Развитие творческого воображения младших школьников.
статья на тему

Андреева Наталья Петровна

В статье рассматриваются эффективные способы и приемы развития творческого воображения младших школьников

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorcheskogo_voobrazheniya_mladshikh_shkolnikov.docx23.92 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческого воображения младших школьников.

   В настоящее время, когда жизнь становится разнообразнее и сложнее, требует от человека не шаблонных привычных действий ,а подвижности, гибкости мышления, творческого подхода к решению различных проблем, очень важно не упустить сензитивный период для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы возможности для развития творческих способностей в период младшего школьного возраста, во многом будет зависеть потенциал взрослого человека.

    Так как же  развивать творческое мышление?   Я на уроках использую элементы ТРИЗ-педагогики. Изучив  работы сертифицированных специалистов по ТРИЗ  - Гин С.И, Рубиной Н.В, Сидорчук Т.А., Кузнецовой А.Б., Нестеренко А.А., я решила применить эту методику в своей работе.

Предлагаю вашему вниманию приемы ,которые можно с успехом использовать на уроках русского языка и литературного чтения.

1.Составление загадок.

С помощью признаков и действий можно придумывать загадки про разные предметы.

а) По признакам

На доске заранее начерчена таблица

КАКОЙ

ЧТО ТАКОЕ ЖЕ

1)                 выбрать объект (например, динозавр)

2)                  заполнить левую часть таблицы, ответить на вопрос «Какой?» (динозавр какой? – страшный, опасный, дикий, огромный и т.д.)

3)                  заполнить правую часть таблицы «Что такое же? (Страшным может быть приведение, опасным может быть огонь, дикими могут быть кабаны, огромным можно назвать небо ….).

4)                 вставить слова – связки «…но не».

5)                 прочитать готовую загадку по таблице

КАКОЙ

 

ЧТО ТАКОЕ ЖЕ

Страшный

но не

приведение

Опасный

но не

огонь

Дикий

но не

кабан

Огромный

но не

небо

 

б) Последовательность сочинения загадок по действиям:

1)                 выбирать объект;

2)                 придумать какие действия он выполняет;

3)                 придумать, какие еще объекты выполняют те же действия;

4)                 вставить слова связки «но не» или «а не» и прочитать загадку.

 

Что делает

 

Какой объект делает так же

Летает

 а не

муха

Гудит

а не

пылесос

оставляет след

а не

мел

Ответ: самолёт.

При заполнении таблицы предпочтение отдается более оригинальным вариантам, желательно,\ называть характерные признаки (или действие предметов). Можно придумывать интересные загадки про животных, явления природы, транспорт, бытовую технику и т.д.

2. Составления метафор.

Алгоритм №1.

  1. Что? Кто? ( объект)
  2. Что делает?
  3. На что похоже?
  4. Где находится объект?
  5. Прилагательное №4 + существительное №3=метафора
  6. Составление предложения , текста с использованием метафор

Например: лампочка – домашнее(потолочное) солнце, расчёска – карманные грабли, чайник – кухонный вулкан, будильник – настольный петух, дождь – слёзы(плач) неба, ливень – водопад туч, молния – глаза неба, табуретка – кухонный трон, кран – родник класса, апельсин – сочное(съедобное) солнце, лужа – тротуарное зеркало и т.д.

        Зашёл в школу, утолил жажду из классного родника, начал разбирать спинную телегу. Пропищал школьный комар. Начался урок. Я открыл пасть крокодила, достал ручку и записал….

 Алгоритм №2.

  1. Объект №1 (про него составляется метафора)
  2. Специфическое свойство, признак (вкус, цвет, размер, форма, температура, звук, действие)
  3. Выбор объекта №2 с таким же свойством
  4. Месторасположение объекта №1
  5. Объект №2 +т месторасположение объекта №1
  6. Составление предложения , текста с использованием метафоры

Например:        1) дождь; 2) капает; 3) слёзы; 4) дождь идёт из туч;5) слёзы туч; 6) Осенью тучи часто льют свои слёзы. Слёзы туч были очень грустными и холодными.

  1. часы; 2) идут; 3) пешеход; 4) часы висят на стене; 5) пешеход, который находится на стене; 6) Настенные пешеходы отстают на 5 минут.
  1.   трактор; 2) копает(гудит, стальной); 3) крот;4) трактор работает на земле, (в поле, стоит в гараже); 5) крот  в гараже; 6) После трудового дня стальной крот отдыхал в гараже. Полевой крот на ночлег отправился в гараж. Во время уборки стальной крот работал без отдыха.

1) тарелка; 2) круглая; 3) солнце; 4) тарелка на столе ( в кухонном шкафу);      5) солнце на столе в кухне; 6) После обеда все столовые солнышки вымыты и убраны в шкаф.

1) снежинки; 2) ажурные; 3)кружева (паутина);4)снежинки на земле , в воздухе; 5) кружева(паутина) землю, воздуха; 6) С неба сыпались кружева зимы. Всю землю окутала зимняя паутина.

 Алгоритм №3.

  1. Объект №1
  2. Действия, которые производит данный объект.
  3. Каждое из слов-действий превращаем в «дразнильное» с помощью суффикса  -лк-
  4. Составление фразы по схеме: «Не…,не…, а …»

Например:  Не ревелка, не стоялка, а продуктосохранялка (холодильник)

                Не пыхтелка, не свистелка, а чаегрелка.(чайник)

                          Не кромсалка, не ржавелка, а хлебонарезалка.(нож)

                Не ломалка, не хлопалка, а квартирозакрывалка.(дверь)

                Не ревелка, не рычалка, а быстродоставлялка.(машина)

                Не тыкалка,не писалка ,а кругорисовалка.(циркуль)

                Не  виселка,не смотрелка, а себяотражалка.(зеркало)

                Не ломалка,не игралка, а прямопроводилка.(линейка)

                Не кусалка,не рычалка, а весело хвостом вилялка.(собака)

                Не ломалка, не швырялка, а картофелеубиралка.(лопата)

При составлении метафор и введении их в текст выполняется следующий алгоритм мыслительных действий:

  1. выбор объекта на картине.
  2. Выбор модели метафоры.
  3. Подбор характеристик.
  4. Выбор наиболее удачных сравнений и включение их в речевую фразу.
  5. В конце демонстрация речевой фразы с последующим объяснением её смысла.

Такой подход к обучению повышает интерес ученика, формирует творческие способности, уверенность в себе. Мыслить нешаблонно делает нас остроумными, находчивыми, успешными, предприимчивыми, удачливыми  На основе приемов ТРИЗ можно использовать стандартный учебный материал для формирования нестандартного творческого мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие творческого воображения младших школьников в процессе конструктивной деятельности"

Данное обобщение опыта включает в себя информацию об условии его возникновения, его актуальность(на примере теста Е.Торренса "Неполные фигуры"),описание технологии опыта на основе дидактических игр "П...

Развитие творческого воображения младших школьников

Выступление на методическом объединении...

«Развитие творческого воображения младших школьников в процессе подвижной игры во внеурочное время»

Многие исследователи отмечают, что в процессе школьного обучения преимущественно «тренируются» такие психические процессы, как память, восприятие, мышление, а развитию воображения уделяется недостаточ...

Индивидуальный план самообразования по теме "Развитие творческого воображения младших школьников"

Представлены  действия  и  мероприятия  учителя  по основным  направлениям  самообразования на 2012-16 г....

Развитие творческого воображения младших школьников

Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития творческого мышления и управляемого воображения, способствующего форми...