Рабочая программа декоративно-прикладного творчества по тестопластике.
рабочая программа (3, 4 класс) по теме

Борисова Ольга Алексеевна

Рабочая программа декоративно-прикладного творчества по тестопластике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                   

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа-интернатVIII вида

ст-цыРодниковской Краснодарского края

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА

 ПО ТЕСТОПЛАСТИКЕ

                                               

                                 Воспитатель: Борисова Ольга Алексеевна

                                                 Содержание.

1) Пояснительная записка.

2) Методы и формы обучения.

3) Ожидаемые результаты.

4) Требования к уровню подготовки.

5) Календарно-тематическое планирование

6) Список используемой литературы.

                                     

                                           

                                            Пояснительная записка.

     Тестопластика – один из народных промыслов. Поделки из теста очень древняя традиция, но в современном мире высоко ценится всё, что сделано своими руками. Солёное тесто – очень популярный в последнее время материал для лепки. Тесто эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны.

      Программа кружка «Умелые ручки» имеет художественно-эстетическую направленность. Занятия творческой деятельностью оказывают сильное воздействие на эмоционально-волевую сферу обучающихся. Процесс овладения определёнными навыками исполнения не только раскрепощают художественное мышление, но и большей мере накладывают отпечаток на мировосприятие и систему жизненных ориентировок, целей и ценностей.

      Новизна программы заключается в том, что настоящее творчество – это тот процесс, в  котором автор – ребёнок не только рождает идею, но и сам является её реализатором, что возможно только в том случае, если он уже точно знает как именно воплотить свои фантазии в реальность, какими средствами воспользоваться, какие возможности предпочесть и какими критериями руководствоваться. Всё это реально, если он прошёл курс определённой учёбы, подготовки, которая непременно должна иметь комплексный характер, то есть быть и общеобразовательной, и развивающей, и воспитательной одновременно.

    Актуальность. Дети очень любят лепить. Зачем современному ребёнку лепка? Лепка является одним из самых осязаемых видов художественного творчества, в котором из пластичных материалов создаются объёмные (иногда рельефные) образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна любому человеку. Занятия в мастерской тестопластики даёт уникальную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. У каждого ребёнка появляется возможность создать свой удивительный мир.

    Целесообразность.  Тестопластика – осязаемый вид творчества. Потому что ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука, следовательно, уровень умения зависит от овладения собственными руками, от моторики, которая развивается по мере работы с тестом. Технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения.

     Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребёнка:

повышают сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;

синхронизируют работу обеих рук;

развивают воображение, пространственное мышление, мелкую моторику рук;

формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;

 способствуют формированию умственных способностей детей, расширяет их художественный кругозор, способствует формированию художественно-эстетического вкуса. По своему содержанию занятия имеют своей целью развитие   индивидуальности, интуиции, воспитание организованности и аккуратности. Лепка

включает в себя сенсорные и другие модально-специфические факторы развития, при этом отрабатываются глазомер и координация движения рук, концентрация внимания и усидчивости, развитие произвольной регуляции.   В процессе обучения у ребят налаживаются межличностные отношения, укрепляется дружба.  

                                   

                                     Цели, задачи работы кружка. 

Цели:

 1) образовательные:

расширение кругозора по декоративно-прикладному искусству.

освоение системы знаний  по русскому народному творчеству и малых  жанрах культуры.

 2) развивающие:

развитие познавательных интересов через ознакомление с народной игрушкой, историей возникновения народных промыслов; через ознакомление со  скульптурой;

раскрытие интеллектуальных и творческих способностей  через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат; раскрытие  личности ребенка в творческом его развитии.

 3) воспитательные:

ценностно-ориентационная компетентность воспитывать умение  ценить, уважать  достояние русского народа через декоративно-прикладное творчество;

информационно-познавательная компетентность  воспитывать интерес к изучению и  познанию декоративно-прикладного искусства разным видам глиняной игрушки к  малым скульптурным жанрам;

регулятивно-поведенческая компетентность воспитывать культуру поведения  в обществе с детьми и взрослыми;

коммуникативная компетентность учить детей культуре  речевого общения, выразительной речи, эмоциональному  настроению;

культурно-социальная компетентность  приобщить  к уважению выполненных  работ  детьми, самоуважению за результат деятельности, приучать к оценке  и самооценке деятельности.

 Задачи:

 1) образовательные:

формирование представлений о народных  промыслах

ознакомление со способами деятельности – лепка из глины  игрушки, барельеф, скульптура;

овладение основами, умениями  работы из  целого куска теста, из отдельных частей  создание образов;

формирование способности  к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию;

обогащение  знаний детей через  изучение  декоративно-прикладного искусства – лепка из теста;

овладение умениями применять  в дальнейшей жизни   полученные знания.

 2) развивающие:

развитие интереса к изучению народных промыслов;

повышение уровня  навыков и умений в мастерстве детей в результате  своих работ

активизация имеющегося опыта  на основе полученных знаний об окружающем мире  на  кружке, применив их на  практике  ежедневно с усложнениями;

формирование способности к самостоятельному  поиску методов и приемов, способов выполнения;

развитие опыта и творческой деятельности  в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании  композиций;

развитие способности к личному самоопределению и самореализации  в дальнейшей жизни.

 3) воспитательные:

воспитание ответственности при выполнении работ,  подготовке к  ярмаркам,  выставкам;

соблюдение правил  соблюдение правил техники безопасности;

активное участие в ярмарках, выставках;

стремление к  поиску, самостоятельности;

понимание необходимости  качественного выполнения образа;

конструктивное взаимодействие  с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой  моторики, глазомера;

приобретение готовности  самостоятельно  выполнять все виды  игрушек,  требуемых по программе, а также скульптуре;

самостоятельно приобретать знания по декоративно-прикладному  искусству – лепка из теста народных игрушек, скульптур по декоративно-прикладному  искусству – лепка из теста народных игрушек, скульптуры.

