Путешествие в Дымку.
методическая разработка на тему

Скопина Елена Валерьевна

 Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята! Вот мы опять собрались в нашей «Горнице». Только сегодня я предлагаю покинуть её уютные стены и отправиться в путешествие в Вятку. В нашем поезде 4 вагона: 4а класс, 1а, 1б и группа детского сада. Встаньте все друг за другом, согните руки в локтях – изобразим движение поезда. Раздаётся гудок. Поехали!!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_dymki.docx20.07 КБ

Предварительный просмотр:

Путешествие в Дымку.

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята! Вот мы опять собрались в нашей «Горнице». Только сегодня я предлагаю покинуть её уютные стены и отправиться в путешествие в Вятку. В нашем поезде 4 вагона: 4а класс, 1а, 1б и группа детского сада. Встаньте все друг за другом, согните руки в локтях – изобразим движение поезда. Раздаётся гудок. Поехали!!

Дети сели. На экране пейзаж: зима, река, село, печные трубы дымят. Посмотреть Кустодиева Замоскворечье.

Учитель: Кажется, прибыли.

Ведущий 1: С высокого берега реки Вятки видна зареченская слобода. Зимой, когда топились печи, а летом, когда туман, вся слобода будто в дымке.

Ведущий 2:

Ели спят у большака
В инее седом,
Спят деревья, спит река,
Скованная льдом.
Мягко падает снежок,
Вьется голубой дымок,
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом
Голубые дали,
И село большое
«Дымково» назвали.
Там любили песни, пляски,
В селе рождались чудо -сказки,

Ведущий 3:

Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины
 Все игрушки непростые,
 А волшебно-расписные:
     Белоснежны,  как березки,
             Кружочки,  клеточки, полоски —
        Простой,  казалось бы, узор,
       Но отвести не в силах взор.
     И пошла о «дымке» слава,
Заслужив на это право,
Говорят о ней повсюду,

Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз.
             О древней дымковской игрушке

Поведём сейчас рассказ.

На экране композиция из дымковской игрушки.

Ведущий 4: Детьми и взрослыми очень любимы были глиняные свистульки, которые умели петь на разные голоса. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька. Свистом оглашалась вся округа. Оттого и получил этот праздник свое название – «Свистунья». Возникновение этого праздника связано с легендой.

Ведущий 5: Однажды к городу подошли враги. Городу грозила неминуемая гибель. Тогда вятичи измыслили хитрость. Все жители города, даже малые дети, получили по маленькой глиняной свистульке. Подкравшись ночью к вражескому стану, они подняли отчаянный свист. Так, наверное, свистел сказочный Соловей-Разбойник, от свиста которого отлетали маковки на теремах, шатались деревья и замертво падали кони. Кочевники решили, что их окружают подоспевшие на выручку дружины, и в страхе бежали.

Учитель: приглашает по 7-10 человек из каждого «вагона». Дети получают свистульки. Каждая команда должна высвистеть какую-нибудь мелодию. Выбирается победитель. Награждается аплодисментами.

Учитель: С такого весёлого пересвиста начиналось народное гулянье.

Звучит музыка. Группа детского сада исполняет русский танец. Д\с и первоклассники исполняют частушки, можно выполнить костюмы или элементы костюма . «Игрушкины частушки»:

1 д:Дымковские барыни
Всех на свете краше,
А гусары-баловни

Кавалеры наши!

2д: Мы игрушки расписные,
Хохотушки вятские,
Щеголихи слободские,
Кумушки посадские.

3 д: Наши руки крендельком,
Щеки, словно яблоки.
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.


4 д: С лентами да бантами
Мы гуляем с франтами.
Мы гуляем парами,
Проплываем павами.

5 д: Мы игрушки знатные,
Складные да ладные.
Мы повсюду славимся.
Мы и вам понравимся!
.

Исполнение стишков ребятами из детского сада и первоклассников сопровождаются соответствующими слайдами.

Первый чтец:

Индя-индючек, ты похож на сундучок.

                                            Сундучок не простой:

                                            Красный, белый, золотой.

Второй чтец:

                                                Бока крутые, рога золотые,

                                                Копытца с оборкой,

                                                А на спине – Егорка

Третий чтец:

                                              В летний день, погожий день

                                             Балалаечка трень-брень.

-Ты играй, мой Ванечка,-

Просит друга Танечка.

Четвёртый чтец:

Зонтик грибком, руки крендельком,

    Ходит девица-краса по улице пешком.

Пятый чтец:

                                                      Барашек – свисток,

                                                      Левый рог – завиток,

                                                      Правый рог – завиток,

                                                      На груди – цветок.

Шестой чтец:

                                                           Через горные отроги,      

                                                           Через крыши деревень,

        Краснорогий, желторогий

      Мчится глиняный олень.

Седьмой чтец:

Кони глиняные мчатся

           На подставках, что есть сил,

      И за хвост не удержаться,

                                                     Если гриву упустил.

Возможно исполнение других стихов о Дымке. Например,

         Водоноска.

За студёною водицей

Водоноска – молодица

Как лебёдушка плывёт.

Вёдра красные несёт

На коромысле не спеша

Посмотри, как хороша

Эта девица – краса,

Туга чёрная коса,

Щёки алые горят

Удивительный наряд:

Сидит кокошник горделиво,

Как лебёдушка плывёт

Песню тихую поёт.

                Индюк.

Вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный,

У большого индюка

Все расписаны бока.

