Организация сотрудничества учителей, учащихся и родителей в образовательном процессе.
статья по теме

Лакеева Елена Алексеевна

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация сотрудничества учителей, учащихся и родителей в образовательном процессе.

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов МОУ «СОШ №1» г.о. Саранск  

 Лакеева Е.А.

   Школа... Мы часто слышим расхожее мнение о том, что школа не может помочь родителям и детям справиться с проблемами, поджидающими их именно в этом учреждении.
   Не может помочь, или не хочет этого делать? О школе в целом говорить нельзя, ведь эту помощь оказывают те, кто работает в ней, кто всю свою жизнь посвятил этому благородному делу. И вот это дело, став делом жизни, увлекает нас все дальше и дальше. Позволяет нам решать проблемы, иногда даже те, которые кажутся неразрешимыми.
    Мы кому пытаемся помочь? Себе? Ученикам? Родителям? На этот вопрос ответить очень сложно, ведь мы, скорее всего, пытаемся помочь сразу всем, думая о том, что помогаем себе. Этот "треугольник" (ученик-учитель - родитель) всем хорошо знаком.
     У такого взаимодействия есть свои психологические и педагогические основы.
   Роль общения ребенка со взрослым, пожалуй, трудно переоценить. Если с первых дней жизни малыш не будет взаимодействовать с людьми, то вряд ли он станет человеком вообще. Значительно отстают в развитии дети, которые в первые годы жизни воспитываются в детских домах или приютах.  Что получает ребенок младшего возраста от общения со взрослым и как он общается? Малыш постоянно нуждается в сотрудничестве со взрослым. Взрослый для него - человек, умеющий творить чудеса, пример для подражания. Во время взаимодействия ребенок внимательно прислушивается к комментариям взрослого и старается следовать им. Поэтому родителям необходимо как можно больше говорить со своими малышами. Общение ребенка со взрослым в этом возрасте способствует не только развитию умений в области овладения различными предметами, но и развитию речи.
    Строя свои отношения с ребенком младшего возраста, взрослым необходимо знать некоторые возрастные особенности детей.  Но ребенок растет и  он понимает, что не он самый главный, что не вокруг него все вертится.
    Школьный возраст  приносит ребенку новые принципиальные достижения. Маленький человек осваивает мир постоянных вещей, обучается тонкой рефлексии, учится примитивным позитивным формам общения. Он все так же нуждается в любви и одобрении. Он  испытывает эмоциональные переживания: страх, сочувствие и т.д.

   Развитие личности ребенка происходит, прежде всего, в учебно-познавательной деятельности, в разнообразной и интересной жизни коллектива класса. Ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими, сложнейшими задачами становления человека. Школа должна пригласить семью к сотрудничеству, считаясь с ее возможностями. Семья же должна рассматривать школу как своего друга в деле воспитания ученика.

      Огромное значение в работе с родителями младших школьников имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества.

     Во взаимодействии с коллективом родителей необходимо проявлять учтивость и корректность, умение сдерживать свои эмоции. Главными направлениями сотрудничества классного руководителя и родителей являются: просвещение по вопросам психологии и педагогики, формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству, диагностика и коррекционная работа. Формами взаимодействия классного руководителя с семьей являются индивидуальная и групповая работа: родительские собрания, конференции, вечера вопросов и ответов, родительские университеты.

       К психолого-педагогическому просвещению родителей важно привлекать специалистов различных направлений: врачей, юристов, психологов, представителей общественных организаций, социальных педагогов, учителей предметников.

Каждый классный руководитель выстраивает свою систему взаимоотношений, ищет свои формы и методы работы с различными категориями родителей. Необходима тщательная диагностика семейного воспитания, чтобы определить позитивный опыт, педагогический потенциал семей, скорректировать недостатки в воспитании, определить ценностные ориентации, которые должны быть восприняты родителями.

     Положительное воспитывающее воздействие со стороны семьи и школы должно быть взаимодополняемым и сочетать в себе диалог и партнерские отношения. Таким образом, складывается система работы классного руководителя с родителями.

