Социальное партнерство в образовательном пространстве микрорайона
статья на тему

Каравашкина Ольга Николаевна

В докладе рассказывается о совместной работе дошкольных образовательных учреждений и школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Каравашкина О.Н. , учитель начальных классов

Социальное партнерство в образовательном пространстве микрорайона

                                                                                  Школьное обучение никогда не

     начинается с пустого места, а всегда

опирается на определённую стадию

развития,  проделанную ребёнком.

Л. С. Выготский

     В настоящее время в стране идет становление новой системы образования. Школа претерпевает радикальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации.

     Главной проблемой становится переустройство сферы образования на новых принципах, соответствующих утверждающимся государственно-политическим и социально-экономическим отношениям и закрепленных Законом РФ «Об образовании».

     Социализация – это процесс социального влияния на личность под воздействием стихийных, относительно регулируемых и целенаправленных условий, с целью усвоения ей общественных норм, ценностей, смыслов, общественно и личностно значимых качеств, способов поведения, позволяющих выявить свои индивидуальные особенности и возможности, использование их в окружающей среде.

     Социальное воспитание – это составная часть процесса социализации, педагогически регулируемая и целенаправленная на формирование социальной зрелости и развития личности посредством включения ее в различные виды социальных отношений в общении, игре, учебе и социально-полезной деятельности.

     Социальными партнерами нашей школы  являются четыре дошкольных образовательных учреждения МБДОУ № 6, 8, 9, 15.

     Основными принципами взаимодействия с социальным окружением являются установление интересов каждого партнера, единство целей и задач, равноправие участников.

      Между школой и детскими садами составлены планы совместной работы, в которых прописаны мероприятия: линейки,  посвященные началу и окончания учебного года, посещение уроков детьми дошкольного образования, экскурсии по школе,  концерты, родительские собрания на базе детских садов;  тематические мероприятия на базе детских садов и школы.

     Главные цели и задачи совместной деятельности детского сада и школы:

  •  создание условий, при которых обучение становится для ребенка благом, основной формой его самовыражения;
  •  развитие комплекса личностных качеств и свойств, обеспечивающих легкий, естественный переход ребенка в школу.
  • формирование у детей умения учиться.

     Процесс социализации предполагает :

  • на дошкольной ступени образования сокращается самоценность дошкольного детства и формируются фундаментальные личностные качества ребёнка, служащие основой успешного школьного обучения;
  • школа как преемник дошкольной ступени образования не строит свою работу с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и организует педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал.

     Сотрудничество школы с дошкольными образовательными  учреждениями позволяет выстраивать единое информационно-образовательное пространство, которое является залогом успешного развития и адаптации ребенка.

     При школе организованы курсы «Школа будущего первоклассника».

    Основные задачи школы:

  • улучшение подготовки 5-6 летних детей к школе;
  • обеспечение естественности перехода из детского сада в школу и обеспечение быстрой адаптации;
  • углубление интереса к жизни школы;
  • обеспечение единства воспитательного влияния школы и семьи, помощь семье в новой ситуации, возникающей при поступлении ребенка в школу;
  • установление связи между программами, формами и методами работы детского сада и школы;
  • установление связи в физическом, умственном, нравственном, трудовом и эстетическом развитии;
  • осуществление преемственности детского сада и школы в формировании универсальных и специальных УУД ;
  • преемственность содержания образования и воспитания в детском саду и первом классе школы.

     Учителями на основе  программы по предшколе разработана рабочая  программа, которая решает  задачи преемственности дошкольного и начального общего образования.

     В  нашем образовательном учреждении используется комплект программ «Предшкола нового поколения», который связан с УМК «Перспективная начальная школа».

     Комплект парциальных программ «Предшкола нового поколения» разработан на основе комплексной «Примерной общеобразовательной программы воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста».

      Программы нацеливают педагогов и родителей на полноценное общее развитие детей, их позитивную социализацию, на достижение необходимого уровня подготовки к обучению в школе.

     «Предшкола нового поколения» включает программы социально-личностного, познавательно-речевого, нацеленные на выравнивание стартовых возможностей детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки к обучению в школе.

     Комплект «Предшкола нового поколения»:

  • ориентирован на светский характер образования, на общечеловеческую (мировую) культуру и соответствует российским культурным традициям;
  • построен на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми с учетом относительных показателей детской успешности;
  • обеспечивает целостность педагогического процесса посредством взаимосвязи и взаимозависимости целей и задач образования, воспитания и развития;
  • учитывает вариативность организационных форм дошкольного образования, предусматривает оптимальную нагрузку на ребенка с целью предупреждения перегрузки.