Всех нарядом удивил,

Крылья важно распустил.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост –

Точно солнечный цветок,

А высокий гребёшок,

Красной краскою горя,

Как корона у царя.

Индюк сказочно красив,

И напыщен, горделив,

Смотрит свысока вокруг,

Птица важная – индюк.

Здесь чтецы могут быть наряжены в костюмы дымковских игрушек:

Учитель: Дымковская игрушка вдохновляла народное творчество.

Ведущий 6:

Сегодня я хочу рассказать вам сказку про козлика Золотые Рога.

Жил – был козлик Золотые Рога. Шерсть на боках у него была вся в завитках – красных, оранжевых, жёлтых, белых. Гулял козлик по полям и горам, по лугам и лесам. Никого козлик Золотые Рога не боялся. От холода его шуба спасала, а от лютых зверей – умная голова. Как-то раз окружили козлика серые волки. Да только козлик Золотые Рога не испугался. Поглядел на серых волков и говорит: «Пора бы и поужинать, а волки все какие-то худые». А волчий круг всё уже. Козлик Золотые Рога и говорит: «Ошибся я: есть и жирные головы». А волки всё ближе. Закричал козлик Золотые Рога на весь лес: «Жирную пару волков на ужин выбрал! ». Сверкают при лунном свете Золотые Рога. Испугались волки и пустились со всех ног наутёк!

На экране козлик золотые рога.

Учитель: Сначала игрушки изготавливали не для забавы.  Люди верили, что у них есть много богов-покровителей. Их-то и лепили из глины.

 Самым главным был бог солнца Ярило. Дымковские мастера стали изображать его в виде коня, иногда двух- или трехглавого. Сам конь был белый, с золотой гривой, а на груди его рисовали красный круг – символ красного солнышка. В древности считалось, что фигурка коня оберегает людей от таинственных сил. Их и сейчас прикрепляют на домах.

Важно знать значение цвета. Зеленый цвет в народном представлении связан с понятием жизни, символизирует природу, землю, пашню. Белый всегда был связан с понятием нравственной чистоты, правды и добра. Черный говорит о горе, неправде, зле. Красный цвет не только символ огня, но и красоты, силы, славы,  здоровья. Голубой – цвет неба. На первый взгляд очень простые знаки тоже символичны. Так,

 кружочки обозначают солнышко – символ жизни,

 точки – звёзды,

 крестики – начало жизни, человека,

 квадратики с точками – засеянное поле,

 квадратики – жилище,

 линии – покой, воду, дорогу.

 Знак плодородия — ромб.

 Небо с облаками — прямая линия и сверху волнообразная,

 если небо дождевое, с каплями. то между двух прямых линий чередование точек с равным интервалом.

 Мать земля сыра и зерна в ней — две линии параллельные, а внутри волнообразная с точками по обе стороны в углублениях.

 Используются всевозможные растительные знаки — ростки, зерна, листики, ягодки, цветочки и знаки с пожеланием блага.

На экране – образцы знаков.

На мольбертах три трафарета. На листах ватмана изображены контуры коня, птички и индюка. Фломастеры. Приглашаются по три человека от каждого вагона и раскрашивают свой трафарет в стиле дымковской игрушки.

 

Пока художники рисуют, у остальных физкультминутка:

Учитель: Все встали. Скажите, какой конь?

Дети: Красивый, гордый, весёлый!

Учитель: Представьте, что вы кони – распрямите плечи, улыбнитесь друг другу. А как кони скачут? Поскакали на месте. Молодцы!

А как цокают? Это упражнение и для вашего горлышка. Садитесь.

Теперь подведём итоги конкурса художников.

Выходят чтецы. На экране слайд с композицией «Дымковская игрушка».

Чтец 1: В ней нет цвета дымного,
Сырости сырой,
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы,

Чтец 2: В ней что-то есть от радости,
Гремящей как басы!
Она глядит не прянично -
Ликующе и празднично.

Чтец 3:В ней молодость - изюминка,
В ней удаль и размах,
Сияйте, охра с суриком,
По всей земле в домах!

Чтец 4:И злость, и хмурость льдинкою
Без всякого следа
Пусть под улыбкой Дымкова
Растают навсегда!

Учитель: Наступило время возвращаться из нашего путешествия. По вагонам!

  Все встают друг за другом, раздаётся свисток паравоза, дети изображают движение поезда и выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коллективная работа в стиле «дымка» Проект по технологии «Коллективная работа в стиле «дымка» на конкурс «Солнечный город».

Коллективная работа в стиле «дымка»Проект по технологии «Коллективная работа в стиле «дымка» на конкурс «Солнечный город».Нынешнее время ставит перед нами новые задачи, требующие поиска соверше...

Презентация "Дымка"

Интересная презентация для урока изобразительного искусства. Может быть использована в любом классе начальной школы....

В.Драгунский. Дымка и Антон. 3 класс

Материал представлен по программе "Школа 2100". ...

интегрированный урок "Сказочная Дымка"

Урок позволяет в занимательной форме провести онакомление с народными промыслами....

Секреты Дымки

презентация к уроку по ИЗО о Дымковской игрушке, основных элементах росписи...

"Секреты русской дымки. Роспись глиняной фигуры" (УМК "Перспектива")

Тип урока: комбинированныйЦель:  Знать особенности дымковской игрушки и последовательность её росписи; выполнить роспись глиняной фигурки.Задачи: - формировать художественно-графические навыки ки...