Рабочая программа по предшкольной подготовке.
рабочая программа

Ермолаева Елена Валентиновна

Школа будущего первоклассника представляет собой комплексную дополнительную образовательную услугу по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа по предшкольной подготовке

для детей 5 – 6 лет

2017 – 2018 учебный год

Школа будущего первоклассника представляет собой комплексную дополнительную образовательную услугу по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе.

Нормативно-правовая основа

Дополнительная образовательная программа для обучения в группах адаптации детей к условиям школьной жизни  разработана на основе следующих нормативных правовых документов: 

Федерального закона от 29.12.2012 № 27Э-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

СанПиН 2.4.2.2821 - 10, утвержденных постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 зарегистрированных в Минюсте России 03.03.2011г., регистрационный номер 19993;

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

Содержание программы разработано на основании нового Закона об образовании в Российской Федерации, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный №30384), вступил в силу с 1 января 2014 г.) и с учётом федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный № 15785), вступил в силу с 1 января 2010 г.).

Рабочая программа составлена на основе программы «Преемственность: подготовка к школе детей 5-7 лет» автор Федосова Н.А. и др., программы Косиновой Е.М. и адаптирована к условиям ОУ.

Направленность программы

Школа будущего первоклассника представляет собой комплексную дополнительную образовательную услугу по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе. Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, наблюдение, память, воображение, мышление. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей. Таким образом, программа «Преемственность» имеет социально-педагогическую направленность.

Актуальность программы

В настоящее время школа решает сложную задачу образования и воспитания подрастающего поколения - личностное развитие ребенка (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию) на основе освоения им универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), познания и освоения мира. В сфере экономических и политических преобразований нашего общества от учителя начальных классов требуется совершенствование всей системы учебно-воспитательного процесса, осуществление преемственности между дошкольным и начальным обучением. Одним из таких направлений является предшкольная подготовка.

Актуальность программы «Преемственность» состоит в решении вопросов выравнивания стартовых возможностей детей с учетом проблемы разного уровня подготовленности детей, затрудняющего их адаптацию к условиям школьной жизни.

Образовательная программа «Преемственность» предполагает использование современных педагогических технологий, позволяющих активизировать деятельностные и мыслительные процессы ребёнка, включить его в изменившуюся социальную среду. Программа представляет систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной логике, направленных на формирование у дошкольников необходимого уровня психологической готовности к школе, общение со сверстниками и педагогами, мотивационной готовности к школе.

Педагогическая целесообразность программы

Одной из наиболее острых проблем современной школы является рост количества учащихся со школьной дезадаптацией уже в первом классе. Очень часто результатом неуспеваемости, школьных неврозов, повышенной тревожности является неподготовленность ребенка к обучению. Эти явления сохраняются и надолго закрепляются у детей, поступивших в школу. Первый год обучения очень трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья, а также у тех дошкольников, которые не посещали детские дошкольные учреждения. Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа развития. Педагоги учитывают трудности адаптационного периода и заинтересованы в том, чтобы он прошел для детей менее болезненно. Практика показывает, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое.

Предшкольная подготовка создает равные стартовые условия для получения начального образования, делает доступным качественное обучение на уровне начального общего образования.

Цель программы: всестороннее развитие ребенка, что позволит обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе.

Основные задачи программы:

  • организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
  • сохранение и укрепление физического, психического здоровья детей и их эмоционального благополучия;
  • развитие личностных качеств детей;
  • формирование у дошкольников ценностных установок и ориентаций;
  • развитие творческой активности детей;
  • формирование и развитие психических функций познавательной и эмоционально-волевой сферы;
  • формирование предпосылок универсальных учебных действий, развитие коммуникативных умений;
  • развитие умений действовать по правилам.
  • формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.

Адаптация к школьному обучению

Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.

Адаптация к школьному обучению проходит через:

  • формирование базовых умений, необходимых для обучения в школе;
  • расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде;
  • обогащение активного словаря ребенка, связной речи;
  • логическую и символическую пропедевтику.

Планируемый результат: благоприятное течение адаптации первоклассников к обучению в школе.

Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:
•     сохранение физического, психического и социального здоровья детей;
•     установление контакта с учащимися, с учителем;
•     формирование адекватного поведения;
•     овладение навыками учебной деятельности.

Возрастные особенности детей 5-7 лет.

Программа «Преемственность» рассчитана на детей 5-7 летнего возраста. В этом возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребенка в эти связи во многом определяет его развитие. Педагог формирует стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности.

Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых, педагог обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Он постоянно создает ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставит перед ними все более сложные задачи, развивает их волю, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливает на поиск новых, творческих решений. Важно предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий.

Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умения поставить цель (или принять ее от педагога), обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. Задача развития данных умений создает основу для активного овладения детьми всеми видами деятельности.

Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Задача программы - пробудить интерес к творчеству. Этому способствует создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно изобразительной деятельности, в ручном труде, словесное творчество. Особое внимание уделяется развитию познавательной активности и интересов детей. Педагог обращает внимание на новые, необычные черты объекта, строит догадки, обращается к детям за помощью, нацеливает на экспериментирование, рассуждение, предположение.

В этом возрасте дети начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению. Главное - связать развивающийся интерес детей к новой социальной позиции («Хочу стать школьником») с ощущением роста своих достижений, с потребностью познания и освоения нового. Педагог стремится развить внимание и память детей, формирует элементарный самоконтроль, способность к саморегуляции своих действий. Этому помогают разнообразные игры, требующие от детей сравнения объектов по нескольким признакам, поиска ошибок, запоминания, применения общего правила, выполнения действий с условиями. Условием полноценного развития старших дошкольников является содержательное общение со сверстниками и взрослыми.

В процессе взаимодействия с внешним миром дошкольник, выступая активно действующим лицом, познает его, а вместе с тем познает и себя. Через самопознание ребенок приходит к определенному знанию о самом себе и окружающем его мире. Опыт самопознания создает предпосылки для становления у дошкольников способности к преодолению негативных отношений со сверстниками, конфликтных ситуаций. Знание своих возможностей и особенностей помогает прийти к пониманию ценности окружающих людей.

