Урок русского языка (учебник Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой) в классе-комплекте 3-4 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока (3 класс) по теме

Андросова Наталья Зосимовна

Тема урока: Изменение глаголов по временам. (3 класс)  

Наречие как часть речи. (4 класс) 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Изменение глаголов по временам. (3 класс)  

Наречие как часть речи. (4 класс)

Цель:

  • формирование умения изменять глаголы по временам, определять время глаголов; развивать умение подбирать однокоренные слова, подбирать антонимы к словам; обогащать лексикон младших школьников новыми словами и понятиями о добре и доброте, расширять представления детей об этих словах как с позиции нравственного смысла, так и с позиций грамматических.
  • формирование представления детей об изменении глаголов по временам и развитие умения ставить вопрос к глаголам, употреблённым в разных временных формах;
  • работать над развитием речи;
  • развивать орфографическую зоркость, навыки грамотного письма;
  • воспитывать внимание, сопереживание друг к другу, интерес к изучаемому материалу, к предмету.
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • познакомить учащихся с наречием как частью речи; учиться упражняться находить наречия в тексте, учиться задавать вопросы к наречиям и определять каким членом предложения они являются;
  • развивать мышление, формировать учебные умения и навыки.
  • извлекать информацию, представленную в разных формах.

Ход урока

3 класс

4 класс

I. Организационный момент.

Учитель:

Дети:

Руки -

на месте,

Ноги -

на месте,

Локти -

у края

Спина -

прямая!

- Сегодня на уроке мы вспомним, что уже изучили и узнаем новое.

II. Идеальное письмо.

- Запишите: дату - …, классная работа. 4 класс – пропустить 1 строчку. Позже запишем тему урока.

- Выполните чистописание по образцу, предложенному на слайде. (Обращаю внимание на правильность соединений.) Слайд № 2

III. Словарная работа. Слайды № 3-17

Один ученик работает у доски.

Магазин, енот, дежурный, лестница, ежевика, насекомые, (Кто такие насекомые? Почему среди них гусеница? – Стадия развития бабочки.), неделя, орех.

- Возьмите первую букву записанных слов и составьте новое слово с непроверяе-мым написанием. Какое слово получилось? (Медленно) Слайд № 18

Этимология. Слайд № 19.

Произошло от общеславянского прилагательного «меделя» - «медленный». В болгарском «муден» - «медленный», в польском zmuda – «медленность».

Слайд № 20

- Запишите слово, разделите на слоги, поставьте ударение, выделите орфограмму.

- Составим транскрипцию этого слова.

[м’ э/ д л’ и н а]

- Подберём однокоренные слова. (Медленный, медлить) Слайд № 21

- Какие части речи образованы?

- Подберите синонимы к слову «медленно».

IV. Повторение изученного.

- Расставьте знак ударения в словарных словах, подчеркните буквы с непрове-ряемым написанием.

Самостоятельная работа по учебнику (Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова «Русский язык» 4 класс)

- Подготовьте ответы на вопросы упр.1,2, с.123.

- Что обозначает имя существительное, имя прилагательное, глагол?

- На что указывают личные местоимения? (Не называют предмет, а только указывает на него.)

- Какие части речи изменяются по:

  • числам; (сущ., прил., глаг.)
  • родам; (прил., глаг.)
  • падежам; (сущ., прил., мест.)
  • временам;(глаг.)
  • лицам (глаг.).

V. Изучение нового учебного материала

Создание проблемной ситуации. Игра «Четвёртый лишний» Слайд № 22 

- В каждой строчке найди лишний глагол.

   1 – скулил; 2 – встречает; 3 – дул.

Что объединяет остальные глаголы?

- Отвечают на один и тот же вопрос. (Что делает?  Что делал?  Что сделает?)

- Скажите, в какой момент речи происходит действие?

- Запишите глаголы с вопросом, укажите время.

 

Слайд № 23. Вывод .

 - Как изменяются глаголы?

Формулировка темы урока. «Изменение глаголов по временам». Слайд № 24

- Что такое время? Слайд № 25. Весёлые рифмы. Слайд № 26.

