Конспект интегрированного урока "Равнины и горы" 4 класс "Школа России"
план-конспект урока (4 класс) по теме

Конспект интегрированного урока по окружающему миру и математике в 4 классе ( "Школа России") по теме "Равнины и горы".  Цель: сформировать у учащихся представление о равнинах, горах России.

Задачи:

  • Образовательные.
  • Учить находить и показывать на карте равнины, горы России;
  • Учить работать со схемами и контурными картами;
  • Учить сравнивать и различать объекты по признакам;
  • Совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи.
  • Развивающие.
  • Развивать познавательную активность учащихся;
  • Развивать умение наблюдать, обобщать, делать выводы;
  • Развивать мелкую моторику;
  • Развивать умение объективно оценивать результат своей деятельности и своих одноклассников.
  • Воспитательные.
  • Воспитывать интерес к изучению родной страны;
  • Воспитывать чувство уважения к окружающему миру;
  • Воспитывать доброжелательное отношение при работе в коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_ravniny_i_gory_rossii.doc319.5 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир

Вид урока: интегрированный (математика + окружающий мир)

Тема: Равнины и горы России

Цель: познакомить с природой нашей Родины с помощью физической карты.

Задачи:

  • Образовательные.
  • Учить находить и показывать на карте равнины, горы и моря России;
  • Учить работать со схемами и контурными картами;
  • Учить сравнивать и различать объекты по признакам;
  • Совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи.
  • Развивающие.
  • Развивать познавательную активность учащихся;
  • Развивать умение наблюдать, обобщать, делать выводы;
  • Развивать мелкую моторику;
  • Развивать умение объективно оценивать результат своей деятельности и своих одноклассников.
  • Воспитательные.
  • Воспитывать интерес к изучению родной страны;
  • Воспитывать чувство уважения к окружающему миру;
  • Воспитывать доброжелательное отношение при работе в коллективе.

Оборудование:

Для учителя

Для учащихся

Физическая карта России

Учебники

Мультимедийный проектор

Тетради

Толковый словарь

Пластилин

Цель и задачи урока:
Цель: сформировать у учащихся представление о равнинах, горах России.
Задачи:

  • Образовательные.
  • Учить находить и показывать на карте равнины, горы России;
  • Учить работать со схемами и контурными картами;
  • Учить сравнивать и различать объекты по признакам;
  • Совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи.
  • Развивающие.
  • Развивать познавательную активность учащихся;
  • Развивать умение наблюдать, обобщать, делать выводы;
  • Развивать мелкую моторику;
  • Развивать умение объективно оценивать результат своей деятельности и своих одноклассников.
  • Воспитательные.
  • Воспитывать интерес к изучению родной страны;
  • Воспитывать чувство уважения к окружающему миру;
  • Воспитывать доброжелательное отношение при работе в коллективе.

Ход урока.

1. Организационный момент. 

Создание эмоционального настроя. 

-Ребята, повернитесь к своему соседу и пожелайте ему удачи на сегодняшнем уроке.  

2. Сообщение цели и темы урока. 

-Сегодня мы с вами открываем заседание «Союза географов». А чем занимаются географы? (Ответы детей). 
-Наше  заседание на тему «Равнины, горы и моря России» (слайд1). Сформулируйте цель нашей встречи? Все изученные нами объекты мы будем записывать в наши исследовательские дневники (см. приложение №1).

3. Проверка д/з. Рассказать, что означают на эмблеме условные знаки. (Слайд1) Сообщения обучающихся об одном из объектов Всемирного наследия (либо из личного опыта, либо из дополнительной литературы)

Круг означает природное наследие, а квадрат-культурное.

2. Игра «Азбука» ( в группах). (Слайды) Назвать разделы науки, которые изучают наш большой дом – нашу Землю ( экология, история, география, астрономия). Что изучает каждая область?

3. Показывается физическая карта. (Слайд

Работа с картой

 Рассмотрите физическую карту России. Скажите, какие цвета на ней представлены? (Ответы детей).
-Равнины на карте изображаются зеленым или желтым цветами. Назовите равнины России. (Ответы детей сопровождаются показом слайдов
 2,3). Если дети не называют Среднесибирское плоскогорье, то учитель показывает на карте, что к востоку от Западносибирской равнины лежит Среднесибирское плоскогорье. Это тоже равнина, хотя выглядит она иначе

Восточно-Европейская (Русская) равнина — одна из крупнейших по площади равнин мира. Среди всех равнин нашей Родины только она выходит к двум океанам. Россия расположена в центральной и восточной частях равнины. Она простирается от побережья Балтийского моря до Уральских гор, от Баренцева и Белого морей — до Азовского и Каспийского.

