"Сотрудничество учителя и родителей"
методическая разработка по теме

Шелунц Ольга Александровна
“Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью” В.А.Сухомлинский

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление

учителя нач. классов МБОУ СОШ № 1 гор. Гвардейска Шелунц Ольги Александровны.

Сотрудничество учителя и родителей

в воспитательном процессе начальной школы.

“Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью”

В.А.Сухомлинский

  Семья и школа – это берег и море. На берегу, ребёнок делает свои первые шаги, получает свои первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега.

                                                                                                            Л.А. Кассиль.

  Взаимодействие учителя начальных классов с родителями учащегося направлено на создание единого воспитательного поля, единой социальной сферы, где наивысшие ценности являлись бы основой жизни, достойной человека.

  По вопросу взаимодействия учителя с родителями в воспитательном процессе высказывались многие учёные и педагоги, такие как А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский, литовский педагог З.Баёрнюнас и многие другие российские и зарубежные учёные, которых волновал вопрос сотрудничества педагога с семьёй учащегося. 

  Учитель, работающий с коллективом учащихся должен хорошо представлять себе формирующую роль семьи и зависимость этой роли от ценностных ориентаций её членов. Владение такой информацией позволяет предвидеть, как отношения в семье могут повлиять на личностное развитие ребёнка, его характер, поведенческие реакции и здоровьесбережение.

  Сотрудничество учителя с родителями является залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися, так как именно семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребёнка.

Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна из главных задач школы.

  Учитывая эти факторы, учителю необходимо выбирать наиболее эффективные и адекватные формы работы с родителями. Очень важно, чтобы классный руководитель понял нравственные ценности и микроклимат семьи, истинны ли они, реализуются или просто декларируются.

  Родители должны видеть в учителе человека авторитетного, знающего и способного найти решения в любой, даже самой сложной ситуации.

  Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между учеником, учителем и родителями ученика. Следовательно, целесообразно значительную часть воспитательной работы организовывать одновременно  с учащимися и родителями, а возникшие проблемы решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга, и объединить усилия для достижения более высоких результатов.

Проблемой для учителя являются организационные вопросы, связанные с включением родителей в жизнь школьного учреждения. Родители должны быть убеждены, что их участие в жизни школы важно не потому, что так хочет учитель, а потому, что это важно для развития их ребёнка. Строить систему отношений с родителями надо начинать ещё тогда, когда их дети посещают подготовительные занятия. Для этого в школе нужно организовывать встречи: “День открытых дверей”, “Давайте познакомимся”, где знакомить родителей со школой, с её традициями и программами обучения, а это даёт им возможность выбора и программы, и учителя. Кроме того, дети имеют возможность посещать подготовительные занятия, на которых учитель организует в игровой форме работу по обогащению словарного запаса, работает над развитием памяти, воображения, мышления. Но самое главное – ребёнок проходит адаптацию в новом коллективе и учреждении, а родителям даются советы, которые помогут успешнее начать обучение в первом классе.

  Сегодня семья и дети нуждаются в защите и заботе. Педагоги призваны не судить семью, а всеми возможными путями помогать, беречь гуманизм отношений, учиться вместе, жить и воспитывать, поддерживать друг друга, оставаться людьми в любой ситуации.

Взаимодействие с родителя строятся на основе таких идей-принципов, как:

  1. обращение к чувству родительской любви;
  2. умение разглядеть в каждом ученике положительные черты;
  3. уважение личности отца и матери, их родительских забот, трудовой и общественной деятельности.

Мнения В.А. Сухомлинского “Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской “сильной рукой”, для предупреждения об опасности “если и дальше так будет продолжаться” – и как можно больше духовного общения с детьми и родителями”.

   Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления:

 1. Психолого-педагогическое просвещение родителей;

 2. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;

 3.  Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом.

   -  Психолого-педагогическое просвещение родителей предполагает организацию следующих форм работы с семьёй:

родительские конференции; индивидуальные или тематические консультации и родительские собрания.

  - Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности:

участие  в конкурсах детей и их родителей; внеклассные мероприятия;

помощь в организации и проведении внеклассных дел, праздников, в укреплении материально-технической базы школы и класса.

  - Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом можно организовать с помощью следующих форм деятельности:

участие родителей класса в работе родительского комитета и в работе Совета школы.

  Большой эффект во взаимодействии семьи и классного руководителя будет, если педагог даст возможность проявить инициативу и поддержит родителей во всех делах в классе и в школе. В общении с коллективом родителей классный руководитель должен проявлять учтивость и корректность, умение сдерживать свои эмоции. Только тогда можно рассчитывать на поддержку родителей во всех проводимых в классе мероприятиях.

