Рабочая программа по предшкольной подготовке
рабочая программа на тему

Селемет Светлана Викторовна
Данная программа направлена на развитие и совершенствование содержания образования детей старшего дошкольного возраста и на обеспечение его программно-методическими и учебными материалами, а также на реализацию в образовательном процессе методологических принципов, изложенных в Законе РФ «Об образовании».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_podgotovke.doc186 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа «Подготовка к школе» является основой для организации образовательной деятельности  группы дошкольного образования детей 5,5 - 7 лет, рассчитана на 4 месяца         В основе подготовительного курса лежит программа "Ступеньки детства", (составитель Н.М.Конышева).

Данная программа направлена на развитие и совершенствование содержания образования  детей старшего дошкольного возраста и на обеспечение его программно-методическими и учебными материалами, а также на реализацию в образовательном процессе методологических принципов, изложенных в Законе РФ «Об образовании».

Основная цель программы -  обеспечение непрерывности и преемственности дошкольного и школьного образования.

Программа «Подготовка к школе» отражает потребность общества и государства в качественном дошкольном образовании, представляет собой эффективный способ выравнивания стартовых возможностей детей, идущих в первый класс начальной школы.

Задачи программы:

  1. Создание развивающей среды
  2. Охрана и укрепление здоровья дошкольников, развитие их двигательной культуры
  3. Развитие личностных качеств ребенка, его мышления, воображения, памяти, речи, эмоциональной сферы
  4. Формирование опыта самопознания.

Принципы построения программы «Подготовка к школе»:

  1. Принцип адаптивности – создание адаптивной модели воспитания и развития дошкольников, обеспечивающей гуманный подход к личности ребенка.
  2. Принцип развития – целостное развитие личности и  ее готовности к дальнейшему развитию.
  3. Принцип психологической комфортности -  обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.
  4. Принцип образа мира и целостности содержания образования -  формирование единого и целостного представления дошкольника о мире.
  5. Принцип смыслового отношения к миру -  осмысление ребенком того, что он является частью мира.
  6. Принцип систематичности -  реализация единых линий развития и воспитания.
  7. Принцип обучения деятельности -  организация видов деятельности, во время которых ребенок  сам делает «открытия».
  8. Принцип опоры на предшествующее развитие.
  9. Принцип креативности -  обучение дошкольников творчеству.

Программа «Подготовка к школе»  готовит детей к обучению как новому для них виду деятельности (формируется мотивационная готовность, осуществляется познавательно-речевое развитие, формируется навык работы  в коллективе, общения с взрослыми и сверстниками).

Данная программа обеспечивает полноценное личностное развитие ребенка:

  1. Социальное развитие, т.е. внутреннюю (личностную) подготовку к адекватному участию в жизни окружающих ребенка социальных групп;
  2. Культурное развитие - совокупность знаний и умений, владение которыми диктуется отдельными социальными (особенно возрастными) группами и позволяет присвоить важнейшие элементы человеческого опыта;
  3. Познавательное  развитие   - собственно знания, умения и другие психологические компоненты развивающейся личности, обеспечивающие познавательную деятельность.

Результатом дошкольного образования должна стать готовность ребенка к дальнейшему развитию - социальному, личностному, познавательному (когнитивному) и др., появление у него первичной целостной картины мира, т.е. осмысленного и систематизированного первичного знания о мире

Программа «Подготовка к школе» ориентирована на сохранение и укрепление здоровья дошкольников. Отказ от «школьного» обучения детей дошкольного возраста,  разработка комплексной психолого-физиологической диагностики развития ребенка и готовности к школьному обучению, приведение педагогических технологий в соответствие возрастным особенностям и функциональным возможностям ребенка на данном этапе развития, создание адаптивной образовательной среды для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья и проблемы в развитии, будут способствовать решению данной проблемы.

. Ребенок, по той или иной причине отстающий в развитии, ограничится минимумом, «сильный» возьмет все, что ему дают, и пойдет дальше. Все остальные разместятся в промежутке между минимумом и максимумом в соответствии со своими индивидуальными возможностями, способностями, предпочтениями, но при этом каждый будет готов к школьному обучению и получит перспективу для своего личностного и познавательного развития.

В программу  включены занятия:

  1. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте
  2. Математическое развитие
  3. Подготовка к письму

Программа «Подготовка к школе» составлена на основе учета максимального объема учебной нагрузки дошкольников  по 3 занятия 1 раз в  неделю (субботу), продолжительность занятий  - 20 минут.

Направление занятий.

Февраль

4,11,18,25

Март

3,10,17,24,31

Апрель

7,14,21,28

Май

5,12,19,26

Итого

1. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте

4 ч.

5ч.

4ч.

17 ч.

2.Развитие математических способностей

4 ч.

