Рабочая программа - декоративно-прикладное искусство 2 класс
методическая разработка (2 класс) на тему

Борискина Тамара Сергеевна

Разработка рабочей программы про предмету внеурочной деятельности   "Декоративно-прикладноне искусство"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska_dpi_no1.docx42.96 КБ

Предварительный просмотр:

                     

                       Пояснительная записка

   Цель предлагаемой программы состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области декоративно-прикладного искусства.

   Задачи:

   - развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде искусства;

   - научить приемам исполнительского мастерства;

   - научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения прикладного искусства;

   - научить  правильно, использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров  искусства.

   Программа «Декоративно-прикладного искусства» рассчитана на учащихся начальной школы, увлекающихся художественно-творческой деятельностью. Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю.

   Задания направлены н освоение языка декоративно-прокладного искусства (аппликация, декоративные композиции из природного материала, работа с тканями) и бумажной пластики.

   Программа поможет решить различные учебные задачи: освоение детьми технологических правил направленные на развитие творческой деятельности; конструкторско-технологического мышления;  пространственного воображения, эстетических представлений; формирования внутреннего плана действий, мелкой моторики рук; воспитательные задачи:  формирование эстетического отношения красоте окружающего мира; развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности; формирование чувства радости от результатов от результатов индивидуальной и коллективной деятельности; творческие задачи: умение осознанно использовать образно-выразительного средства для решения творческой задачи; развитие стремления  к творческой самореализации при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, мягких игрушек, художественно-декоративных изделий и других изделий.  

   Продолжительность занятий строится в начальной школе из расчета 34 часа    (по одному часу в неделю).

   В ходе преобразовательной творческой деятельности будут заложены основы таких социально ценных личностных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное ответственное отношение делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

   Итоги занятий  будут проводиться в форме отчетной выставки.

                Декоративно-прикладное искусство

                      Учебно-тематический план

п/п

     

                 Темы

 Количество часов

 Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

1

1

2

Работа с природными материалами

6

1

5

3

Морские пришельцы (работа с ракушками, речными материалами)

6

1

5

4

Работа с бумагой (аппликация)

6

1

5

5

Работа с различными тканями

6

1

5

6

Кожная пластика

6

1

5

7

Отчетная выставка - ярмарка

работ учащихся

2

1

1

 Итого

34

7

27

   

                                        Содержание курса

                                  1. Вводное занятие

   Вводное занятие. Знакомство с произведениями народных промыслов, традиционного крестьянского искусства и современного декоративного искусства. Техника безопасности при работе с природным материалом. Экскурсия лесопарк.  Сбор природных материалов (занятные веточки и корешки различных растений, кора сосны, березы, еловые шишки, мох, желуди, цветы, семена и т.д.). Правила просушивания и хранения природных материалов, необходимых для различных поделок.

   Экскурсия в местный краеведческий или художественный музей для ознакомления со старинной утварью, с вышивками, кружевами и другими образцами народного творчества.

        Практическая работа: сбор природных материалов, посещение музеев.

                      2. Работа с природными материалами

   Дары леса. Заготовка природного материала. Сбор листьев, желудей, семян, цветов, лепестков цветочно-декоративных растений.  Сушка собранного материала.  Упражнения на развитие восприятия, воображения, моторики мелких   мышц кистей рук.

   Практическая работа: сбор природного материала для работы над аппликациями; работа с гербариями «Лекарственные растения нашего леса»,  « Полевые цветы», создание букета из сухих цветов, тематических композиций; работа кедровых орешков, с косточками вишен и слив, со скорлупой фисташек, с дубовыми желудями, (Оформление панно «Зайчата», «Белочка»,  «Цвет яблони»,  «Поздравляю!»  и т.п.)

   Береста - один из прочих и красивых материалов, изготовление панно, украшений, игрушек, полезных бытовых вещей. Время заготовки бересты. Способы заготовки  и хранения бересты. Обработка бересты. Техника безопасности при работе с берестой.

   Практическая работа: обработка бересты; изготовление по замыслу детей и педагога;  изготовление кормушек для птиц, развешивание кормушек.

                       3. Морские пришельцы (работа с ракушками, речными камешками и речного материала)

   Сбор ракушек, камушек. Виды ракушек, хранение их и обработка. Техника безопасности при работе с ракушками, камнями. Использование ракушек, песка, камней для создания композиций аппликации. Оформление объемных поделок с использованием разных видов и размеров ракушек или камней.

   Практическая обработка: сортировка  речного материала; проектирование изделий из речного материала; оформление работ из речного материала; (оформление рамок, панно и т.п.).  