Восточно-Европейская равнина имеет наибольшую плотность сельского населения, большие города и множество мелких городов и поселков городского типа, разнообразные природные ресурсы. Равнина давно освоена человеком. Площадь- 2750000кв.м.

Западно-Сибирская равнина — одна из самых больших аккумулятивных низменных равнин земного шара. Она простирается от берегов Карского моря до степей Казахстана и от Урала на западе до Среднесибирского плоскогорья на востоке. Равнина имеет в плане форму суживающейся к северу трапеции: расстояние от южной ее границы до северной достигает почти 2500 км, ширина — от 800 до 1900 км, а площадь лишь немногим меньше 3 млн. км2. Площадь- 4750000 кв.м.

Западно-Сибирская равнина — наиболее обжитая и освоенная (особенно на юге) часть Сибири. В ее пределах располагаются Тюменская, Курганская, Омская, Новосибирская, Томская и Северо-Казахстанская области, значительная часть Алтайского края, Кустанайской, Кокчетавской и Павлодарской областей, а также некоторые восточные районы Свердловской и Челябинской областей и западные районы Красноярского края.

Знакомство русских с Западной Сибирью впервые состоялось, вероятно, еще в XI в., когда новгородцы побывали в низовьях Оби. Походом Ермака (1581-1584) открывается блестящий период Великих русских географических открытий в Сибири и освоения ее территории.

Однако научное изучение природы страны началось лишь в XVIII в., когда сюда были направлены отряды сначала Великой Северной, а затем академических экспедиций. В XIX в. русскими учеными и инженерами изучаются условия судоходства на Оби, Енисее и в Карском море, геолого-географические особенности трассы проектировавшейся тогда Сибирской железной дороги, месторождения солей в степной полосе. Существенный вклад в познание западносибирской тайги и степей внесли исследования почвенно-ботанических экспедиций Переселенческого управления, предпринятые в 1908-1914 гг. с целью изучения условий земледельческого освоения участков, отводившихся для переселения крестьян из Европейской России.

Среднесибирское плоскогорье.

Плоскогорье – место с равнинной или холмистой поверхностью, лежащее высоко над уровнем моря. В целом Среднесибирское плоскогорье похоже на горную страну, здесь много возвышенного пространства. Площадь- -1500000 кв.м.

Работа со схемами. 

-Рассмотрим с вами схематичное изображение равнин (слайд 6).
-Как вы думаете, какая из равнин России соответствует каждой схеме? Что подсказало?(Ответы детей).
- А что вы как географы, зная условные знаки, заметили в большом количестве на поверхности Западно-Сибирской равнины? (Ответы детей). Если дети затрудняются ответить, даем подсказку «условное обозначение
болота». 
-Давайте вместе подумаем, почему на поверхности этой равнины так много болот.
 

А сейчас давайте равнины России объединим в одну схему. В своих дневниках начертите линию – это уровень моря, какой объект изобразим первым, потом, что будет выше всего? Дети работают в дневниках, учитель показывает рисование схемы в презентации. (Слайд7)
-Если продолжить схему, то какой географический объект будет еще выше, чем плоскогорье? (Ответы детей).(клик)

Проведение опыта. 

-Проведем опыт. Перед вами две модели равнин. Представим, что внезапно полил сильный дождь, как поведет себя вода на холмистой равнине? (Ученик выливает немного воды на холмистую модель). Ответы детей.
-А теперь посмотрим, что будет происходить на плоской поверхности. (Ученик выливает немного воды на вторую модель). Ответы детей.
-Сделаем вывод в наших дневниках, что же такое равнина .
Физкультминутка.

Работа с картой и атласом.

- Каким цветом на карте изображаются горы? (Ответы детей). Назовите горы России, пользуясь картой. Подпишите названия гор России в своих контурных картах.
- Почему на карте для изображения гор использовано так много оттенков коричневого цвета? (Ответы детей).
-Давайте убедимся в этом, выполнив математические вычисления. Откройте свои дневники.

