Статья о сотрудничестве учителя с родителями
консультация (2 класс) на тему

Лахардова Наталья Викторовна

выступление на педсовете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл выступление на педсовете31.3 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете

«Сотрудничество классного руководителя с родителями

 в начальной школе»

Из опыта работы учителя Лахардовой Н.В.

Школа дает ребенку научные знания и воспитывает у него сознательное отношение к действительности. Семья обеспечивает практический жизненный опыт, воспитывает умение сопереживать другому человеку, чувствовать его состояние. Для гармонического развития личности необходимо и то и другое.

Значит: и родители нужны школе и она нужна семье. Именно это я пытаюсь донести до родителей своих учеников на первом собрании.

Учитель является связующим звеном между школой и семьями обучающихся.

Общение с родителями своих учеников учителю необходимо, так как без этого он оказывается лишенным очень важной информации.

Учитывая все эти факторы, учителю необходимо выбирать наиболее эффективные и адекватные формы работы с родителями. Очень важно, чтобы классный руководитель правильно понял нравственные ценности и микроклимат семьи, истины ли они, реализуются или просто декларируются.

Я, как учитель, устанавливая связи с родителями, преследую такие цели:

- Создание теплого климата в классе: без напряжений, дружеского, основанного на взаимопомощи.

- Создание неформального коллектива родителей.

 В первом – втором классе важно поощрять родителей познакомиться между собой, обменяться адресами и телефонами, организовать их тесное общение.

- Создание ситуации успеха и радости  от собственных достижений и достижений своих товарищей.

Когда  я  принимаю   незнакомый   мне  класс, меня  волнуют следующие моменты: что  из   себя  представляют  мои  будущие  ученики,  какие  у  них  родители,  как    они  воспитывают  своих   детей, будут  ли  они  моими    помощниками.

    Знакомство с жизнью семьи начинаю с анкеты, которую заполняют родители перед  началом  учебного  года. По ней  составляю социальный паспорт класса: образовательный уровень, жилищные условия, состав семьи, хобби родителей и детей, есть ли у ребёнка проблемы со здоровьем, личная просьба. Обязательно есть графа: чем вы можете помочь учителю в организации интересной жизни класса,  в благоустройстве кабинета? Ваши предложения.

     Например, в нынешнем классе Первое собрание выявило, что родители по-разному относятся к образованию и воспитанию своих детей. Однако все, кто пришел, выразили свое   желание сотрудничать. Многие хотели бы помочь своим детям, но не знали, как и что делать. Многие высказывали пожелание и задавали интересующие вопросы.

      Эти вопросы и пожелания я условно разбила по направлениям: психологические (желание узнать возрастные особенности учащихся, помочь в получении навыков общения с детьми); методические (новые учебные технологии, формы и методы, применяемые на уроках); педагогические (способы борьбы с собственной раздражительностью, любовь к  ребенку, помощь ему и т.д.); медицинские (состояние здоровья детей).  Зная запросы родителей, я планирую собрания, включая каждый раз ответы на их вопросы. Познакомила с психологом нашей школы, которая подробно рассказала о своей работе.

С детьми провела рисуночный тест «Моя семья». Сопоставив эти рисунки и мои наблюдения, выделила 6 типов семейного воспитания в данном классе: 1)«Крепкая семья», 2) «Повышенная моральная ответственность»,

типы негармоничного  семейного воспитания:

3)«Кумир семьи» или потворствующая гиперпротекция.

Ребенок находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Такой ребенок твердо веря в свою исключительность, растет капризным, своевольным, эгоистичным, лишь потребляя и не желая отдавать взамен. Опережая своих сверстников в запросах, «кумир» семьи нередко отстает от них в элементарных навыках развития: он не способен сам умыться, одеться и т.д. Такому ребенку трудно адаптироваться к  требованиям детского сада. Кроме того, постоянное несоответствие окружающего мира его ожиданиям, приносят ему настоящий дискомфорт, в котором он пребывает большую часть времени, а значит не чувствует себя счастливым. С возрастом требования среду все больше и больше возрастают и соответственно состояния ребенка и его адаптация больше страдают.

4)«Гиперопека» или доминирующая гиперпротекция.

