Методические рекомендации по проведению основных видов орфографических упражнений в начальных классах. Рекомендации № 3. Изложение и сочинение.
методическая разработка на тему
В материале представлены методические рекомендации по проведению изложений и сочинений в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii.docx | 21.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации
по проведению основных видов орфографических упражнений
в начальных классах
Рекомендация № 3. Изложение. Сочинение.
Изложение как вид орфографического упражнения характеризуется чётко выраженной направленностью на развитие речи учащихся на основе образца, письменный пересказ прослушанного или прочитанного произведения. В начальных классах – только обучающее.
Требования к изложению:
- самостоятельность учащихся при изложении текста (образец не должен зазубриваться и полностью копироваться);
- использование в тексте изложения лексики, оборотов речи, синтаксических конструкций, взятых из образца;
- полнота передачи существенных моментов – соблюдение последовательности изложения, причинно-следственной зависимости, основных фактов.
Методика проведения изложения
- Знакомство с текстом. Учитель читает текст, учащиеся внимательно слушают его, следят за сюжетной линией. Основные части текста учитель выделяет паузами. Излагаемый текст может быть прочитан не учителем, а самими учащимися.
- Беседа, краткий разбор содержания по вопросам учителя. Ставится 3-4 вопроса по содержанию текста с целью определения, все ли правильно поняли, осознали прочитанное, установили причинно-следственные связи.
- Повторное прочтение текста. Текст, предназначенный для изложения, прочитывается не более 2 раз, чтобы учащиеся не заучивали его наизусть.
- Составление плана (можно совместить с беседой). Логическое и композиционное разделение текста, их озаглавливание. План изложения записывается на доске.
- Орфографическая подготовка, словарно-лексическая работа. Анализ значений слов и их написания, наблюдение за использованием в тексте изобразительских средств языка, построение наиболее важных синтаксических конструкций. Запись на доске слов и словосочетаний, требующих особого внимания учащихся.
- Предварительный пересказ фрагментов текста. Выделение опорных слов. Учитель предлагает пересказать определенные фрагменты, спрашивает: «Как бы ты сам рассказал об этом?», «Как эта мысль выражена, как об этом сказано в тексте писателя?». Такие вопросы нацеливают учащихся на самостоятельное изложение мысли. На данном этапе работы коллективно составляются отдельные предложения, при необходимости – фрагменты текста. На доске записывются опорные слова для каждого пункта плана.
- Устный пересказ текста. Несколько учеников устно пересказывают текст по плану и опорным словам.
- Анализ устного пересказа и его совершенствование. Коллективное исправление недостатков, уточнение отдельных моментов. При необходимости текст прочитывается еще раз.
- Самостоятельное написания изложения. Оказание индивидуальной помощи.
- Самопроверка и совершенствование текста учащимися. Аккуратно сделанные исправления учеников не учитываются при выставлении отметки.
- Проверка изложения учителем. Проверка осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке формирования культуры устной и письменной речи в общеобразовательных учреждениях Республики Беларусь, выставление отметки – на основании норм оценки результатов учебной деятельности младших школьников по русскому языку.
Для проведения работы над ошибками учитель анализирует изложения и классифицирует их с учетом:
а) точности и последовательности передачи содержания текста;
б) ошибок в построении предложений;
в) неправильного употребления слов;
г) наиболее грубых и типичных орфографических и пунктационных ошибок.
12. Работа над ошибками (проводится на следующем уроке).
Работа организуется следующем образом:
- учитель зачитывает первоначальный текст изложения;
- учитель зачитывает одну или две-три работы с нарушениями последовательности содержания текста; коллективно устанавливается, какие эпизоды упущены, перемещены, неточно изложены; как следовало бы написать и т.д.;
- учитель записывает на доске или зачитывает неправильно написанные предложения, ошибки коллективно исправляются;
- учитель выписывает на доске или читает неудачно употреблённые в изложении слова, вместе с детьми определяет, почему данное слово следует считать неудачным, какое слово было бы лучше употребить вместо него;
- осуществляется орфографический разбор слов с типичными или грубыми ошибками;
- организуется индивидуальная работа учащихся над ошибками.
Сочинение как вид орфографического упражнения предусматривает самостоятельное построение текста, выражение собственных мыслей в письменной форме.
Для написания сочинения учащиеся должны владеть следующими обобщенными умениями:
- понять и раскрыть тему сочинения;
- подчинить свое сочинение определенной мысли;
- собрать материал, систематизировать и расположить в нужной последовательности;
- определить границы сочинения;
- составить план и писать по плану;
- создать текст и записать его;
- использовать средства языка в соответствии с замыслом и речевыми ситуациями;
- совершенствовать написанное, находить и исправлять ошибки и недочеты.
Классификация сочинений по источникам материала:
- на основе личного опыта учащихся:
- сочинение о пережитом, виденном, слышанном самими учениками;
- сочинение на материале экскурсий, наблюдений, походов, игр и другого опыта;
- на основе опосредованных источников информации:
- сочинения по картинам делятся на три основных вида:
а) повествовательные сочинения по серии картин или по картинному плану;
б) повествовательные сочинения по одной картине, где даётся один момент сюжета;
в) описание картины;
- сочинение на основе прочитанного;
- сочинение по просмотренному фильму, спектаклю;
- сочинение по рассказам учителя и другим источникам опосредованного опыта;
- на материале разных источников – книжные сведения и материал собственного опыта, собственных наблюдений;
- на основе творческого воображения – по данному началу или концу, импровизация сказок и т.п.(при этом собственный опыт и книжные сведения творчески перерабатываются).