     Использование УМК в группах кратковременного образования эффективно, однако для обеспечения качественного процесса подготовки желательно наличие всех пособий и рабочих тетрадей, входящих в УМК «Предшкола нового поколения».

     «Программа» полностью оснащена УМК по каждому направлению, включающими в себя подробные методические указания для взрослых, а также рабочие материалы, предназначенные для индивидуальной и групповой работы с детьми. С целью создания условий для активного взаимодействия детей с учебным материалом все учебные книги "Предшколы нового поколения" имеют сюжетную основу.

    Насколько качественно и своевременно будет подготовлен дошкольник, настолько зависит успешность в его дальнейшем обучении.

    Школа оказывает услуги психологическому сопровождению детей старшего дошкольного возраста и их родителей. С родителями и будущими первоклассниками работает школьный педагог-психолог.

     Федеральный государственный образовательный Стандарт ориентирован на становление личностных качеств ученика, особую роль в развитии которых играют родители как субъекты образовательного процесса.

     Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования отражают «осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи» (ФГОС ООО). В связи с этим, необходимо создать такие психолого-педагогические условия во взаимодействии педагогов и родителей, обеспечивающие формирование и развитие психолого-педагогической компетентности родительской общественности посредством различных форм просвещения и консультирования; формирования ценностного отношения к семье, сохранении и приумножении ее традиций.

     Мы стараемся сделать  родителей своими союзниками.

     Сегодня каждый творчески работающий педагог не мыслит результативности своей работы без содружества семьи и школы.                

    Они и становятся действующим активом. Эти родители берут на себя оказание содействия, помощи учителям в работе с детьми, другими семьями, которые являются

пассивными родителямии не желают или не могут по объективным причинам участвовать совместно со школой в воспитательном процессе.                            

    Именно для этих родителей и должна вестись целенаправленная работа по привлечению их внимания к школе.

     Одной из форм повышения педагогической культуры родителей дни открытых дверей — это возможность для родителей присутствовать на любом занятии, прогулке, принимать участие в разных мероприятиях образовательного учреждения.

     Одной из форм работы с родителями на современном этапе является проведение различных конкурсов, совместных праздников.

     Семьи с удовольствием участвуют в экскурсиях, походах выходного

дня.  Общение родителей между собой сплачивает и детей.

     Такие формы работы позволяют родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, обменяться знаниями друг с другом, обсудить некоторые проблемы развития детей.

     Семья, дошкольное учреждение  и школа – три важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их тесное взаимодействие.

Только совместными усилиями образовательной школы, дошкольных учреждений и родителей могут быть достигнуты желаемые результаты в обучении и воспитании детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ VIII ВИДА И СЕМЬИ, КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА.

Социальное партнерство в образовании – особый тип взаимодействия образовательных учреждений с различными институтами социума, то есть с органами культуры и здравоохранения, физической культуры и спорт...

Проблемный очно-заочный семинар-практикум "Социальное развитие детей дошкольного и школьного. возраста через разнообразие совместной деятельности субъектов образовательного пространства в соответствии с требованиями ФГОС ДО и НО".

Темы выступления на промблемном очно-заочном семинаре-практикуме: "Игровые приемы в познавательном  и эмоционально-волевом развитии детей младшего школьного возраста"....

Проблемный очно-заочный семинар-практикум "Социальное развитие детей дошкольного и школьного. возраста через разнообразие совместной деятельности субъектов образовательного пространства в соответствии с требованиями ФГОС ДО о НО".

Темы выступления на проблемном очно-заочном семинаре-пректикуме: «Актуальные аспекты интегрирования при обучении младших школьников с нарушениями речевого развития». Создание комфортн...

Социальное проектирование как средство развития одарённости обучающихся в современном образовательном пространстве.

Социальное проектирование в начальной школе позволяет выявить одарённых детей и способствует развитию их способностей на начальном этапе обучения. Позволяет воспитывать детей с высокими моральными кач...

Социальное проектирование как средство развития одарённости обучающихся в современном образовательном пространстве.

Социальное проектирование в начальной школе позволяет выявить одарённых детей и способствует развитию их способностей на начальном этапе обучения. Позволяет воспитывать детей с высокими моральными кач...

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНИКОВ

В статье рассмотрена актуальная проблема социального партнерство как фактор обеспечение эффективной реализации образовательной программы дошкольников. На социально-педагогическом уровне актуальность о...