5ч.

4ч.

17 ч.

3. Развитие мелкой моторики и общее развитие

4ч.

17ч

Расписание занятий

1занятие- 10.00-10.20

2 занятие -10.30-10.50

3 занятие-11.00-11.20

Развитие речи и подготовка к обучению грамоте

"Подготовка к чтению и письму" (автор - О.И. Бадулина)

Курс «Развитие речи и обучения грамоте» для дошкольников призван  обеспечить качественную подготовку детей к обучению в начальной школе по образовательной программе « Школа  России». Рассчитан на 4 месяца  из расчета 2 часа в неделю.

Цель курса «Развитие  речи и подготовки к обучению грамоте» – развитие умения говорения, слушания, чтения (слияние звуков в слоги), интереса к собственной речи  и речи окружающих, обогащение словаря и грамматического строя речи.

Задачи обучения:

  1. Развивать умения говорения, слушания.
  2. Развивать и совершенствовать фонематические процессы (фонемного восприятия и представлений и звуковой структуре слова);
  3. Совершенствовать тонкую ручную и артикуляционную моторику.
  4. Обогащать активный, пассивный, потенциальный словарь; развить грамматический строй речи, умение связной речи с опорой на речевой опыт ребенка- носителя языка.
  5. Развивать общеучебные умения: умение работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца; работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия.
  6. Развивать умение общения с взрослыми, со сверстниками, умение видеть мир глазами другого человека.

Предметное содержание

  1. Лексическая и грамматическая работа:
  • обогащение словарного запаса детей; наблюдение над многозначными словами в речи;
  • употребление новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений).
  1. Развитие связной речи:
  • ответы на вопросы, участие в диалоге;
  • подробный пересказ текста по зрительной опоре;
  • составление рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок;
  1. Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха:
  • знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его условным обозначением;
  • знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;
  • выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;
  • выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных;
  • «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.
  1. Обучение звуко-слоговому анализу:
  • звуковой анализ состава слогов и слов;
  • дифференциация понятий «звук» и «буква»;
  • соотнесение букв и звуков.
  1. Работа по развитию мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру и др.).

Занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом, формируется и развивается главная ценность, основа всей учебной деятельности — творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно будут складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствования речи.

К концу года дошкольники овладевают возможностью:

  1. соотносить букву и звук;
  2. узнавать и называть буквы русского алфавита;
  3. различать гласный и согласный звук, находить их в словах;
  4. характеризовать согласные звуки   по глухости -  звонкости, твердости -  мягкости;
  5. определять количество букв и звуков в односложных словах;
  6. определять количество слогов в слове, выделять первый и последний слог, конструировать слова из слогов;
  7. обогатить словарный запас по темам: «Животные», «Растения», «Одежда» и др.;
  8. составлять предложения, устный рассказ по серии сюжетных картинок;
  9. отвечать на вопросы и самому задавать вопросы по теме;
  10. читать слоги и слова;
  11. подробно пересказывать текст по зрительной опоре;
  12. выявлять признаки сходства и различия между двумя и более предметами;
  13. выделять одинаковые и лишние  предметы из группы предметов;
  14. объединять различные предметы в группы;
  15. выявлять логические несоответствия в рисунках или рассказах и т. д.

Развитие речи и подготовка к обучению грамоте.

 Тематическое планирование занятий

                  16 часов

Тема

Наши прописи стр.

Количество часов

Дата

Речь: говорение и слушание. Составление рассказов по сюжетным картинкам об осени.

1

 Речь: чтение и письмо. Составление рассказов по серии картинок.

1

 Звуки речи. Русские народные сказки «Маша и медведь», «Колобок». Гласные звуки. Составление рассказов по сюжетным картинкам на тему: «Во дворе».

1

Согласные звуки.

1

 Слоги. Русская народная сказка «Курочка Ряба». Составление рассказов по серии картинок на тему «Семья».

1

 Ударение. Составление рассказов по сюжетным картинкам на тему «Забавы детей».

1

 Слова.  Игры  по развитию речи.

1

Буквы А, а, Я, я, звук [а]. Русская народная сказка «Сестрица Аленушка  и братец Иванушка».

1

 Буквы О, о, Е. е, звук [о]. Составление рассказов по сюжетным картинкам на тему «Верный друг».

1

Буквы У, у, Ю. ю, звук [у].

1

Буквы Э. э, Е. е, звук [э]. Русская народная сказка «Ежонок».

1

Буква И, и, звук [и].Буква ы, звук [ы]. Составление рассказов по сюжетным картинкам на тему «Зимушка – зима».

1

 Буква М, м, звуки [м], [м].Русская народная сказка «Три медведя».