Работа над сочинением делится на 3 этапа:
- Накопление материала: наблюдение, экскурсии, походы, прогулки, рассматривание картин, просмотр фильмов, спектаклей. Чтение художественной или иной литературы.
- Отбор и систематизация материала в соответствии и темой и замыслом её раскрытия: беседы, обсуждение, выделение существенного, составление плана, отдельные записи, подготовка лексики и т.п.
- Словесное, речевое оформление сочинения, т.е. составление самого текста, его запись, совершенствование, исправление ошибок самими учащимися, проверка.
Методика проведения
урока написания сочинения
- Сообщение темы и задач предстоящего сочинения, обсуждение их с учащимися. На данном этапе необходимо вызвать интерес, восстановить мотивы, желание выразить свои мысли, создать хорошее настроение.
- Беседа с целью упорядочения материала, если он накоплен заранее (в ходе наблюдений и др.), или его накопления (рассматривание картины). Необходимо активизировать всех учащихся, восстановить в памяти учащихся накопленный материал или обеспечить его получение.
- Составление плана или его уточнение, если план был составлен заранее. В начальных рекомендуется простой план из 3-5 пунктов (без подпунктов). План сочинения должен быть записан на доске.
- Речевая подготовка текста: составление отдельных словосочетаний, предложений или отдельных фрагментов текста по вопросам учителя. Лучшие варианты можно записать на доске в качестве опоры.
- Устное составление, рассказывание и обсуждение вариантов текста предстоящего сочинения (при необходимости) – коллективное или индивидуальное (1-2 ученика). Учитель может в качестве образца предъявить своё сочинение.
- Орфографическая подготовка к написанию трудных слов. Запись на доске и орфографический разбор отдельных слов. Особое внимание уделяется словам на изучаемое правило.
- Самостоятельное письмо сочинения – основная часть урока. Самая продолжительная по времени (3 класс – 20-25 минут, 4 класс – 25-30 минут). Учитель наблюдает, оказывает индивидуальную помощь.
- Самопроверка. Совершенствование написанного текста, исправление ошибок. Исправления не должны вести к снижению отметки за сочинения, наоборот, удачную замену слова, улучшение построения предложения следует поощрять. Учащиеся проверяют написание слов на изучаемое правило, устно осуществляют проверку всех орфограмм (можно подчеркнуть).
Памятка для редактирования текста сочинения
Проверь!
- Ясно ли передал свою мысль?
- Нет ли повторов одинаковых слов, оборотов речи?
- Все ли слова употреблены удачно?
- Правильно ли записаны безударные гласные, все трудные слова, расставлены знаки препинания?
- Проверка сочинений учителем. Анализ и классификация сочинений по недочётам (для организации работы над ошибками):
а) несоответствие содержания сочинения его теме;
б) нарушение композиции построения текста, неправильная связь между отдельными частями целого рассказа или отсутствие такой связи;
в) неудачное построение отдельных предложений, неудачная связь между отдельными предложениями или отсутствие такой связи;
г) неправильная связь между отдельными словами в предложении, неудачный или неправильный порядок слов в предложении;
д) лексические (речевые) недочёты: неудачное или неправильное употребление слов и выражений;
е) грубые и типичные орфографические и пунктуационные ошибки.
10. Работа над ошибками (проводится на следующем уроке):
- зачитываются лучшие сочинения;
- коллективный анализ сочинений:
- содержания
- построение целого текста и связи его частей
- построения отдельных предложений и способов связи предложений в целое
- порядка слов в предложении
- связи между словами в предложении
- употребление отдельных слов и предложений.
- коллективная работа над ошибками (орфографическими, пунктуационными, речевыми, логическими, содержательными и т.п.);
- индивидуальная работа над ошибками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки проведения мероприятий в рамках недели начальных классов
Методические разработки мероприятий Недели начальных классов: открытие недели, "Сказочный денёк", "Весёлая математика", "Осенний калейдоскоп", "Диск для интеллектуалов искусства"...
Методические рекомендации по проведению основных видов орфографических упражнений в начальной школе
В данном материале ракрываютс особенности проведения в начальной школе основных орфографических упражнений таких, как списывание, диктант, орфографический разбор, изложение, сочинение....
Методические рекомендации по проведению основных видов орфографических упражнений в начальных классах
В методических рекомендациях представлена методика проведения основных видов орфографических упражнений в начальных классах: правила списывания и методика проведения контрольного списывания, алг...
Методическая разработка проведения урока русского языка в начальной школе.
Методическая разработка проведения урока русского языка в начальной школе. Обучение написанию сочинения "Хочу рассказать о родном крае"....
Учебно-методический комплект для проведения урока русского языка в 3 классе по теме "изложение «Как медведь сам себя напугал»"
Предмет: Русский зыкТема урока: изложение «Как медведь сам себя напугал»Цели урока: написать изложениеПланируемые результаты: · Предметные: работа с тек...
Презентация для проведения квеста для молодых педагогов начальных классов. Тема: "Требования ФГОС к оценке планируемых результатов в начальной школе"
Презентация содержит материалы для обобщения с молодыми педагогами требований ФГОС к оценке планируемых результатов в начальной школе....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОВЕДЕНИЯ ПРАЗДНИКА ДЛЯ МАМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Материал содержит конспект проведения праздника для мам детьми начальной школы. Скучно не будет!...