Решение математических задач.

-Найдите в атласе самую высокую точку в Уральских горах. Какая это гора? Подпишите ее название под  первым отрезком в дневнике. Какова её высота? Подпишем над отрезком. А теперь найдем в атласе самые высокие точки других гор. (Другие точки в детских атласах не обозначены, поэтому дети сообщат учителю, что этих точек нет). Возникает проблемная ситуация: как узнать?
-Чтобы узнать их высоту решите задачу в своих дневниках. (Дети работают в дневниках, разрешено обсуждение в паре).
-На своей схеме в дневниках подпишите название и максимальную высоту каждой горы в порядке возрастания. (Работа идет под четким руководством учителя и проверяется по слайдам №8-12 ). Делается вывод, что действительно горы имеют разную высоту.

Работа с учебником.(стр.67-69)

-Найдите в тексте, какие три группы по высоте можно выделить среди гор России. (Ответы детей).
-Рассмотрим схематичное изображение каждой группы (Слайд 13).

Практическая работа. 

-Сейчас вы, работая в группе, из пластилина выполните модели гор. (Работа учащихся).
-Показ гор на слайде. Выберите, какие горы, к какой получившейся модели будут соответствовать? (Ответы детей). Давайте проверим, правильно ли мы предположили (Слайды №14-16).
-Сделаем вывод в наших дневниках, что такое горы, какие они бывают (заполним таблицу).

Вывод.

Итог урока. Оцените свою деятельность на уроке.

1

Узнал(а) много нового

2

Многое уже мне было известно

3

Интересно, увлекательно было на уроке

4

Неинтересно, скучно было на уроке

5

Хочу сам(а) приготовить сообщение, презентацию

Исследовательский дневник географа.

Равнины России.

  1. Задача:

1 вариант. Найди площадь Восточно-Европейской равнины, если известно, что её протяженность с севера на юг равна 2750 км, а с запада на восток -1000км.

2 вариант. Найди площадь Западно-Сибирской равнины, если известно, что её протяженность с севера на юг равна 2500 км, а с запада на восток - 1900 км.

3 вариант. Найди площадь Среднесибирского плоскогорья, если известно, что его протяженность с севера на юг равна 1000 км, а с запада на восток -1500 км.

Решение:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Восстанови текст.

Равнина – это ______________или _________________ поверхность. На карте равнины изображают __________________и_______________ цветом. В России ____ равнины – это __________________________________________,___________________________________и

_______________________________________. Самая плоская равнина ______________________________, поэтому на её поверхности так много ____________.

  1.     Начерти схему.

Горы России.

  1. Задача.

Схема.

  Самая высокая гора в Саянах называется Монгун-Тайга. Она выше горы Народной на 2101 метр. Самая высокая гора на Кавказе гора Эльбрус. Она выше Монгун-Тайги на 1666 метров. А самая высокая гора на Камчатке – Ключевская сопка, которая меньше Эльбруса на 892 метра. А гора Белуха самая высокая в Алтайских горах, ее высота всего лишь на 242 метра меньше высоты Ключевской сопки. Найди высоту самых высоких точек в горах России? Заполни схему: запиши под отрезками название самых высоких горных точек, над отрезками запиши высоту в порядке возрастания.

  1. Заполни таблицу.

Горы – это возвышенности  высотой более ________ метров.

Виды гор.

__________________-

это горы с высотой до 2000 метров.

Средне-высокие – это горы с высотой от _______

до ________метров.

___________- это горы высотой более

________метров.

Примеры.

Моря России.

  1. Море – часть мирового океана, большое водное пространство с  солёной водой.

Моря

Атлантического океана

Северного Ледовитого океана

Тихого океана

  1. Работа со схемой.

Виды морей.

__________________________                                           __________________________

         Примеры.                                                                                Примеры.

__________________________                                           __________________________

__________________________                                           __________________________

__________________________                                           __________________________

  1. Придумай задачу по схеме.

Вариант 1.

Карское море    ___________

Черное море      ______________________

 

Охотское море  ___________________________________

Текст____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Решение:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответ:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вариант 2.

Балтийское море __________

Баренцево море  _________________

Японское море    ______________________________________

Текст____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Решение:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответ:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Схема глубин морей.

Результат моей работы.