Отличительные особенности программы

Программа разработана на основе учебно-методического комплекса «Школа России». Данный УМК построен таким образом, что все его важнейшие компоненты: предметное содержание, дидактическое обеспечение, методическое сопровождение и художественно – полиграфическое  исполнение направлены на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, учитывают требования к ее структуре и содержанию, отраженные в ФГОС.

Программа «Школа России» доступна для дошкольников, гарантирует достижение положительного результата в обучении и реальные возможности личностного развития, так как построена на таких принципах как: учет возрастных особенностей, постепенное наращивание трудностей, открытость новому.

Концепция программы подготовки будущих первоклассников основана на следующей идее: дошкольники только готовятся к систематическому обучению и этим определяется выбор содержания, методов и форм организации образования детей.

Концепция программы «Преемственность» рассматривает дошкольное и начальное обучение в системе непрерывного образования, предлагает личностно-ориентированную модель подготовки к школе и позволяют организовать системную подготовку детей к обучению в начальных классах. Программа «Преемственность» и комплект пособий подготовлены ведущими специалистами дошкольного и начального образования. Пособия комплекта позволяют обеспечить психическое и физическое развитие детей на том уровне, который необходим для их успешного включения в учебную деятельность и дальнейшего обучения в школе. Комплект «Преемственность» не допускает дублирования материалов первого класса общеобразовательной школы и дает возможность подготовить ребенка к обучению по любой системе.

Основными принципами подготовки к обучению являются:

-         единство развития, обучения и воспитания;

-         учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
-         комплексный подход;
-         систематичность и последовательность;
-         вариативность и вариантность;
-         сознательность и творческая активность;
-         наглядность.

Общая характеристика программы

Содержание программы предусматривает комплекс занятий, включающих следующие направления деятельности: ознакомление с окружающим миром, совершенствование и развитие устной речи и графических навыков, введение в математику.

В процессе изучения данных разделов программы дети получат знания об окружающем мире и практических способах взаимодействия с ним. Программа направлена на общее психическое развитие и активизацию воображения. В ходе реализации содержания программы у детей будут формироваться приемы умственных действий: сравнения, обобщения, классификации. Сформируются навыки произвольной деятельности, навыки наблюдения за объектом. Продолжится развитие речи, мелкой моторики и графических навыков, развитие умения составлять небольшой рассказ по картинке, умения произвольно удерживать внимание на предмете обсуждения, расширится словарный запас и общий кругозор детей, развитие ассоциативного мышления как основы эстетической реакции, развитие эстетического вкуса и общей культуры ребенка.

Игровая форма занятий и атмосфера доброжелательности позволят ребенку избежать стресса. Задания подобраны с учетом индивидуальных особенностей детей и создают ситуации успеха для них. День за днем ребенок будет самостоятельно делать «открытия» и активно участвовать в обучении. В ходе реализации программы у детей через творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формируется личность ребенка, развивается его самостоятельность и познавательный мир. Таким образом, во время работы школы будущего первоклассника, происходит не только знакомство учителя и ученика, но и решается главная задача программы: сокращение адаптационного периода при поступлении ребенка в школу.

Содержание программы

Модуль: Развитие речи. Подготовка к обучению чтению и письму

Е.М. Косинова «Логопедический букварь»

Е.М. Косинова «Пишем вместе с логопедом»

Наименование разделов

Всего часов

1

Совершенствование и развитие устной речи

28

2

Подготовка к обучению чтению и письму

28

ИТОГО:

56

Модуль: «Введение в математику»

«Математические ступеньки» С. Волкова

Наименование разделов

Всего часов

1

Пространственные и временные представления. Подготовка к изучению числа.

6

2

Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание чисел

22

ИТОГО:

28

Модуль: «Развитие познавательных способностей»

«За три месяца до школы» О.А. Холодова

Наименование разделов

Всего часов

1

Развитие внимания

8

2

Развитие памяти

6

3

Развитие воображения

6

4

Развитие мышления

8

ИТОГО:

28

Модуль: «Развитие речи. Подготовка к обучению чтению и письму»

Е.М. Косинова «Логопедический букварь»

Е.М. Косинова «Пишем вместе с логопедом»

Наименование разделов

Всего часов

1

Совершенствование и развитие устной речи, обучение чтению

28

2

Подготовка к обучению чтению и письму

28

ИТОГО:

56

 Рабочая программа рассчитана на 56 часов в год (по 2 занятия в неделю продолжительностью 30 минут).

Для реализации программного содержания используются учебные пособия:

Е.М. Косинова «Логопедический букварь» и Е.М. Косинова «Пишем вместе с логопедом»

Программа нацелена на разностороннее развитие ребенка посредством различных видов деятельности, выполняющей функции развития связанной речи, фонематического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата пишущей руки, зрительных и двигательных факторов как единого целого действия. Курс ведет подготовку к обучению чтению, письму и формирует элементарные навыки культуры речи.

Содержание программы направлено на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка.

Содержание ориентировано на решение следующих задач:

  • создание условий для формирования многосторонне развитой личности ребенка (интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, эмоциональное развитие), создания предпосылок положительной мотивации учения в школе;
  • практическая подготовка детей к обучению чтению и письму;
  • формирование элементарной культуры речи, совершенствование на доступном уровне навыков связной устной речи детей.

Отличительной чертой данного раздела программы, по сравнению с уже существующими, является осуществление интеграции работы по подготовке детей к обучению чтению с работой по развитию их устной связной речи и с подготовкой к обучению письму.

Основными задачами развития речи на подготовительном этапе являются:

  • расширение, обогащение и активизация словарного запаса детей;
  • формирование грамматического строя речи ребенка;
  • совершенствование навыков устной связной речи, монологической и диалогической (ответы на вопросы, пересказ рассказа, сказки, составление рассказа по картине, рисункам и иллюстрациям к произведению, рассказ по личным наблюдениям и впечатлениям, составление загадок, рассказов, словесное рисование и т.д.);
  • создание речевых высказываний различных типов: описания (человека, животных, предметов, помещения); рассуждения (прочитай свое любимое стихотворение. Чем оно тебе нравится? Расскажи свою любимую сказку. Почему она тебе нравится больше других? и т. д.); повествования (различные виды пересказа, рассказа).

