«Индивидуальные и групповые формы обучения как эффективный способ развития творческого воображения младших школьников»
статья на тему

Елена Николаевна Куркина

Формы работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_raboty.docx21.56 КБ

Предварительный просмотр:

«Индивидуальные и групповые формы обучения как эффективный способ развития творческого воображения младших школьников»

       Главная цель преподавательской деятельности заключается в том, чтобы заметить и развить творческое начало, талант каждого ученика. С самых первых дней обучения пытаюсь создать в детском коллективе атмосферу созидания и творчества, приучаю выполнять задания в своём неповторимом варианте, развивая тем самым самостоятельность, активность, инициативу. Нельзя сказать, что этот процесс протекает гладко. На первых порах возникают проблемы и трудности, обусловленные тем, что не каждый семилетний ребёнок открыт к творчеству. Например, из-за недоразвития внимания и воображения.Благодатный материал для развития творчества представляют уроки ИЗО, технологии. Первые уроки – это уроки-экскурсии: «Красота окружающей природы», « Образы родного края. Царство деревьев», уроки – игры: «Составление композиций из засушенных листьев», «Роль салфетки в праздничной сервировке стола». На этих уроках мы собирали самый красивый, самый необычный по форме, цвету, величине природный материал: листья, веточки; составляли сказки-загадки о деревьях, фантазировали на тему: каким бывает дождь? сказочное животное?

На уроках физкультуры под стихотворный текст, читаемый учителем, учащиеся воспроизводят характерные образы через движение: «Как лисички побежали, хвостиками завиляли», «скачет зайка лапки в бок, прыг да скок, прыг да скок!» В этом приёме многое привлекает, к тому же каждый ученик может изобразить то или иное действие по-своему. Например: «Миша в терем к нам идёт через лужи, через ров». Один ученик идёт медленно, другой - быстрее, третий – на четвереньках. С большим интересом выполняют учащиеся движения, обличённые в сюжетную форму: «Зашагали ножки прямо по дорожке к зайкиной избушке по лесной опушке», «Тише, тише, колобок, вдруг услышит серый волк, как мышки мы пойдём, на носочках прошмыгнём». В основу обучения движениям закладывается проблемная ситуация, решение которой способствует формированию правильных двигательных действий, а также развитию творческих способностей. Предлагая задачу, продумаем весь процесс, который приведёт к конечному результату и, который будет побуждать учащихся самостоятельно изыскивать возможные пути и средства её решения. Например, «чтоб до зайки нам дойти, надо мостик перейти», «Впереди у нас прыжки, ты смотри не упади! Ямки, лужицы и палки!» Иногда нужно показывать возможность изменения движений, замену одного движения другим, создание нового варианта, предлагать учащимся самим придумывать упражнения: «Здесь опасность на пути, нужно мостик перейти, как же речку переплыть, чтобы целыми всем быть?»

Также и на уроках литературного чтения, окружающего мира, математики, русского языка использую личностно-ориентированный подход для развития творчества. Индивидуальные и групповые формы работы, а также работа в парах ориентируют учащихся на развитие своей индивидуальности, обеспечивают условия для овладения младшими школьниками такими сложными умениями, как целеполагание, контроль, оценка, формирует положительные мотивы учения.

    Индивидуальные формы работы реализуются в разумной дифференциации учебных заданий, постановке перед учащимися посильных задач. Наиболее распространенной формой является: работа по карточкам разных типов, индивидуальный опрос у доски, комментированное выполнение задания, подготовка сообщений на определённую тему по материалам, предложенным учителем, или учащиеся проводят самостоятельную работу в поисках нужной информации. Выполняют такие задания ребята с удовольствием. Часто подготовленные рассказы сопровождаются иллюстрациями, оригинальным оформлением. Например, к теме «Разнообразие веществ» ученики подготовили интересные сообщения: о поваренной соли, о том, чем опасны кислотные дожди. Изучая тему «Вода- путешественница» одни учащиеся дополнили материал учебника интересными рассказами: «Ледяные бродяги», «Что такое туман», а другие порадовали всех своими сочинениями: «Путешествие капельки», « Встреча капелек», «Подслушанный разговор». На уроках окружающего мира по теме: «Кто такие животные» мы играли в игру «Театр животных».

- Представьте себе, какое это животное и попробуйте изобразить его: вот оно передвигается, вот оно слушает, ест, пьёт, издаёт свои звуки (один ученик изображает, остальные пытаются узнать, что это за животное, обосновывая свои предположения).

- А теперь подумаем, чем отличаются повадки диких животных от повадок домашних животных? (дети аргументируют свои наблюдения).

- Можешь ли ты нарисовать своё самое любимое животное и дать ему кличку? У кого дома есть домашние животные?

