Пальчиковая гимнастика и её актуальность в режиме начальной школы.
методическая разработка на тему

Осипова Ирина Олеговна

Гимнастика для пальцев универсальна, её можно использовать как на занятиях с детьми основной медицинской группы, так и на занятиях со специальной медицинской группой, причем диагнозы детей не имеют значения – пальчиковая гимнастика всем доступна и полезна. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon пальчиковая гимнастика171.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель физической культуры

МБОУ СОШ № 22 г. Королёв

Осипова Ирина Олеговна

г.Королёв, 2012 г.

    

Специалисты в области детской психологии и логопедии уже давно установили, что уровень развития речи детей находиться в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики пальцев руки. Если движения пальцев развиваются “по плану”, то и развитие речи также в пределах нормы. Если же пальчики “отстают”, то отстаёт и речь. 

Ни для кого уже не является секретом, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев их рук, а именно мелкой моторики.

 Однако, пальчиковая гимнастика не утрачивает своей актуальности и для детей 6-7 и более лет. Дело в том, что даже просто правильно держать ручку весьма нелегко, не говоря уже о том, чтобы выводить различные крючки и палочки, а тем более целые предложения. 

Почему же две эти составляющие так взаимосвязаны? Дело в том, что наши предки общались при помощи жестов, добавляя постепенно возгласы, выкрики. Движения пальцев постепенно совершенствовались. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в мозге человека. Речевой центр мозга тесно связан с областью, отвечающей за кистевые движения, и развивался параллельно.

Примерно так же развивается речь и мелкая моторика у ребенка, т.е. сначала совершенствуются движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи.

Учителя в школах отмечают, что многие 7-летние дети с речевыми нарушениями плохо координируют движения руки и глаза, у них слабо развита мелкая мышечная моторика и координация пальцев рук. Дети не умеют строить свою деятельность и копировать предъявленный им образец, недостаточно хорошо ориентируются во времени и пространстве. Отмечается снижение темпа графической деятельности. Всё это в дальнейшем может привести к дисграфии и, как следствие, к  неуспеваемости в учёбе.

В недалёком прошлом в жизни людей не возникало проблем с развитием мелкой моторики. Вся жизнь маленького человека состояла из работы пальчиками. Девочек с раннего детства учили помощи по домашнему хозяйству: перебрать крупу, подоить корову, шить, вязать и вышивать, месить тесто. Мальчики тоже приучались к посильной помощи : плетение из лозы и бересты, гончарное ремесло и многие другие народные и национальные промыслы.

Мозг современного ребенка осваивает огромный объем информации. Поток её всё возрастает, растет так же учебная нагрузка. Параллельно  с этим снижается двигательная активность детей. Если предыдущие поколения «воспитывала улица », на которой дети проходили начальную спортивную подготовку, играя в различные игры в компании друзей разных возрастов, то реалии современной жизни не позволяют детям проводить много времени на свежем воздухе в движении. Зато в несколько раз выросла «кнопочная» активность человека. Кнопки чайников, телефонов, компьютеров, телевизионных пультов позволяют, не вставая с дивана получить желаемое.

По новым Федеральным государственным стандартам, на партах первоклассников должны появиться ноутбуки…Прогресс не остановить, но за всё приходится расплачиваться. Если какая-либо функция мозга ребенка не развита своевременно, то в последующем полноценное усвоение информации будет невозможно.

Многих сложностей можно избежать, проведя целенаправленную работу по развитию мелкой моторики пальцев рук. Для этого многое делается как в режиме учебного дня, так и во внеурочной деятельности младших школьников. Рисование, лепка, аппликация, плетение и , конечно, введение дополнительного урока физической культуры способствуют повышению двигательной активности детей.

Изучив проблему и учтя рекомендации учителей начальных классов, предлагаем включать в ежедневные занятия с ребенком задания и упражнения, направленные на развитие тонкой моторики пальцев рук. Предложенные упражнения совершенствуют умственную деятельность, способствуют запоминанию, улучшают процесс письма. Многим ученикам задания знакомы с дошкольной подготовки, они с удовольствие декламируют стихи и выполняют упражнения.

Гимнастика для пальцев универсальна, её можно использовать как на занятиях с детьми основной медицинской группы, так и на занятиях со специальной медицинской группой, причем диагнозы детей не имеют значения – пальчиковая гимнастика всем доступна и полезна.

Когда же выполнять пальчиковую гимнастику? В любой свободный момент в любое время дня, не рекомендуется лишь время перед самым сном.

В режиме школьного дня пальчиковая гимнастика может быть проведена и на утренней зарядке, что активизирует мозговую деятельность учеников; и на физкульт.паузах на общеобразовательных уроках, это позволит снять умственное напряжение и расслабить мускулатуру рук.

Эту гимнастику можно использовать  на уроках физкультуры в подготовительной и заключительной частях, используя упражнения, подобранные для решения основных задач урока.

 Динамическая пауза на переменах, между уроков, также отлично подойдет для этих занятий.

Внеурочная деятельность, введенная согласно новым федеральным стандартам, призвана оздоровить детей и повысить уровень физической подготовленности, проходит, как правило, в приспособленных условиях.       И тут пальчиковая, дыхательная, зрительная и  мимическая гимнастики занимают ведущее место. Дополненные подвижными и спортивными играми, они делают внеурочные занятия максимально эффективными и эмоциональными.

