Урок русского языка 2 класс " Буква ь"
план-конспект урока (2 класс) на тему

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_17.02.docx582.3 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

1.Оргмомент.

Слайд 1 (урок русского языка).

Слайд 2.

На уроке не зевай –

Сразу всё запоминай.

Чтоб минутка не пропала,

Мысль чтоб точно в цель попала!

Чтобы в русском языке

Равных не было тебе!

Инсценировка «Таинственная Незнакомка»

2. Чистописание.

Слайд 3 .

На лепестках буквы: я, е, ё, и, ь, ю

Вот ромашка не простая,

А чудесная какая.

Букву лишнюю найдите,

Всем нам чудо покажите.

Какая буква лишняя? (ь)

Почему? ( не обозначает звука)

Какое общее свойство есть у всех остальных букв? (обозначают мягкость согласных звуков, могут обозначать звук [й’])

Напишем красиво букву «ь».

Нарисуем мягкий знак

Нежно капелькой

Вот так:

Букву капелька смягчит,

Слово мягко прозвучит.

Слайд 4 (написание мягкого знака).

(ь, пь, ль, ть ,гь) – верхнее и нижнее соединение

3. Словарная работа.

Слайд 5.

… большой души                                                            вет…р

бросать слова на …                                                         …зык  

проглотить …                                                                  в…р…бей

слово не … ,    вылетит – не поймаешь                        ч...л...век              

Как вы думаете, какое задание можно придумать? (вставить пропущенные буквы в слова и вставить  подходящие по смыслу слова в образные выражения)

Как вы думаете, кто может быть большой души? (человек)

Покажите на веере пропущенные буквы.

О каком человеке так говорят? (благородный, чуткий)

Куда можно бросать слова? (на ветер)

Покажите на веере пропущенные буквы.

Когда так говорят? (говорит необдуманно, не отвечать за свои слова)

Что можно проглотить? (язык)

Покажите на веере пропущенные буквы.

Когда так говорят? (не отвечать, молчать)

Что вылетит и – не поймаешь? (воробей)

Покажите на веере пропущенные буквы.

Когда так говорят? (сказанные слова не возьмешь обратно; думай прежде, чем сказать, чтобы не сожалеть о сказанном )

Я хочу, чтобы про каждого из вас могли бы сказать, что Вы человек большой души. А сегодня на уроке мы не будем сидеть словно проглотили язык, не будем бросать слова на ветер, потому что слово – не воробей, вылетит  - не поймаешь.

Запишите только те слова, которые вставляли в высказывания.

Поставьте ударения, подчеркните опасные места.

                   

4. Формулирование проблемы. Планирование деятельности.

Я волшебник, захочу – появлюсь и превращу

Мел, которым пишут в школе,

В мель, опасную на море.

Кто волшебник – отгадай,

Выше руку поднимай. (ь)

Правильно, волшебник этот - мягкий знак.

Попробуйте сформулировать тему урока. (буква «ь»)

Слайд 6 (Буква ь).

Составим план работы на урок.

План:

  1. Роль мягкого знака в словах.
  2. Правописание слов с мягким знаком.
  3. Перенос слов с мягким знаком.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

  1. Актуализация знаний.

Мягкий знак приглашает нас в путешествие. Попробуем открыть его тайны.

Игра «Стань волшебником»

Я хочу, чтобы  волшебником был не только ь, но и вы.

Запишите слова в столбик парами.

Попробуйте превратить слова:

Слайд 7.

мел – (в мелкое место) мель

угол – (в топливо) уголь

шест- (в число) шесть

Сколько букв в слове «шест»? А «шесть»?

Сколько звуков в слове «шест»? А в слове «шесть»?

Запишите эти слова,  рядом запишите транскрипцию. (два учащихся на доске)

Почему во втором слове букв больше, чем звуков? (ь звука не обозначает)

Вот мы раскрыли первую тайну мягкого знака.

Слайд 8 (ь звука не обозначает).

 

Слайд 9

Мягкий знак загадал загадки, попробуем их отгадать.

Отгадки запишите в строчку.

Он в сапожках красных бродит,

Из воды сухим выходит.

Шею важно выгибает,

Криком «ГА-ГА-ГА!» встречает.

(гусь)

Меня в лесу оставили,

Весь век торчать заставили.

В ушанке белой я зимой,

А летом – с бритой головой.

(пень)

Рыжий зверь в печи сидит,

Рыжий зверь на всех сердит.

Он от злости ест дрова

Целый час, а может два.

(огонь)

Ходит плавно взад – вперед,

А полов не достает.

Кто уходит иль войдет,

Ручку ей всегда пожмёт.

(дверь)

Что интересного заметили в этих словах? (ь на конце слова)

Какую функцию выполняет ь на конце слова? (обозначает мягкость предыдущего согласного)

Подчеркните мягкий знак.

Вот мы и открыли вторую тайну мягкого знака.

Слайд 10 ( ь обозначает мягкость согласных в конце слова).

А теперь опять станем  волшебниками.

Спрячь ь в середину слова:

Слайд 11.

уголь – (угольки)

окунь –  (окуньки)

пень – (пеньки)

Что общего у слов? (мягкий знак в середине слова)

Между какими буквами он находится? (между буквами согласных звуков)

Какую роль выполняет? (обозначает мягкость согласного звука перед согласным звуком)

Вот мы открыли третью тайну ь знака.

Слайд 12 (ь обозначает мягкость согласного в середине слова).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Если в слове на конце пишется ь, то тянемся руками вверх.

Если ь в слове не пишется, приседаем.

Если ь пишется в середине слова, делаем наклоны влево и вправо.

Карась, апрель, альбом, мороз, тюльпан, мебель, ужин, мальчик, пряник.