                           4. Работа с бумагой

   Порядок создания занимательных игрушек из бумаги,  различные виды аппликации, рельефная аппликация, поделки из полосок бумаги, модульная технология из бумаги и др.

      Проведение конкурс.

      Практическая работа: выполнение творческих работ в технике бумажной       пластики, оригами.

                                5. Работа с  различными тканями

   Понятие о мягкой игрушке. Народные традиции в изготовлении игрушек. Знакомство различными образцами мягкой  игрушки. Порядок проектирования мягкой игрушки. Подбор материала и инструмента для изготовления мягкой игрушки. Технология кройки заготовки различных деталей мягкой игрушки.

   Практическая работа: освоение безопасных приемов работы со швейной иглой при  работе швейной машинке; ознакомление с возможным цветовым оформлением мягкой игрушки.

                                   6.  Кожная пластика

   Художественная обработка кожи. Технологические свойства кожи.  Виды работы с кожей и рабочие инструменты. Техника безопасности при работе с кожей. Техника изготовления декоративного ремня, броши, различных миниатюрных сувениров.

    Практическая работа: подготовка кожи к работе; работа над эскизом; подбор материала  для работы;  оформление тематического панно, броши, сувенира, (кулона, миниатюр и т.п.).

                  7. Отчетная выставка-ярмарка работ школьников

   Подведение итогов. Подготовка итоговой выставки-ярмарки работ школьников. Организация и проведение школьной выставки и аукциона поделок школьников. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ.

                         Применяемая литература

   Белякова О.В. Большая книга поделок  / О.В. Белякова.  -  М., 2009.

   Гульянц Э.К.Что можно сделать из природного материала / Э.К.

   Гульянц. -  М., 1991.

   Ильин М.П. Школьный гербарий  /  М.П. Ильин.  -  М., 1997.

   Нагибина М.И. Плетение для детворы из ниток, прутьев, и коры  /  М.И.  

   Нагибина.  -  Ярославль, 1997.

   Фирсова Г.Н. Шарики – Лошарики / Г.Н. Фирсова.   -  М.,2010.

   Гришина Н.И. Поделки из плосок бумаги  / Н.И. Гришина.  -  АНО   «Институт инноваций в образовании им. Л.В. Занкова», 2011.

     

 

     

                              Календарно-тематическое планирование – « Декоративно-прикладное искусство»

Дата

урока

      Тема урока

Дидактические

средства

Межпред.

связь

 Тип урока

(Форма и

вид деят-сти)

Методы самостоятельн.

работы учащихся под

руковод-м учителя

Д.З.

НРК

Фрон.кон.

1

1

Вводное  занятие- (2ч)

Знакомство с

 произведениями

народных проомыслов.

Экскурсия в парк.

Обазцы изделий вышивки,

старинные кружева, старинная

утварь

Окружающий

мир

Рисование

Урок-

беседа

Урок-

экскурсия

Сбор

природного

материала

в парке

Хранение

и просушив-

ние

природных материалов

НРК

Ответы на вопросы

1

 Работа природными

материалами-  (6ч)

Берегите дары леса.

Образцы

материалов

Окружающий

мир

Рисование

Беседа с

элементами

демонстра-

ции

Знакомство

природными материалами

Хранение

и просушив-

ние

природных материалов

Ответы на вопросы

1

Заготовка природного материала

Образцы природ-х

материалов

Окружающий

мир

Технология

Урок-

экскурсия

П.Р.Правила

просушив-я

Подобрать

заготовки

Контроль

за дейст.

1

Сушка собранного материала

Образцы природ-х

материалов

Окружающий

мир

Беседа с

элементами

демонстра-

ции

П.Р.Просуш-

вание и

хранения

материала

Сушка пр.

материала

Качество

обработки

1

Создание букета из сухих цветов и веточек

Образцы природ-х

материалов

Окружающий

мир

Рисование

Беседа с

элементами

демонстра-

ции.

груповая

П.Р.Создание

композиции

букета

Изготов.

осенний

букет

Н.Р.К.

Контроль

за дейст.

1

Оформление панно

Образцы природ-х

материалов

Окружающий

мир

Рисование

Беседа с

элементами

демонстра-

ции

П.Р.Оформ.

панно из

листьев

Основные

цвета

Качество

изделий

1

Изготовление кормушек для птиц

Образцы

материалов

Окружающий

мир

Технология

Новый материал,

групповая

П.Р.Изготов.

кормушек

 из веток и

лисьев

Сделать

кормушку

с родителями

Контроль

за дейст.

