Рабочая программа по русскому языку. 3 класс.
рабочая программа (3 класс) по теме

Цыбульская Лариса Ивановна

Рабочая программа по русскому языку. 3 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx59.35 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Гусинская средняя общеобразовательная школа

Краснинского района Смоленской области

«Рассмотрено»

Руководитель МО

___________/Карпова Е.В./

Протокол                 №

От «__»  _________2013г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УМР МБОУ Гусинской СОШ

___________/Зарецкая С.Г./

Протокол                 №

От «__»  _________2013г

«Утверждаю»

Руководитель МБОУ Гусинской СОШ

___________/Егорова С.Ф./

Приказ                 №

От «__»  _________2013г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

           по русскому языку в 3 «А» классе

        Цыбульской Л.И. – учителя начальных классов

2013 – 2014 учебный год

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа по русскому языку  для 3 класса составлена на основе:

  • ФЗ «Об образовании Российской Федерации» № 273 ФЗ от 29 декабря 2012г 
  • ФГОС НОО (Утверждено указом Министерства образования и науки РФ от «6» октября 2009 года №373),
  • Примерной программы начального общего образования по предмету «Русский язык»,  
  • авторской программы  С.В Иванова,
  •  БУПа МБОУ Гусинской  СОШ на 2013-2014 учебный год,
  •  учебника С.В Иванова «Русский язык». Учебник внесен  в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013-2014 учебный год (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 №1067)

      Всего на курс «Русский язык» в 3 классе отводится  170 ч. (5 часов в неделю- 34 учебные недели)

     Программа курса «Русский язык» реализует основные положения концепции лингвистического образования младших школьников.

       Целями обучения русскому языку являются:

- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке;

- формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма;

- развитие устной и письменной речи учащихся;

- развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.

Знакомя учащихся с основными положениями лингвистики, мы тем самым формируем у них научное представление о системе и структуре родного языка, развиваем логическое и абстрактное мышление, представляем родной (русский) язык как часть окружающего мира.        

Основные задачи организации учебной деятельности для реализации этой цели — нахождение, вычленение и характеристика языковой единицы изучаемого уровня (звук, часть слова (морфема), слово, предложение), а также их классификация и сравнение. При этом важнейшим условием успешного решения поставленных задач является следование закономерностям науки о языке, что обеспечивает не только сохранение лингвистической логики, но и поступательное развитие языкового мышления ученика.

    Грамотное письмо и правильная речь являются обязательным атрибутом общей культуры человека.  Формируя навыки   безошибочного   письма,   и   развивая   письменную и устную речь учащихся, мы стремимся к тому, чтобы ученик стал культурным человеком.

  Для реализации второй цели необходимо учитывать следующее:        

  • грамотное письмо должно формироваться с учетом индивидуальных особенностей ученика: развитой зрительной или моторной памяти, логического мышления, репродуктивного воспроизведения полученных знаний;
  • навык грамотного письма может быть сформирован только при организации системы упражнений (регулярном тренинге);

•разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму должны опираться не только на контроль со стороны учителя, но и на самоконтроль ученика

      Работа по развитию речи учащихся строится с учетом того, что речь — это реализация языка в конкретной речевой ситуации. Значит, научить правильной речи — это научить правильному отбору языковых средств исходя из условий речевой ситуации.  Поэтому  программой предусмотрена работа учащихся с текстом,  его жанрово-ситуативными особенностями, учитываются упражнения для самостоятельного моделирования   и  корректировки   различных текстов.  В то же время следует иметь в виду, что представление о «человеке  пишущем»   (взрослом)   нельзя   формально перенести на учащегося начальной школы. В силу возрастных психологических особенностей у младших школьнице сформировано умение комплексного решения учебной задачи по русскому языку, включающего анализ речевой ситуации, выбор языковых средств для адекватной передачи мысли,  контроль за безошибочным  письмом, выделение и характеристику языковой единицы того или иного уровня, так как каждая из поставленных задач требует определенного вида деятельности. В связи с этим в программе курса «Русский язык» выделяются три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «Правописание» и «Развитие речи».

