Программа по математике для подготовки к обучению будущих первоклассников в «Малышкиной школе»
календарно-тематическое планирование на тему

Возрастные особенности дошкольников определили насыщенность учебного материала игровыми заданиями. «Стихия ребенка – игра», поэтому основной принцип программы – играя обучать. Обучая дошкольников при помощи игры, необходимо стремиться к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно переросла в радость учения.  На занятиях используются загадки, считалки, ребусы, головоломки, занимательные задачи математического содержания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon malyshkina_shkola_matematika.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Ялгинская СОШ»

Мордовия, город Саранск

Программа  по математике  для  подготовки к обучению будущих первоклассников в  «Малышкиной школе»

Автор  - Калмыкова Надежда Валентиновна,

учитель начальных классов

2014г

Пояснительная записка.

           Программа  по математике  для  подготовки к обучению будущих первоклассников в  «Малышкиной школе»  составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, на основе авторской программы Гавриной С.Е., Кутявиной Н.Л., Топорковой И.Г., Щербининой С.В.  «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников»

            Согласно учебному плану МОУ  «Ялгинская СОШ» всего на изучение учебного предмета «Математика» в «Малышкиной школе » отводятся  35минут  (1раз в неделю)

Цель программы - создание педагогических и социально - психологических условий для достижения ребенком определенного уровня развития личности, психологической готовности к школе.  

Задачи:

формирование простейших математических представлений;  введение в активную речь простейших математических терминов;  развитие логических способностей;

 формирование умения анализировать, сравнивать, обобщать, группировать;

 формирование культуры общения и культуры поведения в общественных местах;

 формирование учебной мотивации;

 развитие основных психических функций, необходимых для успешного   обучения          в школе (внимание, память, мышление и т.д.);   развитие фонематического слуха;    мелкой моторики;  творчески активной личности,

 развитие  коммуникативных способностей и социальных навыков; выравнивание стартовых возможностей будущих школьников,

 повышение педагогической культуры родителей, дети которых поступают в первый класс; комплектование первых классов.

  В построении данного курса используются принципы: 

Актуальность  (использование современных достижений науки, своевременное реагирование на изменение социального заказа, стандартов образования, мониторинговых показателей)

Доступность  (для детей любого уровня готовности к школе)

Универсальность  (подготовка осуществляется теми средствами, которые наиболее подходят для формирования данной группы школьников)

Комфортность  (положительная эмоциональная оценка любого достижения учащегося со стороны педагога).

Добровольность  (в группы подготовки попадают все дети, родители которых (или заменяющие их лица),  дали согласие на подготовку детей к обучению.

                                 Общая характеристика учебного курса:

Возрастные особенности дошкольников определили насыщенность учебного материала игровыми заданиями. «Стихия ребенка – игра», поэтому основной принцип программы – играя обучать. Обучая дошкольников при помощи игры, необходимо стремиться к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно переросла в радость учения.  На занятиях используются загадки, считалки, ребусы, головоломки, занимательные задачи математического содержания.

   На изучение каждой темы отводится количество занятий, необходимое для ее полного усвоения, при этом учитывается содержание и степень сложности материала.

   Наглядные пособия, раздаточный материал, рабочие тетради служат как для объяснения нового материала, так и для контроля за пониманием детьми всех тем программы. Такие задания, как срисовывания, дорисовывания, сравнение предметов по признакам проводятся по образцу.

  Основными методами, используемыми в период подготовки детей к обучению математике в школе, являются практический метод, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, но ведущим остается практический метод, позволяющий дошкольникам усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперименты, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т.д.

Под руководством педагога дети применяют те или иные способы наглядного доказательства: метод сопоставления, сравнения, приемы наложения, измерения.

Большое внимание уделяется формированию умений общаться с учителем, с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью.

Ценностные ориентиры:

На основании требований к ребенку, изложенных в основных документах дошкольного и начального общего образования (Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования), подготовлен портрет дошкольника, поступающего в первый класс.

Ребенок, поступающий в первый класс, должен  обладать следующими качествами: физически развит, владеет основными культурно-гигиеническими навыками: самостоятельно одевается, раздевается; ухаживает за одеждой и обувью; соблюдает элементарные правила здорового образа жизни; ухаживает за растениями, животными, игрушками, книгами; знает первичные сведения о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе; владеет средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; использует вербальные и невербальные способы общения; владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми; осознанно и произвольно строит речевые высказывания в устной форме.

Результаты освоения программы:

        В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование Я - концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению.

Метапредметные результаты.

Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно воспринимать оценку взрослого и сверстника.

Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества со взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.

                                              Предметные результаты.