  Каждая встреча с семьёй ученика должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика.

  Взаимодействие школы и семьи, должно способствовать развитию современной школы, с одной стороны, а с другой – означать поворот общества к нуждам семьи.

Родители доверили нам, педагогам,  самое дорогое сокровище – своих детей, и наша обязанность – оправдать это доверие, а это возможно только при тесном сотрудничестве, общности дел, взаимопонимании всех сторон, к чему мы и стремимся.

“Наша миссия” – оберегать детское сердце от горечи, бед и страданий” (В.А.Сухомлинский).

Только равноправное творческое взаимодействие образовательного учреждения с семьями обучающихся является залогом полноценного развития ребенка.

Литература:

Капралова Р.М. Работа классного руководителя с родителями учащегося, М., 2009.

Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 2003.

Толстой Л.Н. Мысли о воспитании. Собрание сочинений. М., 1913.

Сухомлинский В.А.  Философско-педагогические идеи и их развитие во второй половине XX столетия.  Журнал общества русской философии  (№5) М., 2002.



Предварительный просмотр:

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ

ПРИ ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Учитель нач. классов

МБОУ СОШ № 1 г. Гвардейска

Шелунц О.А.

Учись для того, чтобы знать не больше, а лучше

 Главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться.

Без хорошо продуманных форм и методов обучения трудно организовать усвоение программного материала. Я предлагаю вам рассмотреть некоторые активные методы обучения.

       Наиболее эффективными активными формами обучения учащихся начальных классов на уроках являются:

1.Нетрадиционное начало традиционного урока :

– эмоциональный настрой на урок (эпиграф, костюмированное появление, видеофрагмент,  ребус, загадка, анаграмма),

Динамично помогают начать урок такие методы, как «Улыбнемся друг другу», «Поздоровайся локтями».

Дети, выполняя задание, должны коснуться, улыбнуться, назвать имена как можно большего количества одноклассников.

Такие  забавные игры позволяют весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует  установлению контакта между учениками в течение нескольких минут.

 - выяснения целей, ожиданий, опасений.

Очень важным для учителя является включение в урок активных методов выяснения целей, ожиданий, опасений.

Такие методы, как «Дерево ожиданий», «Поляна снежинок», «Разноцветные листы», «Фруктовый сад».

 «Учащимся раздаются заранее вырезанные из бумаги снежинки, яблоки, лимоны, разноцветные листы и предлагается попробовать   более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить)  от  сегодняшнего урока, обучения в целом и чего опасаются, записав и прикрепив на определенную поляну, дерево и т.д. После выполнения систематизируются сформулированные цели, пожелания, опасения и подводятся итоги.

Методика «Ковёр идей». «Ковёр идей» - один из методов решения проблемы. Проходит в три этапа. Учащиеся делятся на 3-4 группы.

Первый этап – понимание проблемы. Участникам предлагается ответить на вопрос, почему существует такая проблема. Каждая группа получает цветные листы бумаги и маленькие цветные клейкие листочки. Ученики отвечают на вопрос проблемы, например, почему трудно учиться в школе? Ответ группа записывает на листах цветной бумаги размером с альбомный лист, затем вывешивается на плакат «Ковёр идей». Второй этап – поиск решений. Что можно изменить? Каждая группа предлагает свои ответы и записывает их на листах цветной бумаги.

Третий этап – индивидуализация деятельности. Что лично сделаю я, чтобы изменить существующую ситуацию.

Четвёртый этап – оценивание идей. Индивидуальное принятие решения: что смогу делать для решения проблемы и что постараюсь сделать.

2.Постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций.

Типы проблемных ситуаций, используемых на уроках: ситуация неожиданности; ситуация конфликта; ситуация несоответствия; ситуация неопределенности; ситуация предположения; ситуация выбора.

3. Презентации учебного материала - использование информационных технологий, электронных учебных пособий, интерактивной доски и др.

4. Использование форм так называемого интерактивного обучения или их элементов: «метода проектов», «мозгового штурма», «дебатов», «интервьюирования различных персонажей».

«Мозговой штурм» - на доске записана тема урока. Остальное пространство доски разделено на секторы, пронумерованные,  но пока не заполненные.

Ученикам предлагается обдумать, о каких аспектах темы далее пойдет речь. По ходу работы с темой дети выделяют ключевые моменты и вписывают в секторы. Постепенно исчезают «белые пятна»; отчетливое разделение общего потока полученной информации  способствует лучшему восприятию материала. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у детей,  учитель дает ответы на них.

5. Элементы — «изюминки» (обучающий анекдот, интеллектуальная разминка, шаржи, эпиграммы).