В деятельности классного руководителя постоянно возникают моменты, когда надо заполнить паузу или привлечь внимание детского коллектива. Умелое использование знакомых упражнений повысит эмоциональную связь с классом и внутри класса. При помощи пальцев можно инсценировать рифмованные истории, потешки.  Часто дети сами предлагают любимые движения, для использования на переменах, прогулках и т.д.

Итак, развиваем речь, память и внимание у самых маленьких школьников. Предложенные далее упражнения стимулируют умственную деятельность, способствуют запоминанию, улучшают процесс письма. 

1. «Кольца».
Поочередно соединять подушечку каждого пальца с большим пальцем, образуя колечко. Сначала на правой, затем на левой. А в конце занятия – синхронные движения на обеих руках.
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать.

2. «Кулак-ребро-ладонь».
Три положения на плоскости стола. Кулачок, затем ладонь ребром на столе, прямая ладонь на столе. Делать правой, левой рукой, затем синхронно.

3. «Крестики-нолики».
Зацепить средний палец за указательный – крестик. Затем соединить подушечки указательного и большого пальца – нолик. Чередовать эти движения.

4. «Зеркальное рисование».
Взять в каждую руку по карандашу и рисовать одновременно зеркально-симметричные фигуры, буквы.

5. «Ухо-нос».
Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Отпустить, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук наоборот.

6. «Рыбка».
Сложить вместе ладони рук – это «рыбка». Двигать «рыбку» в разных направлениях, имитируя плавание.

7. «Змейка».
Сцепить ладони в замок – это голова «змеи». Руки прижать друг к другу. Двигать «змею» в разные стороны, имитируя ползание.

8. «Замок».
Сцепить пальцы в замок и встряхивая «замком», произносить
На двери висит замок,
Кто его открыть бы смог?
Постучали, постучали, (не расцепляя пальцев, постучать ладонями)
Покрутили, покружили (покрутить сцепленными пальцами),
Потянули, потянули
И открыли! (расцепить пальцы, развести руки в стороны).

9. «Восьмерки».
Рисовать в воздухе восьмерку указательным и средним пальцем левой, правой руки, затем синхронно.

10. Разнообразная предметная деятельность, которая развивает мелкую моторику: застегивание и расстегивание пуговиц, шнурование обуви, игры с мозаикой, конструкторы, пазлы.

  1.  «Паучок»

Паучок ходил по ветке,   (Руки скрещены, пальцы каждой руки  “бегут”
А за ним ходили детки.         по предплечью, а затем по плечу др.руки)
Дождик с неба вдруг полил ,    (Кисти свободно опущены, выполняем                                                                                       стряхивающие движения;           паучков на землю смыл.                хлопок ладонями по столу/коленям)
Солнце стало пригревать,      (Ладони основаниями прижаты друг к другу)                                                    
Паучок ползет опять,                 ( Действия аналогичны первоначальным.)
А за ним ползут все детки,      
Чтобы погулять по ветке.         (“Паучки” ползают по голове.)

12. «Гусь»

- Где ладошки? Тут?                    (Спрятать руки за спинную)                              - Тут!                                              (Протянуть руки вперед ладонями вверх.)       - На ладошках пруд?                                                                                                  - Пруд!                                                                                                                          - Палец большой – это гусь молодой.   (Поочередно загибать пальцы обеих  рук.)                                                                                                           Указательный поймал,                                                                                 Средний гуся ощипал,                                                                                            Этот палец печь топил.                                                                                         Этот палец суп варил.                                                                                      Полетел гусь в рот,                         (Разжать кулаки, поднять руки вверх,              А оттуда -  в живот!                         встряхнуть кистями.                                                     Вот!                                                  Хлопнуть в ладоши.)

13. «Засолка капусты»

Мы капусту рубим,          (Движения прямыми кистями вниз-вверх.                   Мы морковку трем,           Движения кулаков к себе и от себя.                            Мы капусту солим,      Движения пальцев, имитирующие посыпку солью.       Мы капусту жмем.          Интенсивное сжимание обеих рук в кулаки.)

Это всего лишь некоторые упражнения и игры. Вы можете их придумать сами!

     Рекомендации для родителей – Котовськ , 2011.

           СПб: Издательский дом Литера – 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О ритмической музыкальной гимнастике перед началом учебных занятий в начальной школе. Из опыта работы.

Небольшая статья о минутках здоровья.Скачать физкультминутки можно сдесь:http://schoolteacher.ucoz.com/load/o_ritmicheskoj_muzykalnoj_gimnastike_pered_nachalom_uchebnykh_zanjatij_v_nachalnoj_shkole_iz...

Физкультминутки, пальчиковая и дыхательная гимнастики как фактор здоровьесбережения на уроках в начальной школе.

Выступление на педогогическом совете по теме "Физкультминутки, пальчиковая и дыхательная гимнастики как фактор здоровьесбережения на уроках в начальной школе"....

Актуальные проблемы в начальной школе

Актуальные проблемы в начальной школе...

Актуальные проблемы в начальной школе

Актуальные проблемы в начальной школе: навык чтения, проблемы в математике, проблемы в домашнем задании, проблемы почерка....

Пальчиковая гимнастика в начальной школе

Специалисты в области детской психологии и логопедии уже давно установили, что уровень развития речи детей находиться в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики руки. Если движения пальц...

Пальчиковая гимнастика на уроках в начальной школе.

Пальчиковая гимнастика на уроках в начальной школе....

Бармаҡтарға гимнастика-пальчиковая гимнастика

Бармаҡтарға гимнастика-пальчиковая гимнастика...