 Ребенок также в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил  времени, однако в то же время лишают его самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. Под родительским «пресс-контролем» ребенок теряет индивидуальность. Любой конфликт с ними - это поражение, вскоре ребенок просто перестает проявлять себя и напоминает заводного робота. Он твердо знает, что и как надо делать, чтобы не огорчить родителей. Данный тип воспитания часто сопровождается ранним многопрофильным обучением ребенка (иностранные языки, музыка, рисование, спортивные кружки и т.д.) и к информационным перегрузкам. У ребенка формируется запредельно высокий уровень притязаний, он пытается  оправдать надежды и достичь поставленных целей. Но люди не роботы и не всегда могут работать эффективно на сто процентов. Поэтому ребенок часто не справляется с требуемым объемом, расстраивается, у него снижается самооценка.  Это, как правило, приводит к появлению ощущения неполноценности и тревожности, что может привести к невротизации ребенка и к стойким невротическим реакциям в будущем.

 

5)Гипоопека или гипопротекция.

 Другая крайность воспитательных воздействий, полное отсутствие контроля со стороны родителей . Ребенок предоставлен самому себе, родители не интересуются им. Он ощущает себя ненужным, лишним, нелюбимым. Родители лишь временами вспоминают, что он есть и уделяют ему минимум внимания. Такие дети часто рано взрослеют и с малолетства вынуждены сами думать о себе, завидуя всем детям, о которых заботятся родители. Такая форма воспитания способствует появлению у ребенка чувства собственной неполноценности, тревожной мнительности, ощущения вины, аутоагрессии и т.д. В подростковом возрасте такие дети более подвержены риску попасть в неблагоприятную среду общения, где они будут искать того, кто позаботится о них и избавит их от груза непосильных забот.

 

6)Противоречивое воспитание.

 Возникает в семьях , где нет  согласованности и последовательности в подходах воспитания.

 В силу существующих противоречий между взрослыми, сын или дочь находится в эпицентре конфликта  и каждый из членов семьи старается перетянуть его на свою сторону.  Часто, ребенок, оказываясь между особенностями личности отца, матери, бабушки и т.д., через достаточно короткий промежуток времени вполне четко определяется с кем и как себя надо повести, чтобы достичь нужного разрешения или избежать наказания за свой проступок., быстро учится манипулировать и сталкивать интересы взрослых ,  что бы  остаться при своем интересе. Проблема, которая порождает такой тип воспитания, состоит  в том, что такой  личности будет очень сложно устанавливать доверительные и  близкие отношения. Из-за собственного противоречивого характера, подростку будет очень трудно понять чего он хочет  и получить это  прямым  и  доступным способом. Привычка  постоянно изворачиваться, искать сложные  обходные пути  часто приводит к развитию невроза и выраженной  психологической зависимости.

Данные исследования помогают понять микроклимат семьи, выбрать нужный подход к ребёнку, и, возможно, соблюдая конфиденциальность, помочь маме  советом.

          Для совместной работы был выбран комитет, в который вошли самые активные, творческие и инициативные родители, председатель, являющийся правой рукой учителя, первым помощником.

   Анализируя работу в школе, можно сделать вывод: в начале в основном проявляет инициативу родительский комитет. Остальные выступают в роли зрителей. Со временем ситуация меняется. Благодаря совместным мероприятиям, родители начинают активней участвовать в жизни класса.

 Традиционные мероприятия: праздники Новый год и 8 марта, увеселительные и развивающие выезды, экскурсии, тематические открытые мероприятия в школе – везде необходима помощь родителей.

Родители станут помощниками учителя, если поймут и почувствуют, что ему не безразличны дети. Учитель должен сам предлагать интересную работу, давать идею, подталкивать родителей на участие. Обычно все бытовые вопросы по празднику  берут на себя родители. Я только подсказываю. Часто задействую их в жюри, сказочными героями на праздниках, бывает, и ведущими. Все выезды – только с родителями.

Важный момент: настроить детей на участие в мероприятиях и конкурсах, склонить их на свою сторону. Дети хотят, чтобы родители принимали активное участие и в их школьной жизни, были с ними во время детских праздников в школе. И очень огорчаются, когда родители, по какой - то причине, не могут прийти

Важные аспекты общения учителя с родителями.

