Статья "Пальчиковые куклы "
опыты и эксперименты (3 класс) на тему

 Орлова Окасана Борисовна

учебно- методический  материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_kukly.docx22.8 КБ

Предварительный просмотр:

     В настоящее время во многих общеобразовательных школах возникает реальная необходимость создания условий для обучения детей – билингвов.

     Поскольку в школах обучаются дети разных национальностей, то сами классы  приобретают статус классов с многонациональным составом учащихся, причём, среди них много детей с нулевым уровнем владения русским языком.

     Основная задача обучения детей – билингвов в подобных классах уже на самой первой его ступени сводится к подготовке школьников к их дальнейшему обучению на русском языке. Поэтому начальный период обучения  должен обеспечить в первую очередь становление навыков устной речи. Ограниченность словарного запаса таких ребят неизбежно приводит к трудностям в усвоении ими не только русского языка, но и других учебных предметов, где от ученика требуется свободное владение лексикой и осознанное  употребление слов и словосочетаний.

      Моя задача как учителя начальных классов максимально использовать такие приёмы обучения, которые бы давали каждому ребёнку положительный опыт сотрудничества с русским языком, психологический (эмоциональный) настрой, возможность думать над языком, общаться на живом русском языке.

     Какими приёмами следует пользоваться для решения этой задачи? Как помочь детям – билингвам освоить русский язык на начальной ступени обучения; развить интерес к языку, обогатить словарный запас?

    Хочу поделиться с коллегами одним из приёмов обучения устной речи, которым я успешно пользуюсь много лет на уроках литературного чтения, русского языка, окружающего мира; во внеурочной деятельности  для обучения детей, слабо владеющих русским языком.

    Это пальчиковые куколки.

    Да, положительные качества пальчиковых и печаточных игрушек далеко не исчерпаны на современном этапе развития устной речи учащихся.

       Главное – действовать пошагово от простого к сложному, соблюдая принципы обучения.

    Во – первых, работа с куколками – малютками помогает мне формировать и совершенствовать у учащихся навык устной речи, знакомит детей с многообразием языковых стилей речи, традициями и культурой нашей страны.

    Во – вторых, работая с пальчиковыми куклами, дети  накапливают читательский опыт, развивают воображение, фантазию.

Дети с увлечением включаются в ролевую игру, учатся устанавливать личностный контакт с игрушкой, друг с другом.

    Если перчаточные куклы дают ребёнку возможность побывать в роли одного персонажа и требуют наличия как минимум двоих исполнителей, чтобы разыграть какую – либо сценку, то для пальчиковых кукол достаточно одного ребёнка, чтобы, надев на каждый палец по одной кукле, сыграть любой эпизод или целую сказку. Причём, пальчиковые куклы позволяют ребёнку побывать одновременно в роли разных персонажей, выразить их чувства, передать интонации речи, характер. То есть, получается настоящий театр одного актёра.

   Любой ребёнок интуитивно чувствует необходимость для такого рода деятельность, так как игра является самым естественным состоянием маленького человечка.

   Ребёнку должен помочь именно ребёнок! Играя, дети прекрасно понимают друг друга, язык запоминается легко и непринуждённо, «чужая» речь становится понятной. Обучаясь языку, дети с удовольствием играют.

   Чтобы вовлечь детей – билингвов в учебный процесс, развить их интерес к русскому языку, я стремлюсь как можно чаще использовать на уроках игровые моменты, но с условием, что это не просто развлечения, а обучающие, развивающие формы работы, которые непосредственно связаны с темой урока.

    Куклотерапия  используется в работе и основана на идентификации ребёнка с образом героя (сказки, потешки, мультфильма, песни, игры).

 Несколько лет данную методику я использую при различных нарушениях речи, трудностях коммуникативной сферы, для развития устной речи детей.

   С любимым для ребёнка персонажем разыгрывается в лицах история, мини – диалог.

    Желательно, чтобы в ходе игры инсценирование  рассказа, сказки, ситуации захватило ребёнка, слова и предложения проговаривались чётко, ясно, выразительно и осмысленно.

     Тексты должны быть разных типов: описательные,  повествовательные, ролевые, фантастические, тексты – рассуждения, прозаические и стихотворные.

     Сценки, пьесы для детского театра сочиняю сама, либо подбираю из ежемесячной газеты для педагогов начальной школы «Педсовет».

    Занятия по этой методике провожу 1 -2 раза в неделю по 15– 20 минут.

    Любимых героев – пальчиковых кукол ,ребята в 3 – 4 классах изготавливают уже самостоятельно или с помощью родителей, из подручного материала. Делая куклу, ребёнок развивает практические навыки лепки, кройки и шитья, вязания, умения подбирать гармоничные цвета и оттенки для одежды кукол, приобретает навыки работы с  различными  материалами.

