Главные вкладки

    Роль педагога в организации проектной деятельности в начальной школе
    статья на тему

    Булгакова Жанна Васильевна

    В данной статье освещены вопросы проектной деятельности в начальной школе и роли педагога в ней. Материал предназначен для учителей, работающих с детьми младшего школьного возраста.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Роль педагога в организации проектной деятельности

    в начальной школе

    Якушевич Е.И.

    Булгакова Ж.В.

    Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Ребёнку должны привить две группы новых умений. Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

    Эти задачи позволяет успешно решать проектная деятельность.

    Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления [2].

    Проектная деятельность может быть эффективно использована в работе с детьми с ОВЗ, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее.

    Перед педагогами специальной школы встает ряд вопросов:

    1.Как обеспечить эффективность проектной деятельности обучающихся с ОВЗ?

    Для эффективной самостоятельной творческой проектной деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями необходимо создание следующих условий [3]:

    1. Проводить подготовительную работу.

    2. Учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

    3.Обеспечивать заинтересованность детей в работе над проектом — мотивацию.

    4. Выбор основополагающего вопроса проекта должен быть доступен и реально выполним (конкретно и четко сформулирован).

    5. Создавать группу не более 3-4 человек (в зависимости от наполняемости класса).

    6. Учитывать возможность учебных предметов для реализации проектной деятельности.

    7. Учитывать и избегать «подводных камней».

    2. Как подготовить детей к проектно-исследовательской деятельности?

    Приступая к созданию проекта, обучающийся с ОВЗ должен владеть:

    • необходимыми знаниями, умениями и навыками (стартовыми ЗУНами) в содержательной области проекта;

    • специфическими умениями и навыками проектирования для самостоятельной работы.

    В рамках традиционных учебных занятий используют:

    • проблемное введение в тему урока;

    • постановку цели и задач урока совместно с учащимися;

    • совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;

    • групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе;

    • выдвижение идеи (мозговой штурм);

    • постановку вопроса (поиск гипотезы);

    • формулировку предположения (гипотезы);

    • обоснованный выбор способа выполнения задания;

    • составление аннотации к прочитанной книге, картотек;

    • поиск дополнительной литературы;

    • подготовку доклада (сообщения);

    • самоанализ и самооценку, рефлексию;

    • поиск альтернативных способов решения проблемы и т.п.

    Роль учителя в проектной деятельности

    Роль учителя в проектной деятельности обучающихся  с ОВЗ своеобразна. Главное правило, о котором должен помнить учитель – это то, что он выступает не как толкователь готовых знаний и (или) их транслятор, а как равноправный соучастник их добывания, некий вдохновитель для исследовательской деятельности обучающихся. Главное для учителя – увлечь детей, их родителей исследовательской деятельностью, направлять и вселять уверенность в своих силах.

    В период проектной деятельности учитель все время помогает последовательно определить цели и правильно наметить пути преодоления каждого этапа.

    Общие правила для педагогов – руководителей проектов

    • Старайтесь подходить ко всему творчески, боритесь со всяческими проявлениями конформизма и стереотипными банальными решениями.

    • Ориентируйтесь на процесс исследовательского поиска, а не только на результат.

    • Стремитесь открыть и развить в каждом ребенке его индивидуальные наклонности и способности.

    • В процессе работы не забывайте о воспитании школьника.

    • Старайтесь меньше заниматься наставлениями, помогайте детям действовать независимо, уклоняйтесь от прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.

    • Не делайте скоропалительных выводов, научитесь не торопиться с вынесением оценочных суждений и учите детей поступать также.

    • Оценивая, помните – лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что критиковать.

    • Не следует полагаться на то, что дети с ОВЗ уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями, помогайте им осваивать новое.

    • Помните о главном педагогическом результате – не делайте за ученика то, что он может сделать самостоятельно.

    • Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать сами, или то, чему они могут научиться самостоятельно. Избегайте прямых инструкций.

    • Учите детей прослеживать дальние связи и выстраивать длинные ассоциативные цепочки.

    • Учите выявлять связи между предметами, событиями и явлениями.

    •Учите детей действовать независимо, приучайте их к навыкам оригинального решения проблем, самостоятельным поискам и анализу ситуаций.

    • Старайтесь формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования.

    • Используйте трудные ситуации (проблемы), возникшие у детей в школе и дома, как область задач приложения полученных навыков в решении исследовательских задач.

    • Обучайте детей преимущественно не мыслям, а мышлению. Учите способности добывать информацию, а не проглатывать ее в готовом виде.

    • Старайтесь обучать школьников умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую ими информацию.

    • Помогайте детям научиться управлять процессом собственного исследования [3].

    Таким образом, проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей обучающихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.

    Список использованной литературы

    1. Громыко Ю.В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.- 2000.- N 2.- C. 36-43.
    2. Падикова М.В. Проектная деятельность в школе. Режим доступа: http://festival.1september.ru
    3. Как обеспечить эффективность проектной деятельности учащихся? Режим доступа: http://www.nachalka.com
    4. Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2003. — 112с.
    5. Русский язык. Проекты? Проекты... Проекты! Под ред. Сениной Н.А. М.: Легион, 2013
    6. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? М.: Первое сентября, 2010.
    7. Ступницкая М.А. Творческий потенциал проектной деятельности школьников. Развитие творческих способностей школьников и формирование различных моделей учета индивидуальных достижений. М.: Центр "Школьная книга", 2006.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление на тему: «Организация проектной деятельности в начальной школе» (из опыта работы).

    В работе описан опыт по организации проектно – исследовательской работы в начальных классах. Представлены примеры выполненных работ, а также методы и приёмы, помогающие детям определиться с темой прое...

    Организация проектной деятельности в начальной школе

    Одной из актуальных педагогических проблем в начальной школе остается проблема внедрения в школьную образовательную практику «метода проектов», проектной деятельности. Методу проектов принадлежит сего...

    Организация проектной деятельности в начальной школе с использованием информационно-коммуникативных технологий (Из опыта работы)

    В статье на примере работы над проектом показана этапность организациипроектной деятельности в начальной школе.   Ключевые слова: РЕФОРМИРОВАНИЕ, ПРИНЦИПТВОРЧЕСТВА, САМОСТОЯТЕЛЬНА...

    Выступление на педагогическом совете «Организация проектной деятельности в начальной школе»

    В данном выступлении представлены практические материалы по организации проектной деятельности младших школьников...

    Публичный отчет перед общественностью из опыта работы на тему "Организация проектной деятельности в начальной школе"

    Материал из опыта работы по теме "Организация проектной деятельности в начальной школе". Приведены примеры проектов, над которыми работали мои ученики....

    Методические рекомендации "Организация проектной деятельности в начальной школе как средство реализации развивающих идей ФГОС "

    Проектная деятельность в начальной школе  в настоящее время является актуальной. В  работе с младшими школьниками я считаю её  альтернативой  игровой деятельности. Вместо усвоения ...

    План работы педколлектива по организации проектной деятельности в начальной школе.

    Организация работы педколлектива начальной школе по освоению и внедрению в практику работы  " Технологии проектной деятельности"....