     Задача классного руководителя в данном случае изучить психологический климат в каждой семье, настроить родителей на взаимодействие, на желание увидеть в школе – “большую хорошую семью”. Это только первый шаг. Диагностика семей продолжается на протяжении всего обучения детей с помощью анкетирования родителей, а затем и детей, тестирования, посещения семей. Работу необходимо строить дифференцированно: у одних родителей есть проблемы в воспитании, проблемы решаются все индивидуально, а другие – помощники классного руководителя, могут поделиться своим опытом семейного воспитания, провести игры для родителей или совместный праздник родителей и детей. Важно уделять особое внимание знакомству родителей учащихся с содержанием и методикой организации образовательно-воспитательного процесса в детском коллективе. Знакомить родителей с перспективами развития детского коллектива и дать возможность родителям стать активными участниками классных дел. Привлекать родителей к кружковой и творческой работе с детским коллективом, в котором учится их ребенок. В классе могут существовать родительские мини-объединения (родительская редакционная коллегия, игровая группа, оформительская группа). Все родительские собрания в классе обязательно тематические: “Ребенок стал учеником”, “Утро в Вашей семье” (в виде ролевой игры), “Как помочь детям учиться” (практикум), “Преемственность поколений в семье”, вечер вопросов и ответов, совместное собрание детей и родителей “Наши успехи и творчество” и др. С таких собраний родители могут уходить с домашними заданиями, на последующих – делятся опытом, что удалось, получилось. Так, через изучение семей, обучение родителей и совместную деятельность родителей и детей, классный руководитель добивается вовлечение родителей в “образовательно-воспитательное пространство”.

    Оказание помощи родителям в воспитании детей классный руководитель осуществляет через организацию психолого-педагогического просвещения родителей. Обусловлено это тем, что большая часть родителей – непрофессиональные воспитатели, им требуется квалифицированная педагогическая, психологическая помощь в решении проблем воспитания, в установлении добросердечных отношений с детьми.

    Как сделать так, чтобы родители стали союзниками педагогов в данном вопросе, получили ту необходимую информацию, в которой они заинтересовались, захотели поделиться опытом семейного воспитания?

    Прежде всего, необходимо выбрать ту форму проведения родительского всеобуча, с помощью которой сегодня можно ответить на те злободневные вопросы, которые ставит перед школой, родителями и детьми сегодняшнее поколение и время.

    “Родительские университеты” - форма, способствующая повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и образовательного учреждения к воспитанию детей. Опыт классных руководителей многогранен. По своему статусу именно он – основной субъект воспитательной работы с родителями. Классный руководитель вырабатывает основную стратегию и тактику взаимодействия, помогает родителям в разрешении противоречий семейного воспитания, корректировки воздействий окружающей социальной среды. Успеха добивается тот педагог, кто осуществляет переход к принципиально новым формам отношений: “образовательное учреждение делает педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцируемым, гуманизирует отношения между детьми, педагогами и родителями; создает такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса возникла личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности…”

     Опыт классных руководителей многогранен. По своему статусу именно он – основной субъект воспитательной работы с родителями. Классный руководитель вырабатывает основную стратегию и тактику взаимодействия, помогает родителям в разрешении противоречий семейного воспитания, корректировки воздействий окружающей социальной среды. Успеха добивается тот педагог, кто осуществляет переход к принципиально новым формам отношений: “образовательное учреждение делает педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцируемым, гуманизирует отношения между детьми, педагогами и родителями; создает такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса возникла личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности…”

    Сотрудничество учителей, учащихся и родителей в образовательном процессе позволяет получить в союзники родителей и дольше удерживать желание учеников учиться в школе.

    Так кому же мы помогаем? Себе? Ученикам? Родителям? Вопрос остается открытым. У каждого, наверное, свой ответ. Но самое главное, чтобы всем нам от такого сотрудничества было чуть лучше, чуть уютнее, чуть теплее. И тогда школа сможет помочь детям и родителям успешно справляться с проблемами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация сотрудничества классного руководителя с родителями учеников.

Огромное значение в работе с родителями младших школьников имеет заранее продуманная  и чётко организованная система  сотрудничества. Спонтанные плохо организованные собрания , встречи...

Метод проектов как современная педагогическая технология реализации творческого сотрудничества учителя, ученика и родителя.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мы...

Основные направления организации сотрудничества классного руководителя и родителей

Развитие личности ребенка происходит прежде всего в учебно-познавательной деятельности...

Родительское собрание на тему: «Организация сотрудничества учителей, учащихся и родителей в образовательном процессе».

Учителя и родители должны действовать как союзники, делясь с учениками добротой, опытом, знаниями. Тогда можно вырастить культурную, сознательную, творческую личность.  Взаимоотношения семьи...

ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА УЧИТЕЛЕЙ, УЧАЩИХСЯ И РОДИТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Современная система образования с изменяющимися условиями требует от субъектов качественно нового результата. Получить результат возможно при тесном сотрудничестве и взаимодействии всех субъектов обр...