Главные вкладки

    Методическая разработка на тему:
    Осенние посиделки.

    Скопина Елена Валерьевна

     Учитель: Дорогие ребята, на прошлой встрече мы изучили русскую избу, узнали особенности её устройства, куда приглашали и усаживали званых гостей. Сегодня гостями будете вы сами, но прежде, чем вас пригласят в горницу на посиделки, с пользой проведём время во дворе.            

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл khokhloma.docx29.51 КБ

    Предварительный просмотр:

                                           Осенние посиделки.

    Учитель: Дорогие ребята, на прошлой встрече мы изучили русскую избу, узнали особенности её устройства, куда приглашали и усаживали званых гостей. Сегодня гостями будете вы сами, но прежде, чем вас пригласят в горницу на посиделки, с пользой проведём время во дворе.                                                                                                    

    Ведущий 1: Несу я урожаи,

                         Поля вновь засеваю,

                         Птиц к югу отправляю,

                         Деревья раздеваю,

                         Но не касаюсь ёлочек и сосен.

                         Я – красивая жёлтая……………..

    Ведущий 2: Осень в гости к нам пришла

                         И с собою принесла…..

                         Что? Скажите наугад!

                         Ну, конечно………………

    Ведущий 1: Мочит поле, лес и луг,

                         Город, дом и всё вокруг!

                         Облаков и туч он вождь,

                         Ты же знаешь, это - ………..

    Ведущий 2: Холода их так пугают,

                         К тёплым странам улетают,

                         Петь не могут, веселиться.

                         Кто собрался в стайки? …………

                         

     Ведущий 3: А теперь мы поиграем:

                          Улетает кто – узнаем…

    Ведущий 4: Если назовём того, кто летает, разводите руки в сторону и плавно машите.

    Ведущие 3 и 4 по очереди:

    Воробьи летят,

    Сороки летят,

    Собаки летят,

    Свиристели летят,

    Грачи летят,

    Слоны летят,

    Голуби летят,

    Сосульки летят,

    Курицы летят,

    Поросята летят,

    Вороны летят,

    Столы летят,

    Синицы летят.

    Ведущий 5: Грудкой желтой все знакомы,

                         Ищут сало на балконах.

                         Часто в окна к нам стучат,

                          И пронзительно свистят!

                          Всем известны эти птицы,

                          Называются …………………….

    Ведущий 6: Люди давно приметили, что глубокой осенью синицы собираются стайками. Словно на праздник слетаются пёстрые, нарядные синицы.  Потому, видно, в народе в былые времена отмечали 12 ноября праздник «Синичкин день».

    Отметим и мы «Синичкин праздник» весёлым хороводом.

    ХОРОВОД 1.

    Учитель: Ну, а теперь я пригашаю всех в горницу. Вы узнаете, что такое посиделки, и как отмечали праздник Кузьминки.


    Мы тебе поможем,
    ( движения такие же, как в двух предшествующих строках))
    Станешь ты пригожим:
    Ты омолодишься
    (разомкнутыми руками дети «лечат» дударя) 
    И развеселишься!
    (хлопают в ладоши) 

    Дударь, дударь, что болит? — Нога
    !
    (хоровод повторяется до ответа: Да я уже здоров! После пары «врачеваний» водящий меняется.)

    Учитель: Кузьминские посиделки становились своеобразным домашним
    театром, где вечёрочники шутливой пантомимой, танцами и
    песнями рассказывали о своей жизни.


    Исполняется народная инсценировка «Лиса и горшок».


    Ведущий Н: - Если дух в здоровом теле -
    Удаль просит воли.
    Распотешь себя, народ,
    Спой частушки что ли…


    Ведущий НН: - Эй, ребята-молодцы,
    Озорные удальцы,
    Спойте братцы, да спляшите,
    Да гостей развеселите!

     
    Исполняются Частушки :
    То не ветер, то не вьюга,
    То мои страдания.
    Было нас четыре друга:
    Клим, Трофим, Кузьма, да я.


    Уважали нас в деревне,
    Узнавали за версту
    Я средь них считался первым
    За смертельну красоту.


    А Трофим любил природу,
    Всё у речки загорал.
    Про работу и не думал,
    Лишь частушки распевал.


    Вот Кузьма здоровьем редким
    Отличался от всех нас:
    Летом в проруби купался
    Да гусей на печке пас!
    .

    Ведущий Н: Скажи, Кузьма, скажи, Демьян,
    В народе правду ль говорят,
    С Кузьминок будто б начинали
    Наукам обучать ребят?


    Ведущий НН:
    Что праздник каждому помог
    В учении изрядно:
    Идёт учёба детям в прок -
    Всё ясно, всё понятно!