    Куклы на палец очень просты и легки в исполнении. По одной и той же выкройке можно сделать множество вариантов игрушек, варьируя материалы, украшения. Даже самую красивую и нарядную куколку можно сшить или связать практически « из ничего»: в ход идут обрезки тканей, лент, кружев, остатки пряжи и искусственной кожи.

    Оптимальная высота куклы – 10 см, чтобы её легко было надеть на палец.Немного времени, немного фантазии – и театр можно открывать!

    Не было случая в моей многолетней работе, чтобы участие ребят в школьной театральной деятельности оставило их равнодушными. В первый класс дети часто приходят с нулевым знанием русского языка, а уже к третьему, четвёртому классу свободно владеют устной речью, общаются, учатся на русском языке, в школу бегут с удовольствием. И особенную радость им доставляют пальчиковые и перчаточные куклы.    

Век космический несётся,

Интернет стучится в дом,

Но девчонкам и мальчонкам

Где тепло души найдём?

Да, конечно, интересно

В догонялки поиграть

И коллекцию игрушек

Без труда можно собрать.

Но задумайся немножко,

Отчего ж так мир жесток,

И малыш – птенец без крыльев –

Бесконечно одинок?

Ведь металл сердце не греет

И не учит доброте.

Той, что бабушки и деды,

Как свечу, несли тебе.

Наши предки не имели

Кенов, Барби в позолоте

А играли в милых Катек,

Пока мама на работе.

Им прабабушка седая,

Внуков теша и лаская,

Сундучок свой открывала,

Лоскуточки доставала.

Ситец, ленты и сатины.

Их сшивали воедино.

Получались Катерины,

Лизаветы,  Агриппины,

Щуря пуговичный глаз –

Эксклюзив хоть на показ

На колок садились в ряд,

Чтоб обрадовать ребят.

И в восторге детвора

Веселилась допоздна.

Их на пальчик надевали,

Им секреты поверяли,

Между делом их считали

С пользой детскому уму

Вот и я, послушав байки

Мудрой бабушки своей,

Так решила:

- Быть театру в нашей школе для детей!

В школе сельской на Кубани

В круг становятся

Славяне, турки, курды и армяне

Дружной, крепкою семьёй.

Но, поверьте мне, не просто

Школьной грамоте учить.

Кто не знает, как по-русски даже «здравствуй» говорить,

И испуганно глазёнки

В незнакомый мир глядят

Как читать букварь на русском,

Как всех в классе сосчитать,

И тогда спешат на помощь

Наши милые друзья:

Бабки, дедки, Жучки, репки,

Кот Базилио, Мальвина,

Буратино и Лиса

Все, кого из сказок помним,

Тех, кого забыть нельзя,

Да простят меня поэты,

Изменив слегка сюжеты,

Я за дело принялась,

Открывая мастер – класс.

Дружно лоскутки собрали,

Шили куколок, вязали

Независимо от пола

С шуткой, песней на устах,

И герои в разных лицах

Сесть на пальчики спешат,

Чтоб весёлым диалогом

Ребятишек поддержать.

И счастливый первоклашка,

Позабыв свой прежний страх,

Разговаривает с куклой

На понятных языках.

Так играя, изучая

Сказки, басни и стихи,

Нам театрик помогает

Ребятне вперёд идти.

Незаметно пролетают

Наши школьные деньки –

Необычный же театрик

Помнят все ученики.

С введением ФГОС  ролевые игры, работа в парах и группах очень актуальны. Так что не теряйте время даром, принимайтесь за работу : шейте, вяжите, клейте, сочиняйте! Вот отличное поле деятельности для сотрудничества ребят, родителей и учителей. Удачи!

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по технологии. Знакомство с русской народной куклой. Изготовление куклы - скрутки.

Наша школа является городской экспериментальной площадкой по вопросам толерантности. Этот урок разработан в рамках этой программы. На уроке используется и презентация....

Мастер - класс "Кукла - Радость"(изготовление тряпичной куклы)

мастер класс на внеурочную деятельность в начальной школе...

Конспект занятия. "Игрушки моего народа. Куклы богов, куклы людей"

Цель:  сформировать представление у воспитанников  о традиционной игрушке обских угров. Показать практическое значение игрушек  и их роль в традиционной педагогической культуре ха...

Русские куклы."Скрутим куклу ладную, обережную, нарядную"

Презентация "Русские куклы" к уроку технологии "Скрутим куклу ладную, обережную, нарядную" призвана познакомить с одним из любимых традиционных занятий женщин и детей на Руси - изготовление тряпичной ...

Театральная кукла. Кукла- марионетка.

Технологическая карта урока по технологии в 3 классе....

Конспект урока по изобразительному искусству "Сувенирная кукла. Кукла на национальный лад"

1.      ФИО (полностью)Бармина Валентина Федоровна2.      Место работыМБОУ «Якушкинская СОШ»3.      ДолжностьУчит...