Я работал:

Равнины

Горы

Моря

Отлично

 Хорошо

Удовлетворительно

Приложение.

Исследовательский дневник географа.

  1. Вставьте буквы. Допишите название исследования. ______________________

Озёра России.

  1. Озеро - это большой естественный водоем, не связанный с мировым океаном.

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

  1. Запишите получивший рассказ, сказку, легенду и т.д.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Прочитайте текст – описание и догадайтесь, о каком озере идет речь.

1 группа. «Если бы вдруг случилось так, что все люди мира остались без питьевой воды, то в этом озере воды хватило бы для всего человечества на 7 тысяч лет».

2 группа. «Мать – Природа мудра. Она спрятала подальше от своих неразумных детей, в самый центр Сибири, этот последний живой колодец планеты. Несколько миллионов лет создавала природа это чудо – уникальную фабрику чистой воды».

3 группа. «Кто видел это озеро тот навсегда сохранит в памяти его величественные картины. Это озеро по- разному представляется приезжающим. Одни запоминают его тихим и спокойным, с голубой зеркальной гладью вод, другие – яростно бросающимся на гранитные скалы белыми от пены волами волн; третьи видят его присмиревшим от бурь и волнений, скованным тяжелым, гулко трескающимся от мороза льдом».

4 группа. «Коренные жители считают – это озеро священным и многие относятся к нему не как к озеру, а как к живому разумному и мудрому существу. С озером связано очень много легенд и поверий. Вода прозрачна в нем необыкновенно, так что видно сквозь неё, как сквозь воздух».

Это озеро _____________________________.

Практическая работа.

  1. Прочитайте и вставьте пропущенное название озера. Подчеркните информацию, согласно плану и оформите страничку журнала.

1 группа __________________ - озеро в южной части Восточной Сибири, глубочайше озеро планеты Земля. Крупнейший природный колодец пресной воды. В озеро впадает 330 рек, вытекает одна могучая река Ангара. На озере 22 острова, самое большое из них Ольхон. Ольхон значит «сухой» и на самом деле дожди на острове большая редкость. По легендам местных жителей на Ольхоне обитают грозные духи ________________.  ______________________ древнейшее озеро в мире, ему 20 млн. лет но оно не только не стареет, но постоянно обновляется.

Озеро и прибрежные территории отличаются разнообразием растительного (флоры) и животного (фауны) мира. Большинство видов встречается только там. Например: рачок эпишура, который является санитаром. Именно эти существа (1000 таких малюток весит всего 1 мг) производят биологическую очистку вод _________________. Поэтому воду можно пить без очистки и обработки. Ещё один представитель животного мира этого озера – рыба голомянка. Она интересна тем, что не метает икру, а производит живое потомство.

По числу штормовых дней _______________ превосходит Чёрное море. В каждом районе озера дуют свои местные ветры.

К сожалению, на берегу великого озера был построен целлюлозно-бумажный комбинат. За время его существования в озеро сброшено громадное количество сточных вод. Их хватило, чтобы испортить немалую часть чистейшей воды. От загрязнения гибнут рачки. Рыбы в _________________ стали медленнее расти, уменьшилась их плодовитость. Погибают не встречающиеся больше нигде в мире живые организмы…

В 1996 году _______________ был внесен в список Всемирного природного наследия, как уникальный объект.

2 группа _________________________________ озеро расположено в Карелии и Ленинградской области, крупнейшее пресноводное озеро в Европе. В древнерусской летописи упоминается как «озеро великое Нево» (в переводе с финского море). Скандинавы называли озеро Альдога (в переводе с финского волна).

В ________________________________ озеро впадает 32 реки, а вытекает одна – Нева. На озере около 660 островов наиболее известен – остров Валаам, на котором расположен монастырь.

Озеро населено 58 видами рыб. Среди них обитают ценные промысловые рыбы: лосось, сиг, судак, форель, ряпушка и другие. В ___________________________ озере обитает единственный представитель ластоногих – кольчатая нерпа, которая занесена в Красную книгу.

Велика роль ________________________ озера как транспортной магистрали. Берега озера достаточно густо заселены (Новая Ладога, Сартавала, Шлиссельбург, Приозерск).