1

Морские пришельцы

(работа ракушками, речными материалами)- (6ч)

Виды ракушек, хранение и их обработка

Образцы

материалов

Окружающий

мир

Рисование

Беседа с

элементами

демонстра-

ции

Ответы на вопросы

1

Сбор ракушек, камней, песка

Образцы природ-х

материалов

Окружающий

мир

Рисование

Беседа,

групповая

П.Р.

Сбор

песка,

ракушек

Контроль

за дейст.

1

Изготовление объемных поделок

Образцы

изделий

Рисование

Технология

Беседа,

групповая

П.Р.

Контроль

за дейст.

Инд. кон.

1

Изготовление работ из речного

 материала

Образцы

материалов

Окружающий

мир

Рисование

Беседа с

элементами

демонстра-

ции

П.Р.

Контроль

за дейст.

1

Создания композиций

аппликации

Схема

выполнения работы

Окружающий

мир

Рисование

Беседа с

элементами

демонстра-

ции

П.Р.

Выполнить

аппликацию

Контроль

за дейст.

1

Оформление рамок, панно

Рамка

для фотографий

Окружающий

мир

Рисование

Беседа,

групповая

П.Р.

Контроль

за дейст.

1

 Работа с

 бумагой- (6ч)

Правила безопасной

работы ножницами

Табл.

«Работа

ножницами»

Окружающий

мир

Рисование

Технология

Изучение нового

материала

Ответы

на вопросы

1

Поделки из гофрированной

бумаги

Табл.

«Поделки из

бумаги»

Рисование

Технология

Практическая

Беседа,

групповая

П.Р.

Выполнить

работу

с родителями

НРК

Контроль

за дейст.

1

Поделки из

серпантина

Табл.

«Поделки из

бумаги»

Рисование

Технология

Практическая

Беседа,

групповая

П.Р.

Контроль

за дейст.

Инд. кон.

1

Поделки из узких

полос бумаги

Табл.

«Поделки из

бумаги»

Рисование

Технология

Беседа с

элементами

демонстра-

ции

П.Р.

Контроль

за дейст.

Инд. кон.

1

Рельефная

аппликация

«Яблоня с яблочками»

Схема

выполнения работы

Окружающий

мир

Рисование

Технология

Практическая

Беседа,

групповая

П.р.

Подобрать

бумагу

Контроль

за дейст.

Инд. кон.

1

Рельефная аппликация

«Подарок маме»

Схема

выполнения работы

Окружающий

мир

Рисование

Технология

Беседа практическая

П.Р.

Контроль

за дейст.

Инд. кон.

1

Работа с

различными тканями

(6ч)

Народные традиции

в изготовлении

игрушек

Табл.

Рисунки

игрушек

Окружающий

мир

Рисование

Технология

Новый материал,

групповая

Н.Р.К.

Ответы

на вопрсы

1

Проектирование и

раскрой мягкой игрушки

Табл.

«Раскрой игрушки»

Рисование

технология

математика

Беседа,

практическая

П.Р.

Подобрать

ткань

Контроль

за дейст.

1

Изготовление игрушки (кукла, мышка итд.)

Табл.

«Изготовление

игрушки»

Рисование

технология

математика

Практическая

Беседа,

групповая

П.Р.

Контроль

за дейст.

Инд. кон.

1

Отработка

приёма работы со

швейной иглой

Схема

ручной

иглы

технология

Беседа,

практическая

П.Р.

Контроль

за дейст.

Инд. кон.

1

Знакомство со

швейной машинкой

Плакат.

«Швейная

машинка»

технология

Беседа,

практическая

П.Р.

Контроль

за дейст.

1

Изготовление

игрушки для друга

Плакат

«Игот.

игрушки»

Рисование

технология

математика

Беседа,

практическая

П.Р.

Контроль

за дейст.

Инд. кон.

1

Кожная пластика

   (6ч)

Художественная обработка кожи

Образцы

 кожи

Окружающий

мир

Рисование

Технология

Новый материал,

групповая

НРК

Ответы на вопросы

1

Виды работы

с кожей и рабочие

инструменты

Плакат

«Инстумен.

приспособ.»

Рисование

технология

Беседа,

практическая

П.Р.

Подобрать

образцы

кожи

Беседа,

практическая

1

Техника изготовление изделий из кожи

Рисование

технология

Беседа,

практическая

П.Р.

Контроль

за дейст.

Инд. кон.

1

Изготовление броши

Схема

Выполнения работ

Технология

Математика

Беседа,

практическая

П.Р.

Контроль

за дейст.

Инд. кон.

1

Изготовление кулона

Рисование

технология

Беседа,

практическая

П.Р.

Контроль

за дейст.