Уроки окружающего мира также предполагают работу в группах. Например, при изучении темы: «Кто что ест?» класс делится на 3 группы. Каждой группе даётся карточка с текстом. Используя текст, необходимо составить схему пищевых связей. Когда изучали тему: «Дорожные знаки», каждая группа получила конверт с заготовленными дорожными знаками и их «парами» (карточки, где написано, что данный знак означает), перемешанные между собой. Каждая группа получает определённую группу знаков: предупреждающие, предписывающие, запрещающие, информационно-указательные или знаки сервиса. Задача каждой группы – подобрать к знакам их пары. Подобранные пары скалываются канцелярской скрепкой так, чтобы с одной стороны был рисунок, а с другой текст. За неправильно подобранный знак группа получает штрафное очко. Стараюсь оценивать работу, прежде всего всей группы. Эта форма работы имеет большое значение для развития самостоятельности. Работая в команде, ученик получает реальную возможность проявить инициативу, учится планировать свои действия, убеждать в правильности своих рассуждений, нести ответственность за действие команды и свои собственные. Групповая форма очень привлекает школьников, и я стараюсь внедрять её и на уроках литературного чтения. Например, на уроке обобщения знаний по теме «Литературные сказки» класс был также разбит на группы, задание которым было дано заранее: 1-я группа готовила чтение по ролям, 2-я группа инсценировала эпизод из сказки, ребята из третьей группы готовили пересказ самых интересных эпизодов из изученных сказок. В каждой группе выбирался командир, который представлял свою команду и задание, над которым работала группа. На данном уроке я выступила в роли организатора, руководила процессом косвенно, а всё задуманное воплотили дети. Они хорошо подготовились, были заинтересованы в том, чтобы хорошо выступить, переживали за своих товарищей, чувствовалось единение и сплочение. И самое главное – задачи урока: обобщение знаний учащихся, развитие творческих и самостоятельных навыков – были выполнены. После проверки домашнего задания работа в группе продолжалась. Ребята отвечали на вопросы, которые были записаны на лепестках ромашки (серединка - «я вами довольна»), соединяли части пословиц. (Разработка урока по литературному чтению прилагается). При организации группового обучения учитываю личные особенности и учебные возможности учеников. Ведь слабому ученику нужны не столько сильные партнёры, сколько терпеливые, доброжелательные. Стараюсь, чтобы не было обиженных, неудовлетворённых работой детей. Для работы в группе предлагаю задания, направленные на осознание идеи произведения и развития творческих способностей. Например: подготовь сценарий данного текста, выбери группу исполнителей и создай по отрывку живую картину. Докажи, почему именно так она должна выглядеть. Детям очень нравится выступать в роли актёров. Не просто чтение по ролям, а инсценирование пьес, сказок. Это и «Двенадцать месяцев» С.Я.Маршака, «Листопадничек» Соколова-Микитова. Этому предшествует предварительная работа: исследование настроения, характера героя. Большой интерес у детей вызывали простые случаи литературной игры «Буриме». Например: дополнить четверостишие по предложенным двум строчкам:

По ясному небу, по чистому небу

Плывут облака…

Дети сочиняют:

… А мы улыбаемся, прыгаем, скачем

И строим дома из песка.

Популярным был и такой вид игры: подобрать из предложенных слов: строка, дом, река, треска, гном, сом – пропущенные рифмы во фрагменте стихотворения:

Широка и глубока

Под мостом текла …(река)

Под корягой, под мостом

Жил в реке усатый …(сом)

Проведение подобных игр стимулирует ребят на создание собственных стихов.

Все ступеньки самостоятельного творчества открываются ребёнку по крупицам, год за годом. За то это те ступеньки, по которым он шагает сам, сам учится придумывать и сочинять.

Первоклассникам предлагается задание: записать своё имя и фамилию. Что особенного и творческого в задании? Что тут можно сочинить? Да на каждой тетради есть имя и фамилия. Но одно дело – красиво подписанная мамой или учителем тетрадь, а совсем другое – собственноручно выведенные имя и фамилия, где каждая буква – не одна из 33 букв русского алфавита, а особенная, родная. Какие буквы из русского алфавита родные? Сколько их? Какие новые слова могут родиться из этих букв? И начинается работа волшебника – сочинительство слов из особенных – своих родных букв. Вот имя и фамилия – Оберемко Слава, а вот слова, которые изобретаются из родных букв: коса, короб; Чернобривцева Инна – брови, ворона. Умение посмотреть на привычное взглядом сочинителя рождается на уроках обучения грамоте.

