Роль дидактической игры в начальной школе.
учебно-методический материал на тему

Сушилина Надежда Викторовна

«… Игра - это искра зажигающая огонек пытливости и любознательности».

( В.А.Сухомлинский).

      Ребенок, наблюдая за деятельностью взрослых , начинает играть с окружающими его предметами, а затем с воображаемыми , познавая  мир через  игру.

Все это и нужно учитывать при учебном процессе в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_didakticheskoy_igry_v_nachalnoy_shkole.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

              Роль дидактической игры в начальной школе

   «… Игра - это искра зажигающая огонек пытливости и любознательности».

( В.А.Сухомлинский).

      Ребенок, наблюдая за деятельностью взрослых , начинает играть с окружающими его предметами, а затем с воображаемыми , познавая  мир через  игру.

      Возникающая потребность у ребенка действовать и поступать , как взрослый, не всегда удовлетворяется .Играя, ребенок примеряет на себя деятельность взрослого и воссоздает ее в своих играх. Игры детей отражают не только профессиональную деятельность взрослых ,но и те взаимоотношения, которые они видят, наблюдая за взрослыми.

     Нормы человеческих взаимоотношений через игру становятся источником развития морали самого ребенка; дети получают возможность для развития как личности в целом , так и отдельных внутренних  процессов: внимания, памяти, наблюдательности , мышления, обобщения.

   Дидактические игры особенно важны в обучении и воспитании детей начальной  ступени, так как в ней удается сконцентрировать внимание даже самых инертных учащихся. Вначале они проявляют интерес только к игре, а затем и к тому учебному материалу , без которого игра невозможна. Постепенно у детей пробуждается интерес и к учебному предмету.

    Игры в своем развитии проходят этап эволюции от предметных к ролевым и от ролевых к дидактическим. Из всего существующего многообразия различных видов игр именно дидактические игры самым тесным образом связаны с учебно-воспитательным процессом в начальной школе. Они используются в качестве одного из способов обучения различным учебным предметам. Интерес детей в дидактической игре перемещается от игрового действия к умственной задаче. Она является ценным средством воспитания интеллектуальной активности , активизирует живой интерес к процессу познания .В ней дети охотно преодолевая трудности, тренируют свои умственные познания  , развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным , познавательным, облегчает процесс обучения.

    Дидактические игры конструируются по-разному. В одних: сюжет, роль ,действие ,игровое правило, в других: действие или правило или то и другое.

Поэтому по структуре дидактические игры делятся на сюжетно- ролевые и игры-упражнения, включающие только отдельные элементы игры .В сюжетно-ролевых играх  содержится скрытая дидактическая задача ,в играх-упражнениях она выражена более четко. В дидактической игре есть замысел , правило. Действие и включенная в них умственная задача представляют собой единую систему взаимодействий.

      В дидактических играх  всегда две задачи – дидактическая и игровая –  взаимосвязь обучения и игры.

       Существенный признак дидактической игры – устойчивая структура, которая отличает её от всякой другой деятельности. Структурные компоненты дидактической игры: игровой замысел, игровые действия и правила .Игровой замысел выражен, как правило, в названии игры. Игровые действия способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможности проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. Правила помогают направлять игровой процесс. Они регулируют поведение детей и их взаимоотношения между собой. Дидактическая игра имеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность. Она выступает прежде всего в форме решения поставленной учебной задачи и даёт школьникам как моральное так и умственное удовлетворение. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся в освоении знаний или в их применении.

      При подборе игр необходимо помнить о том, что они должны соответствовать  всестороннему развитию психики  учащихся, прививать интерес к учебной деятельности, помогать  ребенку овладеть умением анализировать , сравнивать, обобщать .В процессе  игры  интеллектуальная деятельность ребенка должна быть связана с его действиями по отношению к окружающим предметам.

    Дидактическая игра в начальной школе должна быть разнообразной  по форме  и по содержанию ,и строиться в соответствии с закономерностями обучения, так как  дидактические игры  влияют на развитие различных сторон мышления учащегося: наглядно-образного и словесно-логического.

     Временной отрезок дидактической игры 10-20 минут. Важно, чтобы всё это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче.