На озере часто туманы и очень ветрено, нередко случаются сильные штормы. Также можно наблюдать удивительные явления – бронтиды. Это периодически возникающий в недрах воды гул, порождаемый течением воды в озерной котловине. По условиям судоходства озеро приравнено к морям. Если осушить ____________________________ озеро и обнажить его дно, то мы увидим фантастический вид кладбища, где старыми и новыми памятниками были бы остатки  челнов, судов, кораблей, оружия разных времен и калибров и многое другое.

При впадении Свири в ________________________ озеро находится Нижнесвирский государственный природный заповедник. Территория   заповедника является местом гнездования перелётных водоплавающих птиц (лебеди, утки, гуси).

Исследования показали, что в __________________________ озере с каждым годом все больше и больше становится сильно загрязненных участков, т.к. около 600 промышленных предприятий сбрасывают отходы в озеро.

3 группа. _______________________ озеро расположено на северо-западе Восточно-Европейской равнины. Второе по величине озеро в Европе. Название озера переводится с финского как,  «звучащее, шумливое озеро».

В _____________________________озеро впадает около 50 рек и около 110 притоков. Вытекает всего одна река Свирь. Общее количество островов в ______________________________ озере достигает 1650. Одним из известнейших островов является остров Кижи, на котором находится музей-заповедник.

По берегам озера и на его островах в камышовых зарослях гнездятся утки, гуси и лебеди. Прибрежная территория покрыта густыми таёжными лесами. Высокие скалистые берега севера и северо-запада озера сложены кристаллическими породами (граниты и гнейсы). _______________________ озеро отличается большим разнообразием рыб: стерлядь, лосось, форель, палия, хариус, корюшка и другие.

На северо-западной и северной части озера расположены несколько промышленных заводов, которые загрязняют воду и пагубно влияют на экосистему озера. Причем в последнее время процент загрязнения, только растет.

4 группа.  __________________________ самое большое на земле озеро расположенное на стыке Европы и Азии на Восточно-Европейской равнине. Вода в нем соленая. За всю историю его существования разные народы называли это ______________ по- разному. Но в Иране и до сих пор его называют Хазарским (по названию народа, населяющего побережье этого озера).

По форме это озеро напоминает латинскую букву «S». В _________________________________ расположено около 50 крупных и средних островов. Впадает в него130 рек: среди них Волга, Терек, Урал и другие.

Животный мир представлен 1809 видами, в нем сосредоточено большинство мировых запасов осетровых рыб, а также таких рыб как вобла, сазан и судак. В этом озере обитает морское млекопитающие – _____________________ тюлень. В ___________________________________ преобладают водоросли сине-зеленые и красные и другие.

Природная среда _________________________ побережья с песчаными пляжами, минеральными водами и лечебными грязями создаёт хорошие условия для отдыха и лечения.

В этом __________- озере разработана добыча нефти и газа, а также соли, известняка,

камня, песка и глины.  Эта деятельность ведёт к загрязнению вод.  Хищническая добыча осетровых и их икры, разгул браконьерства приводят к снижению численности осетровых.

  1. Заполни таблицу.

Озеро Байкал

Озеро Ладожское

Озеро Онежское

Каспийское озеро-море

Географическое положение

Площадь

Глубина

Реки России.

  1. Прочитай и соедини слова с их значением.

река

- это углубление, по которому течет водный поток.

русло

- это место начала реки, которым может быть сток из озера, или ручей, получающий воду из родника, болота, ледника.

исток

- это место впадения реки в другую реку, озеро, водохранилище, море.

устье

- это природный водный поток, значительных размеров с естественным течением по руслу от истока до устья.

  1. Среди букв «спрятались» названия крупнейших рек России. Найди их и раскрась.

Исследовательская работа.

  1. Прочитайте. Подчеркните информацию, согласно плану и оформите страничку журнала.

1 группа: Обь.

На протяжении 3650 км с юга на север по огромной Западно-Сибирской равнине протекает река Обь. Истоком реки является слияние рек Бии и Катуни, а устьем Карское море. Народы живущие на берегах называли её по – разному Квай, Ас, Еме, но все эти названия переводились как «крупная, большая река». так как даже в самом узком месте ширина превышает 30 км, а в самом широком доходит до 90 км. Название реки происходит от русского слова «обе», т.е. обе реки, имея ввиду две реки, которые дают ей начало.

Река Обь течет не одним руслом, а несколькими. Основными притокоми реки являются реки Иртыш, Чарыш, Томь, Чулым и Кеть. В месте где встречается Иртыш и Обь стоит город Ханты-Мансийск.

