Главные вкладки

    Методическая разработка на тему:
    Путешествие в Дымку.

    Скопина Елена Валерьевна

     Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята! Вот мы опять собрались в нашей «Горнице». Только сегодня я предлагаю покинуть её уютные стены и отправиться в путешествие в Вятку. В нашем поезде 4 вагона: 4а класс, 1а, 1б и группа детского сада. Встаньте все друг за другом, согните руки в локтях – изобразим движение поезда. Раздаётся гудок. Поехали!!

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл stsenariy_dymki.docx20.07 КБ

    Предварительный просмотр:

    Путешествие в Дымку.

    Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята! Вот мы опять собрались в нашей «Горнице». Только сегодня я предлагаю покинуть её уютные стены и отправиться в путешествие в Вятку. В нашем поезде 4 вагона: 4а класс, 1а, 1б и группа детского сада. Встаньте все друг за другом, согните руки в локтях – изобразим движение поезда. Раздаётся гудок. Поехали!!

    Дети сели. На экране пейзаж: зима, река, село, печные трубы дымят. Посмотреть Кустодиева Замоскворечье.

    Учитель: Кажется, прибыли.

    Ведущий 1: С высокого берега реки Вятки видна зареченская слобода. Зимой, когда топились печи, а летом, когда туман, вся слобода будто в дымке.

    Ведущий 2:

    Ели спят у большака
    В инее седом,
    Спят деревья, спит река,
    Скованная льдом.
    Мягко падает снежок,
    Вьется голубой дымок,
    Дым идет из труб столбом,
    Точно в дымке все кругом
    Голубые дали,
    И село большое
    «Дымково» назвали.
    Там любили песни, пляски,
    В селе рождались чудо -сказки,

    Ведущий 3:

    Вечера зимою длинны,
    И лепили там из глины
     Все игрушки непростые,
     А волшебно-расписные:
         Белоснежны,  как березки,
                 Кружочки,  клеточки, полоски —
            Простой,  казалось бы, узор,
           Но отвести не в силах взор.
         И пошла о «дымке» слава,
    Заслужив на это право,
    Говорят о ней повсюду,

    Удивительному чуду
    Мы поклонимся не раз.
                 О древней дымковской игрушке

    Поведём сейчас рассказ.

    На экране композиция из дымковской игрушки.

    Ведущий 4: Детьми и взрослыми очень любимы были глиняные свистульки, которые умели петь на разные голоса. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька. Свистом оглашалась вся округа. Оттого и получил этот праздник свое название – «Свистунья». Возникновение этого праздника связано с легендой.

    Ведущий 5: Однажды к городу подошли враги. Городу грозила неминуемая гибель. Тогда вятичи измыслили хитрость. Все жители города, даже малые дети, получили по маленькой глиняной свистульке. Подкравшись ночью к вражескому стану, они подняли отчаянный свист. Так, наверное, свистел сказочный Соловей-Разбойник, от свиста которого отлетали маковки на теремах, шатались деревья и замертво падали кони. Кочевники решили, что их окружают подоспевшие на выручку дружины, и в страхе бежали.

    Учитель: приглашает по 7-10 человек из каждого «вагона». Дети получают свистульки. Каждая команда должна высвистеть какую-нибудь мелодию. Выбирается победитель. Награждается аплодисментами.

    Учитель: С такого весёлого пересвиста начиналось народное гулянье.

    Звучит музыка. Группа детского сада исполняет русский танец. Д\с и первоклассники исполняют частушки, можно выполнить костюмы или элементы костюма . «Игрушкины частушки»:

    1 д:Дымковские барыни
    Всех на свете краше,
    А гусары-баловни

    Кавалеры наши!

    2д: Мы игрушки расписные,
    Хохотушки вятские,
    Щеголихи слободские,
    Кумушки посадские.

    3 д: Наши руки крендельком,
    Щеки, словно яблоки.
    С нами издавна знаком
    Весь народ на ярмарке.