     В игре проявляются особенности характера ребёнка, уровень его развития. Поэтому игра требует индивидуального подхода к детям. Учитель должен считаться с индивидуальными особенностями каждого ребёнка при выборе задания, постановке вопроса: одному дать задание надо легче, другому – труднее, одному стоит задать наводящий вопрос, а от другого потребовать вполне самостоятельного решения.

      Проведение дидактической игры с учащимися требует от учителя большого мастерства и умения руководить ею. Перед проведением игры надо доступно изложить сюжет, распределить роли, поставить перед учащимися познавательную задачу , подготовить необходимое оборудование, сделать нужные записи на доске .Если дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью, игровым действием, то в ходе беседы с учащимися учитель должен обратить на нее внимание .В такой игре должен участвовать каждый ученик класса.

       Дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность. С ее помощью  глубже и ярче  учащимися постигаются явления окружающего мира, интеллектуальный уровень и познается мир.

Примеры дидактических игр:

«Откуда и чей голос?»

   Дидактическая цель: формирование пространственных представлений.

   Содержание игры: один из играющих становится спиной к классу, другой просит указать, откуда голос: сзади, слева от него, справа от него, а затем ,сказать чей голос он услышал. Учитель  молча рукой показывает, кто должен громко, не спеша произнести какой-либо звук ,слово, предложение. Эту игру можно провести в лесу, в парке, сквере, на школьной площадке.

«Собери предмет из данных фигур»

   Дидактическая цель: различие предметов по форме, развитие воображения.

   Содержание игры: из подготовленных заранее цветных прямоугольников и треугольников дети складывают различные предметы и называют, где какая фигура находится. Например: «Домик» , «Лодка» , «Елочку» и т.д.

 

  «Замени букву»

    Дидактическая цель: активизировать умственную деятельность учащихся, развивать орфографическую и фонетическую зоркость, внимательность, логическое мышление.

   Содержание игры: детям предлагается исходное слово с орфограммой, они изменяют в нем последовательно либо один, либо два звука, сохраняя при этом сочетание –чк-, и получают новые слова. Выигрывает тот, кто составит наибольшее количество слов.

 дочка       ручка

 бочка        речка

 ночка        свечка

 кочка        печка

 точка        почка

 тучка        дочка

 тачка        ночка

« Назови один предмет»

  Дидактическая цель: отработка способов проверки безударных гласных.

  Содержание игры: учитель говорит слово, обозначающее много одинаковых предметов, а ученики называют один такой предмет и объясняют какую гласную надо писать в корне слова. За правильный ответ ряд получает очко. Победитель выявляется по количеству очков.

 Примерные слова:  врачи, глаза, грачи, сады, тазы, шары, бока, дожди, дворы, кроты, моря, ножи, плоды, поля, рога и т.д.

1.Сухомлинский В.А. «О воспитании». Москва .1985 г.

2. Жигалкина Т.К. «Игровые и занимательные задания». Москва . 1989 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра в начальной школе

Дидактические игры, с одной стороны, способствуют формированию внимания, наблюдательности, развитию памяти, мышления, развитию самостоятельности, инициативы. С другой – решают определенную дидактическ...

Дидактические игры в начальной школе

Игры развивающие, волеологические,разной степени сложности....

"Дидактические игры в начальной школе как условие повышения эффективности усвоения учебного материала"

В работе рассматриваются особенности детей младшего школьного возраста, значение игр для детей данной категории. Классификация игр, дидактическая игра на уроках в начальных классах, структура и функци...

Дидактическая игра в начальной школе: опыт применения перспективных технологий в практике.

Дети не ставят в игре каких-то иных целей, чем цель - играть. Но было бы неправильно не учитывать обучающего и развивающего влияния игры и при сохранении в ней непосредственности жизни детей. Игра явл...

Дидактическая игра в начальной школе

Представлен теоретический материал...

Дидактическая игра для начальной школы "Космические загадки "

Данную игру можно использовать в ходе праздника, посвящённому Дню космонавтики. В работе использован технологический приём "Мультимедиапроектор".На слайде написана загадка, её нужно отгадать...