- Выполните упр.3, с. 123. Задание 1.

 - Вы списали текст, вставили пропущен-ные буквы. Проверим. Яростно – с непроизносимой «т», нападает, увёртывается, решает, взмывает, бросается, взлетает – в окончании «е», 1 спр., беспомощных – безударная «о» - проверяю помощник, хищника – «щн» без «ь» знака.

- Выполните задание 2.

Развитие речи. Слайд № 27.

 - Составь рассказы по картинке. Используйте каждый раз глаголы в разном времени. Подчеркните глаголы, укажите время.

- Какие словосочетания выписали?

- На какие вопросы отвечают выделенные слова? Слайд № 28

- Какой член предложения отвечает на эти вопросы? (обстоятельство)

- С какой частью речи связаны выделен-ные слова? (глаголом)

- Прочтите вывод на с. 124 учебника.

Запись темы урока. «Наречие как часть речи». Слайд № 29

VI.  Физминутка.

VII. Закрепление нового материала.

 

Чтение  рассказа.

- Назовите глаголы, укажите время.

Работа по учебнику.

Самостоятельная работа упр.33 – выписать глаголы в 3 столбика

Пр. вр.         Наст. вр.           буд. вр.

 

- Выполнить упр. 4 с.124. Выписать словосочетания с наречиями,  вопросами, указать, что обозначает каждое наречие.

VIII. Физминутка.  Для глаз.

Упр. 35 – внимательно прочитать задание и выполнить его.

Найди синонимы. Слайд № 30

мелко, внезапно, тихо, близко, срочно (неожиданно, негромко, немедленно, рядом, неглубоко)

Замените подходящими по смыслу наре-чиями. Слайд № 31

Идти черепашьим шагом.

Кот наплакал.

Как по маслу.

Встать чуть свет.

Рукой подать.

Яблоку негде упасть. (Медленно, мало, отлично, рано, близко, много)

Грамматический разбор предложения. Один ученик у доски.

Высоко в небе летят с юга  грачи, гуси, скворцы, журавли.

- Разберите предложение по членам и частям речи.

- Какое это предложение? (С интонацией перечисления,- 3кл., с однородными подлежащими – 4 кл.)

IX. Итог урока. Рефлексия. Слайд № 32.

X. Домашнее задание. Слайд № 33.

с. 145 упр.36, выуч. с.144,145

Выписать из словаря все наречия и поставить к ним вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по математике автор М.А. Моро и русскому языку автор М.Л.Зеленина, Т.Е Хохлова 2 класс

Рабочая программа по предмету   математика 2 класс, автор М.А. Моро и рабочая прграмма по русскому языку автор М.Л. Зеленина и Т.Е. Хохлова   " Школа России"...

Урок русского языка по теме: «Буква Ь. Мягкий знак – показатель мягкости предшествующего согласного звука» (1 класс, программа « Школа России»)

Краткая аннотация урока:Конспект урока (обучение грамоте) по теме «Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука» с приложением в виде презентации был разработан для урока чтения в 1 классе.Может...

Презентация к уроку русского языка по теме Сочинение по картине А.А.Пластова "Первый снег" в 4 классе по программе Школа Росси

Презентация знакомит учеников с биографией художника, его картинами. Показаны этапы работы над сочинением....

Конспект урока русский язык «Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных»(УМК Школа России 3 класс)

Цели деятельности учителя: Закрепить и обобщить знания учащихся о правописании «О» и «Е» в окончаниях имён существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук [ц]. По...

Конспект урока русского языка. Тема: "Изменение глаголов в прошедшем времени по родам. Составление предложений и текста" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся об изменении глагола по родам, умений изменять глаголы прошедшего времени по родам, определять время и род  глагола.Планируемые резу...

Конспект урока русского языка «Написание окончаний –ешь, -ишь в глаголах. Суффикс –л- в глаголах прошедшего времени» (УМК "Школа России" 3 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с написанием окончаний –ешь, -ишь в глаголах в форме 2-го лица единственного числа; формирование умения распознавать глаголы в прошедшем...