Содержание. 3 класс (170 ч).

«Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний)

Фонетика.

Повторение изученного в 1-2 классах на основе введения фонетического анализа слова.

Состав слова.

Повторение изученного во 2 классе на основе введения разбора слова по составу  

Синтаксис

Предложение. Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое.   Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.

Однородные члены предложения.

Морфология

                      Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное: общее значение (повторение изученного во 2 классе). Род и число имен существительных. Падеж. Падеж и предлог: образование предложно-па-дежной формы. Склонение имен существительных. Существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Словообразование имен существительных.

Имя прилагательное: общее значение (повторение изученного во 2 классе). Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам. Основные признаки качественных, относительных и притяжательных имен прилагательных.

Местоимение. Личные местоимения. Употребление личных местоимений в речи. Склонение личных местоимений.

«Правописание» (формирование навыков грамотного письма)

Повторение правил правописания, изученных во 2 классе.

Правописание падежных окончаний имен существительных. Правописание суффиксов имен существительных -ок-, -ец-, -иц-, -инк-, -енк-, сочетаний -ичк-, -ечк-.

Правописание падежных окончаний имен прилагательных.

Постановка запятой при однородных членах (при перечислении, при употреблении союзов а, но).

«Развитие речи»

Продолжение работы над структурой текста, начатой во 2 классе: озаглавливайте текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.

Знакомство с изложением и сочинением как видами письменной работы.

Знакомство с жанрами письма и поздравительной открытки.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи (с опорой на материал раздела «Лексика», изученного во 2 классе): использование в текстах многозначных слов, синонимов, антонимов, заимствованных слов, устаревших слов и фразеологизмов.

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка

для 3 класса

I-четверть – 45 часов

Тема урока

Дата

По плану

По факту

Повторение – 20 часов

Повторяем фонетику. Гласные и согласные звуки и буквы.

Правописание большой буквы в словах.

Фонетический анализ слова

Перенос слова. Повторение.

Текст. ( Развитие речи).

Повторяем признаки и типы текста.

Фонетический анализ слова.

Гласные после шипящих. (Правописание)

Состав слова. Повторение.

Повторение: правописание безударных гласных в корне слов

Повторение: признаки и типы текста

Разбор слова по составу

Корни слов.

Повторяем правила правописания согласных в корне

Состав слова и словообразование.

Корни слов. Правописание непроизносимых согласных в корне слова. Повторение.

Контрольная работа № 1 по теме «Повторение орфограмм корня»

Работа над ошибками.

Текст и его  оглавление

Состав слова и словообразование.

Суффикс (Правописание). Повторяем  правописание суффиксов

Приставка. (Правописание) Повторяем правописание приставок

Текст. Заглавие и начало текста

Синтаксис. Предложение. (Как устроен наш язык)

Предложение и его смысл. Слова в предложении.

Текущая контрольная работа №2 по теме «Фонетический анализ слова, разбор слова по составу»

Работа над ошибками. Синтаксис.

Виды предложения по цели высказывания и интонации

Текст. Последовательность предложений в тексте

Деление текста на абзацы.

Синтаксис. Грамматическая основа предложения.

Главные члены предложения

Твердый и мягкий знаки  (Правописание). Повторение.

Синтаксис. Грамматическая основа предложения.

Главные члены предложения

Приставка. (Правописание).

Учимся писать приставки, оканчивающиеся на з- и с-

Синтаксис.  Грамматическая основа предложения. Подлежащее

Сказуемое (Как устроен наш язык).

Письмо. (Развитие речи)

Синтаксис. Грамматическая основа предложения. Сказуемое

Письмо. (Развитие речи)

Синтаксис. Второстепенные члены предложения.

Второстепенные члены предложения. Обстоятельство

Итоговая контрольная работа №3 по теме «Простое предложение»

Работа над ошибками. Приставка. (Правописание)

Учимся писать приставку с-

Синтаксис. Второстепенные члены предложения. Обстоятельство

Письмо.(Развитие речи).

Синтаксис. Второстепенные члены предложения.

