"Изготовление пальчиковой куклы"
план-конспект занятия на тему

Дегтева Ирина Владимировна

Данный материал может использоваться педагогами в художественных и театральных кружках и студиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izgotovlenie_palchikovoy_kukly.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

 «Изготовление пальчиковой куклы»


Цель: Познакомить обучающихся с пальчиковым театром. Сделать простейшую пальчиковую куклу.
Задачи:
Обучающие:

  • дать представление о различных  видах   изготовления пальчиковых кукол

обучение играм-драматизациям по мотивам сказки Сутеева «Грибок-теремок».

  • учить изготавливать самостоятельно пальчиковую куклу, перевоплощаться в данную детям роль.

Развивающие:

  • развивать у детей навыки совместной деятельности, чувство общности, творческих способностей, воображение и фантазию;
  • развивать навыки художественного ручного труда при изготовлении игрушки;
  • формировать умение и желание доводить дело до конца;
  • развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

  • Воспитывать коммуникативные качества: доброжелательность, дружелюбие, уверенность в себе, чувство коллективного творчества;
  • воспитание у детей дружбы, чувства доброты, отзывчивости, готовности прийти на помощь любому кто попал в беду;
  • Воспитывать желание управлять театральными куклами разных систем;
  • Совершенствовать артистические навыки детей;

Технология: интегрированное занятие. Театральная деятельность и декоративно-прикладное творчество.
Оборудование: шаблоны фигурок с изображением героев сказки, м/фильм «Грибок-теремок»; фломастеры, ножницы, цветная  бумага, клей.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент. 
    Педагог: Здравствуйте дети! Сегодня на занятии мы с вами будем разговаривать о театральных куклах. А какие виды кукол вы знаете? (перчаточные куклы, куклы-марионетки, тростевые, и т.д.). А еще есть пальчиковые куклы, о них мы сегодня с вами и поговорим. Начнем с определения. Пальчиковые  куклы, те которые надеваются на палец. И для чего нужны пальчиковые куклы? Во-первых, пальчиковые куклы – это отличные тренажеры для рук. Во- вторых, они, конечно же, нужны для игры. С помощью пальчиковых кукол можно собрать довольно большой по количеству персонажей кукольный театр. Традиция устраивать домашние кукольные представления зародилась в России ее в конце 18-го начале 19-го века. Этих кукол легче всего использовать в ваших самых первых домашних представлениях.

Педагог:

К нам в гости сегодня пришел Незнайка. Он поможет нам  лучше изучить тему нашего занятия. И Незнайка приготовил для вас задания. И так, начнем наше путешествие.

I станция «Мультляндия»

Просмотр отрывка мультфильма «Грибок-теремок». Ребята, как вы думаете из какого мультфильма отрывок,  беседа по содержанию сказки.
Дети:
 «Под грибом».
Педагог: Кто автор этой сказки?
Дети: Владимир Сутеев.
Педагог: Кто главные действующие лица сказки? ( муравей, бабочка, мышка, воробей, заяц, лиса, лягушка)?
Дети: муравей, бабочка, мышка, воробей, заяц, лиса, лягушка
Педагог: Вспомните, с чего начинается сказка. Что случилось с муравьем?
Дети: Муравей попал под сильный дождь.
Педагог: Кто попросился к муравью под грибок?
Дети: Бабочка, мышка, воробей, заяц.
Педагог: Что произошло с зайцем?
Дети: За зайцем гналась лиса.
Педагог: Что удивило муравья, когда закончился дождь и он выбрался из-под гриба?
Дети: Вначале ему одному мало было места, а теперь всем место нашлось.
Педагог: Как же получилось, что сначала под грибом и одному тесно было, а потом всем пятерым место нашлось?
Дети: Пока шел дождь, гриб вырос.
Педагог: Что помогло героем сказки?
Дети: Дружба, доброта, отзывчивость, готовность прийти на помощь любому кто попал в беду.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА. Педагог: Давайте при помощи пальчиков покажем  как в лесу начался дождь (дети при помощи пальчиков воспроизводят шум нарастающего дождя)
Капля – раз, капля – два,
Капли медленно сперва:
Кап-кап-кап-кап.
Капли стали поспевать.
Капля каплю догонять.
Кап-кап-кап-кап-
Кап-кап-кап-кап.
Зонтик поскорей раскрой.
От дождя себя укрой!
Педагог: Давайте посмотрим, что у нас еще  в волшебном конверте.

II станция – «Театральная»

-Где можно купить билет в театр? (касса)

- Что делают в гардеробе? (сдают одежду)

- Кто работает в гардеробе? (гардеробщик)

-Что даёт гардеробщик зрителю вместо пальто? (номерок)

-Что ещё можно взять в гардеробе? (бинокль)

-Кто работает в буфете? (буфетчица)

- Когда зрители могут посетить буфет? (в антракте)

- Что можно делать в антракте? (отдохнуть, погулять в фойе)

- Какие места есть в зрительном зале?

- Какая кукла является национальным символом России? (Матрешка)

- Назовите куклу — символ несгибаемости русского народа: она поднимается во весь рост, как бы не пытались ее свалить. (Ванька-встанька)

- Как называют куклу, которую сжигают на Проводах Зимы? (Масленица)

- Назовите имя сказочной куклы с необычными волосами, которой очень нравилось быть учительницей. (Мальвина)

- Назовите имя самой знаменитой в мире деревянной куклы. (Буратино) 

 - Какое звание имел Карабас Барабас? (Доктор кукольных наук)

- Как зовут куклу — друга Барби? (Кен)

Физминутка.

