Развитие речи первоклассников.
учебно-методический материал (1 класс) по теме

Соковец Людмила Николаевна

Преемственность детский сад и школа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon razvitie_rechi_pervoklassnikov._y.zip2.9 МБ

Предварительный просмотр:

(1сл.) Совершенствование речевой деятельности младших школьников в период обучения грамоте

Уважаемые коллеги! Добрый день! Мы учителя начальных классов принимает от вас педагогов дошкольного воспитания эстафету. Мы очень благодарны тем воспитателям, которые в системе развивают речь воспитанников, так как хорошо развитые речевые навыки  способствуют хорошему обучению далее.

С первых дней пребывания ребёнка в школе продолжается сложный творческий процесс: работа над развитием речевой деятельности школьника.

На первом этапе проводится  диагностика уровня речевого развития учащихся.

(2сл.) Учитель

•        наблюдает за детьми в разных видах деятельности (во время участия в сюжетно – ролевых играх, на уроках, в столовой, на переменах);

•        ведет индивидуальные беседы с детьми в школе (в новой для ребенка обстановке), в семье (в привычной для ребенка обстановке).

Диагностика уровня речевого развития.

Наблюдая за детьми в первые две недели школьной жизни, учитель делает выводы, составляет мнение об общем уровне речевого развития учащихся. Свои наблюдения фиксирует в педагогическом дневнике. Например:

(3 сл.) Нелли. Словарный запас мал, беден, упрощенное построение предложений. Буквы знает все. Стихов и сказок знает мало. Любимая игра в “Дочки – матери”.

Александр. Следует отметить очень хороший словарный запас. Правильно строит предложения, развито умение точно употреблять слова в соответствии с целью высказывания.

Виолетта составляет небольшие по объему, но интересные рассказы о виденном. Речь содержательна. В семье - хорошая речевая среда.

Наблюдения позволяют планировать работу по совершенствование речевой деятельности младших школьников. 

На втором этапе работа направлена на повышение уровня речевого развития учащихся 1-го класса.

Я хочу свами поделиться некоторыми приёмами работы по развитию речи, они могут использоваться и в старшей и подготовительной группе детского сада.

На  каждом уроке обучения грамоте провожу речевые разминки

(4 сл.) Дыхательные упражнения, например:

«Одуванчик».

 Представьте, что в руках   у вас одуванчик. Пробуем сдуть с него пушинки. Сначала слабо дуем, потом сильнее, в конце – сильно. После каждого выдоха быстро вдыхаем.

(5 сл.) Упражнения для развития голосового аппарата. Например:

«Барабанный бой».

Это упражнение сопровождается стихотворением:

Пара барабанов,

Пара барабанов,

Пара барабанов

Била

Бурю!

Пара барабанов,

Пара барабанов,

Пара барабанов

Била

Бой!

(6 сл.) Упражнения над силой голоса.

Прочитай шёпотом, в полголоса, полным голосом, громко.

Гриб растет среди дорожки, -

Голова на тонкой ножке.

(7 сл.) Упражнения над интонацией произносимого

Послушай предложение (прочитанное ровным голосом, без выделения слов) и выдели любое слово, нужное по смыслу, объясни свой выбор.

Мы с мамой пойдем в лес?

(8 сл.) Я иду сегодня в школу.

а) произнеси предложение с радостью

б) произнеси предложение с удивлением

в) произнеси предложение с огорчением

На занятиях работа по развитию речи идет в нескольких направлениях:

Это работа над словом, словосочетанием, предложением и текстом.

Вот некоторые приёмы в игровой форме.

(9 сл.) Синонимы

Простое слово промежуток:

В театре несколько минуток,

Пока начнётся новый акт,

Мы называем всё антракт;

На время что-то прекратив,

Мы объявляем перерыв;

После урока непременно

Нужна ребятам перемена

Назовите синонимы

(10 сл.) Антонимы

Закончите выражения-антонимы, которые встречаются в русских народных сказках:

долго ли (коротко ли), и днём (и ночью), вода живая и (мёртвая), врагов кругом видимо (невидимо), ни свет (ни заря), близко ли (далеко ли).

(11 сл.) Омонимы

Объясните значение омонимов:

нота – соль -  приправа для пищи

(12 сл.) оружие – шашка – фигурка для игры

(13 сл.) Многозначность.

хитёр как…(лиса)

голоден как…(волк)

труслив как…(заяц)

болтлив как… (сорока)

Так же ведется работа над развитием мышления – основой речевых упражнений

(14 сл.) серии сюжетных картинок (составить рассказ)

(15 сл.) обобщением. Дети рассматривают картинки и называют: «клён, липа, яблоня».

Как назвать вместе? (Это деревья.)

(16 сл.) Игра «Кем был ?»

Цель: Развивать у детей внимание, воображение, память, мышление и речь.

Дети отвечают по цепочке.

Цыпленок

Лошадь

Корова

Дуб

Рыба

Яблоня

Лягушка

Бабочка

(17сл.) Физминутки с речевым сопровождением. (словарный запас обогощают, улучшают дикцию и выразительность речи)

Росы в травы пали на ночь.

Утром встал Туман Туманыч,

Протянулся меж берёз,

Тронул пяткою покос,

Укололся о травинку,

Тихо вышел на тропинку,

Прогулялся, послонялся,

Потянулся и зевнул,

И до вечера уснул.

(18 сл.) В повышение уровня речевого развития учащихся первого класса мамы, папы, бабушки и дедушки – союзники учителя. У меня для родителей есть специальные памятки в помощь родителям по развитию речи своих детей

Памятка для родителей

Как развивать речь младшего школьника?

Как воспитать у ребёнка любовь к чтению?

Как учить стихи с ребенком.

Ученики сами в процессе наблюдений должны «пораскинуть умом», задуматься, открыть для себя что-то новое. И главное – выразить свою мысль словом. А для этого и необходимы развивать речь младших школьников.

(19 сл.) Большое спасибо за внимание и помощь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по развитию речи будущих первоклассников

В программе даны пояснительная записка, цели и задачи, содержание работы, количество часов, календарно-тематическое планирование занятий с дошкольниками в "Школе раннего развития" при подготовке детей...

Программа по развитию речи будущих первоклассников

В программе даны пояснительная записка, цели и задачи, содержание работы, количество часов, календарно-тематическое планирование занятий с дошкольниками в "Школе раннего развития" при подготовке детей...

Развитие речи будущего первоклассника. Игры для развития лексики, грамматического строя речи, на внимание.

В работе по приемственности детский сад- школа всегда встаёт вопрос о подготовке будущих первоклассников к школьному обучению. Одной из проблемм как раз и является развитие речи детей. Доклад содержит...

«Развитие навыков связной речи первоклассников с речевыми недостатками в процессе организации творческой игровой деятельности»

Анализ развития речи детей младшего школьного возраста с ОНР (III уровень) свидетельствует о качественном своеобразие в использовании речевых средств, проявляющиеся в особенностях употребления частей ...

Занятие по развитию речи с будущими первоклассниками в системе занятий по подготовке к школе детей, посещающих детский сад.

Данное занятие помогает уточнить представления детей о зимующих птицах и подкормке птиц в зимний период;  развивать речь детей через составление описаний, составление рассказа по таблице и переск...

Родительское собрание "Развитие речи первоклассников"

Конспект родительского собрания + презентация...

Для работы над развитием речи первоклассников

Для работы над развитием речи первоклассников...