В водах Оби обитает около 50 видов рыб, многие из них имеют промышленную ценность (осётр, стерлядь, нельма, муксул, чир, тугун и т.д.).

В южной части Оби находится Новосибирское водохранилище, образованное дамбой Новосибирской ГЭС. Местные жители называют это место Обским морем, на берегах которого расположены базы отдыха и санатории.

Обь широко используется для грузовых и пассажирских перевозок, особенно возросло транспортное значение в связи с открытием северного морского пути.

2 группа. Волга.

Река Волга протекает по Восточно-Европейской равнине. Является одной из крупнейших и многоводных рек на Земле и самой большой в Европе. Протяженность Волги 3530 км.  Исток Волги на Валдайской возвышенности. Маленький ничем не примечательный ручеёк вытекает из поросшего густой травой болотца, окруженного густым лесом. Не менее двух месяцев  идет вода Волги от истока до устья, которое находится на северном побережье Каспийского моря. В устье Волга образует крупную дельту, разбившись на 80 рукавов. По дороге она принимает ещё более 200 притоков, крупнейшими из которых являются Кама и Ока.

Раньше Волгу называли Ра, что в переводе с греческого языка «река», в средние века стали называть Итиль, что означает «река рек». Наиболее вероятно, что современное название Волга приобрела из праславянского языка от слова «волглый – волога – влага».

На живописных берегах реки расположены многие старинные русские города, некоторые из них входят в состав «Золотого кольца России». На берегах Волги расположено много заповедников.

Весь год на Волге продолжается сезон рыбалки. Река богата рыбой, здесь водятся в большом количестве судак, сом, жерех, щука, лещ, вобла, сазан и другие промысловые рыбы.

Исключительно велико транспортное значение Волги, река судоходна на протяжении 3256 км. За долгие годы на берегах реки воздвигнуты плотины и гидроэлектростанции, созданы 10 водохранилищ. Самые мощные ГЭС – Волжская, Саратовская, Чебоксарская.

3 группа.  Амур.

Амур – река на Дальнем Востоке, в восточной Азии. Протекает по территории России у границы России с Китаем и Монголией. Протяженность 2824 км. Истоком является слияние двух рек Шилка и Аргунь, впадает в Японское море. Притоки Амура – полноводные крупные реки: Зея, Уссури, Бурея, Сунгари, Тунгуска и другие.

Название реки произошло из тунгусского языка от слова «дамур», «амар», что означает «большая река».

Монголы называют Амур «чёрной рекой», китайцы «рекой чёрного дракона» из-за воды, которая кажется тёмной.

На берегах Амура живут миллионы птиц. Знаменитый амурский тигр подлинный хозяин этих мест. В водах Амура обитает больше 100 видов пресноводных рыб. Именно здесь все еще встречается крупнейший осётр в мире – калуга, вес которого может превышать 1 тонну.  

В 1963 году были созданы 4 приамурских заповедника. В одном из них находится несколько уникальных памятников природы, например: лотос Комарова – реликт существующий более 100 млн. лет. Другой памятник природы – «Кладбище динозавров».  Здесь обнаружен практически полный скелет десятиметрового динозавра.

На реке возведены Зейская и Бурейская ГЭС. Амур имеет транспортное и международное значение.

Лена.

Лена – крупнейшая река Северо-Восточной Сибири впадает в море Лаптевых. При впадении образует обширную дельту.  Дельта Лены — одна из крупнейших в мире — превышает размерами даже огромную дельту Нила и занимает площадь в 30 000 км. Длина реки составляет 4400 км, что приносит ей 10-е место в мире по длине. Лена — самая длинная река в мире, полностью протекающая в зоне вечной мерзлоты. Истоком принято считать небольшое болото в 12 км от Байкала на высоте 1470 метров.

Основные притоки Лены: Чая, Витим, Алдан, Кута, Олёкма, Вилюй, Киренга, Чуя, Молодо. Наиболее крупным из них является река Алдан.