Буратино.  
Буратино потянулся, (руки поднять через стороны вверх, потянуться, поднявшись на носочки) 
Раз - нагнулся, 
Два - нагнулся, (наклоны корпуса вперед) 
Руки в сторону развел, (руки развести в стороны) 
Ключик, видно, не нашел, (повороты вправо и влево) 
Чтобы ключик нам достать, 
Нужно на носочки встать  (руки на поясе, подняться на носочки).
III cтанция - «Загадочная»

Ребята, отгадайте загадки о лесных жителях и изобразите их повадки.
Кто они? Откуда? Чьи?
Льются черные ручьи:
Дружно маленькие точки
Строят дом себе на кочке
(Муравьи)
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает.
(Воробей)
Маленький рост,
Длинный хвост,
Серая шубка,
Острые зубки.
(Мышка)
Когда дождик капает,
Она в болоте квакает.
Кто это квакушка?
Зеленая….
(Лягушка).
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.
(Бабочка)
Зимой беленький,
А летом серенький.
Никого не обижает,
А всех сам боится.
(Заяц)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка.
Пушистый хвост – краса
Кто это?
(Лиса)
Землю пробуравил,
Корешок оставил,
Сам на свет явился,
Шапочкой прикрылся.
(Гриб)

Каждый ребенок отгадавший загадку получает жетон соответствующий цвету героя сказки.
Педагог: ребята, как называется сказка, где главные герои: муравей, бабочка, мышка, воробей, заяц, лиса, лягушка? («Под грибом»)

Я предлагаю вам попробовать самим изготовить героев этой сказки и стать кукольных дел мастерами.
Техника безопасности работы с ножницами (ответы детей)

Педагог: Посмотрите на свои жетоны и найдите на столе такого же цвета цветную бумагу. Теперь посмотрите на заготовки мордочек  животных, насекомых и птиц. Думаю всем  понятно, каких героев вы будете делать? (Да)

Педагог: Посмотрите внимательно и послушайте этапы изготовления  пальчиковой куклы.

  1. Вырежьте  мордочку своего героя  из бумаги.
  2. Сделайте из цветной бумаги конус (туловище).
  3. Приклейте мордочку к туловищу.
  4. Прорисуйте фломастерами лапки и дополнительные элементы.

Ваша кукла готова.

Педагог: А теперь покажите все своих кукол, что ж театр готов, осталось только показать представление.

Педагог: Давайте сложим пальчиковый театр в специальную коробочку и на следующем занятии инсценируем сказку «Под грибом».

IV станция – «Не ошибись! »

Игра «Сорока» (игра на внимательность). Педагог читают текст, а дети должны хором ответить на вопросы.

Сорока - белобока, задумала кашу варить,

Кашу варить, чтоб деток кормить.

На рынок собралась, да призадумалась.

Что ей нужно купить, чтобы кашу сварить,

Давайте ей поможем! Отвечайте дружно хором

Парное молоко? - ДА!

Куриное яйцо? - НЕТ!

Крупа манная? - ДА!

Капуста кочанная? - НЕТ!

Соленый огурец? - НЕТ!

Мясной холодец? - НЕТ!

Сахар да соль? - ДА!

Белая фасоль? - НЕТ!

Масло топленое? - ДА!

Рыбка соленая? - НЕТ!

Лавровый лист? - НЕТ!

Китайский рис? - ДА!

Чернослив да изюм? - ДА!

Шоколадный лукум? - НЕТ!

Перец болгарский? - НЕТ!

Соус татарский? - НЕТ!

Клубничное варенье? - ДА!

Бисквитное печенье? - НЕТ!

Итог занятия. 
Педагог: С разновидностью какого театра вы сегодня познакомились? Что учились делать на занятии?  По мотивам, какой сказки сделали пальчиковый театр? Что больше всего понравилось на занятии?  Молодцы, ребята, хорошо поработали! Наше занятие окончено, до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Кукла - Радость"(изготовление тряпичной куклы)

мастер класс на внеурочную деятельность в начальной школе...

Пальчиковые куклы

Пальчиковые куклы...

Занятие по внеурочной деятельности "Пальчиковые куклы"

Бинарное (интегрированнон) занятие по внеурочке6 "Театр Петрушка" и "Умелые руки" с использованием структур сингапурской методики....

Конспект урока по технологии «Текстильные материалы. Пальчиковые куклы»

Тема урока: «Текстильные материалы. Пальчиковые куклы".Цель урока: Познакомить детей с текстильными материалами. Научить детей шить пальчиковых кукол.Задачи урока: 1.Развивать умение планировать и пос...

Статья "Пальчиковые куклы "

учебно- методический  материал...

работа «Пальчиковые куклы в рамках творческого проекта на уроках технологии»,

работа «Пальчиковые куклы в рамках творческого проекта на уроках технологии»,...

Пальчиковые куклы ( дидактический материал к программе «От иголки до кукольного театра»)

Становление личности ребенка невозможно без игры, а значит - без игрушки. Игрушка – это «средство», позволяющее познавать окружающий мир, развивать творческие способности, осваивать ...