Роль педагога в организации проектной деятельности в начальной школе
статья на тему

Булгакова Жанна Васильевна

В данной статье освещены вопросы проектной деятельности в начальной школе и роли педагога в ней. Материал предназначен для учителей, работающих с детьми младшего школьного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль педагога в организации проектной деятельности

в начальной школе

Якушевич Е.И.

Булгакова Ж.В.

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Ребёнку должны привить две группы новых умений. Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

Эти задачи позволяет успешно решать проектная деятельность.

Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления [2].

Проектная деятельность может быть эффективно использована в работе с детьми с ОВЗ, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее.

Перед педагогами специальной школы встает ряд вопросов:

1.Как обеспечить эффективность проектной деятельности обучающихся с ОВЗ?

Для эффективной самостоятельной творческой проектной деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями необходимо создание следующих условий [3]:

1. Проводить подготовительную работу.

2. Учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

3.Обеспечивать заинтересованность детей в работе над проектом — мотивацию.

4. Выбор основополагающего вопроса проекта должен быть доступен и реально выполним (конкретно и четко сформулирован).

5. Создавать группу не более 3-4 человек (в зависимости от наполняемости класса).

6. Учитывать возможность учебных предметов для реализации проектной деятельности.

7. Учитывать и избегать «подводных камней».

2. Как подготовить детей к проектно-исследовательской деятельности?

Приступая к созданию проекта, обучающийся с ОВЗ должен владеть:

• необходимыми знаниями, умениями и навыками (стартовыми ЗУНами) в содержательной области проекта;

  • специфическими умениями и навыками проектирования для самостоятельной работы.

В рамках традиционных учебных занятий используют:

• проблемное введение в тему урока;

• постановку цели и задач урока совместно с учащимися;

• совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;

• групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе;

• выдвижение идеи (мозговой штурм);

• постановку вопроса (поиск гипотезы);

• формулировку предположения (гипотезы);

• обоснованный выбор способа выполнения задания;

• составление аннотации к прочитанной книге, картотек;

• поиск дополнительной литературы;

• подготовку доклада (сообщения);

• самоанализ и самооценку, рефлексию;

• поиск альтернативных способов решения проблемы и т.п.

Роль учителя в проектной деятельности

Роль учителя в проектной деятельности обучающихся  с ОВЗ своеобразна. Главное правило, о котором должен помнить учитель – это то, что он выступает не как толкователь готовых знаний и (или) их транслятор, а как равноправный соучастник их добывания, некий вдохновитель для исследовательской деятельности обучающихся. Главное для учителя – увлечь детей, их родителей исследовательской деятельностью, направлять и вселять уверенность в своих силах.

В период проектной деятельности учитель все время помогает последовательно определить цели и правильно наметить пути преодоления каждого этапа.

Общие правила для педагогов – руководителей проектов

• Старайтесь подходить ко всему творчески, боритесь со всяческими проявлениями конформизма и стереотипными банальными решениями.

• Ориентируйтесь на процесс исследовательского поиска, а не только на результат.

• Стремитесь открыть и развить в каждом ребенке его индивидуальные наклонности и способности.

• В процессе работы не забывайте о воспитании школьника.

  • Старайтесь меньше заниматься наставлениями, помогайте детям действовать независимо, уклоняйтесь от прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.

• Не делайте скоропалительных выводов, научитесь не торопиться с вынесением оценочных суждений и учите детей поступать также.

• Оценивая, помните – лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что критиковать.

• Не следует полагаться на то, что дети с ОВЗ уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями, помогайте им осваивать новое.

• Помните о главном педагогическом результате – не делайте за ученика то, что он может сделать самостоятельно.

• Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать сами, или то, чему они могут научиться самостоятельно. Избегайте прямых инструкций.

• Учите детей прослеживать дальние связи и выстраивать длинные ассоциативные цепочки.

• Учите выявлять связи между предметами, событиями и явлениями.

•Учите детей действовать независимо, приучайте их к навыкам оригинального решения проблем, самостоятельным поискам и анализу ситуаций.

• Старайтесь формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования.

• Используйте трудные ситуации (проблемы), возникшие у детей в школе и дома, как область задач приложения полученных навыков в решении исследовательских задач.

• Обучайте детей преимущественно не мыслям, а мышлению. Учите способности добывать информацию, а не проглатывать ее в готовом виде.

• Старайтесь обучать школьников умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую ими информацию.

  • Помогайте детям научиться управлять процессом собственного исследования [3].

Таким образом, проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей обучающихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.

Список использованной литературы

  1. Громыко Ю.В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.- 2000.- N 2.- C. 36-43.
  2. Падикова М.В. Проектная деятельность в школе. Режим доступа: http://festival.1september.ru
  3. Как обеспечить эффективность проектной деятельности учащихся? Режим доступа: http://www.nachalka.com
  4. Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2003. — 112с.
  5. Русский язык. Проекты? Проекты... Проекты! Под ред. Сениной Н.А. М.: Легион, 2013
  6. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? М.: Первое сентября, 2010.
  7. Ступницкая М.А. Творческий потенциал проектной деятельности школьников. Развитие творческих способностей школьников и формирование различных моделей учета индивидуальных достижений. М.: Центр "Школьная книга", 2006.