6Использование индуктивных и дедуктивных логических схем.

    В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. Используются презентации для изложения учебного материала, «Кластер», «Инфо-угадайка» - учителем дается ряд вопросов 

7. Реализация личностно ориентированного и индивидуально — дифференцированного подхода к учащимся, организация групповой деятельности школьников (работа в парах, в группах постоянного состава, в группах сменного состава) и самостоятельной работы детей.

Деление на группы должно быть разнообразным, интересным. Недопустимо, чтобы образовывались группы «лучшие» и «худшие», а также работали одним составом, чтобы не выделился один лидер.

Цель: научиться делиться своими идеями, сотрудничать и вырабатывать общую точку зрения не только с другом, но и с человеком, с которым не сложились отношения, т. е. учиться налаживать контакт и совместно создавать новые творческие идеи.

  1. «Ульи» - обсуждение в группах.
  2. Для  проведения дискуссии  и принятия решений – методы «Cветофор» (во время дискуссии  поднимаются карточки согласия-не согласия по цвета светофора), «На линии огня» (каждая команда защищает свой проект 2-3 предложениями. Затем вопросы других групп, а они - защищаются).
  3.  6 х 6 х 6 («Шесть на шесть»). Работа проходит в два этапа.

На первом этапе каждая группа получает отдельное задание. В результате работы участники в группах получают новые знания и умения, при этом каждый из них готовится представить результаты работы своей группы участникам других групп.

  1. На втором этапе идёт смена групп таким образом, чтобы в каждой из новых групп были представители всех групп с первого этапа. Сначала каждый участник в новой группе представляет результаты работы своей группы с первого этапа, а потом вся группа вместе выполняет задания, используя знания или умения, полученные на первом этапе, т. е. рассматривают один вопрос с трёх позиций и вырабатывают общий вывод трёхстороннего сотрудничества.Методика «Дерево решений».  «Дерево решений» является техникой принятия решений в ситуациях трудных и неоднозначных. Перед началом занятий учитель обозначает проблему, которая будет обсуждаться, подготавливает таблицы для групп. Во время домашнего задания, полученного на предыдущем уроке, дети узнают конкретные факты, связанные с данной проблемой, историческими или природными условиями. Далее на уроке учитель предлагает группам исследовать проблему. Ученики выявляют плюсы и минусы поставленной проблемы, затем подробно анализируют все возможные варианты решений. Во время занятий учащиеся выполняют таблицу:

Проблема

+ (преимущества)

- (недостатки)

и приходят к совместному решению.

  1.  «Пустое кресло» – дискуссионная методика.

Цель: найти ответ на чётко поставленный вопрос путём обмена мнений. Этот поиск должен подвести учащихся  к открытию правды, к определению фактического состояния вещей. Методика «Пустого кресла» развивает критическое мышление, учит аргументировать, задавать вопросы, активизирует большое количество участников, учит культуре дискуссии.

 На 3-4 стульях разложить мнения на поставленную проблему разных людей, записанных на альбомных листах бумаги и лист со знаком вопроса «?». Учащиеся знакомятся с разными мнениями и становятся у избранной точки зрения. Тот, кто имеет совершенно другое мнение, становится у знака «?». Каждая группа обсуждает выбранное мнение и выдвигает представителя для дискуссии. Все участники дискуссии сидят по кругу. Дискуссию начинают представители групп, которые сидят на стульях, стоящих друг против друга. Ведущий (учитель) ставит ещё один стул. Если кто-то другой хочет высказаться, то он садится в пустое кресло. В кресле можно сидеть одновременно только одну минуту. Как только учитель (ведущий) услышит то, что является самым важным, прекращает дискуссию.

При организации    самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы учащимся было интересно проработать новый материал. Как же это можно сделать?! Конечно, при помощи активных методов!   Для работы    над темой урока используются для групп сменного или постоянного состава методы

  1. Для представления материала самостоятельной работы детей очень интересны такие методы, как «Инфо-карусель», «Автобусная остановка»,

«Творческая мастерская». Этот  метод  с большим успехом применяется  на обобщающих уроках литературного чтения и окружающего мира.

К уроку дети готовят рисунки, иллюстрации на заданную тему, пишут сочинения, стихи, рассказы, подбирают пословицы, на уроках труда изготавливают блокноты, книги необычных форм.

 Дается задание разделиться на группы, создать и презентовать групповой проект на заданную тему.

 Предварительно необходимо составить план размещения принесенного на урок материала, оформления титульного листа. На работу отводится 20 – 25 минут.

 По истечении этого времени каждая группа или ее представитель должны презентовать свой проект.  