    4 д: С лентами да бантами
    Мы гуляем с франтами.
    Мы гуляем парами,
    Проплываем павами.

    5 д: Мы игрушки знатные,
    Складные да ладные.
    Мы повсюду славимся.
    Мы и вам понравимся!
    .

    Исполнение стишков ребятами из детского сада и первоклассников сопровождаются соответствующими слайдами.

    Первый чтец:

    Индя-индючек, ты похож на сундучок.

                                                Сундучок не простой:

                                                Красный, белый, золотой.

    Второй чтец:

                                                    Бока крутые, рога золотые,

                                                    Копытца с оборкой,

                                                    А на спине – Егорка

    Третий чтец:

                                                  В летний день, погожий день

                                                 Балалаечка трень-брень.

    -Ты играй, мой Ванечка,-

    Просит друга Танечка.

    Четвёртый чтец:

    Зонтик грибком, руки крендельком,

        Ходит девица-краса по улице пешком.

    Пятый чтец:

                                                          Барашек – свисток,

                                                          Левый рог – завиток,

                                                          Правый рог – завиток,

                                                          На груди – цветок.

    Шестой чтец:

                                                               Через горные отроги,      

                                                               Через крыши деревень,

            Краснорогий, желторогий

          Мчится глиняный олень.

    Седьмой чтец:

    Кони глиняные мчатся

               На подставках, что есть сил,

          И за хвост не удержаться,

                                                         Если гриву упустил.

    Возможно исполнение других стихов о Дымке. Например,

             Водоноска.

    За студёною водицей

    Водоноска – молодица

    Как лебёдушка плывёт.

    Вёдра красные несёт

    На коромысле не спеша

    Посмотри, как хороша

    Эта девица – краса,

    Туга чёрная коса,

    Щёки алые горят

    Удивительный наряд:

    Сидит кокошник горделиво,

    Как лебёдушка плывёт

    Песню тихую поёт.

                    Индюк.

    Вот индюк нарядный,

    Весь такой он ладный,

    У большого индюка

    Все расписаны бока.

    Всех нарядом удивил,

    Крылья важно распустил.

    Посмотрите, пышный хвост

    У него совсем не прост –

    Точно солнечный цветок,

    А высокий гребёшок,

    Красной краскою горя,

    Как корона у царя.

    Индюк сказочно красив,

    И напыщен, горделив,

    Смотрит свысока вокруг,

    Птица важная – индюк.

    Здесь чтецы могут быть наряжены в костюмы дымковских игрушек:

    Учитель: Дымковская игрушка вдохновляла народное творчество.

    Ведущий 6:

    Сегодня я хочу рассказать вам сказку про козлика Золотые Рога.

    Жил – был козлик Золотые Рога. Шерсть на боках у него была вся в завитках – красных, оранжевых, жёлтых, белых. Гулял козлик по полям и горам, по лугам и лесам. Никого козлик Золотые Рога не боялся. От холода его шуба спасала, а от лютых зверей – умная голова. Как-то раз окружили козлика серые волки. Да только козлик Золотые Рога не испугался. Поглядел на серых волков и говорит: «Пора бы и поужинать, а волки все какие-то худые». А волчий круг всё уже. Козлик Золотые Рога и говорит: «Ошибся я: есть и жирные головы». А волки всё ближе. Закричал козлик Золотые Рога на весь лес: «Жирную пару волков на ужин выбрал! ». Сверкают при лунном свете Золотые Рога. Испугались волки и пустились со всех ног наутёк!

    На экране козлик золотые рога.

    Учитель: Сначала игрушки изготавливали не для забавы.  Люди верили, что у них есть много богов-покровителей. Их-то и лепили из глины.

     Самым главным был бог солнца Ярило. Дымковские мастера стали изображать его в виде коня, иногда двух- или трехглавого. Сам конь был белый, с золотой гривой, а на груди его рисовали красный круг – символ красного солнышка. В древности считалось, что фигурка коня оберегает людей от таинственных сил. Их и сейчас прикрепляют на домах.

    Важно знать значение цвета. Зеленый цвет в народном представлении связан с понятием жизни, символизирует природу, землю, пашню. Белый всегда был связан с понятием нравственной чистоты, правды и добра. Черный говорит о горе, неправде, зле. Красный цвет не только символ огня, но и красоты, силы, славы,  здоровья. Голубой – цвет неба. На первый взгляд очень простые знаки тоже символичны. Так,

     кружочки обозначают солнышко – символ жизни,

     точки – звёзды,

     крестики – начало жизни, человека,

     квадратики с точками – засеянное поле,

     квадратики – жилище,

     линии – покой, воду, дорогу.

     Знак плодородия — ромб.

     Небо с облаками — прямая линия и сверху волнообразная,

     если небо дождевое, с каплями. то между двух прямых линий чередование точек с равным интервалом.

     Мать земля сыра и зерна в ней — две линии параллельные, а внутри волнообразная с точками по обе стороны в углублениях.

     Используются всевозможные растительные знаки — ростки, зерна, листики, ягодки, цветочки и знаки с пожеланием блага.

    На экране – образцы знаков.

    На мольбертах три трафарета. На листах ватмана изображены контуры коня, птички и индюка. Фломастеры. Приглашаются по три человека от каждого вагона и раскрашивают свой трафарет в стиле дымковской игрушки.

     

    Пока художники рисуют, у остальных физкультминутка:

    Учитель: Все встали. Скажите, какой конь?

    Дети: Красивый, гордый, весёлый!

    Учитель: Представьте, что вы кони – распрямите плечи, улыбнитесь друг другу. А как кони скачут? Поскакали на месте. Молодцы!

    А как цокают? Это упражнение и для вашего горлышка. Садитесь.

    Теперь подведём итоги конкурса художников.

    Выходят чтецы. На экране слайд с композицией «Дымковская игрушка».

    Чтец 1: В ней нет цвета дымного,
    Сырости сырой,
    В ней что-то есть от радуги,
    От капелек росы,

    Чтец 2: В ней что-то есть от радости,
    Гремящей как басы!
    Она глядит не прянично -
    Ликующе и празднично.

    Чтец 3:В ней молодость - изюминка,
    В ней удаль и размах,
    Сияйте, охра с суриком,
    По всей земле в домах!

    Чтец 4:И злость, и хмурость льдинкою
    Без всякого следа
    Пусть под улыбкой Дымкова
    Растают навсегда!

    Учитель: Наступило время возвращаться из нашего путешествия. По вагонам!

      Все встают друг за другом, раздаётся свисток паравоза, дети изображают движение поезда и выходят из зала.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок путешествие: «Путешествие в страну Грамматику.»

    Цель и задачи урока:   Расширить и закрепить у учащихся  знания и навыки по грамматике, убедить, что грамматика – не свод скучных и трудных правил, а увлекательная наука о знаках...

    Игра – путешествие «Путешествие в королевство Неболеек».

    Игра – путешествие «Путешествие в королевство Неболеек»....

    Игра-путешествие "Путешествие в мир сказок"

    Уважаемые коллеги, размещаю сценарий игры-путешествия "Путешествие в мир сказок", которое я использовал на неделе толерантности. В ходе игры детям будет предложено вспомнить уже знакомые им сказки и п...

    "Путешествие в страну знаний" урок-путешествие

    Конспект данного урока поможет создать праздничное настроение, настроить учащихся на работу. Предназначен для учащихся 3 класса....

    игра-путешествие "Путешествие в страну Читалию"

    Игра представлена в форме путешествия по станциям.На каждой станции дети выполняют задания так или иначе связанные с литературными произведениями.Это и  спортивные конкурсы, и конкурсы эрудитов, ...

    Методическая разработка "Путешествие в страну Пионерию" ("Путешествие в детство наших родителей)

    Данная работа рассказывает о путешествии ребят вместе с родителями в прошлое - в 1983 год (Путешествие в детство своих родителей)          Ребята 4б класса  через временн...