Декоративно-прикладное народное творчество – инструмент для формирования патриотизма и духовности у современного школьника
статья

Иванова Раиса Александровна

Библиографический список

  1. Русская народная игрушка как особый вид народного творчества:  http://www.coolreferat.com. (дата обращения 18.12.13)
  2. Международный образовательный портал: http://www.maam.ru. (дата обращения 14.10.14)
  3. Место и роль народных игр в социализации детей: http://www.bestreferat.ru. (дата обращения 08.05.14)
  4. Карпенко Е.Л. «Воспитание народной культурой», 2001

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_narodnoe_tvorchestvo_1.docx17.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муравьева Галина Аркадьевна, педагог дополнительного образования

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 298 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Декоративно-прикладное народное творчество – инструмент для формирования патриотизма и духовности у современного школьника

Связь современного человека с культурой своего народа продолжает быть актуальной проблемой общества. Соответственно, на первый план в системе образования выходит задача, связанная с приобщением обучающихся к духовным ценностям, формированием умения взаимодействовать с представителями соседних культур, воспитанием через искусство интереса и уважения к родной культуре.

В век технического прогресса и научных достижений
ощущается дефицит духовности, внимания к человеческой личности. Именно поэтому сегодня так возрастает роль народного творчества, изделий традиционных промыслов в жизни общества, деятельность которых всегда имела и определенное воспитательное значение.

Народная игрушка - это самая ранняя форма художественного творчества народа, населявшего Россию, которая на протяжении многих веков видоизменялась, сочетая в себе колорит и многогранность культуры нашего народа. Народная игрушка образна, красочна, оригинальна по своему замыслу, в ней эстетическое и культовое начала слиты воедино. Она доступна детскому восприятию, так как несет в себе понятное детям содержание, которое конкретно и лаконично. Это знакомые детям сказочные образы, люди и животные, выполненные из дерева или глины.

На сегодняшний день в художественном образовании главной задачей в изучении народного творчества - привить интерес и сформировать художественный вкус, учить видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни, желание что-то сделать самим, перенимая у народных мастеров несложные приемы.

Огромную воспитательную ценность имеет знакомство детей с декоративно-прикладным искусством, в особенности с народной игрушкой. Русская глиняная игрушка — популярнейший вид народного искусства. Глиняная игрушка бытовала на всех территориях: в Северной, Средней, Южной России, и была всегда необычайно разнообразна, оригинальна, традиционна и характерна по стилю. Такой она продолжает быть и теперь, хотя изменились условия ее существования и среда обитания. В современной культуре декоративно-прикладное искусство живет в своих традиционных формах. Именно благодаря этому народная игрушка сохраняет свои особенности и воспринимается как часть художественной культуры России. Понятно, что ребенку сложно дать глубокое представление о народном искусстве, но роспись народных игрушек позволяет сделать это в игровой и наиболее доступной для детского восприятия форме.

Еще один вид народной культуры, с которым могут познакомиться школьники – это вышивка, которая зародилась ещё в эпоху Древней Руси, об этом говорят находки археологов, относящиеся к IX – XII вв. Она имеет большое значение в оформлении одежды и изделий, украшающих наш быт. Благодаря умению вышивать, можно украсить свою одежду, сделать её нарядной, и украсить такие полезные вещи, как салфетку, платочек, панно, фартук, наволочку на подушку, сувенир.

        Вышивка – это один из древнейших видов народного искусства, именно занятия вышивкой несут наибольший этно-педагогический аспект, через занятия вышивкой к детям приходит восприятие Родины, культуры народа, его традиций и обычаев, любви к ближнему.

В ГБОУ средней школе № 298 реализуются дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы художественной направленности – «МастерОк» и «Студия вышивки «Лебедушка», в рамках деятельности которых обучающиеся имеют возможность прикоснуться к бытовым памятникам народной культуры, стать её творцами, её частью.

На занятиях обучающиеся получают представление о создании произведений декоративного искусства, о содержании и формах этого искусства. Они должны усвоить особенности структуры узора, особенности формы и цвета изобразительных мотивов в орнаменте, значение ритма и симметрии, виды узоров, способы составления несложного орнамента в полосе, квадрате, круге. Все эти знания дети получают посредством исследования произведений прикладного искусства, созданных в народных художественных традициях.

Практические занятия, а именно вышивка на платочках и прихватках, полотенцах, или же роспись народных игрушек (свистулек) позволяют детям понимать значимость приложенных усилий, видеть результат собственного труда. Также формируется связь с народной культурой, уважение с истории и традициям родной земли.

Народное искусство, как часть его, народное художественное творчество, во все времена несло в себе огромный потенциал духовности и нравственности. Сформированность нравственного, эстетического потенциала обучающихся является одной из ключевых компетенций, которая сегодня показывает уровень духовно-нравственного воспитанности. Соответственно, включение в систему духовно-нравственного воспитания школы программ, связанных с изучением декоративно-прикладного народного творчества, даёт возможность повысить уровень духовной культуры школьников и развить в них патриотизм.

Библиографический список

  1. Русская народная игрушка как особый вид народного творчества:  http://www.coolreferat.com. (дата обращения 18.12.13)
  2. Международный образовательный портал: http://www.maam.ru. (дата обращения 14.10.14)
  3. Место и роль народных игр в социализации детей: http://www.bestreferat.ru. (дата обращения 08.05.14)
  4. Карпенко Е.Л. «Воспитание народной культурой», 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Декоративно-прикладное народное творчество

Умение расписать глиняную игрушку или вырезать фигурную доску постепенно уходит из нашей жизни. А как хорошо иногда подивиться красоте яркого павловопосадского платка, порадоваться запаху свежевырезан...

Декоративно-прикладное творчество (лекажур)- как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности

Декоративно-прикладное творчество (лекажур)- как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности...

Краеведческий курс декоративно-прикладного и изобразительного творчества "ИСТОКИ"

Краеведческий курс декоративно-прикладного и изобразительного творчества "ИСТОКИ" включает в себя: программу курса, методичксие разработки, фото. Программа разработана для детей 1-4 классов ...

«Формирование социально – бытовых умений, необходимых современному школьнику в соответствии с требованиями ФГОС».

Современное образование в соответствии с содержанием новых образовательных стандартов нацелено на овладение учащимися такими компетенциями, которые позволят им самореализовываться в дальнейшей жизни, ...

доклад «Формирование социально – бытовых умений, необходимых современному школьнику в соответствии с требованиями ФГОС»

В настоящее время проблемы, связанные с формированием  оценочных  умений,  можно  отнести  к  наиболее  актуальным. Реализация  ФГОС НОО требует от  педаго...