И.Токмакова "В чудной стране"
план-конспект урока (2 класс) на тему

Климкина Елена Евгеньевна

 Конспект можно использовать на уроке литературного чтения во 2 классе. Все ссылки на видеоролик, интерактивные упражнения есть в конспекте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klimkina_e.e.odt37.76 КБ

Предварительный просмотр:


Климкина Е.Е.

учитель начальных классов

МБОУ СОШ  № 11

г. Саров Нижегородской области

Ирина Токмакова «В чудной стране»

 (урок открытия нового знания)

Цель: создать условия для развития навыков выразительного чтения, усвоения учащимися литературных терминов «олицетворение», «рифма» и  нового поэтического термина “ритм».

 

Планируемые  результаты

Личностные результаты

1) формировать способность оценивать собственные знания и умения по литературному чтению

2) формировать способность устно  оценивать работу своих одноклассников в виде суждения и объяснения

3) использовать полученные знания при решении жизненных ситуаций

4) развивать коммуникативные навыки при коллективном обсуждении выступлений ребят

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия:

  1. формулировать цель, задачи учебной деятельности с помощью подводящего диалога учителя
  2. осознавать и принимать  учебную задачу
  3. оценивать результат собственной учебной деятельности с помощью таблиц оценивания своей деятельности

Познавательные универсальные учебные действия:

1) учить формулировать учебную задачу, отвечая на проблемный вопрос

2) учить работать с дополнительным материалом (Интернет, дополнительная литература)

3) добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.)

4) перерабатывать полученную информацию,  делать выводы на основе обобщения знаний общечеловеческих законов.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

1) Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций

2) Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.

3) вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

4) строить осознанно высказывание в устной форме

Предметные результаты

1) научить сравнивать произведения, определять основную мысль произведения

2) научить подбирать рифму и чувствовать ритм

3) развивать технику выразительного чтения

4) грамотно использовать в речи литературные термины

Оборудование:

  • мультимедийный проектор
  • интерактивная доска
  • компьютер
  • таблицы оценивания деятельности  у каждого ученика
  • карточки с предложениями:
  • На сегодняшнем уроке я узнал…
  • На этом уроке я похвалил бы себя за…
  • Сегодня я сумел…

Авторский комментарий к презентации.

Каждый слайд сменяется по щелчку.

Слайд 1. Солнышко лучистое.

Слайд 2. Речевая разминка. Интерактивное упражнение       «Подбери словечко».

Слайд 3. Интерактивное упражнение «Собери мозаику».

            Слайд 4.  Портрет Ирины Токмаковой.

Слайд 5. Книги Ирины Токмаковой.

Слайд 6. Высказывание поэтессы.

Слайд 7. Физкультминутка.

Слайд 8. Стихотворение «В чудной стране».

Слайд 9. Задание «Составь стихотворение».

Слайд 10. Интерактивное упражнение «Литературные             термины».

Слайд 11. Таблица оценивания результатов.

Слайд 12. Ссылки на источники.

Ход урока

  1. Актуализация знаний.

Слайд 1. Солнышко лучистое.

- Урок у нас не совсем обычный. Мы сегодня с вами исследователи. Как все ученые, нам нужно поставить перед собой задачи  и попытаться их решить.

Слайд 2. Речевая разминка. Интерактивное упражнение «Подбери словечко».

 А  поможет речевая разминка.

( интерактивное упражнение «Подбери словечко» на экране)

http://learningapps.org/display?v=prmvt7sd501 

Ива

Возле речки, у обрыва,

Плачет ива, плачет ива.

Может, ей кого – то жалко?   (жарко, жалко, звонко)

Может, ей на солнце жарко?    (жалко, жарко, тепло)

Может, ветер шаловливый

За косичку дернул иву?         (сливу, иву, Иру)

Может, ива хочет пить?          (жить, пить, мыть)

Может, нам пойти спросить?

(На экране – стихотворение с пропущенными словами. Нужно подобрать слова по смыслу и в рифму)

- Прочитайте исправленное стихотворение с удивлением (1 ряд), с огорчением(2 ряд), выразительно, используя вопросительную интонацию(3 ряд). Кто прочитает сам выразительно? (2 чел.)

2.Постановка проблемы. Открытие нового знания.

  • Составление кластера
  • Интерактивное упражнение в LearningApps «Собери мозаику» http://learningapps.org/display?v=pqqkds5pt01 
  • Видеоролик «Ирина Токмакова».
  • Чтение детьми стихов Ирины Токмаковой.
  • Видеоролик «Знакомство с поэтессой».

1.        Составление кластера

Какую проблему выделим? Что предстоит сделать на уроке?

Составим кластер.

( На доске заранее начерчены круги, учитель вписывает с помощью детей задачи, которые проговаривают сами дети. Например, учиться читать выразительно, будем работать с рифмами, узнаем больше об Ирине Токмаковой, будем читать ее стихи и т.д.)

Слайд 3. Интерактивное упражнение «Собери мозаику».

  1. Интерактивное упражнение в LearningApps 

(Ученики подбирают  рифму к определенным словам,  и перед ними на экране открывается чудесная волшебная страна) http://learningapps.org/display?v=pqqkds5pt01

Ребята, про такую страну написала Ирина Петровна Токмакова.

Слайд 4.  Портрет Ирины Токмаковой.

  1. Знакомство с поэтессой.

(просмотр видеоролика  «Ирина Токмакова»)

Ссылка в  youtube       http://www.youtube.com/watch?v=rzdWvNvRs-w 

Написала про эту страну Токмакова Ирина Петровна. Детский поэт, прозаик и переводчик детских стихов Ирина Петровна Токмакова родилась в Москве 3 марта 1929 года в семье инженера-электротехника и детского врача,.
Стихи Ирина писала с детства, но считала, что писательских способностей у нее нет. Школу окончила с золотой медалью, поступила на филологический факультет МГУ, работала переводчиком. Вышла замуж, родила сына.
Однажды в Россию приехал шведский энергетик Боргквист, который, познакомившись с Ириной, прислал ей в подарок книжку детских песенок на шведском языке. Ирина перевела эти стихи для своего сына. Но муж, художник-иллюстратор Лев Токмаков, отнес переводы в издательство, и вскоре они вышли в виде книги.
Вскоре вышла книга собственных стихов Ирины Токмаковой для детей, созданная совместно с мужем, – «Деревья». Она сразу стала классикой детской поэзии. Затем появилась проза: «Аля, Кляксич и буква «А»», «Может, нуль не виноват?», «Счастливо, Ивушкин», «Сосны шумят», «И настанет веселое утро» и многие другие повести и сказки. Ирина Токмакова также переводит со многих европейских языков, таджикского, узбекского, хинди.
Недавно, поэтесса отметила 3 марта юбилей -85 лет. Стихотворение «Ива» тоже написала она.

  1. Чтение детьми наизусть  стихов Ирины Токмаковой.

Один дома

Я один остаюсь, 
Я совсем не боюсь, 
За окошком темно. 
Это мне все равно. 
Свет повсюду включу. 
Посижу, помолчу. 
Занавешу окно. 
Папа с мамой — в кино. 
Я один остаюсь. 
Я совсем не боюсь. 
Может, в кухню схожу. 
За столом посижу. 
К чаю пряники есть. 
Но не хочется есть... 
Кто — то в стенку стучит. 
Телевизор молчит. 
Я в ответ постучу. 
Телевизор включу, 
Время быстро пройдет, 
К нам чужой не зайдет. 
Холодильник урчит. 
Кто — то в стенку стучит. 
Папа с мамой в кино
Очень — очень давно... 

КУПИТЕ СОБАКУ!

Не верблюда, не корову, 
Не бизона, не коня, 
Я прошу вас, 
Чтоб щеночка 
Вы купили для меня.

Пёсик - 
Хвост, четыре лапки— 
Много места не займёт. 
Он не слон и не горилла, 
Не кабан, не бегемот.

Въедет в новую квартиру, 
Будет тоже новосёл. 
Он не волк и не лисица,
Не медведь и не осёл.

Пёсик съест совсем немного: 
В кухне косточку сгрызёт. 
Он не рысь, не лев, не пума, 
Не дельфин, не кашалот!

Имя я щенку придумал 
И его видал во сне. 
Я мечтаю: вот бы завтра 
Мой щенок пришёл ко мне!

Подарили собаку

Подарили собаку

Нет, не просто говорили,
В самом деле подарили,
В день рожденья подарили
Очень славного щенка!
Он малюсенький пока.
От него такой лесной
Тёплый-тёплый запах.
Он идёт смешной-смешной,
Путается в лапах.
Подрастёт щеночек мой –
Он поправдашний, живой!

Ирина Токмакова писала и о животных, и о растительном мире, и о детях. Но самое главное, все строки проникнуты любовью и добротой к окружающему.  

Слайд 5. Книги Ирины Токмаковой.

Слайд 6. Высказывание поэтессы.

«Дети, как всегда, чутко реагируют на сегодняшний день. У них стало появляться интересное, какое-то материнское чувство по отно шению к живому. Они стали чувствовать свою ответственность и причастность к необходимости сберечь и сохранить при роду». (Из газетной статьи Ирины Токмаковой)

5.        Видеоролик «Знакомство с поэтессой»

http://www.youtube.com/watch?v=rCV9Ef9N5vA   Ирина Токмакова читает свои стихи

(можно использовать часть видеоролика)

3.Физкульминутка. «Солнышко лучистое»

Слайд 7. Физкультминутка.

4.        Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала.


Откройте учебники и прочитайте вполголоса стихотворение “В чудной стране».

(стихотворение дублируется на экране)

Слайд 8. Стихотворение «В чудной стране».

В одной стране,

В чудной стране,

Где не бывать тебе и мне,

Ботинок черным язычком

С утра лакает молочко.

И целый день в окошко

Глазком глядит картошка.

Бутылка горлышком поет,

Концерты вечером дает,

А стул на гнутых ножках

Танцует под гармошку.

В одной стране,

В чудной стране…

Ты почему не веришь мне?

- От чьего имени написано стихотворение?

 К кому обращается И.Токмакова в конце стихотворения?

- Верите ли вы ей? Почему?

- Где может находиться такая страна?

- Какие картины вы могли бы нарисовать к этому стихотворению? (прием словесного рисования)

  1. Первичная проверка понимания.

- Кого вам напомнил ботинок? На кого он похож? Прочитайте, что он делает. Объясните выражение: язычок ботинка.

Что делает картошка? Прочитайте эти строчки. На кого она похожа? Объясните выражение: глазок картошки.

С кем сравнивает бутылку Ирина Токмакова? Объясните выражение: горлышком поет. Прочитайте, что делает бутылка.

Как описывает стул поэтесса? Прочитайте. Может ли стул танцевать? С кем его сравнивает Ирина Токмакова?

Как называется такой литературный прием, когда неодушевленные предметы оживают и действуют как одушевленные? (прием олицетворения)

- Как характеризует писательницу то, что она в простых, ничем не примечательных вещах видит необычное?

- А вы внимательны?

Что еще могут обозначать слова «язычок», «глазок», «горлышко», «ножка»?

(Дети самостоятельно подбирают другие значения этих слов.

Язычок – у ребенка, пирожное.

Глазок – дверной, на крыле у бабочки.

Ножка – у гриба, куклы, мебели.)

В этом стихотворении автор использует еще один литературный прием скрытого сравнения – метафору. Вы правильно подметили, что бутылка похожа на певицу, стул – на танцора, ботинок на кошку или щенка, картошка – на бабушку. Такой прием погружает нас в мир фантазии. Хотели бы вы побывать в такой стране? Что можно увидеть в вашей чудной стране? (дети фантазируют и приводят примеры оживших предметов)

Одна из задач кластера – научиться читать выразительно. Вы обратили внимание, я все время говорю «в чуднОй стране». Как нужно правильно произносить? Да, в жизни мы произносим «в чУдной стране». Попробуйте прочитать слово с таким ударением  у Ирины Токмаковой. Почему не получается? Оказывается, в любом стихотворении должен присутствовать ритм, это одно из средств выразительности. Ритм – равномерное чередование повторяющихся единиц (в стихотворении – это ударный и безударный слоги). Например,  ударный - безударный слог, безударный - ударный или два безударных - один ударный и т. д.

– Попробуем нарисовать ритмический рисунок двух строчек из стихотворения.

(учитель зарисовывает на доске)

В одной стране,

В чудной стране.

Ритм помогает прочитать стихотворение выразительно, красиво.

Подготовьтесь к выразительному чтению.

(4-5 учеников читают стихотворение выразительно)

 

  1. Первичное закрепление. Самоконтроль. ( самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков).

Вам предстоит сейчас выступить в роли сочинителей. Разделитесь на команды по 4 человека, повернитесь друг к другу. Я даю слова, вы подбираете рифмы и сочиняете четверостишия, кому трудно, можно составить 2 строчки. Окончания слов можно изменять.

Слайд 9. Задание «Составь стихотворение».

На экране: окошко -  картошка, котик - ротик, огурец - молодец, кошка – брошка (дети составляют четверостишия или двустишия и зачитывают перед классом, выбирают лучшее стихотворение).

  1. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД.

Чтобы проверить, как в ы поняли новую тему, я предлагаю упражнение «Назови  этот литературный термин».

http://learningapps.org/display?v=pfpb4n34501 интерактивное упражнение

Слайд 10. Интерактивное упражнение «Литературные             термины».

Дети зачитывают литературные определения и подбирают к ним названия. ( стихотворение, олицетворение, рифма, ритм)

  1. Рефлексия деятельности. Домашнее задание.