     
    Кузьма и Демьян (вместе): - Мы – покровители ремёсел и ученья!
    Чтоб было радостью оно, а не мученьем.

     
    Учитель:
    Кузьму и Демьяна почитали в народе русском Божьими кузнецами.
    Мастера кузнечного дела считали их своими покровителями, а день
    их имени, 14 ноября, — своим праздником, праздником ремесла.

    Хохлома, Хохлома!

    Весь народ свела с ума!

    Яркая, лучистая, узоры золотистые!

    Резные ложки и ковши

    Ты разгляди-ка, не спеши.

    Там травка вьётся и цветы

    Растут нездешней красоты.

    Блестят они как золотые,

    А может, солнцем залитые.

    Учитель: Сегодня я хочу вас познакомить с русским народным декоративно-прикладным искусством – хохломской росписью.

    Золотистого цвета деревянные изделия этого промысла с растительным орнаментом, называют Хохлома.

    Ведущий:

    Хохлома, Хохлома,

    Весь народ свела с ума!

    Яркие, лучистые, узоры золотистые!

    Резные ложки и ковши

    Ты разгляди-ка, не спеши.

    Там травка вьётся и цветы

    Растут нездешней красоты.

    Блестят они как золотые,

    А может, солнцем залитые

    Учитель: Хохлома – это название старинного торгового села, куда привозили на продажу расписную деревянную посуду.

    Ведущий ХХ: В народе сказывают о чудо-мастере, который жил в нижегородских лесах. Построил мастер дом в лесу на берегу реки Хохломки и начал изготовлять посуду. Один раз прилетела к нему жар-птица. Мужик накормил ее крошками. Птица захотела отблагодарить мужика. Задела она своим крылом простую посуду деревянную и посуда вмиг превратилась в «золотую». С тех пор стал мужик делать посуду, и все его узорные чашки и ложки были похожи на золотые. Узнали об этом в Москве, и послал царь за мастером царских солдат. Когда услышал об этом мастер, он позвал мужиков, рассказал им секрет «золотой» посуды. А сам исчез…

    Учитель: И стали другие мастера изготовлять «золотую» посуду. Конечно, изготовить ее не просто. Изделие надо сначала выточить на станке, затем оно шпаклюется, шкуриться, олифиться, лудиться, т.е. покрывается аллюминевым порошком, подвергается закалке в печи с высокой температурой.

    Возьмите любой понравившийся вам предмет и посмотрите на него. Какие цвета использовал художник? Правильно, есть черный, красный. Встречается зеленый, но больше всего золотого цвета. Теперь вы понимаете, почему хохлому называют «золотой». А кто догадался, почему сегодня мы говорим именно об этом народном промысле? Какое время года больше всего напоминают краски Хохломы?

    Давайте полюбуемся красотой хохломской росписи!

    На экране презентация «Золотая хохлома».

    Ведущий:

    Алых ягод россыпь,

    Отголоски лета

    В зелени травы.

    Шёлковые всплески

    Солнечно-медовой

    Золотой листвы.

    У красы точёной

    Сарафан парчовый,

    По волнам узоров

    Яхонты горят.

    Что за чародеи

    Хохлому одели

    В этот несказанный

    Праздничный наряд.

                            П.Синявский


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Праздник осени для 3 класса "Осенние посиделки"

    Сценарий праздника осени для 3 класса...

    Праздник осени в начальной школе "Осенние посиделки"

    Цель: формировать личность учащихся активно и заинтересованно познающих мир.Задачи:1.     Развивать речь, художественный и эстетический вкусы у учащихся.2.     ...

    Праздник осени "Осенние посиделки"

    Праздник проводится в первом классе , учащиеся заранее готовят свои номера. К празднованию привлекаются родители учащихся и старшеклассники. В празднике используются знания уже имеющиеся у ребят и вно...

    Осенний праздник «Осенние посиделки»

    Внеклассное мероприятие среди 1 -4 классов «Осенние посиделки»Задачи: 1. Приобщение детей к образам осенней поры, познание красоты окружающего мира, проявленной средствами музыкальной вырази...

    Праздник осени в начальной школе "Осенние посиделки"

    Праздник предназначен для учащихся 3-4 классов. Данное внеклассное мероприятие развивает  речь, художественный и эстетический вкусы у учащихся;      расширяет кругозор и познавател...

    Какая осень? Осенние посиделки

    Это внеклассное мероприятие посвящено народным обычаям и традициям осени. Используется образовательная технология "французская мастерская". Праздник организуется с участием родителей....

    Осенний праздник в начальной школе "Осенние посиделки"

    Цель праздника – создать условия для: расширения представления учащихся об окружающем мире; важными продуктами питания, как овощи и фрукты, урожай которых собирают осенью; формирования любознател...