1

Буква Н, н, звуки [н],[н'].

1

 Буква Р, р, звуки [р],[р'].Составление рассказов по сюжетным картинкам на тему: «В лесу».

1

 Буква Л, л, звуки[л],[л]. Русская народная сказка «Гуси – лебеди».

1

Буква Й, й, звук [й].

1

Буква Г, г, звуки [г],[г']. Буква К, к, звуки [к],[к']. Составление рассказов по сюжетным картинкам на тему: «Развлечения детей зимой».

1

 Буква З, з, звуки [з],[з']. Буква С, с, звуки [с],[с']. Русская народная сказка «Лиса и заяц».

1

Буква Д, д, звуки [д],[д']. Буква Т, т. Звуки [т], [т'].

1

Буква Б, б, звуки [б],[б']. Буква П, п. Звуки [п],[п']. Составление рассказов по сюжетным картинкам на тему: «В магазине».

1

Буква В, в. Звуки [в],[в'].

1

 Буква Ф, ф. Звуки [ф],[ф'].

1

Буквы Ж,ж. Звук [ж].

1

 Буква Ш,ш. Звук [ш].

1

 Буква Ц, ц. Звук [ц]. В. Драгунский «Заколдованная буква».

1

 Буква Ч, ч. Звук [ч]. Составление рассказов по сюжетным картинкам на тему: «Забавы детей весной».

1

Буква Щ,щ. Звук [щ]. С. Михалков «Мой щенок».

1

 Буква Х, х. Звуки [х],[х'].

1

 Буквы ъ и ь. Составление рассказов по сюжетным картинкам на тему «Весна».

1

 Буква З, з, звуки [з],[з']. Буква С, с, звуки [с],[с']. Русская народная сказка «Лиса и заяц».

1

Буква Д, д, звуки [д],[д']. Буква Т, т. Звуки [т], [т'].

1

Буква Б, б, звуки [б],[б']. Буква П, п. Звуки [п],[п']. Составление рассказов по сюжетным картинкам на тему: «В магазине».

1

Буква В, в. Звуки [в],[в'].

1

Математическая подготовка  (автор -Н.Б.Истомина)

Курс «Математическая подготовка» для дошкольников призван развивать математические представления дошкольников и обеспечивает качественную подготовку к обучению математике  в начальной школе. Рассчитан на 1 год из расчета 3 часа в неделю.

Цель курса «Математическая подготовка»  - развитие мотивации учения дошкольников, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества; формирование мыслительных операций; развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.

Задачи обучения:

  1. Формировать мотивацию учения, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов.
  2. Развивать образное мышления (ощущение, восприятие, представление).
  3. Формировать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).
  4. Развивать    вариативность    мышления,    творческие    способности,    фантазию, воображение, конструктивные умения.
  5. Работать над увеличением объема внимания и памяти.
  6. Формировать умение планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий.
  7. Развивать речь, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
  8. Воспитывать интерес к предмету и процессу обучения в целом.

Предметное содержание

  1. Общие понятия.
  • Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу.
  • Группы предметов или фигур, обладающих общим признаком. Составление группы предметов по заданному признаку. Выделение части группы.
  • Сравнение двух групп предметов. Обозначение отношений равенства и неравенства.
  • Установление равночисленности двух групп предметов с помощью составления пар (равно - не равно, больше на ... - меньше на ...).
  • Формирование общих представлений о сложении как объединении групп предметов в одно целое. Формирование общих представлений о вычитании как удалении части предметов из целого. Взаимосвязь между целым и частью.
  • Начальные представления о величинах: длина, масса предметов, объем жидких и сыпучих веществ. Измерение величин с помощью условных мер (отрезок, клеточка, стакан и т. п.).
  • Натуральное число как результат счета и измерения. Числовой отрезок.
  • Составление закономерностей. Поиск нарушения закономерности.
  • Работа с таблицами. Знакомство с символами.
  1. Числа и операции над ними.
  • Прямой и обратный счет в пределах 10. Порядковый и ритмический счет.
  • Образование следующего числа путем прибавления единицы. Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами, точками на отрезке прямой. Состав чисел первого десятка.
  • Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел (больше на ..., меньше на ...) на наглядной основе.
  • Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10                   (с использованием наглядной опоры). Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел.
  • Число 0 и его свойства.
  • Решение простых (в одно действие) задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала.
  1. Пространственно-временные представления.
  • Отношения: на - над - под, слева - справа - посередине, спереди - сзади, сверху - снизу, выше - ниже, шире - уже, длиннее - короче, толще - тоньше, раньше - позже, позавчера - вчера - сегодня - завтра - послезавтра, вдоль, через и др..
  • Установление последовательности событий.
  • Последовательность дней в неделе.
  • Последовательность месяцев в году.
  • Ориентировка на листе бумаги в клетку. Ориентировка в пространстве с помощью плана.
  1. Геометрические фигуры и величины.
  • Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, четырехугольник, круг, шар, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед, куб.
  • Составление фигур из частей и деление фигур на части. Конструирование фигур из палочек.
  • Формирование представлений о точке, прямой, луче, отрезке, ломаной линии, многоугольнике, углах, о равных фигурах, замкнутых и незамкнутых линиях.
  • Сравнение предметов по длине, массе, объему (непосредственное и опосредованное с помощью различных мерок). Установление необходимости выбора единой мерки при сравнении величин. Знакомство с некоторыми общепринятыми единицами измерения различных величин.