Взаимоотношения с родителями укрепляются, когда:

  • учитель уделяет общению с родителями столько времени, сколько требуется;
  • начинает разговор не с проблем детей, а с общих приятных вопросов, не спешит решать проблемы;
  • оказывает внимание родителям, интересуется их работой, домом;
  • учитель стремится раскрыть способности родителей в отдельных областях воспитания детей;
  • учитель не избегает обсуждать эмоции, возникающие из-за школы, учителей, детей;
  • внимательно слушает и принимает то, что говорят родители, не критикует их мнение, а старается понять, что позволяет им так думать; учитель помнит, что нельзя родителям указывать, а тем более ругать их детей;
  • учитель на родительских собраниях говорит о том, что важно всем;
  • учитель надеется на победу добра в душе ребенка;
  • учитель информирует родителей лично, при помощи писем или индивидуальных бесед, информацию, предназначенную для родителей, не передает через детей или других лиц, сохраняет конфиденциальность.

Для того чтобы родители могли лучше понять возможности детей,  требования  к ним, следить  за  их  интеллектуальным   ростом,  провожу  открытые   уроки  для  пап  и мам.  В такие дни устраиваю выставки детских работ.

   Для детей провожу классные часы, где говорю об уважительном, заботливом отношение к родителям;   стараюсь воспитывать чувство гордости за свою семью, стремление поддерживать и развивать лучше семейные традиции.  

 Сотрудничество  семьи  и  школы  выражается  ещё и   в  том, что  родители участвуют в  оформлении  интерьера,  ремонте   класса.  

Я только принесла, показала, предложила, и – результат: мы с мамочками сделали яблочные панно для кабинета и в столовую. Сейчас делаем декорации для новогоднего праздника, которые потом пригодятся для инсценирования сказки в театральном кружке.

С начала учебного года (за 3 месяца) класс существенно преобразился: поменяли гардины, поставили новые плакатницы и шкаф, провели канализацию и поставили раковину, что очень удобно для детей, поставили кулер с водой.

         Конечно, не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ним. Здесь необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы. Начинаю работу и взаимодействие с теми, кто желает участвовать в жизни класса, поддерживает мои начинания, даже если таких родителей  меньшинство. Постепенно, тактично вовлекаю остальных родителей, опираясь на родителей-единомышленников, учитываю интересы каждого ребенка и его семьи.  

Я думаю, что такая система отношений в классе позволит добиться главной цели – сплотить детский коллектив. Все самое запоминающееся, яркое я стараюсь фотографировать.  На сайте Одноклассников мы создали группу нашего класса. Есть уже несколько фотоальбомов по темам. Обязательно вставляю туда фотографии детей с их творческими работами. Пишу объявления, памятки. Зарегистрированы почти все родители учеников.

. Подводя итог всему выше сказанному, еще раз хочется отметить актуальность темы сотрудничества и пожелать учителям успешной работы, достойной этой работы зарплаты и морального удовлетворения.  Пусть родители ваших учеников говорят о вас: «Наша учительница прекрасна во всех отношениях. Приходя в школу, я получаю всестороннюю информацию об успеваемости, поведении и общении своего ребенка. Она хороший психолог и помощник. Она никогда не скажет плохо о ребенке у всех на виду. Её можно спросить обо всем, что интересует, и она всегда тактично ответит, посоветует. Мы очень рады, что нашего ребенка обучает и воспитывает прекрасный учитель и чело



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сотрудничество учителя и родителей"

“Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью” В.А.Сухомлинский ...

Сотрудничество учителя и родителей

Все начинается с детства. И манера поведения, и выбор друзей, и взаимоотношения с близкими людьми, и традиции семейного воспитания. Семью можно сравнивать с началом маршрута, который определяет жизнен...

Статья "Сотрудничество учителей с родителями младших школьников"

Сотрудничество учителей с родителями младших школьников, в приложении памятка" Как правильно создать портфолио ученика 1 класса"...

Возможные приемы организации сотрудничества младших школьников с учителем и родителями во внеурочной деятельности

Проект внеурочной деятельности по формированию творческого потенциала учащихся...

Метод проектов как современная педагогическая технология реализации творческого сотрудничества учителя, ученика и родителя.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мы...