Инд. кон.

1

Изготовление панно

Образцы

рисунков

Рисование

технология

Беседа,

практическая

П.Р.

Контроль

за дейст.

Инд. кон.

1

Проведение школьной выставки

Беседа

1

Подведение итогов и награждение авторов

Беседа

    Итого: 34ч;    П.Р. – 27ч.

             

                     

                                                           

                                                           Пояснительная записка

         Цель предлагаемой программы кружковой работы «Мастерилка» состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя,  раскрыться  в творческой деятельности.

   Задачи:

   - развивать творческую активность,  способность самостоятельно приобретать и интегрировать знания из разных областей и применять их в практике;

   - развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде искусства;

   - научить приемам исполнительского мастерства;

   - научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения прикладного искусства;

   - научить  правильно, использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров  искусства.

      Программа «Мастерилка» рассчитана на учащихся начальной и средней  школы, увлекающихся художественно-творческой деятельностью.

       Занятия проходят во внеурочное время два раза в неделю.

   Задания направлены н освоение языка декоративно-прокладного искусства (аппликация, декоративные композиции из природного материала, работа с тканями) и бумажной пластики и рельефной аппликации, рисование на стекле –«Витраж», резьба по дереву, лепка из теста и  пластилина, работа с фольгой.

      Программа поможет решить различные учебные  и развивающие задачи: освоение детьми технологических правил направленные на развитие творческой деятельности; познавательных интересов, конструкторско-технологического мышления;  пространственного воображения, эстетических представлений; формирования внутреннего плана действий и мелкой моторики рук;

     Воспитательные задачи:  формирование эстетического отношения красоте окружающего мира; развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности; формирование чувства радости от результатов от результатов индивидуальной и коллективной деятельности; творческие задачи: умение осознанно использовать образно-выразительного средства для решения творческой задачи; развитие стремления  к творческой самореализации при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, мягких игрушек, художественно-декоративных изделий и других изделий.

 

   Продолжительность занятий строится в начальной и средней школе из расчета 35 часа    (по одному часу в неделю).

   В ходе преобразовательной творческой деятельности будут заложены основы таких социально ценных личностных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное ответственное отношение делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

   Подведение итогов. Подготовка итоговой выставки-ярмарки работ школьников. Организация и проведение школьной выставки и аукциона поделок школьников. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ.

     Межпредметные связи: математика, изобразительное искусство, технология, биология, окружающий мир. 

    Дидактические средства

     Таблицы «Приемов безопасного труда», образцы готовых изделий,  схемы и рисунки.

     Плакаты «Контурная резьба», коллекция «ниток» и «ткани», образцы инструментов и приспособлений.

    Форма занятий – игра, беседа, экскурсия, наблюдения,  проектирование, моделирование, конкурс, вставка –ярмарка.

                         Применяемая литература

   Белякова О.В. Большая книга поделок  / О.В. Белякова.  -  М., 2009.

   Гульянц Э.К.Что можно сделать из природного материала / Э.К.

   Гульянц. -  М., 1991.

   Ильин М.П. Школьный гербарий  /  М.П. Ильин.  -  М., 1997.

   Нагибина М.И. Плетение для детворы из ниток, прутьев, и коры  /  М.И.  

   Нагибина.  -  Ярославль, 1997.

   Фирсова Г.Н. Шарики – Лошарики / Г.Н. Фирсова.   -  М.,2010.

   Гришина Н.И. Поделки из плосок бумаги  / Н.И. Гришина.  -  АНО   «Институт инноваций в образовании им. Л.В. Занкова», 2011.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа декоративно-прикладного творчества по тестопластике.

Рабочая программа декоративно-прикладного творчества по тестопластике....

«Учебно-методический комплект по программе «Декоративно – прикладное творчество для дошкольников»

Подготовка  дошкольников к трудовой деятельности остается одной из основных и актуальных задач. Нача­лом такой подготовки является формирова­ние у учащихся интереса к труду и потреб­ности овладет...

Дополнительная образовательная программа "Декоративно-прикладное искусство"

Дополнительная образовательная программа "Декоративно-прикладное искусство"...

Дополнительная общеразвивающая программа "Декоративно-прикладное творчество. Творческая мастерская".

Дополнительная общеразвивающая программа "Декоративно- прикладное творчество" адресована обучающимся 4-х классов....

Дополнительная общеобразовательная программа декоративно – прикладной направленности «Красота без границ».

Дополнительная общеобразовательная программа декоративно - прикладной направленности "Красота без границ"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Декоративно-прикладное творчество", 2 класс

Декоративно - прикладное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к...