Возрастные особенности дошкольников требуют использования игровой формы деятельности. Занятие не следует сводить только к работе за столом над страничками учебного пособия. Само же «открытие» должно происходить в ходе активного участия детей в дидактических и ролевых играх.

Поскольку все дети обладают своими, только им свойственными качествами и уровнем развития, необходимо дифференцировать задания с учетом индивидуальных особенностей ребенка, создавая ситуацию успеха для каждого из них. Каждый ребенок должен продвигаться вперед своим темпом и с постоянным успехом. Для решения этой задачи в учебное пособие включен материал разной степени сложности - от необходимого минимума до возможного максимума. Здесь есть и стандартные задания, которые требуют применения той или иной известной детям операции, и нестандартные, когда ребенок, приступая к решению, не знает заранее способа действий.

Необходимым условием организации занятий с дошкольниками, является психологическая комфортность детей, обеспечивающая их эмоциональное благополучие. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния.

Большое внимание в программе уделяется развитию вариативного и образного мышления, творческих способностей детей. Дети не просто исследуют различные математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур. Они постоянно встречаются с заданиями, допускающими различные варианты решения.

Ребенок должен быть абсолютно уверен, что это он сам совершил «открытие», что он сам справился с заданием. Поэтому, предлагая детям проблемную ситуацию, нельзя сразу же объяснять им, как и что нужно делать. Следует всячески поощрять их самостоятельность, инициативность, выдвижение и обоснование своих версий.

В результате обучения по программе подготовительного курса ребенок должен уметь:

•        называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10;

•        различать свойства предметов(цвет, форма, размер и т.д.);

•        соотносить цифру с числом предметов;

•        присчитывать и отсчитывать по единице;

•        ориентироваться на листе клетчатой бумаги.

 Тематическое планирование занятий

Тема

Количество часов

Дата

Признаки предметов. Счёт предметов (устная нумерация). Взаимное расположение предметов (слева, справа, вверху, внизу). Понятие «одинаковый».

1

Отношение: столько же, больше, меньше. Счёт предметов. Сравнение.

1

Пространственные отношения: внутри, снаружи. Числа 1, 2, 3.

1

Число и цифра. Счёт предметов. Знакомство с цифрой 1.

1

Счёт предметов. Знакомство с цифрами 2, 3.

1

Представления о паре предметов. Числа 4, 5, 6.

1

Геометрические фигуры. Знакомство с цифрой 4.

1

Пространственные отношения: между, перед. Знакомство с цифрами 5,6.

1

Отношение: столько же. Счёт предметов. Числа 7, 8, 9.

1

Отношения: больше, меньше. Сравнение длин предметов. Знакомство с цифрой 7.

1

 Пространственные отношения: уже, шире. Знакомство с цифрой 8.

1

 Пространственные отношения: выше, ниже, короче, длиннее. Знакомство с цифрой 9.

1

 Поиск и составление закономерностей. Натуральный ряд чисел от 1 до 9, принцип его построения.

1

 Присчитывание по единице и отсчитывание по единице.

1

 Пространственные отношения: на, над, под. Состав чисел 2, 3.

1

 Пространственные отношения. Состав 4, 5.

1

Поиск и составление закономерностей.

1

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предшкольной подготовке

Рабочая программа по предшкольной подготовке "Первые шаги"...

Рабочая программа по предшкольной подготовке.

Разработана на основе УМК "Ступеньки детства"...

рабочая программа для предшкольной подготовки

Рабочая программа для предшкольной подготовки "Преемственность" с тематическим планированием по развитию речи, математике, окружающему миру....

Рабочая программа по предшкольной подготовке

   Рабочая программа в группе предшкольной подготовки разработана в  соответствии с ООП «МБОУ «  Тункинская СОШ», с учетом Федеральных государственных обра...

Рабочая программа по предшкольной подготовке.

Школа будущего первоклассника представляет собой комплексную дополнительную образовательную услугу по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе....

Рабочая программа по предшкольной подготовке.

Рабочая программа по предшкольной подготовке....