Ребенок научится:

 различать числа от 0 до 10 и их графическое изображение;

 вести порядковый счет в пределах 20;

 различать состав чисел первого десятка;

 отличать предшествующее число от  последующего числа , различать соседей числа;

 разграничивать понятия: слева, справа, вверху, внизу, ближе, дальше, близко, далеко, рядом, высоко, низко, глубоко;

 отличать геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, овал, многоугольник, ромб;

 различать вершины, стороны, углы фигур;

видеть  основные цвета и их оттенки;

называть  стороны и углы клетки;

 видеть строчку и столбик в тетради в клетку (0,7 см);

 различать временные части суток: утро, день, вечер, ночь;

 называть названия дней недели;

 называть названия  месяцев и времен года;

 различать знаки +, -, =, >,< и правильно их использовать;

 понимать  направление движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу  вверх, вперед, назад, в том же направлении, в противоположном направлении.

обсуждать нравственные стороны поступков людей;

участвовать в коллективных разговорах;

использовать принятые нормы вежливого речевого общения.

Ребенок получит возможность научиться:

устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном направлении; присчитывать и отсчитывать по одному, по два; устанавливать речевые контакты со взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном, работать в паре)

Участники реализации программы: администрация ОУ, педагоги ОУ, дети, родители

Для учителя данная программа даёт возможность:

определить соответствует ли уровень развития детей тем нормам, которые характерны  для их возраста, чтобы спланировать работу по коррекции отклонений в развитии детей и подготовленности их к школьному обучению;

правильного выстраивания индивидуальной траектории развития каждого ребёнка,

знакомство учителя с будущими учениками и их родителями;

обеспечение психического и физического развития детей на том уровне, который необходим для их включения в учебную деятельность;

сокращение адаптационного периода при поступлении ребёнка в школу;

коррекция проблем дезадаптации у некоторых детей;

повышения уровня педагогической компетентности родителей.

                                  МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

I. Обеспечение ЗОЖ.

1 .Правильное составление расписания в соответствии с нормами СанПина.

2.Физкультминутки во время занятий.

II. Обеспечение базового уровня воспитания и образования дошкольников и младших школьников.

1 .Комплектование первых классов.

2.Обеспечение учебниками и наглядными пособиями.

Ш.Методическое и кадровое обеспечение.

1.Разработка и утверждение программ будущего первоклассника с учетом характеристик школьников, необходимых для поступления в школу.

2.Проведение педагогических советов и методических объединений учителей начальных классов и воспитателей

Обеспечение готовности дошкольников к обучению в школе.

1. Работа школы будущего первоклассника с привлечением логопеда и психолога с апреля по май.

2.Диагностика определения уровня готовности детей к школе.

V. Работа с родителями.

1.Консультации с родителями по результатам диагностики определения уровня готовности детей к школе.

2.Проведение родительских собраний с родителями будущих первоклассников.

 Содержание курса:

1. Количество и счет.

  На занятиях по этой теме дети знакомятся с числами от 0 до 20, учатся писать цифры в клетке (0,7 см) – (печатные цифры).

   Дошкольники считают в пределах 20, используя порядковые числительные (первый, второй).

  Учатся сопоставлять число, цифру и количество предметов от 1 до 20.

  Считают двойками до 20 и тройками до 21.

  Сравнивают числа – соседи.

  Знакомятся с понятиями: больше, меньше, одинаковое количество.

  Преобразуют неравенство в равенство и наоборот.

   Дети узнают основные математические знаки +, -, =, <, >, учатся их писать и применять при решении примеров и задач.

   Учатся правильно читать записанные примеры, равенства, неравенства.

   Придумывают задачи по рисункам, решают их с опорой на наглядный материал.

    Решают задания творческого характера.

2. Величина.

   Дети учатся сопоставлять предметы по различным признакам. Активно используют в своей речи слова: большой, маленький, больше, меньше, одинакового размера; длиннее, короче, одинаковые по длине; выше, ниже, одинаковые по высоте; уже, шире, одинаковые по ширине; толще, тоньше, одинаковые по толщине; легче, тяжелее, одинаковые по весу; одинаковые и разные по форме; одинаковые и разные по цвету.

  Учатся сравнивать предметы, используя методы наложения, прием попарного сравнения, и выделять предмет из группы предметов по 2 – 3 признакам.

   Находят в группе предметов «лишний» предмет.

   Кроме того, у детей развивается глазомер (сравнение предметов на глаз).

3. Ориентировка в пространстве.

  Дети определяют положение предметов в пространстве (слева, справа, вверху, внизу); направление движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх, вперед, назад, в том же направлении, в противоположном направлении; усваивают понятия: далеко, близко, дальше, ближе, высоко, низко, рядом.