Развитие речи осуществляется в значительной степени на произведениях художественной литературы, что способствует обогащению речи детей, расширению их словарного запаса, их духовно-нравственному и эстетическому развитию, подготавливает к адекватному восприятию литературных произведений в курсе «Литературное чтение» в начальной школе и курса «Литература» в основной школе, стимулирует развитие читательского интереса, воспитывает читателя, что является одной из актуальных задач современной школы. Помимо этого, материалом для занятий, содействующих речевому развитию детей, являются окружающий ребенка мир, явления живой и неживой природы, произведения различных видов искусства (музыка, живопись) и др.

Целью подготовки к обучению чтению является создание условий для осмысленного и осознанного чтения, воспитания эстетически развитого и эмоционального читателя.

В процессе чтения (слушания) произведений устного народного творчества и литературных произведений происходит интенсивное многостороннее развитие ребенка:  интеллектуальное, нравственное, эмоциональное, эстетическое, речевое; у детей формируется стабильное внимание к слову в художественном тексте (что является основой работы по изучению литературы в начальной и основной школе), умение воспринимать слово как основной элемент художественного произведения.

Непременным условием успешной работы по подготовке к чтению является создание условий для формирования у дошкольников стойкого и стабильного интереса к произведениям художественной литературы. Это достигается несколькими путями. Прежде всего, тщательно продуманным отбором произведений для чтения: это должны быть произведения, представляющие собой образцы детской художественной литературы, отвечающие возрастным и психологическим особенностям детей, представляющие разные литературные жанры (сказки, рассказы, стихотворения, загадки, пословицы, поговорки). Кроме того, использованием преимущественно игровых форм работы (инсценирование эпизодов, игровые импровизации по сюжетам литературных произведений, различные конкурсы и пр.).

Ведется работа по коррекции и развитию фонематического слуха, по выработке отчетливого и ясного произношения звуков, слогов, слов.

При подготовке к обучению значительное время отводится работе над звуковым анализом слов, вводятся понятия «гласные звуки» и «согласные звуки», которые фиксируются с помощью различных фишек.

Если в основе подготовки к обучению чтению и работы над совершенствованием устной речи лежат слуховые ощущения, то при подготовке к обучению письму преобладают технические действия.

Подготовка к обучению письму - процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление.

При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движения глаза и руки совершаются в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно.

Таким образом, программа  решает задачи подготовки детей к обучению чтению, письму и совершенствует их речь.

Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер. Особое значение при подготовке детей к обучению родному языку приобретают речевые игры, конструирование, работа по формированию тонкой моторики и развитию координации движений. Речевые игры развивают мышление, речь, внимание, воображение. Это, например, игры «Подскажи словечко», «Составь слово», «Угадай слово», «Составь загадку», «Продолжи сказку», «Продолжи рассказ», «Повтори быстро и правильно», «Расскажи об игрушке (цвет, форма, размер)», «Назови звук», «Подбери слова на заданный звук», «Угадай слово» и др.

В содержание работы по подготовке детей к обучению чтению входят:

  • развитие звуковой культуры речи в целях подготовки к обучению грамоте и чтению (умение вслушиваться в речь, в отдельные звуки, работа по правильному произнесению звуков, обучение правильному интонированию, управлению темпом речи). Работа по развитию артикуляционного аппарата (развитие правильной дикции, силы голоса, выделение особо значимых слов и пр.);
  • чтение стихотворений русских и зарубежных поэтов, сказок, рассказов, пословиц, поговорок, загадок;
  • беседа о прочитанном по вопросам воспитателя (ответы на вопросы, связанные с эмоциональным восприятием произведения, пониманием сюжета, характеров основных действующих лиц, умением услышать, воспринять на слух выразительные языковые средства - эпитеты, сравнения, разумеется, без использования терминологии);
  • разучивание наизусть и выразительное чтение.

Планируемые результаты:

  • ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам общения;
  • знать и употреблять вежливые слова (начало и завершение общения);
  • знать устойчивые формулы речевого этикета - приветствие, прощание, благодарность, просьба;
  • осознавать, что в различных ситуациях говорить можно по-разному: громко - тихо, быстро - медленно, весело - грустно и т. д.;
  • артикулировать звуки русской речи, понимать, что правильная артикуляция, хорошая дикция способствуют эффективному общению;
  • оценивать звучание своего голоса с точки зрения произношения, темпа, громкости;
  • обращаться к собеседнику тогда, когда это уместно, отвечать на обращение;
  • использовать соответствующие ситуации, темп, громкость;
  • следовать принятым в обществе правилам поведения при разговоре;
  • смотреть на собеседника, не перебивать говорящего, использовать мимику и жесты, не мешающие, а помогающие собеседнику понять сказанное;
  • сообщать определенную информацию, договариваться о совместной деятельности;
  • соблюдать культуру слушания: вежливое слушание, внимательное слушание;
  • правильно произносить все звуки;
  • отчетливо и ясно произносить слова;
  • выделять из слов звуки;
  • находить слова с определенным звуком;
  • определять место звука в слове;
  • соблюдать орфоэпические нормы произношения;
  • составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;
  • составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин;
  • пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям;
  • соблюдать элементарные гигиенические правила;
  • ориентироваться на странице тетради.
  • Дошкольники должны знать:
  • отличие буквы от звука;
  • конфигурацию печатных букв;
  • назначение прописной и строчной буквы;
  • отличие прописных букв от печатных.
  • Дошкольники должны уметь:
  • ориентироваться на странице тетради;
  • перемещать пишущую руку снизу вдоль строки, слева направо, справа налево и т.д;
  • печатать буквы;
  • отличать заглавные и строчные буквы.

Тематическое планирование

Совершенствование и развитие устной речи, обучение чтению

Тема

Дата

Планируемая

Фактическая

Наша речь. В мире звуков. Формирование понятия о звуках. Игра «Угадай звук»

02. 10.17

Гласные звуки. Согласные звуки. Игра «Эхо», «Экскурсия».

