Индивидуальный план самообразования по теме "Развитие творческого воображения младших школьников"
рабочая программа по теме

Фурзикова Надежда Анатольевна

Представлены  действия  и  мероприятия  учителя  по основным  направлениям  самообразования на 2012-16 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya.docx22.7 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный план самообразования

учителя начальных классов

МОБУ «Кузнецовская средняя  общеобразовательная школа»

Медведевского района Республики Марий Эл

Фурзиковой  Надежды Анатольевны

на 2012-2016 год

 

Тема самообразования:

 «Развитие творческого воображения младших школьников в урочной и внеурочной деятельности».

  1. Актуальность темы

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед школьными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.

Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.

Как показали исследования Л. С. Выгодского, В. В. Давыдова, Е. И. Игнатьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, В. А. Крутецкого и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности. Творческое воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании.

  1. Проблема исследования.

Воображение и фантазия - это важнейшая сторона жизни ребенка. Усвоить какую-либо программу без воображения невозможно. Оно является высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того, чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация  деятельности учителя.

Цели:     1) повышение качества учебного процесса;

               2)обеспечение развития познавательной и личностной сферы     учащихся.

               3)изучение особенностей  и возможностей  развития и активизации творческого   воображения детей в урочной и внеурочной деятельности

Задачи: 1) развивать творческий потенциал обучающихся и создавать необходимые условия для развития их творческих способностей;

                 2)разработать комплексную методику диагностики и развития творческого  воображения  детей младшего школьного возраста;

                3)определить возможные пути развития творческого воображения детей в процессе урочной деятельности  и занятий декоративно – прикладным творчеством.

Ожидаемые результаты:

 развитие наблюдательности, сообразительности, воображения, воспитания творческой личности в целом.

 Направления самообразования:

Основные направления

Действия и мероприятия

Сроки

реализации

Профессиональное

1.Изучить нормативные документы федеральных министерств и ведомств по вопросам организации обучения в начальной школе.

Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Москва «Просвещение» 2010.

Стандарты второго поколения. Планируемые результаты начального общего образования. Москва «Просвещение» 2010.

Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе" (Письмо МО РФ от 19 ноября 1998 № 1561/14-15).

Стандарты второго поколения. А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва «Просвещение» 2010.

Стандарты второго поколения. Внеурочная деятельность школьников. Москва «Просвещение» 2010

2.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.

3. Повышать квалификацию на курсах для учителей.

4.Успешно пройти аттестацию.

2012-2014

 

 

 

Регулярно

2013; 2014

2014

Психолого-педагогические

1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

 

 

регулярно

Методические

2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения.

3. Принимать активное участие в работе школьного и районного МО учителей  начальных классов.

4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие  в  конкурсах творческих работ.

-Выставка  работ из природного материала

-Конкурсы рисунков (школьные и районные)

-Районная выставка технического и прикладного творчества учащихся

-Международный детский творческий фестиваль «Южный полюс»

- Международный детский творческий фестиваль «Апельсин»

5. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, района, республики через Интернет.

6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

8. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке.

9. Проводить открытые уроки и открытые занятия кружка для коллег, учителей района, на семинарах директоров и завучей школ района.

10. Продолжать работу кружка «Бисероплетение»

11.Выступать с творческим отчётом  о своей работе на августовском секционном занятии учителей  начальной  щколы.

 регулярно

 

 регулярно

 

 

 

 

 

ежегодно

по плану

ежегодно

 

 

 

ежегодно

 

 

регулярно

 

 

 

регулярно

 

 

ежегодно

регулярно

по плану МО района

Информационно-технологические технологии

1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.

регулярно

 

 

Охрана здоровья

1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.

2. Изучить литературу по теме “Здоровый  образ  жизни”.

3.Баль Л.В., Барканов С.В. Формирование здорового образа жизни российских подростков. М., 2003

регулярно

 

 

регулярно

2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие творческого воображения младших школьников в процессе конструктивной деятельности"

Данное обобщение опыта включает в себя информацию об условии его возникновения, его актуальность(на примере теста Е.Торренса "Неполные фигуры"),описание технологии опыта на основе дидактических игр "П...

« Развитие речи и творческого воображения младших школьников"

« Развитие речи и творческого воображения младших школьников »....

Развитие творческого воображения младших школьников

Выступление на методическом объединении...

Развитие творческого воображения младших школьников.

В статье рассматриваются эффективные способы и приемы развития творческого воображения младших школьников...

«Развитие творческого воображения младших школьников в процессе подвижной игры во внеурочное время»

Многие исследователи отмечают, что в процессе школьного обучения преимущественно «тренируются» такие психические процессы, как память, восприятие, мышление, а развитию воображения уделяется недостаточ...