Методическая разработка по теме: «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников»
методическая разработка (1 класс) на тему

Тришина Ирина Анатольевна
Данная работа направлена на развитие экспериментально – исследовательской деятельности детей 5-7 лет. Предлагаемая разработка содержит теоретический и практический материал, раскрывающий разнообразные формы исследовательской работы. В разработке представлены рекомендации по укомплектованию основным оборудованием и материалами; предложены конспекты занятий, игр, экспериментов для детей старшего дошкольного возраста. Работа предназначена работникам дошкольных образовательных учреждений, учителям начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mr.docx26.51 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая  разработка по теме:

«Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников»

Тришина И.А.

Аннотация.

Данная работа направлена на развитие экспериментально – исследовательской  деятельности детей 5-7 лет. Предлагаемая разработка содержит теоретический и практический материал, раскрывающий разнообразные формы исследовательской работы. В разработке представлены рекомендации по укомплектованию основным оборудованием и материалами; предложены конспекты занятий, игр, экспериментов для детей старшего дошкольного возраста.

Работа предназначена работникам дошкольных образовательных учреждений, учителям начальных классов.  

Введение

       «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность самостоятельно ставить вопросы, получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл». 

К. Е. Тимирязев

       Ребенок с рождения  является первооткрывателем, пытливым исследователем того мира, который его окружает. Ученые доказали, что исследование является одним из ведущих видов деятельности ребенка-дошкольника. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, первооткрывателем. При этом взрослый не учитель и наставник, а равноправный партнер, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность. Умение наблюдать рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, чёткость и красоту речи. Познание природы будит «ребячьи мысли», способствует развитию творчество и самостоятельности, учит вдумчиво относиться к природе. Из выше сказанного следует, что нужен особый подход к обучению, который построен на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего.

 Это – исследовательское обучение, так как оно направлено на развитие у ребенка умений и навыков научного поиска.

Актуальность данной разработки заключается в  развитии системы организации  экспериментально – исследовательской  деятельности  с детьми старшего дошкольного возраста, направленной на обеспечение качества дошкольного образования  и интеграцию образовательных областей в соответствии с Программой.

Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментально – исследовательской  деятельности.

 Задачи:

- изучить и проанализировать методический материал по данной теме;

- обобщить и систематизировать теоретический и практический материал по данной теме;

- формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником;

- предложить накопленный  теоретический и практический материал для внедрения в практическую деятельность.

Предлагаемая разработка содержит теоретический и практический материал, раскрывающий разнообразные формы исследовательской работы, которые легко вписываются в общую сетку занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Именно этот возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности (целой группой, в парах или тройках). И, что немало важно, разработка учитывает совместную  исследовательско – экспериментальную деятельность детей, педагогов и родителей.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что представленный материал поможет решить одну из важных проблем по организации экспериментально – исследовательской деятельности в ДОУ.

Данный опыт апробирован на практике  в  подготовительной группе МБОУ « Баргузинская СОШ» и может быть полезен всем участникам воспитательно – образовательного процесса, групп, воспитывающих детей разного возраста.

В перспективе:

1. Разработка презентационных материалов, распространение опыта работы на уровне образовательного учреждения, районном и республиканском     уровне.

2. Разработка новых педагогически целесообразных и дидактически обоснованных способов обучения и воспитания одаренных детей.

3. Методическое оформление инноваций, дающих возможность их массового использования.

4. Разработка алгоритма мониторинга качества экспериментально – исследовательской работы.        

Теоретические  и практические основы экспериментально - исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет экспериментально - исследовательская деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В  процессе деятельности, с целью выявить  скрытые существенные связи с явлениями природы, дети образуют  новые объекты. В дошкольном возрасте такие пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности.

В этом возрасте, во время проведения непосредственно образовательной деятельности, воспитанники должны получать только положительные эмоции, удовлетворение и чувство самоуважения от достигнутых результатов.

 Следовательно, нужен особый подход к обучению, который построен на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Это – исследовательское обучение, так как оно направлено на развитие у ребенка умений и навыков научного поиска, на воспитание истинного творца. А это значит, что исследовательская деятельность должна быть свободной, практически нерегламентированной какими-либо внешними установками или временем.

Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней, и чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать её красоту, это качество нужно прививать с раннего детства.

С самого рождения детей окружают различные явления природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер; зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах;  собирают камни; рисуют на асфальте мелом; играют с песком, водой.   Предметы и явления природы входят в жизнедеятельность ребят, являются объектом наблюдений. И для того, чтобы ребенок как можно лучше познал мир, должна проводиться работа по экспериментально - исследовательской деятельности.

По мнению академика Н.Н. Поддьякова, «…в деятельности экспериментирования, ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного познания и освоения. Процесс познания – творческий процесс, и задача взрослых – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия».

Дети дошкольного возраста очень наблюдательны. Наблюдая окружающий мир, они делают свои выводы, умозаключение, устанавливают причинно-следственные связи в природе. И поэтому, различные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как представлены с учетом актуального развития дошкольников.

Технология экспериментальной деятельности  разбивается  по месяцам, а в ряде случаев и по неделям: ее особенность - максимально эффективно использовать в работе с детьми по ознакомлению с явлениями природы благоприятные периоды каждого сезона.

Например, познание свойств снега проводится в зимний период, а изучение песка в теплые месяцы; ознакомление с луной, звездами, ночным небом -  лучше организовывать в ноябре, декабре, январе, в это время самый короткий день, и поэтому возможны наблюдения с ребятами на прогулке.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Это объясняется тем, что детям присуще наглядно - действенное и наглядно - образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой  метод соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте этот метод – ведущий, а в первые три года – практически единственный способ познания мира.