09. 10.17

Буква и звук а.  Гласные звуки. Игра «Доскажи словечко»

16. 10.17

Буква и звук у.  Чтение слогов и слов с изученными буквами

23. 10.17

Буква и звук и.  Чтение слогов и слов с изученными буквами

30. 10.17

Буква и звук о.  Чтение слогов и слов с изученными буквами

13. 11.17

Буква и звук ы.  Чтение слогов и слов с изученными буквами

20. 11.17

Буква м, звуки м, м'.  Чтение слогов и слов с изученными буквами. Твёрдые и мягкие звуки. Игра «Камень - вата».

27. 11.17

Буква н, звуки н, н'. Слоги. Чтение слогов и слов с изученными буквами.

04. 12.17

Буква х, звуки х, х'. Чтение слогов и слов с изученными буквами.

11. 12.17

Буква к, звуки к, к'. Чтение слогов и слов с изученными буквами.

18. 12.17

Буква т, звуки т, т'. Чтение слогов и слов с изученными буквами.

25. 12.17

Буква п, звуки п, п'. Чтение слогов и слов с изученными буквами.

15. 01.18

Закрепление пройденного. Чтение слогов и слов с изученными буквами.

22. 01.18

Буква в, звуки в, в'. Чтение слогов и слов с изученными буквами.

29. 01.18

Буква г, звуки г, г'. Чтение слогов и слов с изученными буквами.

05. 02.18

Буква б, звуки б, б'. Чтение слогов и слов с изученными буквами.

12. 02.18

Буква д, звуки д, д'. Чтение слогов и слов с изученными буквами.

19. 02.18

Буква е, звук э. Чтение слогов и слов с изученными буквами.

26. 02.18

Буква ф, звуки ф, ф'. Чтение слогов и слов с изученными буквами.

05. 03.18

Буква с, звуки с, с'. Чтение слогов и слов с изученными буквами.

12. 03.18

Буква й, звук й'. Чтение слогов и слов с изученными буквами.

19. 03.18

Буква з, звуки з, з'. Чтение слогов и слов с изученными буквами.

26. 03.18

Буква л, звуки л, л'. Чтение слогов и слов с изученными буквами.

02. 04.18

Буква ш, звуки ш, ш'. Чтение слогов и слов с изученными буквами.

09. 04.18

Буква р, звуки р, р'. Чтение слогов и слов с изученными буквами.

16. 04.18

Буква ж, звуки ж, ж'. Чтение слогов и слов с изученными буквами.

23. 04.18

Буква ё, звук о. Чтение слогов и слов с изученными буквами.

30. 04.18

Тематическое планирование

Подготовка к обучению чтению и письму

Тема

Дата

Планируемая

Фактическая

История возникновения письма. Гигиенические правила.

02. 10.17

Рабочая строка. Обведение контура рисунка и его штриховка.

09. 10.17

Буква и звук а.  Обведение контура рисунка и его штриховка.

16. 10.17

Буква и звук у.  Обведение контура рисунка и его штриховка.

23. 10.17

Буква и звук и.  Обведение контура рисунка и его штриховка.

30. 10.17

Буква и звук о.  Обведение контура рисунка и его штриховка.

13. 11.17

Буква и звук ы.  Обведение контура рисунка и его штриховка.

20. 11.17

Буква м, звуки м, м'.  Обведение контура рисунка и его штриховка. Твёрдые и мягкие звуки. Игра «Камень - вата».

27. 11.17

Буква н, звуки н, н'. Чтение и письмо слогов и слов с изученными буквами. Обведение контура рисунка и его штриховка.

04. 12.17

Буква х, звуки х, х'. Чтение и письмо слогов и слов с изученными буквами. Обведение контура рисунка и его штриховка.

11. 12.17

Буква к, звуки к, к'. Чтение и письмо слогов и слов с изученными буквами. Обведение контура рисунка и его штриховка.

18. 12.17

Буква т, звуки т, т'. Чтение и письмо слогов и слов с изученными буквами. Обведение контура рисунка и его штриховка.

25. 12.17

Буква п, звуки п, п'. Чтение и письмо слогов и слов с изученными буквами. Обведение контура рисунка и его штриховка.

15. 01.18

Закрепление пройденного. Чтение и письмо слогов и слов с изученными буквами. Обведение контура рисунка и его штриховка.

22. 01.18

Буква в, звуки в, в'. Чтение и письмо слогов и слов с изученными буквами. Обведение контура рисунка и его штриховка.

29. 01.18

Буква г, звуки г, г'. Чтение и письмо слогов и слов с изученными буквами. Обведение контура рисунка и его штриховка.

05. 02.18

Буква б, звуки б, б'. Чтение и письмо слогов и слов с изученными буквами. Обведение контура рисунка и его штриховка.

12. 02.18

Буква д, звуки д, д'. Чтение и письмо слогов и слов с изученными буквами. Обведение контура рисунка и его штриховка.

19. 02.18

Буква е, звук э. Чтение и письмо слогов и слов с изученными буквами. Обведение контура рисунка и его штриховка.

26. 02.18

Буква ф, звуки ф, ф'. Чтение и письмо слогов и слов с изученными буквами. Обведение контура рисунка и его штриховка.

05. 03.18

Буква с, звуки с, с'. Чтение и письмо слогов и слов с изученными буквами. Обведение контура рисунка и его штриховка.

12. 03.18

Буква й, звук й'. Чтение и письмо слогов и слов с изученными буквами. Обведение контура рисунка и его штриховка.

19. 03.18

Буква з, звуки з, з'. Чтение и письмо слогов и слов с изученными буквами. Обведение контура рисунка и его штриховка.

26. 03.18

Буква л, звуки л, л'. Чтение и письмо слогов и слов с изученными буквами. Обведение контура рисунка и его штриховка.

02. 04.18

Буква ш, звуки ш, ш'. Чтение и письмо слогов и слов с изученными буквами. Обведение контура рисунка и его штриховка.

09. 04.18

Буква р, звуки р, р'. Чтение и письмо слогов и слов с изученными буквами. Обведение контура рисунка и его штриховка.

16. 04.18

Буква ж, звуки ж, ж'. Чтение и письмо слогов и слов с изученными буквами. Обведение контура рисунка и его штриховка.

23. 04.18

Буква ё, звук о. Чтение и письмо слогов и слов с изученными буквами. Обведение контура рисунка и его штриховка.

30. 04.18

Модуль: «Введение в математику»

«Математические ступеньки» С. Волкова

Наименование разделов

Всего часов

1

Пространственные и временные представления. Подготовка к изучению числа.

6

2

Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание чисел

22

ИТОГО:

28

Рабочая программа по курсу «Математические ступеньки» разработана на основе программы Н. А. Федосовой «Преемственность. Программа по подготовке к школе детей 5-7 лет», авторской программы  С.И. Волковой «Математические ступеньки», рекомендованной Министерством образования РФ в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования.

Рабочая программа рассчитана на 28 часов в год (по 1 занятия в неделю продолжительностью 30 минут).

Для реализации программного содержания используются:

Волкова С.И. «Математические ступеньки»: Учебное пособие для подготовки детей к школе. - М.: Просвещение, 2015.

Н. А. Федосова. Программа «Преемственность Программа по подготовке к школе детей 5-7 лет». - М.: Просвещение, 2015.

В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей математики.

В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел натурального ряда и др.), геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.) и содержательно-логическая, построенная в основном на математическом материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей.

В курсе реализуется основная методическая идея - развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей этого возраста.

Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных предлагаются практические методы, метод дидактических игр, метод моделирования.

Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. п.

Большое внимание уделяется формированию умений общаться с преподавателем, с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой и др.

Использование специально отобранного математического содержания и методов работы с ним позволит вывести общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения математики в школе.

Сравнение предметов (фигур), групп предметов по форме (круглый, не круглый, треугольный, прямоугольный, квадратный и др.); по размеру (длинный, короткий; узкий, широкий; высокий, низкий; длиннее, короче, такой же и др.); по расположению на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.); по цвету, по материалу, из которого изготовлены предметы, по назначению и др.

Числа от 0 до 10. Счет предметов. Устная нумерация чисел: названия, последовательность и обозначение чисел от 0 до 10. Цифра и число. Чтение чисел. Сравнение чисел первого десятка.

Основные характеристики последовательности чисел натурального ряда: наличие первого элемента, связь предыдущего и последующего элементов, возможность продолжить последовательность дальше, на каком бы месте мы ни остановились.

Простые геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник (квадрат), круг.

Содержательно-логические задания на развитие:

 внимания: простейшие лабиринты, игры «Веселый счет», «Сравни рисунки», «Найди общие элементы» и др.;

воображения: деление фигур на части, составление фигур из частей, составление фигур из моделей отрезков по заданным свойствам, преобразование одной фигуры в другую и др.;

памяти: зрительные и слуховые диктанты с использованием арифметического и геометрического материала;

мышления: выделение существенных признаков, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания, проведение анализа, синтеза, сравнения, построение простых рассуждений и др.

Планируемые результаты:

— знать различие между цифрой и однозначным числом; названия однозначных чисел, уметь считать до 10 и в обратном порядке, определять, где предметов больше (меньше), определять число предметов заданной совокупности и устно обозначать результат числом;

— знать название основных геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, круг),

различать их, находить их прообразы в окружающей действительности;

— проводить простейшие логические рассуждения и простейшие мыслительные операции (сравнивать объекты, указывая сходство и различие, проводить классификацию предметов по заданным признакам, выявлять несложные закономерности и использовать их для выполнения заданий и др.).

Дошкольники должны знать:

- состав чисел первого десятка;
- как получить каждое число первого десятка (прибавить или отнять 1);
- цифры 0-9, знаки +,-,=;
- название текущего месяца, последовательность дней недели;
- монеты достоинством 1, 5, 10, 50 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей.

Дошкольники должны уметь:

- называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10;
- соотносить цифру с числом предметов;
- пользоваться арифметическими знаками действий;
- составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
- измерять длину предметов с помощью условной меры;
- составлять из нескольких треугольников (четырехугольников) фигуры большего размера;
- делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части;
- ориентироваться на листке клетчатой бумаги.
- проводить наблюдения;
- сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные иьнесущественные характеристики;
- понимать относительность свойств объекта;
- делать выводы по результатам наблюдений, проверять их истинность;
- уметь использовать полученные выводы для дальнейшей работы.

Тематическое планирование

Тема

Дата

Планируемая

Фактическая

Уточнение пространственных представлений (вверху, внизу, между, слева, справа). Признаки предметов. Сравнение предметов по размеру: большой – маленький, больше – меньше.

04. 10.17

Сравнение предметов по размеру: высокий – низкий, выше – ниже.

12. 10.17

Ориентация на плоскости: слева, справа. Длина. Длиннее – короче.

18. 10.17

Сравнение групп предметов по количеству: больше, меньше, столько же.

25. 10.17

Круг. Многоугольники: треугольник, четырехугольник. Прямоугольник, квадрат.

18. 11.17

Сравнение групп предметов по количеству: позже, раньше.

22. 11.17

Сравнение объектов по массе: легкий – тяжелый, легче – тяжелее.

29. 11.17

Сравнение групп предметов по количеству. Закрепление пройденного.

06. 12.17

Число и цифра 1. Понятия «один – много».

13. 12.17

Число и цифра 2. Понятие «пара».

20. 12.17

Число и цифра 3.

10. 01.18

Состав числа 3.

17. 01.18

Число и цифра 4. Состав числа 4.

24. 01.18

Состав чисел 2, 3, 4.

31. 01.18

Число и цифра 0.

07. 02.18

Число и цифра 5.

14. 02.18

Состав чисел 2,3,4,5.

21. 02.18

Понятие «равенство». Знак «=». Действие «сложение,  «вычитание». Конкретный смысл действия «сложение», «вычитание».  Знаки действия «сложения» +, «вычитания» -.

28. 02.18

Понятие «равенство». Знак «=». Действие «сложение»,  «вычитание». Конкретный смысл действия «сложение», «вычитание».  Знаки действия «сложения» +, «вычитания» -.

07. 03.18

Действие «сложение»,  «вычитание».

14. 03.18

Число и цифра 6.

21. 03.18

Число и цифра 7.

28. 03.18

Состав чисел 6, 7.

04. 04.18

Число и цифра 8.

11. 04.18

Число и цифра 9.

18. 04.18

Состав чисел 8, 9.

25. 04.18

Число 10. Особенности записи числа 10.

14. 05.18

Состав числа 10.

16. 05.18

Модуль: «Развитие познавательных способностей»

«За три месяца до школы» О.А. Холодова

Наименование разделов

Всего часов

1

Развитие внимания

8

2

Развитие памяти

6

3

Развитие воображения

6

4

Развитие мышления

8

ИТОГО:

28

Рабочая программа по курсу «Развитие познавательных способностей»  разработана на основе программы  О. А. Холодовой «За три месяца до школы», рекомендованной Министерством образования РФ в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Рабочая программа рассчитана на 28 часов в год (по 1 занятия в неделю продолжительностью 30 минут).

Для реализации программного содержания используются:

«За три месяца до школы» О.А. Холодова  - М.: Издательство РОСТ, 2017.

Важность роли высокоразвитых познавательных процессов в достижении ребенком успеха в жизни признается и психологами и педагогами. Идея целенаправленного и систематического развития детей дошкольного возраста на специализированных занятиях является актуальной, так как она предполагает работу с детьми разного уровня развития и приводит к расширению познавательных возможностей всех детей.

 Цель программы: развитие операций мышления, тренировка свойств внимания, аудиальной и визуальной памяти, формирование положительного отношения к школе.

Задачи программы:

-формировать положительное отношение к школе;

-развивать познавательные процессы;

-развивать творческие и интеллектуальные способности детей;

-развивать интерес к решению познавательных, творческих задач;

-развивать образное и логическое мышление;

Психика ребенка – это целостный механизм, поэтому все психические процессы тесно связаны между собой, и развитие одного из них непосредственно влияет на все остальные.

Для успешного обучения и развития ребенка в школе одним из основных условий является полноценное  развитие в дошкольном детстве.

Актуальность выбора:

В настоящее время развитию познавательных способностей отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Поэтому одна из основных задач педагогов состоит в том, чтобы помочь ребенку в полной мере проявлять свои способности, развить творческий потенциал, инициативу, самостоятельность. Успешная реализация этих задач зависит от сформированности познавательных интересов, которые возникают тогда, когда дети имеют возможность включиться в выполнение таких видов заданий, в которых могут достичь успеха и вместе с тем, чувствуют необходимость преодоления определенных препятствий при достижении цели.

Для реализации программы используются следующие формы, методы  и технологии обучения:

Формы реализации программы:

-фронтальная;

-парная;

-групповая;

-индивидуальная.

Методы реализации программы:

-практический;

-объяснительно – иллюстративный;

-частично – поисковый;

-наблюдение.

Используемые педагогические технологии:

-технология развивающего обучения

-технология игрового обучения;

- ИКТ- технологии

-здоровьесберегающие технологии.

Общая характеристика курса

Предлагаемая программа направлена на  развитие познавательных способностей.

Особенности организации учебного процесса.

Материал каждого занятия рассчитан на 30 минут. Программа предусматривает, что развитие познавательных процессов будет проходить в игровой деятельности.  Ребенку предлагаются задания неучебного характера, поэтому серьезная работа принимает форму игровой деятельности, что очень привлекает дошкольника. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.  Все это создает благоприятные условия для  формирования у дошкольников  положительной мотивации к школе.

В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи – тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармоничной личности. Именно в игре формируются основные новообразования, подготавливающие переход дошкольника к следующему возрастному этапу. Велико значение игры в развитии мотивационной сферы ребенка в формировании социальной готовности ребенка к школе. В игровой деятельности складываются  особо благоприятные условия для развития интеллекта, для перехода от наглядно-действенного мышления к элементам слова. Важной основой мыслительной деятельности ребенка является наблюдение. При этом  мыслительная деятельность выражается, прежде всего, в сравнении и сопоставлении. Игры и игровые упражнения, включенные в определенную систему образовательной работы с детьми, способствуют развитию внимания, памяти, воображения, творческих проявлений, самостоятельности, личностной независимости.

Программа предусматривает развитие мышления у дошкольников в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение сравнивать, обобщать, анализировать, синтезировать, классифицировать, выделять главное, доказывать, опровергать.

Для овладения операцией сравнения ребенок должен научиться видеть сходное в разном и  разное в сходном. Успешное сравнение предметов и явлений возможно тогда, когда оно целенаправленно, т. е. происходит с определенной точки зрения, ради ответа на какой-то вопрос. Оно может быть направлено или на установление сходства предметов, или на установление различия, или на то и другое одновременно. Для овладения этих навыков можно использовать упражнения «Третий лишний», «Четвертый лишний»

Анализ и синтез — важнейшие мыслительные операции, в единстве они дают полное и всестороннее знание действительности. Анализ дает знание отдельных элементов, а синтез, опираясь на результаты анализа, объединяя эти элементы, обеспечивает знание объекта в целом. В процессе работы у дошкольника возникает необходимость не только проанализировать какой-либо предмет или явление, но и выделить для более углубленного изучения существенные признаки предмета.  Овладев операцией абстракции,  дошкольник легко овладевает операцией   обобщения — мысленного объединения предметов и явлений в группы по тем общим и существенным признакам.

Овладев логическими операциями, ребенок станет более последовательно выполнять действия, давать более развернутые и логически законченные ответы.

Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредованному запоминанию и припоминанию.

Совершенствование произвольной памяти у дошкольников тесно связано с постановкой перед ним специальных мнемических задач на запоминание, сохранение и воспроизведение материала, а также с применением в процессах запоминания и воспроизведения материала мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления смысловых связей. Можно сказать, что улучшение памяти ребенка происходит одновременно с совершенствованием его умственной деятельности. Одним из эффективных упражнений является «Пропавшая игрушка», которое позволяет развивать память и внимание одновременно.

В организации процесса познания в старшем дошкольном возрасте особое внимание направлено на выяснение того, насколько активен ребенок в восприятии учебной задачи, организации учебных действий, направленных на решение, овладение элементами самоконтроля и самооценки.

Данная программа предусматривает интегративные задания, которые помогают снять напряжение, создают положительный эмоциональный фон, интерес, желание учиться. Осознание своих успехов способствует раскрытию психологических возможностей ребенка. Кроме того, во все занятия включены кинезиологические упражнения, которые направлены на  активизацию различных отделов коры больших полушарий мозга, что позволяет развивать способности человека: память, внимание, мышление, речь, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. В занятия включена коррегирующая гимнастика для глаз. Выполнение этой гимнастики поможет как повышению остроты зрения, так и снятию зрительного утомления и достижению состояния зрительного комфорта.

На занятиях используется пособие О. Холодовой «Юным умникам и умницам» «За три месяца до школы». Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются  занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью. Пособие  представляет собой сборник заданий для работы с детьми дошкольного возраста.

В  пособие включено задание «Отвечайка», основной задачей которого является создание у дошкольников определенного положительного эмоционального фона, включение в работу. Поэтому вопросы легкие, способные вызвать интерес и рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции. Но,  в то же время,  данные упражнения подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности и   расширяют кругозор.

Задания «Выполняйка» помогут оценить уровень развития внимания, памяти, понять, насколько у ребенка развита логика, абстрактное мышление, определить уровень лексического запаса ребенка. Включены логически-поисковые задания, обучающие детей: наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строить простейшие предположения, проверять их, делать выводы.

Задания «Нарисуйка» нацелены на развитие моторики, а также на умение воспринимать материал на слух, отражать услышанное графически, определяет готовность ребенка писать под диктовку. Программа предполагает  использование на каждом занятии упражнений для развития мелкой моторики руки, что стимулирует развитие интеллектуальных способностей. На занятиях практикуется методика «Графический диктант». Ее результаты скажутся на умении точно воспринимать инструкцию учителя, логически мыслить,  красиво и  аккуратно писать. В процессе работы с графическими диктантами формируются внимание, глазомер, зрительная память ребенка,  аккуратность, фантазия. Графические диктанты – это способ развития речи, так как параллельно ребята отгадывают загадки, читают и заучивают  стихотворения, песенки, потешки.  Данное задание развивает при этом мелкую моторику кисти. Эту же задачу выполняет и штриховка фигур, которая еще и подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании.

Все пояснения к заданиям, даваемые учителем, постепенно сокращаются с одновременным повышением доли участия детей в поиске решения предложенного  задания.

На занятиях создаются условия для сосредоточения детей, увлечения их логическими играми, успешного освоения их, что стимулирует познавательную активность.

Основные принципы распределения материала:

1) системность: задания располагаются в определенном порядке;

2) принцип «спирали»: задания повторяются;

3)принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;

4) увеличение объема материала;

5) наращивание темпа выполнения заданий;

6) смена разных видов деятельности.

Планируемые результаты

Реализация программы способствует формированию у учащихся следующих предпосылок универсальных учебных действий:

Личностными результатами изучения программы «Умники и умницы» является формирование следующих умений:

ребенок  научится:

-определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве.

-в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса   являются формирование следующих предпосылок универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД

ребенок  научится:

- с помощью учителя определять и формулировать цель деятельности;

-проговаривать последовательность действий;

- высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради;

- работать по предложенному учителем плану;

- отличать,  верно выполненное задание от неверного;

- совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

ребенок  научится:

-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

-с помощью учителя делать предварительный отбор необходимой информации:  ориентироваться  в тетради;

-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;

-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всей группы;

-перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, плоские геометрические фигуры.

Коммуникативные УУД

ребенок  научится:

-доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

-слушать и понимать речь других;

- пересказывать текст;

-совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе, в паре и следовать им;

-учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Ожидаемые результаты

К концу учебного года ребенок должен знать и уметь:

 - времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года);

- часть суток (последовательность, основные признаки каждого времени суток);

- домашних животных, их детенышей, повадки;

- диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их детенышей, повадки;

- зимующих и перелетных птиц;

- транспорт наземный, подземный, водный, подводный, воздушный;

- различать одежду, обувь, головные уборы;

- различать овощи, фрукты, ягоды;

- свободно ориентироваться на листе бумаги (правая – левая сторона, верх – низ);

- различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал;

- свободно считать от1 до 10 и обратно;

- выполнять счетные операции в пределах 10 (+, - 1, 2);

- различать гласные и согласные звуки;

- разделять слова на слоги с помощью хлопков, шагов и так далее;

- определять количество и последовательность звуков в односложных словах;

- знать и уметь рассказывать русские народные сказки;

- знать наизусть стихи для детей;

- уметь полно и последовательно пересказать прослушанный рассказ;

- уметь составить свой рассказ по картинке, по серии картинок;

- владеть карандашом: без линейке проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов;

- хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, вырезать по контуру предметы);

-уметь выполнять задание по образцу;

- уметь внимательно, не отвлекаясь слушать (20 – 30 минут);

- запоминать и называть 6-10 предметов, картинок, слов;

- сохранять хорошую осанку в положении сидя.

Тематическое планирование

Тема

Дата

Планируемая

Фактическая

Тренировка произвольного внимания

04. 10.17

Развитие избирательности внимания.

12. 10.17

Развитие концентрации внимания.

18. 10.17

Развитие концентрации внимания.

25. 10.17

Развитие произвольности.

18. 11.17

Развитие устойчивости внимания.

22. 11.17

Развитие переключаемости внимания.

29. 11.17

Выполнение корректурной пробы

06. 12.17

Развитие аудиальной памяти.

13. 12.17

Развитие визуальной памяти.

20. 12.17

Развитие  способности к визуализации

10. 01.18

Развитие асоциальной памяти.

17. 01.18

Развитие асоциальной памяти.

24. 01.18

Развитие смысловой памяти.

31. 01.18

Развитие воссоздающего воображения.

07. 02.18

Развитие воссоздающего воображения.