Берега Лены заселены очень слабо. От посёлка до посёлка на сотни километров раскинулась тайга, и только с приближением к Якутску чувствуется оживление: посёлки становятся всё чаще, по реке вверх и вниз идут моторные лодки, баржи, чаще встречаются крупные пассажирские теплоходы. Река является главной транспортной артерией Якутии, началом судоходства на Лене считается пристань Качуга, однако, вплоть до Осетрова по ней проходят лишь небольшие суда, и только ниже его начинается «настоящая водная дорога» к океану. 

4 группа. Енисей.

 Енисей - самая многоводная река России. Протекает между Западной и Восточной Сибирью. Левобережье Енисея заканчивает великие западносибирские равнины, а правобережье представляет царство горной тайги.

В год  он выносит в Карское море в три раза больше воды, чем Волга, и больше, чем выносят в моря все реки Европейской России, поэтому по величине стока занимает 1-е место в России. Однажды в Енисей заплыл кит. Он поднимался вверх по реке, время от времени пуская фонтаны. Так проплыл морской гигант четыреста километров от Карского моря и наверняка поднялся бы еще выше, но бедняге не повезло: неудачно нырнув, он распорол себе брюхо об острые камни. Так что не случайно Енисей зовут братом океана - такой он длинный и могучий, стремительный и бурный. В низовьях этой великой сибирской реки берега видны с борта теплохода только в бинокль, и то с трудом. Пространство от одного берега до другого может занимать более 50 км, поэтому по площади водного пространства Енисей занимает 2-е место в России (после Оби) и 7-е место среди рек в мире.

Истоком Енисея принято считать озеро Кара-Балык в Саянских горах. Он мчится через пороги и перекаты к Тувинской котловине. Здесь, в межгорной впадине, и образует собственно Енисей. Протяженность с юга на север составляет 4287 км.  Народы, живущие на его берегах,  уважительно называют его  - Великой рекой или Большая вода (так переводится название реки).

Из почти ста рек, впадающих с востока в Енисей, шесть больше Оки, а самая длинная - Нижняя Тунгуска - лишь чуть-чуть короче Волги. Главными притоками Енисея считаются реки: Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска и Ангара. Река Ангара вытекает из озера Байкал и при впадении в Енисей сразу удваивает количество воды в нем.

Енисей — важнейший водный путь Красноярского края. По нему сплавляют различные грузы, в том числе по Енисею осуществляется сплав леса в плотах.

  Известные гидроэлектростанции (расположение вниз по течению): Саяно-Шушенская ГЭС, Майнская ГЭС, Красноярская ГЭС.

Любопытно, что растительный и животный мир на разных берегах Енисея значительно отличается. Например:

  • На левом берегу растут заболоченные леса из пихты и ели, а на правом болот почти нет, там прочно обосновалась светло-зеленая даурская лиственница.
  • Дупель и серая ворона встречаются только на левом, западном берегу. Зато белая трясогузка и рыжий дрозд облюбовали правый берег.

  1. Продолжи заполнять таблицу.

Волга

Обь

Енисей

Лена

Амур

Географическое положение

Протяжённость

Исток

Устье

Притоки

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока химия-окружающий мир "Газ.Огонь.Вода" 3 класс "Школа России"

Конспект интегрированного урока химия-окружающий мир. 3 класс...

Контрольная работа по математике 3 классШкола России

Контроль знаний по теме "Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через десяток"...

Аннотации к рабочим программам 2 классШкола России.

Данные аннотации написаны с учетом ФГОС,в каждой аннотации по предмету расписаны УУД....

КОНСПЕКТ Интегрированного занятия в старшей группе На тему: «Моя Россия»

Цель: закрепить знания детей о природе России, о народных умельцах, о русских народных инструментах. Воспитывать у детей интерес к истории своей страны, чувство любви и гордости за свою страну. З...

Конспект интегрированного урока по обучению грамоте.1 класс.УМК Школа России

Закрепление изученных букв.Написание слов и предложений с изученными буквами.Буква Я....

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ И ПИСЬМУ Тема «Буква Ж. Звук [ж]» (Школа России)

Дети научатся находить необходимую информацию на страницах учебника; применять школьные правила; проверять написанное; научатся правильно сидеть за столом и пользоваться письменными принадлежностями; ...

Конспект интегрированного урока 3 класс УМК: “Школа России” “Почему нельзя обойтись без корня”

Конспект интегрированного урока3 классУМК: “Школа России” Название:  “Почему нельзя обойтись без корня”Тип урока: Закрепление нового материалаИдея: Через другие предм...