                             

                                      Методы и формы обучения.

Методы - как способ организации занятий:

1. словесные – беседа, диалог, дискуссия, анализ образца, рассказ, художественное слово;

2. наглядные – показ образца изделия, иллюстрации,  презентация, показ видеоматериалов;

3. практические – практические работы, опыты, тренировочные упражнения;

4. игровые – конкурсы, викторины, настольный театр.

Формы организации деятельности учащихся на занятии:

• индивидуальная;

• работа в парах;

• групповая;

• коллективная.

Формы проведения занятий:

• экскурсия;

• конкурс;

• урок – игра;

• сказка;

• викторина.

  Программа рассчитана на 1 год обучения и поделена на 9 разделов, в которых учтены принципы:

1. От простого к сложному.

2. Связь знаний, умений с жизнью и практикой.

3. Доступность, системность знаний.

4. Учет возрастных и индивидуальных способностей.

                     

                                              Ожидаемые результаты

    Независимо от предметного содержания у обучаемых должны формироваться общетрудовые знания, умения и способы деятельности. Школьниками должны быть усвоены знания о процессе труда и выработаны первоначальные умения по его практической реализации.

Это:

- планирование и организация рабочего места;

- рациональное размещение инструментов и материалов;

- распределение рабочего времени;

- соблюдение последовательности технологических операций под руководством учителя и по технологической  карте;

- контроль за ходом деятельности;

- соотнесение результатов деятельности с образцом;

- осуществление сотрудничества при коллективной  работе;

- соблюдение безопасных приемов труда при работе с различными инструментами, материалами, бытовой техникой, и правил личной гигиены;

- выдвигать свои идеи и оценивать их с позиции экономической доступности и посильности исполнения;

- выполнять эскизы, простейшие чертежи, схемы;

- осуществлять наблюдения  и исследования свойств различных материалов;

- комбинировать материалы с целью улучшения дизайна и качества изделия;

- выбирать необходимые материалы и инструменты;

- оценивать процессы и результат своего труда;

- выполнять индивидуальные и коллективные творческие проекты.

                     Требования к уровню подготовки

1. Овладеть всеми начальными технологиями тестопластики.

2. Иметь общее представление об историческом развитии декоративного искусства тестопластики, лепки.

3. Знать начальные принципы композиции.

4.Уметь грамотно строить эскизы простейших форм, точно воплощать их в изделие.

5. Составлять узоры и пользоваться цветовой гаммой.

6. Изготавливать различные тематические аппликации.

7.Составлять орнаменты и лепить посуду.

8. Иллюстрировать сказки.

9. Иметь представление об общих особенностях народных промыслов России.

10. Изготавливать игрушки, украшения к праздникам.

11. Изготавливать поделки и рисовать на них элементы хохломского и гжельского узора.

12. Иметь навык самостоятельной работы «от эскиза до модели».

13. Изготавливать украшения, поделки бытового назначения.

14. Изготавливать из теста  поделки по замыслу.

                                       Используемая литература: 

 

1.Научно – педагогические основы разработки и реализации общеобразовательных программ в системе дополнительного образования детей. М., 2006г.

2.Багатеева А. И. «Чудесные поделки из теста».

3.Коньшева К. П. «Лепка в начальных классах».

4.Глинкин В. А. «История декоративно-прикладного искусства».

5.Анри де Моран  «История декоративно-прикладного искусства (с древнейших времён и до наших дней)» М., 2000г.

6.Селезнёва Е. А. «Удивительное солёное тесто». М., 2006г.

7.Журнал «Школа» №1, №2 2004г.

8.Гусанова Н. А. «Первые шаги в мире искусства». М., 2005г.

9.Гагарин Б. Г. «Составление композиций из соленого теста» М., 2006г.

10.Б. Казагранда «Поделки из солёного теста». АРТ-РОДНИК , 2005г.

11.Г. Чаянова «Солёное тесто для начинающих»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Декоративно-прикладное народное творчество

Умение расписать глиняную игрушку или вырезать фигурную доску постепенно уходит из нашей жизни. А как хорошо иногда подивиться красоте яркого павловопосадского платка, порадоваться запаху свежевырезан...

Рабочая программа - декоративно-прикладное искусство 2 класс

Разработка рабочей программы про предмету внеурочной деятельности   "Декоративно-прикладноне искусство"...

«Учебно-методический комплект по программе «Декоративно – прикладное творчество для дошкольников»

Подготовка  дошкольников к трудовой деятельности остается одной из основных и актуальных задач. Нача­лом такой подготовки является формирова­ние у учащихся интереса к труду и потреб­ности овладет...

Дополнительная образовательная программа "Декоративно-прикладное искусство"

Дополнительная образовательная программа "Декоративно-прикладное искусство"...

Дополнительная общеразвивающая программа "Декоративно-прикладное творчество. Творческая мастерская".

Дополнительная общеразвивающая программа "Декоративно- прикладное творчество" адресована обучающимся 4-х классов....

Декоративно-прикладное народное творчество – инструмент для формирования патриотизма и духовности у современного школьника

Библиографический списокРусская народная игрушка как особый вид народного творчества:  http://www.coolreferat.com. (дата обращения 18.12.13)Международный образовательный портал: http://www.maam.r...

Дополнительная общеобразовательная программа декоративно – прикладной направленности «Красота без границ».

Дополнительная общеобразовательная программа декоративно - прикладной направленности "Красота без границ"...