Определение

Правописание

Итоговый диктант №4  по теме «Орфограммы, изученные во 2 классе»

Работа над ошибками. Синтаксис. Второстепенные члены предложения. (Как устроен наш язык)

Сложные слова. (Правописание).

II-четверть – 35 часов

Письмо. (Развитие речи).

Синтаксис. Второстепенные члены предложения. Дополнение

Буквы о, е после шипящих в корне слова

Синтаксис. Второстепенные члены предложения. Дополнение

Буквы о, ё после шипящих в корне слова

Письмо. (Развитие  речи)

Синтаксис. Однородные члены предложения.

Текущая контрольная работа №5 по теме «Члены простого предложения»

Работа над ошибками. Корень слова.

Корень слова. Учимся обозначать звук ы после звука ц

Синтаксис. Однородные члены предложения.

Знаки  препинания при однородных членах предложения

Диктант №6 по темам: «Правописание слов, образованных  сложением», «о, ё после шипящих», «ы после ц»

Работа над ошибками. Письмо.(Развитие речи)

Учимся писать письма

Синтаксис. Однородные члены предложения.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения

Синтаксис. Однородные члены предложения.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения

Письмо.(Развитие речи)

Повторение: фонетика и состав слова

Диктант 7 по теме «Однородные члены предложения»

Работа над ошибками.

Самостоятельные и служебные части речи

Самостоятельные и служебные части речи

Повторение пройденного. (Развитие речи)

Имя существительное

Повторение пройденного. (Правописание)

Повторение

Изложение. (Развитие речи)

Род имён существительных

Изложение.  (Развитие речи)

Число имён существительных

Мягкий знак у имён существительных. (Правописание)

Контрольный диктант №8 за  I полугодие

Работа над ошибками. Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных

Повторение. Грамматические  признаки  имени существительного

Повторение. Грамматические  признаки  имени существительного

III-четверть – 50 часов

Число имен существительных

Изменение имен существительных по числам

Изложение.  (Развитие речи)

Изменение имен существительных по падежам

Падежи имен существительных

Корни слов. (Правописание)

Учим слова с удвоенными согласными в корне

Письмо. (Развитие  речи)

Падежи имен существительных

Суффикс -ок- в именах существительных

Падеж имён существительных

Суффиксы -ец- и -щ- и сочетания-ичк- и -ечк-

Текст.(Развитие речи)

Склонение имён существительных

Правописание сочетаний -инк- и -енк-

Проверочный диктант по теме «Суффиксы»

Склонение имён существительных

Правописание безударных окончаний имен существительных первого склонения

Текст.(Развитие речи)

Грамматические признаки имени существительного. (Как устроен наш язык)

Склонение имён существительных

Тест по теме «Склонение имен существительных»

Правописание безударных окончаний имён существительных 1-го склонения

Имена существительные одушевленные и неодушевлённые

Безударные окончания имён существительных 2-го склонения

Изложение. (Развитие  речи)

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые

Безударные окончания имён существительных 2-го склонения

Имена существительные собственные и нарицательные  

Окончания имен существительных. (Правописание)

Правописание гласных в окончаниях имен существительных после шипящих

Изложение. (Развитие речи)

Способы образования имён существительных

Правописание безударных окончаний имён существительных 3-го склонения

Способы образования имен существительных

Безударные окончания имен существительных 3-го склонения

Изложение. (Развитие речи)

Контрольное изложение №9.

Работа над ошибками. (Как устроен наш язык)

Повторяем фонетику и состав слова

Повторение: правописание безударных окончаний имён существительных 1-го, 2-го и 3-го склонений

Проверочный диктант по теме «Правописание окончаний имен существительных»

Имя прилагательное.

Правописание окончаний имен существительных множественного числа

Повторение пройденного. (Развитие речи)

Имя прилагательное.

Повторение: правописание безударных окончаний имён существительных

Контрольный диктант №10  за 3-ю четверть

Работа над ошибками.

