: 4 Предмет: «Музыка»Тема урока: «Родовые истоки музыкального искусства. Фольклор в музыке русских композиторов»Тип урока: ОНЗЦели урока:Воспитание музыкальной культуры ка...