  Дошкольники учатся определять свое положение среди окружающих предметов, усваивают понятия: внутри, вне, используя предлоги: в, на, над, под, за, перед, между, от, к, через.

   Дети учатся ориентироваться на листе бумаги, в строчке и в столбике клеток.

4. Ориентировка во времени.

   Дети знакомятся с понятиями: год, месяц, день недели, время года, время суток. Знакомятся с весенними, летними, осенними, зимними месяцами.

  Учатся определять, какой день недели был вчера, позавчера, какой сегодня, какой будет завтра и послезавтра.

  Используют в речи понятия: долго, дольше, скоро, скорее, потом, быстро, медленно, давно.

5. Геометрические фигуры.

 Дети знакомятся с такими геометрическими фигурами, как треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал, многоугольник. Показывают и называют стороны, углы, вершины фигур. Сравнивают фигуры, чертят геометрические фигуры в тетради.

 Дети классифицируют фигуры по 1 – 3 признакам (форма, размер, цвет).

6. Графические работы.

 Дети учатся штриховать и раскрашивать. Они рисуют точки, узоры, чертят прямые и наклонные палочки, кривые и ломаные линии в тетрадях в клеточку (0,7 см).

 Выполняют графические диктанты. Срисовывают различные предметы по клеточкам и точкам и дорисовывают недостающие части предметов.

7. Конструирование.

 Дети, используя счетные палочки, проволочку,  складывают геометрические фигуры, цифры, буквы, предметы, картинки.

8. Логические задачи.

  Дошкольники находят логические связи и закономерности.

Выделяют в  группе предметов «лишний» предмет, не подходящий по 1 – 3 признакам.

Продолжают логический ряд предметов.

Группируют предметы по 1 – 3 признакам.

На занятиях развивается воображение ребенка (дорисуй рисунок, найди и исправь ошибку художника).

Календарно-тематический план занятий.

Тема занятия

Дата

1

Числа от 0 до 10. Ноль. Ориентировка на листе в клеточку. Логические задачи (классификация предметов по признакам). Сравнение предметов по длине, высоте.

12.10

2

Число и цифра 1.Прямой и обратный счет в пределах 10.  Логические задачи (продолжение логического ряда). Понятия: слева, справа, вверху, внизу. Понятие «пара».

3

Число и цифра 2 .Порядковый счет в пределах 10.. Ориентировка в тетради в клеточку (0,7 см). Конструирование из палочек. Знакомство со знаками «больше», «меньше», «равно». Графические работы (штрихование и раскрашивание).

4

 Число и цифра 3. Счет в пределах 10. Равенство. Неравенство. Геометрические фигуры.

5

 Число и цифра 4.Счет в пределах 10. Ориентировка в кабинете по словесной инструкции. Графические работы (рисование по памяти). Конструирование из палочек, проволочек. «Засели дома», «Кто лишний?»

6

Число и цифра 5.Счет в пределах 10. Сколько всего?  Логические задачи (классификация предметов по признакам). Конструирование из палочек, проволочек.

7

Число и цифра 6. Счет в пределах 10.  Графические работы (рисование узоров по клеточкам). Конструирование из палочек, проволочек. «Засели дома»

8

 Число и цифра 7.Счет в пределах 10. Соседи числа. Каждой цифре – своё место. Графические работы (рисование по памяти). Конструирование из палочек, проволочек.

9

Число и цифра 8.Счет в пределах 10. Сравнение групп предметов (больше, меньше, одинаковое количество). Направления движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх, вперед, назад. Графический диктант по клеточкам. Конструирование из палочек, проволочек. Знак «плюс»

10

Число и цифра 9. Счет в пределах 10. Знак «минус». Логические задачи (ребусы). Графические работы (срисовывание предметов по клеточкам и точкам).

11

Число 10. «Увеличить на.», «Уменьшить на..» Ориентировка в кабинете по словесной инструкции. Графические работы (дорисовывание недостающих частей предметов). Конструирование из проволочек.

12

Счёт от 1-10. Решаем примеры. Логические задачи (головоломки). Графические работы (штриховка и раскрашивание узоров).

13

 «Фигурки спрятались». Вверх, вниз, направо, налево. Сравни, найди отличия. Графические работы (дорисовывание недостающей части предметов).

14

Логические задачи. Графические работы (графический диктант по клеточкам). «Каждой цифре  - своё место». Работа с проволочкой.

15

 «Кто самый внимательный?» Графические работы (штрихование и раскрашивание). Конструирование из палочек, проволочек.

16

. Времена года, стороны света, части суток. Группа предметов. Нахождение в группе предметов «лишнего». Логические задачи (задачи на развитие внимания, памяти). Графические работы.