***В ходе практической деятельности учеников учебный кабинет превращается в настоящую творческую мастерскую. В конце урока появляются замечательные творения. Каждое решение уникально, выразительно.

Научиться дружно, работать в группах, прислушиваться к мнению товарищей, коллективно создавать замечательные работы (картины, газеты, книги) из собранных вместе материалов - главная цель этого урока.

8. Нетрадиционные виды уроков:  экскурсии, уроки-сказки, уроки-конференции, уроки-исследования, проектная деятельность и др.

Проектная деятельность

9. Активные формы предусматривают проведение занятий через организацию игровой деятельности учащихся.

Игры, игровые моменты (ролевые, имитационные, дидактические).     

      Педагогика игры собирает идеи, которые облегчают контакты в группе, обмен мыслей и чувств, понимание конкретных проблем и поиск способов их решения.

Игры несут вспомогательную функцию во всём процессе обучения. Разнообразные активные формы игр помогают в работе группы и образуют атмосферу, благодаря которой участники чувствуют себя безопасно и хорошо. Деятельность данного типа может приносит много удовлетворения, она даёт радость и удовлетворение в результате открытости всех и общих переживаний.

Принципы педагогики игры:

1.Добровольность участия.

2. Избегать соперничества и освобождать положительные эмоции.

3. Разнообразие используемых форм.

4. Обращение внимания на все уровни коммуникации.

10. Организации релаксации и подведения итогов.

Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию.

 Активные методы - «физминутки» «Земля, воздух, огонь и вода», «Зайчики» , «Медвежата» и многие другие позволят сделать это, не выходя из класса.

Если учитель сам принимает участие в этом    упражнении, помимо пользы для себя, он поможет также и неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении.    

 Завершить урок, внеклассное мероприятие можно, применив такие методы, как «Ромашка», Мудрый совет», «Итоговый круг». 

    * «Ромашка» 

 1. Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и т.д. и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, мероприятия, записанные на обратной стороне.

 2. Берет чистый лепесток. Пишет вопрос другой группе, вывешивает вопрос перевернув. С доски другая группа берет лист, читает и выполняет участник, дополняют другие.

  1. «Мудрый совет» - Группа пишет в конце урока «совет» детям, которые:

 еще не совсем поняли тему урока или не изучали тему (младшим). Совет анализируется группой-соседкой.

  1.  «Итоговый круг» - Учитель дает минуту! Подготовленные   представители группы встают в круг,  задают вопросы детям других групп, те в свою очередь отвечают (работают по кругу).

Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо  обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от  учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.

                   Уроки с использованием активных форм и методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей.

  У каждой методики есть свои плюсы и минусы.

+   Активные методы обучения помогают:

  1.  развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика,
  2. учить учащихся самостоятельно добывать знания,
  3.   развивать интерес к предмету,
  4.  позволять активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.

-  Активные методы обучения имеют недостатки:

Дети начальной школы имеют свои особенности, поэтому :

  1. не могут совладать со своими эмоциями, следовательно  на уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем; 

Методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся  культуру дискуссии и сотрудничества;

Применять данные методики не обязательно все на каждом или на одном уроке.

Таким образом, использование активных методов обучения позволяет    обеспечить эффективную организацию учебного процесса, но и как в любой методике есть особенности.   А применять ее или нет это уже дело его и его творчества.  

Список использованной литературы и источников

«Активные методы обучения». Электронный курс.  Международный Институт Развития «ЭкоПро», Образовательный портал «Мой университет», http://www.moi-universitet.ru

 Давыдов В.В., “Проблемы развивающего обучения”, Москва, 1986 г.

 Ксензова Г.Ю. “Перспективные школьные технологии”, Москва, Педагогическое общество  России, 2000 г.

Хижнякова О. Н. Современные образовательные технологии в начальной школе. – С. 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сотрудничество учителя и родителей

Все начинается с детства. И манера поведения, и выбор друзей, и взаимоотношения с близкими людьми, и традиции семейного воспитания. Семью можно сравнивать с началом маршрута, который определяет жизнен...

Статья "Сотрудничество учителей с родителями младших школьников"

Сотрудничество учителей с родителями младших школьников, в приложении памятка" Как правильно создать портфолио ученика 1 класса"...

Возможные приемы организации сотрудничества младших школьников с учителем и родителями во внеурочной деятельности

Проект внеурочной деятельности по формированию творческого потенциала учащихся...

Метод проектов как современная педагогическая технология реализации творческого сотрудничества учителя, ученика и родителя.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мы...

Организация сотрудничества учителей, учащихся и родителей в образовательном процессе.

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов....