доклад «Формирование социально – бытовых умений, необходимых современному школьнику в соответствии с требованиями ФГОС»
календарно-тематическое планирование

Тарасова Алёна Анатольевна

В настоящее время проблемы, связанные с формированием  оценочных  умений,  можно  отнести  к  наиболее  актуальным. Реализация  ФГОС НОО требует от  педагога изменения к подходу оценивания умений  воспитанников  в процессе обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_mo_vosp_2109g_may.docx23.76 КБ

Предварительный просмотр:

 

         

Муниципальное  (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся,  воспитанников с ограниченными возможностями здоровья -  Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат.

Выступление на методическом объединении школы

 

доклад

«Формирование социально – бытовых умений, необходимых современному школьнику в соответствии с требованиями ФГОС»

Подготовила воспитатель

 

                                                                                        Тарасова А, А.

2019год

«Формирование социально – бытовых умений, необходимых  современному школьнику в соответствии с требованиями ФГОС».

Суть развития ключевых компетентностей: «научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить» (Жак Делор).

 

 

 

                                                                      Введение

В настоящее время проблемы, связанные с формированием  оценочных  умений,  можно  отнести  к  наиболее  актуальным. Реализация  ФГОС НОО требует от  педагога изменения к подходу оценивания умений  воспитанников  в процессе обучения. Система контроля и оценки не может сейчас ограничиваться только  проверкой  усвоения  знаний  и  выработки  умений и навыков . Перед ней стоит более важная  социальная задача:  развить у  воспитанников умение  контролировать,  прежде всего,  самого  себя,  критически  оценивать  свою  деятельность, находить ошибки, пути их устранения, определять границу своих знаний.

Целенаправленное формирование у  обучающихся контрольно -оценочных  умений возможно только при использовании  современных  образовательных  технологий  и методических приемов.  .

 

 

Современное образование в соответствии с содержанием новых образовательных стандартов нацелено на овладение учащимися такими компетенциями, которые позволят им самореализовываться в дальнейшей жизни, получать удовольствие от процесса образования и достижения результатов.

 

Компонент «жизненной компетенции» рассматривается в структуре образования как овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми ребенку с ОВЗ в обыденной жизни. Если овладение академическими знаниями, умениями и навыками направлено преимущественно на обеспечение его будущей реализации, то формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем. При этом движущей силой развития жизненной компетенции становится также опережающая наличные возможности ребёнка интеграция в более сложное социальное окружение.

Для детей с ОВЗ среди многообразия формируемых компетенций важнее всего выделить формирование следующих компетенций: коммуникативную, социально - трудовую, общекультурную, личностного самоопределения, ценностно- смысловую. Разные виды компетенций не существуют независимо друг от друга, они координируются в процессе социальных практик, дополняют одна другую и входят как компоненты в структуру личности.

Обязательным направлением работы по реализации образовательной программы в соответствии с ФГОС нового поколения является формирование социально-трудовой компетенции. Знания и умения, способствующие социальной адаптации, помогают развивать и совершенствовать у учащихся навыки самообслуживания, санитарно-гигиенические навыки, ведение домашнего хозяйства, ориентировку в окружающей среде, трудовое воспитание, сформировать правильное представление по вопросам создания благополучной семейной жизни, взаимоотношений между членами семьи, о путях решения конфликтных ситуаций, решения экономических проблем.

Организуя трудовую деятельность, воспитатель обеспечивает всестороннее развитие воспитанников, помогает им обрести уверенность в своих силах, сформировать жизненно необходимые умения и навыки, воспитывает ответственность и самостоятельность. Необходимо так организовать труд обучающихся, чтобы он активизировал их физические силы и умственную деятельность.

Наблюдения показали, что уровень сформированности социально значимых качеств личности воспитанников: аккуратности и бережливости большей частью ниже среднего. В качестве показателей сформированности социально значимых качеств личности были взяты следующие умения и навыки:

- умение аккуратно складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь;- умение замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде;

- умение поддерживать порядок в группе ;

- умение самостоятельно, быстро и аккуратно убирать постель после сна;

- выполнение обязанностей дежурного по спальне, в классе, в столовой;

- отношение к природе (поливать комнатные растения, рыхлить почву,

протирать листья комнатных растений).

Формирование социально значимых качеств личности осуществляется в процессе трудового воспитания. Основными методами и приемами являются объяснения и показ способов выполнения трудовых действий, приемов использования материалов и орудий.

Педагогический процесс строится с опорой на следующие виды работ:

-формирование комплексного навыка соблюдения гигиены жилья, представлений о своем доме, его интерьере;

- умение пользоваться бытовыми предметами для уборки помещений ;

-формирование трудовых навыков в процессе работы в столовой и в других помещениях.

Бытовой труд в нашей повседневности занимает весьма значительное место. Уборка, стирка, утюжка и прочие дела - не перечислить, как их много. Приучать школьников к выполнению домашних дел необходимо не только потому, что мы их должны готовить к будущей самостоятельной жизни. Главное – привлекая учащихся к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку у них трудиться и заботиться друг о друге, формируя тем самым благородные побуждения.

Именно с бытового труда и начинается трудовое воспитание. Воспитанники с удовольствием берутся за любые дела, выполняют поручения взрослых, помогают в домашней работе, но при этом их больше привлекает процессуальная сторона дела, а не результат; их трудовая активность нередко зависит от внимания окружающих и их позитивной реакции. В связи с этим необходимо предлагать школьникам разнообразные виды труда, обновлять их содержание, поддерживать стремление к работе и веру в успех, стимулировать эмоциональное отношение к результатам деятельности. Вот почему воспитатели должны стремиться не просто привить воспитанникам трудовые навыки, но и помочь им увидеть результат своего труда, пользу от него.

Выполнение большей части трудовых поручений, связанных с хозяйственно-бытовым трудом, воспитывает у учащихся умение действовать сообща, в коллективе.

При формировании социально-бытовых знаний, навыков и умений можно использовать различные виды игр и игровые приемы:

 сюжетно-ролевые, где роли исполняются самими воспитанниками;

 моделирование реальных ситуаций;

 проблемные ситуации, требующие применения знаний и умений в измененных условиях;

 имитирующие игры, когда имитируется какой-то трудовой процесс (стирка одежды, чистка обуви, пришивания пуговиц и так далее);

 конкурсы, соревнования «Самая аккуратная вешалка», «Кто быстрее наведет порядок».

Формирование социальных компетенций невозможно без навыка общественного поведения.

Использование сюжетно-ролевых игр применимо при изучении многих тем, например: «Знакомство», «Поведение в общественных местах», «Мы участвуем в эстафете », «Подарок», «Приём гостей», «В магазине» и т. д.

Социальная компетентность базируется на таких личностных образованиях как мотивация достижения, произвольность, позитивное отношение к себе, высокая самооценка, способность к конструктивному поведению в трудных ситуациях. Их развитие во многом определяется той атмосферой, которая создается воспитателем в группе. Исходя из этого, создание особой атмосферы предполагает:

- оказание поддержки ребенку со стороны воспитателя;

-демонстрация ему любви и принятия;

-отказ от запугивающих стратегий и тревожного типа воспитания;

-создание ситуаций успеха, опора на успех при организации деятельности;

-оказание помощи в преодолении трудностей;

-поддержку веры воспитанника в себя;

-развитие функций самоконтроля и саморегуляции и опору на них при организации взаимодействия.

Формирование ключевых компетенций у учащихся коррекционной школы – это длительный процесс. Успешность этой работы зависит от того, какие методы в своей работе применяет воспитатель, сформирована ли положительная мотивация обучения и воспитания, насколько всё это интересует воспитанников. Необходимо, используя все возможности учащихся, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли быть социально адаптированными в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Защита проекта по теме "Формирование предметных и универсальных действий у младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения"

В октябре 2012 года в "Волгоградской государственной академии повышения квалификации и переподготовки работников образования" на курсах я принимала участие в выполнении и защите проекта по теме "Содер...

Семинар учителей начальных классов: «Формирование метапредметных и предметных компетенций млад-ших школьников в соответствии с требованиями ФГОС»

Семинар учителей начальных классов:«Формирование метапредметных и предметных компетенций младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС» Дата: 24.01.14...

Рефлексия семинара для учителей начальных классов «Формирование метапредметных и предметных компетенций младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС на уроках и во внеурочное время»

21 октября на базе МОУ  СОШ №7 села Стародубского прошёл семинар для учителей начальных классов «Формирование  метапредметных и предметных компетенций младших школьников в соответствии с тре...

Формирование читательской компетентности младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС

Данное пособие поможет учителям начальной школы формировать читательскую компетентность младших школьников. В нём представлены основные виды работ и упражнений по развитию читательской компетентности ...

«Формирование социально – бытовых умений, необходимых современному школьнику в соответствии с требованиями ФГОС».

Современное образование в соответствии с содержанием новых образовательных стандартов нацелено на овладение учащимися такими компетенциями, которые позволят им самореализовываться в дальнейшей жизни, ...

Формирование читательской грамотности младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС

Данное пособие поможет учителям начальной школы формировать читательскую грамотность младших школьников. В нём представлены приемы и технологии формирования у детей способности к целенаправленному осм...