Работа над правилом.

Откройте учебник на ст.125.

Прочитайте правило про себя, вслух.

Сколько частей в правиле?

Назовите ключевые слова в первой части.

Какие ключевые слова во второй части?

Как обозначается мягкость согласного звука на письме?

Могут ли гласные е, ё, ю, я, и обозначать мягкость согласных в начале слова? (нет) После согласного? (да) Приведите примеры. После гласного? (нет)

Где пишется ь, если он обозначает мягкость согласного?

С какой орфограммой познакомились?

Слайд 13.

Давайте попробуем открыть последнюю тайну ь.

Если слово с мягким знаком не помещается на строке, что мы должны вспомнить. (правила переноса слов с ь)

Расскажите его.

Запишите слова,  разделив их для переноса.

Пальто, яблонька, рельсы, васильки, тоненький, учительница. (учащиеся по очереди пишут на доске)

Вот мы открыли четвертую тайну ь.

Слайд 14 (При переносе слов с ь, мягкий знак остаётся на строчке с согласным.)

Слайд 15.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

  1. Развитие умений, применение знания.

Я составила текст, а мягкий знак перепутал все предложения.

Но оставил нам подсказку.

Составьте текст из предложений, соблюдая следующую последовательность.

Слайд 16 (+ карточка).

1пр –со словом, имеющим Ь в конце

2пр –со словом, имеющим Ь в середине между согласными

3пр –со словом, имеющим Ь в конце

4пр, в котором есть 2 слова с Ь в конце и слово с Ь в середине между согласными одновременно

У него бол…шие ветвистые рога

В чаще леса скрылся лос…

Лос… - сил…ный звер…

Он ест травку и ветки, любит сол…

Прочитайте получившийся текст.

Запишите, выделив орфограмму буква ь, или текст запишите дома, озаглавив его.

Мягкий знак хочет проверить, правильно ли вы раскрыли его тайны.

Перед вами карточка. На ней задания трех уровней сложности.

1 уровень (наиболее простой)

Запиши слова, вставив ь и буку перед ним. Подчеркни орфограмму.

сире__                шко__ник

тюле__               ого__ки

ладо__                де__фин

грус__                тю__пан

2 уровень (задания сложнее)

Запиши слова, вставив, где нужно ь, раздели слова с ь для переноса.

лебед_, снегир_, зон_ты, ступен_ки, пал_ка, олен_, сосул_ка, вешал_ка

3 уровень (самый сложный)

В каких слова могут встретиться такие буквосочетания? Запиши несколько слов. Подчеркни орфограмму буква ь.

C:\Users\Учитель\Pictures\2015-02-10\001.jpg

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

  1. Итог урока.

Слайд 17.

Подведем итог урока. Проверим свои знания.

Напишем диктант «+» - « - ».

Ставим знаки + и – в строчку.

«Плюс» поставь, когда в словах

Ты напишешь ь.

Если в слове его нет,

«Минус» напиши в ответ.

Первая строчка.

День, динь, сон, тень.

Вторая строчка.

Сыр, сок, лось, лень.

Третья строчка.

Нос, нёс, рыть, ныть.

Четвертая строчка.

Кон, конь, шум, шить.

Проверьте себя, сверяя со слайдом.

++-+

--++

--++

-+-+  

Встаньте, кто не допустил ни одной ошибки. (Молодцы!)

Поднимите руку, кто допустил одну или две ошибки. (Вам нужно еще поработать над правилом)

Те кто допустил 3 и более ошибок, вам нужно еще раз поработать над этой темой дома.

С какой орфограммой работали сегодня на уроке?

Для чего в словах нужен мягкий знак?

7.Рефлексия.

Слайд 18.

У вас на парте лежит мягкий знак. Чьи тайны мы открывали на уроке. Нарисуйте, пожалуйста, такое лицо, какое соответствует вашему настроению сегодня на уроке русского языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок. Русский язык. Письмо букв Ж ,ж. Литературное чтение. Звук [ ж ], буквы Ж, ж.

Интегрированный урок. Русский язык. Письмо  букв Ж ,ж. Литературное чтение. Звук [ ж ], буквы Ж, ж.Цели. Формировать графические навыки письма, отрабатывать каллиграфию; создать с детьми алгоритм...

Открытый урок русского языка "Большая буква в именах собственных" 2 класс.

Знакомство учащихся с новой орфограммой – заглавной буквой в именах, отчествах, фамилиях, кличках животных, названий улиц, деревень, городов. Учить распознавать имена собственные, прививать любовь к с...

Урок русского языка "Большая буква в именах, отчествах, фамилиях", 2 класс

Конспект и презентация к уроку русского языка во 2 классе. Система развивающего обучения Л.В. занкова....

ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема «Системно-деятельностный подход на уроке Русского языка «Орфография. Буквы безударных гласных в корне слова» (УМК «Школа 2100», 3 класс)

В настоящее время произошли серьезные изменения в сфере образования. Принятие нового стандарта в начальной школе не только повлекло за собой пересмотр давно сложившейся системы образования, но и позво...

Конспект урока русского языка "Заглавная буква", 1 класс

Конспект урока русского языка "Заглавная буква", 1 класс...

Урок русского языка «Дифференциация букв З, з – С, с» (1 класс)

Тема урока: «Дифференциация букв З, з – С, с» Цель: учить дифференцировать буквы и звуки, составлять связный текст по опорным словам. Задачи: - развивать фонематический слух, речь, внимание, аккура...

Урок русского языка "Заглавная буква в именах собственных" 2 класс

Урок - путешествие в страну заглавных букв.Форма урока выбрана с учётом возрастных особенностей детей, что способствует активации познавательной деятельности учащихся, возбуждению интереса к познавате...