Одно из направлений детской исследовательской деятельности - опыт. Ребята с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр.

Проведение опытов способствует пробуждению детской любознательности, вовлечению ребенка в активное основание окружающего мира. Каждый раз детям дается возможность проявить фантазию и высвободить творческую энергию, развивать наблюдательность, умение самостоятельно делать выводы.

Очень интересно наблюдать за детьми, когда они самостоятельно находят ответы на заданные вопросы. Сколько радости, интереса и восторга видишь в глазах ребенка. После проведения очередного опыта у детей появляется «неутолимая» жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире.

Экспериментально - исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследование часто перерастает в реальное творчество.

В процессе экспериментирования дети получают возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый  не учитель - наставник, а равноправный партнер, что позволяет ребенку проявлять собственную экспериментально -  исследовательскую активность.

В подготовительной группе проведение экспериментов должно стать нормой жизни, их надо рассматривать не как развлечение, а как путь ознакомления ребят с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов.

Эксперименты позволяют объединять все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях.

Поэтому, детское экспериментирование характеризуется общей направленностью на получение новых сведений о том или ином предмете, явлении, веществе. Получение новых знаний и сведений выступает при этом, как основной мотив деятельности с ярко выраженной установкой, на получение чего-то нового, неожиданного. В этом и заключается основа чрезвычайной гибкости детского экспериментирования, способности детей перестраивать свою деятельность в зависимости от полученных результатов.

        Для того чтоб выстроить работу системно, в определённом логическом порядке, разработала комплексно — тематический план по экспериментальной деятельности для подготовительной группы.  

Познавательно — исследовательская деятельность может быть «обрамлена»  различными  видами деятельности. Возможны следующие сочетания:

— чтение небольшого художественного произведения, вводящего в конкретную тему, затем, собственно опыты и эксперименты;

— познавательно —исследовательская деятельность, затем продуктивная деятельность, продолжающая тему (рисование, аппликация, конструирование, лепка);

— познавательно — исследовательская деятельность, затем сюжетная игра (по мотивам путешествий по карте). В играх развивается умение анализировать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости между предметами и их особенностями.

Занимательные игры — опыты и игры — эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества  «Чудесные зёрнышки», «Воздух», «Три состояния воды», «Ветер», «Песок и Глина»   «Почва», «Камни», «Воздух», «Круговорот воды в природе», «Вулканы», «Растения»,  и т.д.

Содержание своей работы реализую в следующих блоках педагогического процесса:

— совместная деятельность педагога с детьми;

— свободная самостоятельная деятельность детей.

Блок совместной деятельности взрослого с детьми является, на мой взгляд, основным в формировании у детей опытно-исследовательских навыков. К этому блоку относятся опыты и эксперименты, игры — путешествия, игры — эксперименты, игры — опыты.   Хочется отметить, что сложность опытов в этом возрасте возрастает. У детей формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно на них ответить. Через элементарные опыты у детей я планирую сформировать представления о физических свойствах жидких и твёрдых тел. Ребята не только научатся определять физические свойства тел, но и самостоятельно делать простейшие умозаключения.

В ходе  занятий  целенаправленно формируются предпосылки к универсальным учебным действиям (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Примерный план занятий по модулям

Модули

Познавательные процессы (9 ч)

Исследовательские умения (7 ч)

Коллективное творчество (9 ч)

Наблюдения, опыты и эксперименты (8ч)

1

Включи память!

Что такое исследование.

Игра «Зоопарк»

Опыт «Бездонный бокал»

2

Секрет порядка.

Наблюдение и наблюдательность.

Игра «Подготовка к состязаниям»

Опыты «На что способен наш мозг»

3

Стань лучшим!

Острый взгляд

Игра «Гуляющие цыплята»

Опыт «Надорванная полоска»

4

Стань лучшим!

Что такое эксперимент.

Игра «Пиктографическое письмо»

Опыт «Почему не выливается»

5

В гости к пчёлам.

Экспериментирова

ние.

Игра «Сочинение рассказов»

Опыт «Варёное и крутое яйцо»

6

Полцарства за ковёр!

Гипотезы и провокационные идеи.

Игра «Фабрика игрушек»

Опыт «Лимон надувает воздушный шар»

7

Следопыты на месте не сидят! 

Учимся вырабатывать гипотезы.

Игра «Наша любимая сказка»

Опыт «Может ли кипеть холодная вода»

8

Шпионы опять шпионят.

Игра «Сказочный поезд»

 Опыт «Рисуем на молоке»

9

К настоящим волшебникам!

Игра «Подводное царство»

Заключение.

     Таким образом, я могу с уверенностью сказать, что специально организованное исследование свойств и качеств жидких и твёрдых тел - это грандиозное открытие для детей и неиссякаемый источник новой информации. На практике я  нашла подтверждение   тому, что экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребенка-дошкольника.

     Проводимая мною работа с детьми  подготовительной группы по элементарному экспериментированию дала положительные результаты. Дети активно проявляли познавательный интерес, который заметно возрастал с каждым днем. Что, в свою очередь помогло детям усвоить весь материал. В целом результаты за год возрастают в среднем на 4, 7%: первое полугодие – 76, 6%, второе полугодие – 81, 3%.

      Детские удивительные открытия находятся рядом, а посему только собственный опыт поможет ребёнку приобрести необходимые знания о жизни, как считает выдающийся психолог и философ С. Л. Рубинштейн: «Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть в процессе исследовательской деятельности». А нам, взрослым, необходимо создать условия для экспериментальной деятельности и поддерживать интерес ребёнка к исследованиям и открытиям!  И надо помнить: «Пустая голова не рассуждает. Чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать».  П. П. Блонский.