Имя прилагательное

Правописание имён существительных на -ий, -ия, -ие

Повторение правил правописания безударных окончаний имён существительных

Качественные имена прилагательные

Изложение. (Развитие речи)

Обучающее изложение с элементами сочинения

Степени сравнения качественных прилагательных

IV четверть – 40 часов

Правописание окончаний имён прилагательных

Изложение. (Развитие речи)

Учимся писать изложение (обучающее)

Степени сравнения качественных прилага-тельных

Окончания имен прилагательных. (Правописание)

Правописание  имен прилагательных

Краткая форма Качественных прилагательных

Правописание окончаний имен прилагательных

Окончания имен прилагательных. (Правописание)

Контрольное списывание №11 по теме «Окончания имен прилагательных»

Работа над ошибками. Сочинение. (Развитие речи)

Учимся писать сочинение

Относительные имена прилагательные

Правописание относительных имён прилагательных

Как образуются относительные имена прилагательные

Правописание относительных имён прилагательных

Сочинение. (Развитие речи)

Учимся писать сочинение

Правописание относительных прилагательных

 (Развитие речи)

Сочинение на тему «Моя история»

Правописание относительных прилагательных

Притяжательные имена прилагательные

Правописание притяжательных прилагательных

Составление текста по его части. Повторение.

Повторяем фонетику и состав слова. Повторение.

Контрольная работа №12 по теме

«Имя прилагательное и его

грамматические признаки»

Работа над ошибками. Анализ контроль-

ной работы и работа над ошибками

Правописание сравнительной

степени  качественных прилагательных

Правописание превосходной степени качественных прилагательных

Правописание краткой формы качественных прилагательных

Местоимение.

Текст. Работа с текстом

Итоговая контрольная работа №13 за 3 класс

Работа над ошибками. Грамматические признаки местоимения.Личные местоимения

Правописание местоимений с предлогами

Грамматические признаки местоимения.

Как   изменяются местоимения.

Как изменяются местоимения

Грамматические Признаки  местоимения. Правописание местоимений с предлогами

Повторение: фонетический разбор, состав слова, правописание прилагательных, местоимений

Повторяем фонетику. Гласные и согласные звуки и буквы.

Правописание большой буквы в словах. Повторение.

Фонетический анализ слова

Правила переноса слов. Повторение.

Повторяем признаки и типы текста.

Фонетический анализ слова.

Требования к уровню подготовки учащихся 3 класса:

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:

- осознавать роль языка и речи в жизни людей;

- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, их поступкам.

Средство достижения этих результатов – тексты  из учебника «Русский язык».

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- учиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации ;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

- учиться работать по предложенному учителем плану.

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

-  учиться понимать причину успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно действовать в ситуации неуспеха

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты;

- использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов;

- овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- учиться слушать и понимать речь других; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; изложение своего мнения и аргументации своей точки и оценки событий.

- выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

-готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами:

- отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

- осмысленно и правильно читать целыми словами;

- отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

- подробно пересказывать текст;

- составлять устный рассказ по картинке;

- называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твердые, мягкие, парные, непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;

- определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твердость или мягкость согласного звука);

- обозначать мягкость согласных звуков на письме;

- определять количество букв и звуков в слове;

- писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;

- ставить пунктуационные знаки конца предложения;

- списывать с печатного образца и писать под диктовку слова небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения.

Перечень

учебно-методического обеспечения

Для учителя:

  • ФЗ «Об образовании Российской Федерации» № 273 ФЗ от 29 декабря 2012г
  • ФГОС начального общего образования
  • Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века». Русский язык: С. В. Иванов– М.: Вентана-Граф, 2013.
  • Учебник: Иванов С.В. Русский язык. 3 класс. -   М.: Вентана-Граф, 2013.

Для ученика:

  • Учебник: Иванов С.В. Русский язык. 3 класс. -   М.: Вентана-Граф, 2013.
  • Рабочие тетради №1-2:М. И. Кузнецова. «Пишем грамотно» 3 класс. -   М.: Вентана-Граф, 2013.
  • Тетрадь; М. И. Кузнецова «Учусь писать без ошибок» 3 класс. – М.: Вентана-Граф, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...