17

Закономерности.  Ориентировка в пространстве, использование предлогов: в, на, над, под, за, перед, между, от, к. Графические работы (рисование по памяти), графический диктант. Конструирование из палочек, проволочек.

18

 Логические задачи (продолжение логического ряда). Графические работы (дорисовывание недостающих частей предмета).

19

Логические задачи. Ориентировка в пространстве, понятия: в том же направлении, в противоположном направлении. Графические работы (графический диктант). Конструирование из палочек.

20

  Закономерности. Подбор и группировка предметов по 1 – 2 признакам. Логические задачи (игры, развивающие логическое мышление). Графические работы (штриховка и раскрашивание узоров).

21

 Логические задачи. Формирование понятий: вчера, сегодня, завтра, послезавтра, позавчера. Конструирование из палочек. Графические диктанты (рисование узоров на слух по клеточкам).

22

 «Найди пару». Радуга и ноты. Ориентирование во времени: название дней недели. Логические задачи (нахождение отличий у двух одинаковых картинок). Графические работы (штриховка и раскрашивание).

23

Счёт от 0-20. Логические задачи (задания на развитие внимания, памяти). Конструирование из палочек. Графические работы (рисование по памяти).

24

«Что изменилось?» Ориентировка во времени: названия месяцев (первый – январь, второй – февраль…). Логические задачи (нахождение «лишнего» предмета). Графические работы (графический диктант по клеточкам).

25

Счёт от 0-20. Формирование представлений: утро, день, вечер, ночь. Подбор и группировка предметов по 1 – 2 признакам. Конструирование из проволочек. Графические работы (срисовывание предметов по точкам).

26

 Логические задачи. Конструирование из палочек. Графические работы (дорисовывание недостающей части предметов).

27

 Логические задачи. Графические работы (рисование узоров по клеточкам). Отрезок, луч, прямая.

28

 Числа от 0 до 20. прямой и обратный счет. Сравнение предметов. Решение задач. Графические работы (графический диктант). Круг, овал.  

29

Чему мы научились? Итоговое занятие.

        

               

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечания

Печатные пособия

Авторская программа Гавриной С.Е., Кутявиной Н.Л., Топорковой И.Г., Щербининой С.В.  «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников», тетради на печатной основе «Учимся считать» для детей  (6-7лет), ЗАО «РОСМЭН», 2008г

Наборы предметных картинок для счёта, ряд чисел, «Математический конструктор», линейка, проволочки, геометрические фигуры, набор цифр, набор для счёта «Учимся считать»

Д

Д

           Д

Д

К

Технические средства обучения

Классная доска

Мультимедийный проектор Компьютер

Принтер  

Д

Д

Д

Д    

Экранно-звуковые пособия

Слайды , презентации по теме «Учимся считать», «Узнаём геометрические фигуры»

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы

Д

Д

Игры и игрушки

Набор конструктора по теме: «Строим дом»

П

Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов.

К

Д

Д

          

 Список используемой  литературы:

1.Авторская программа Гавриной С.Е., Кутявиной Н.Л., Топорковой И.Г., Щербининой С.В.  «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников».

2. Тетради на печатной основе «Учимся считать» для детей  (6-7лет), ЗАО «РОСМЭН», 2008г

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

буклет для родителей будущих первоклассников "Скоро в школу"

Буклет содержит  информацию для родителей будущих первоклассников...

Родительское собрание будущих первоклассников "Скоро в школу!"

Собрание проводится в конце мая - начале июня с родителями будущих первоклассников. К нему прилагается буклет "Скоро в школу". Основные вопросы для обсуждения: Информирование о новых ...

Памятка для родителей будущих первоклассников "Скоро в школу!"

Буклет-памятка для родителей будущих первоклассников "Скоро в школу" Имеет информацию об учителе, администрации школы, адрес учебного заведения. Дает психологические рекомендации....

Родительское собрание будущих первоклассников "Готовность к школе"

В докладе содержится информация о том, как  будущим родителям подготовиться к школе.Конечно, важно, чтобы ребенок пошел в школу физически подготовленным, однако это далеко не единственное условие...

Программа по развитию речи для подготовки к обучению будущих первоклассников в «Малышкиной школе»

подготовка к школе носит развивающий характер; не допускает дублирования программ первого класса; помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, с взрослыми); обеспечивает ...

Квест для родителей будущих первоклассников "Психологическая готовность школе. В семье - будущий первоклассник"

Успешность адаптации ребенка во многом зависит от того, какую среду уже сейчас взрослые создадут  для ребенка в семье, в детском саду, в школе....