14. 02.18

Развитие творческого воображения.

21. 02.18

Развитие творческого воображения.

28. 02.18

Задачи на установление пространственных отношений.

07. 03.18

Задачи на установление пространственных отношений.

14. 03.18

Развитие операций мышления.

21. 03.18

Развитие операций мышления.

28. 03.18

Развитие операции анализа и синтеза.

04. 04.18

Развитие операции анализа и синтеза.

11. 04.18

Нахождение  закономерности.Умозаключение.

18. 04.18

Нахождение  закономерности.Умозаключение.

25. 04.18

Развитие  логического мышления.

14. 05.18

Развитие  логического мышления.

16. 05.18

Ожидаемые результаты

К ожидаемым результатам реализации программы относятся:

-         обеспечение единых стартовых возможностей будущих  первоклассников;
-         развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста;
-         формирование его готовности к систематическому обучению.

Программа нацелена на подготовку старшего дошкольника к достижению личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) и предметных результатов.

Личностными результатами предшкольной подготовки является формирование следующих умений:

-         определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех правила поведения (этические нормы);
-         в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при поддержке учителя);
-         при поддержке учителя и окружающих давать оценку своим поступкам и поступкам других людей;
-         понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей;
-         выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;
-         понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
-         высказывать свое отношение к героям литературных произведений, их поступкам;
-         объяснять, хочет идти в школу или нет, и почему.

Сформированность положительной мотивации к учебной деятельности: «Я хочу учиться!» - самый желаемый планируемый личностный результат.

Метапредметными результатами предшкольной подготовки является формирование следующих универсальных учебных действий (далее по тексту УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Регулятивные УУД:

-         учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
-         учиться работать по предложенному учителем плану;
-         учиться проговаривать последовательность действий на занятии;
-         учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом (иллюстрациями) учебного пособия;
-         учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
-         учиться совместно с учителем и другими ребятами, давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и деятельности всего класса;
-         учиться оценивать результаты своей работы.
Познавательные УУД:
-         учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
-         учиться ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
-         учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
-         сравнивать и группировать различные объекты (числа, геометрические фигуры, предметные картинки);
-         классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;
-         учиться делать выводы в результате совместной работы с учителем;
-         учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять математические рассказы на основе предметных рисунков и простейших моделей, заменять слово, предложение схемой).

Коммуникативные УУД:

-         называть свои фамилию, имя, домашний адрес;
-         слушать и понимать речь других;
-         учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точку зрения;
-         учиться оформлять свои мысли в устной форме;
-         строить понятные для партнера высказывания;
-         уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от партнера по деятельности;
-         совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им;
-         сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов интересов;
-         учиться выполнять различные роли при совместной работе.

Предметными результатами предшкольной подготовки является формирование умений:

-        совершенствование и развитие устной речи, подготовка к обучению чтению и письму

-         отвечать на вопросы учителя по содержанию услышанного произведения;
-         задавать свои вопросы по содержанию услышанного литературного произведения;
-         рассказывать наизусть небольшое стихотворение;
-         конструировать словосочетания и предложения;
-         определять количество слов в предложении;
-         составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;
-         выделять отдельные звуки в словах, определять их последовательность, подбирать слова на заданную букву;
-         делить слова на слоги, выделяя ударный слог;

-         различать звуки и буквы;
-         узнавать и различать буквы русского алфавита;
-         правильно держать ручку и карандаш;
-         аккуратно выполнять штриховку, раскрашивание, обведение по контуру.

-         продолжать заданную закономерность;
-         называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке;
-         вести счет предметов в пределах 10;
-         соотносить число предметов и цифру;
-         сравнивать группы предметов с помощью составления пар;
-         составлять математические рассказы и отвечать на поставленные учителем вопросы: Сколько было? Сколько стало? Сколько осталось?;
-         классифицировать объекты по форме, цвету, размеру, общему названию;
-         устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева - направо, вверху - внизу, впереди - сзади, близко - далеко, выше - ниже, раньше - позже, вчера - сегодня - завтра;
-         распознавать известные геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник) среди предложенных и среди объектов окружающей действительности;
-         обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку и изображать простейшие фигуры «от руки»;
-         ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного объекта в качестве точки отсчета, а также на листе бумаги.

-         называть основные признаки времен года;
-         перечислять в правильной последовательности времена года и суток.

Таким образом, предшкольное образование обеспечивает плавный переход из дошкольного детства в начальную школу детей с разными стартовыми возможностями, т.е. позволяет реализовать главную цель преемственности двух смежных возрастов - создать условия для благополучной адаптации ребенка к школьному обучению, развить его новые социальные роли и новую ведущую деятельность.

Сроки реализации программы

Программа реализуется в течение 1 года. Обучение детей рассчитано на 28 учебных недель, общее количество учебных часов – 56.

Формы и режим занятий

группы формируются из детей 5 - 7-летнего возраста;

продолжительность занятий в группах предшкольной подготовки – 30 минут;

форма проведения занятий – игровая, двигательная (групповая);

график занятий: понедельник, среда с 16-45 до 17-55.

режим занятий:  2 раза в неделю  – 2 занятия по 30 минут с перерывами на отдых 10 минут;

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предшкольной подготовке

Рабочая программа по предшкольной подготовке "Первые шаги"...

Рабочая программа по предшкольной подготовке.

Разработана на основе УМК "Ступеньки детства"...

Рабочая программа по предшкольной подготовке

Данная программа направлена на развитие и совершенствование содержания образования детей старшего дошкольного возраста и на обеспечение его программно-методическими и учебными материалами, а также на...

рабочая программа для предшкольной подготовки

Рабочая программа для предшкольной подготовки "Преемственность" с тематическим планированием по развитию речи, математике, окружающему миру....

Рабочая программа по предшкольной подготовке

   Рабочая программа в группе предшкольной подготовки разработана в  соответствии с ООП «МБОУ «  Тункинская СОШ», с учетом Федеральных государственных обра...

Рабочая программа по предшкольной подготовке.

Рабочая программа по предшкольной подготовке....