Новый шаг к сочинительству – в новом упражнении – «Сын Михаила Ивановича». Перед учениками 1 класса начало известной сказки «Три медведя» После отрывка задание, которое дети выполняют, работая в паре: как будут звать Мишутку, когда он вырастет? Запиши его полное имя и отчество. Первоклассник не просто придумывает имя и отчество для взрослого Мишутки, он задумывается о дальнейшей судьбе медвежонка и пытается сочинить свою сказку уже не о трёх медведях, а о Михаиле Михайловиче, сыне Михаила Ивановича и Анастасии Петровны. Каким он вырос? Что любил? Чем радовал старых родителей? И рождается новое сочинение – сказка самого Малыша. Здесь же сюжетный рисунок: маленький Мишутка спит в кроватке, около неё на полу лежат игрушки: мяч, пирамидка, и, причём дети представляют себя Мишутками. Рассказы детей были настолько интересными, что я задумалась, как бы их сохранить и привлечь к сочинительству других детей. И у нас появилась книжка «Наши сказки», где мы записывали свои творения. Сюда мы записывали сказки, которые создавали и на уроках окружающего мира. В этом нам помогал главный герой наших уроков Муравьишка. Именно о нём мы сочиняем: то он учится переходить дорогу, то создаёт море прямо у себя в ванной. После проведения уроков по темам: «Куда текут реки?», «Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит», «Откуда берутся снег и лёд?», организуется игра «Почемучка», цель которой дать ответы на следующие вопросы:

Куда текут реки?

Откуда в море столько воды?

Откуда берётся дождь?

Из чего сделаны снежинки?

Почему вода в море солёная?

Что такое снег, лёд?

Вопросы на листках- капельках. Обсуждение идет в паре, и даются на эти вопросы ответы. Дети постепенно подводятся к выводу о необходимости воды в жизни человека, Организуется творческая работа в паре: «Что было бы, если бы вода исчезла?»

Мы все знаем, как дети любят загадки, но когда их придумываешь сам, это вдвойне радостно.

- Не попробуете ли вы сами сочинить загадку? Обращаю внимание на стиль – не приказ, а мягкая просьба, совет, так и проситься: «Ну, не робей, пробуй дружок» Так рождаются первые загадки, которые тоже в этой книжке.

Конечно, эти произведения далеки от совершенства. Да это и не нужно. Поскольку наша цель не в продукте творчества, а самом процессе. «Важно не то, что создадут дети, важно, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении» (Л.С.Выготский).

Выше было упомянуто о парной работе. Очень эффективны в парной работе игровые моменты, проблемные задания, поисковые лингвистические задачи. Работу в паре чаще всего организую на уроках математики, русского языка. Игра «Не подведи друга». У доски работают два ученика одновременно. Учитель читает пример и предлагает составить 4 примера на умножение и деление с данными числами. Один составляет на умножение, а другой на деление. Если примеры составлены и решены верно, ребята одобряются за слаженность в работе. Игра «Сорбонки». На маленьких листочках бумаги записаны примеры. Один ученик показывает пример, другой отвечает. Правильный ответ - карточка кладётся в одну сторону, неправильный - в другую. Затем подсчитывается количество правильных ответов. На уроках математики уделяю внимание активизации познавательной деятельности учащихся. В каждый этап урока включаю занимательные задания, которые способствуют развитию математического мышления детей.

На уроках русского языка развиваю умения анализировать языковой материал, сопоставлять, группировать и обобщать языковые явления, находить главное, осуществлять умственное и речевое развитие. Через разнообразные приёмы я воспитываю интерес к урокам русского языка, а работа с практическим материалом раскрывает богатейшие возможности родного языка, его выразительную силу, ритмичность, благозвучие. По русскому языку предлагается работа с текстом, в котором пропущены изученные орфограммы и памятка работы. Дети в паре по очереди комментируют свои действия и оценивают работу друг друга. Кроме этого к тексту предлагаются творческие задания, которые требуют совместного выполнения. Это заставляет детей прибегать при помощи сверстников к анализу задания, актуализации необходимых знаний, контролю, оценке. Таким образом, я обеспечиваю напряжение мыслей каждого своего ученика, а знания, добытые собственными усилиями, сознательнее усваиваются и прочнее запечатлеваются в памяти. Создаю условия для проявления детьми творчества, побуждаю учащихся самостоятельно думать.

Такой вид контроля как тестирование провожу как индивидуально, так и в паре. Причем, выполняя задание, ученик должен в случае правильно выбранных ответов получить слова «молодец», «верно», «знатоки» и т.д.

Рационально и оптимально организованная индивидуальная, групповая, коллективная деятельность раскрепощает не только мышление детей, но и самого учителя, учит сотрудничать, анализировать, развивает творческие, самостоятельные навыки и умения учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие творческого воображения младших школьников в процессе конструктивной деятельности"

Данное обобщение опыта включает в себя информацию об условии его возникновения, его актуальность(на примере теста Е.Торренса "Неполные фигуры"),описание технологии опыта на основе дидактических игр "П...

Развитие творческого воображения младших школьников

Выступление на методическом объединении...

Развитие творческого воображения младших школьников.

В статье рассматриваются эффективные способы и приемы развития творческого воображения младших школьников...

Индивидуальный план самообразования по теме "Развитие творческого воображения младших школьников"

Представлены  действия  и  мероприятия  учителя  по основным  направлениям  самообразования на 2012-16 г....

Групповая форма работы - один из способов формирования коммуникативных УУД младших школьников

В статье описаны задачи, принципы, виды  групповой работы; даны рекомендации учителю...