Вернемся к кластеру. Все ли задачи мы выполнили? (дети зачитывают задачи и рассуждают, что запомнили нового и изучили)

Продолжи фразу:

  • На сегодняшнем уроке я узнал…
  • На этом уроке я похвалил бы себя за…
  •  Сегодня я сумел…(учитель предлагает заготовленные карточки)

Возьмите таблицы оценивания, прочитайте задание. Вы должны оценить свою работу на уроке, а также ваш товарищ должен оценить вашу работу.   Раскрасьте нужным цветом смайлика, потом обменяйтесь листочками с соседом.

Слайд 11. Таблица оценивания результатов.

(Можно воспользоваться таблицей по ссылке:

https://docs.google.com/document/d/1AtfgjWjewjoUocRohgRBxtJRQ7yi4DDVFJH91qpJCe8/edit#  )

Домашнее задание (по выбору)

 1 группа – с.151-152 выучить понравившееся стихотворение И.Токмаковой: «Плим» или «В чудной стране»

2 группа – придумать небольшой рассказ о том, как живётся разным жителям чудной страны, нарисовать в тетради  иллюстрацию к придуманному рассказу.

Используемые Интернет – ресурсы:

Изображения:

http://borisovna.rusedu.net/gallery/4998/75287-Solnyshko.jpg  солнышко лучистое

http://www.pupsam.ru/images/tokmakova_i_p.jpg Ирина Токмакова

http://img-fotki.yandex.ru/get/2/sidr1977.6/0_10579_2cb153c_XL  Аля, Кляксич и другие

http://www.bookshunt.ru/b197619_lesnie_kartinki  Лесные картинки

http://read.ru/id/1184425/  Может, нуль не виноват?

http://www.bookin.org.ru/book/56620  Где спит рыбка?

http://www.labirint-bookstore.ru/id/29803/ Вечерняя сказка

http://www.e5.ru/product/bainki_7684080/  Баиньки

http://www.fotokonkurs.ru/blogs/personal_alisa13777/1673  малыш

http://maminaraduga.ru/wp-content/uploads/2012/03/IMGP5913.jpg стихотворение « В чудной стране»

Упражнения (выполнены автором):

http://learningapps.org/display?v=pfpb4n34501 интерактивное упражнение «Назови  этот литературный термин»

http://learningapps.org/display?v=pqqkds5pt01 Интерактивное упражнение в LearningApps «Собери мозаику»

http://learningapps.org/display?v=prmvt7sd501    речевая разминка.

( интерактивное упражнение )

Видеоролики:

http://www.youtube.com/watch?v=rCV9Ef9N5vA   Ирина Токмакова читает свои стихи

http://www.youtube.com/watch?v=rzdWvNvRs-w  видеоролик «Ирина Токмакова» (выполнен Климкиной Е.Е.)

http://vozhatiki.ru/blog/solnyshko_luchistoe/2010-03-16-281 звуковой файл для зарядки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Пилим», «В чудной стране» И. Токмакова»

Предмет: ЛитератураКласс:2вТема урока: « «Пилим», «В чудной стране» И. Токмакова»Цели урока: Развивать навыки беглого выразительного чтения, умение анализировать поступки героев, память внимание вообр...

В. Берестов «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка». И. Токмакова «Плим», «В чудной стране»

Презентация по литературному чтению В. Берестов «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка».  И. Токмакова «Плим», «В чудной стране»(2 кл...

Конспект урока литературного чтения «И. Токмакова. «Плим», «В чудной стране»» (УМК "Школа России", 2 класс) + презентация

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: «И. Токмакова. «Плим», «В чудной стране»»Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с произведениями И. Токмаков...

Конспект урока по литературному чтению , УМК "Школа России" , 2 класс, тема:«И.Токмакова «Плим», «В чудной стране».»

Цели деятельности учителя:  формирование представлений  о стихотворений И.П. Токмаковой «Плим», «В чудной стране»Планируемые  результаты:Предметные:Знать: о...

Конспект урока литературного чтения: "И. Токмакова «Плим», «В чудной стране» " ( УМК " Школа России" , 2 класс)

Тема: И. Токмакова «Плим», «В чудной стране» Цель деятельности учителя:  формирование знаний о биографии И. Токмаковой и ее произведениях «Плим», «В чудн...

Конспект урока литературного чтения (2 класс). Тема: «Плим», «В чудной стране» Токмакова И.П. УМК "Школа России"

Цели деятельности: ознакомление с жизнью и творчеством И.П.Зощенко; обогащение словарного запаса; развитие речи, мышления, памяти, чувства юмора; формирование навыка осознанного и выразительного чтени...

Конспект урока литературного чтения «И.Токмакова «Плим», «В чудной стране».» ( УМК " Школа России", 2 класс )

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ  Тема: «И.Токмакова «Плим», «В чудной стране».» Цели деятельности учителя:  формирование представлений  о ст...