Индивидуальный план самообразования по теме "Развитие творческого воображения младших школьников"
рабочая программа по теме
Представлены действия и мероприятия учителя по основным направлениям самообразования на 2012-16 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya.docx | 22.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный план самообразования
учителя начальных классов
МОБУ «Кузнецовская средняя общеобразовательная школа»
Медведевского района Республики Марий Эл
Фурзиковой Надежды Анатольевны
на 2012-2016 год
Тема самообразования:
«Развитие творческого воображения младших школьников в урочной и внеурочной деятельности».
- Актуальность темы
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед школьными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.
Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.
Как показали исследования Л. С. Выгодского, В. В. Давыдова, Е. И. Игнатьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, В. А. Крутецкого и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности. Творческое воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании.
- Проблема исследования.
Воображение и фантазия - это важнейшая сторона жизни ребенка. Усвоить какую-либо программу без воображения невозможно. Оно является высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того, чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация деятельности учителя.
Цели: 1) повышение качества учебного процесса;
2)обеспечение развития познавательной и личностной сферы учащихся.
3)изучение особенностей и возможностей развития и активизации творческого воображения детей в урочной и внеурочной деятельности
Задачи: 1) развивать творческий потенциал обучающихся и создавать необходимые условия для развития их творческих способностей;
2)разработать комплексную методику диагностики и развития творческого воображения детей младшего школьного возраста;
3)определить возможные пути развития творческого воображения детей в процессе урочной деятельности и занятий декоративно – прикладным творчеством.
Ожидаемые результаты:
развитие наблюдательности, сообразительности, воображения, воспитания творческой личности в целом.
Направления самообразования:
Основные направления | Действия и мероприятия | Сроки реализации |
Профессиональное | 1.Изучить нормативные документы федеральных министерств и ведомств по вопросам организации обучения в начальной школе. Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Москва «Просвещение» 2010. Стандарты второго поколения. Планируемые результаты начального общего образования. Москва «Просвещение» 2010. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе" (Письмо МО РФ от 19 ноября 1998 № 1561/14-15). Стандарты второго поколения. А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва «Просвещение» 2010. Стандарты второго поколения. Внеурочная деятельность школьников. Москва «Просвещение» 2010 2.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет. 3. Повышать квалификацию на курсах для учителей. 4.Успешно пройти аттестацию. | 2012-2014
Регулярно 2013; 2014 2014 |
Психолого-педагогические | 1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.
|
регулярно |
Методические | 2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения. 3. Принимать активное участие в работе школьного и районного МО учителей начальных классов. 4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в конкурсах творческих работ. -Выставка работ из природного материала -Конкурсы рисунков (школьные и районные) -Районная выставка технического и прикладного творчества учащихся -Международный детский творческий фестиваль «Южный полюс» - Международный детский творческий фестиваль «Апельсин» 5. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, района, республики через Интернет. 6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом. 7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности. 8. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке. 9. Проводить открытые уроки и открытые занятия кружка для коллег, учителей района, на семинарах директоров и завучей школ района. 10. Продолжать работу кружка «Бисероплетение» 11.Выступать с творческим отчётом о своей работе на августовском секционном занятии учителей начальной щколы. | регулярно
регулярно
ежегодно по плану ежегодно
ежегодно
регулярно
регулярно
ежегодно регулярно по плану МО района |
Информационно-технологические технологии | 1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс. | регулярно
|
Охрана здоровья | 1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии. 2. Изучить литературу по теме “Здоровый образ жизни”. 3.Баль Л.В., Барканов С.В. Формирование здорового образа жизни российских подростков. М., 2003 | регулярно
регулярно 2015 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие творческого воображения младших школьников в процессе конструктивной деятельности"
Данное обобщение опыта включает в себя информацию об условии его возникновения, его актуальность(на примере теста Е.Торренса "Неполные фигуры"),описание технологии опыта на основе дидактических игр "П...
Развитие творческого воображения младших школьников на уроках ИЗО и технологии
Развитие творческого воображения...
« Развитие речи и творческого воображения младших школьников"
« Развитие речи и творческого воображения младших школьников »....
Развитие творческого воображения младших школьников
Выступление на методическом объединении...
Развитие творческого воображения младших школьников.
В статье рассматриваются эффективные способы и приемы развития творческого воображения младших школьников...
«Развитие творческого воображения младших школьников в процессе подвижной игры во внеурочное время»
Многие исследователи отмечают, что в процессе школьного обучения преимущественно «тренируются» такие психические процессы, как память, восприятие, мышление, а развитию воображения уделяется недостаточ...